Алгоритм симплекс-метода




Занятие 3. Тема Решение ЗЛП симплекс-методом.

Вид занятия: лекция

Тип занятия: усвоения новых знаний

Цель:

· Закрепление основных понятий о ЗЛП,

· Повторение моделей ЗЛП,

· Повторение алгоритма перехода от одной формы ЗЛП к другой;

· Повторение алгоритма графического метода решения ЗЛП;

· Изучение идеи симплекс-метода;

· Изучение алгоритма симплекс-метода;

· формирование навыков самостоятельной работы по заданному алгоритму решения ЗЛП симплекс-методом;

· формирование умений самостоятельно пополнять знания, пользоваться учебной литературой и др. источниками.

 

 

В результате изучения темы студент должен знать:

ü Постановку ЗЛП, модели ЗЛП,

ü алгоритм перехода от одной формы ЗЛП к другой,

ü алгоритм графического метода решения ЗЛП;

ü алгоритм симплекс-метода.

В результате изучения темы студент должен уметь:

ü По заданному алгоритму осуществлять переход от одной формы ЗЛП к другой,

ü используя алгоритм симплекс-метода решения ЗЛП, по заданному образцу решать ЗЛП симплекс- методом.

 

Литературные источники:

 

1. Богомолов Н.В. Практические занятия по математике. - М.: Дрофа - 2010.- 400 с.

2. Богомолов Н.В., Сергиенко Л.Ю. Сборник дидактических заданий по математике. - М.-Дрофа-2009.

3. Григорьев С.Г. Математика: учебник для студентов сред. проф. учреждений / С.Г. Григорьев, С.В. Задулина; под ред. В.А. Гусева. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

4. Кремер Н.Ш. Теория вероятностей и математическая статистика: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 573 с.

5. Спирина М.С. Теория вероятностей и математическая статистика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.С. Спирина, П.А. Спирин. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 352 с.

6. Спирина М.С. Дискретная математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / М.С. Спирина, П.А. Спирин. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.

7. П.Е. Данко, А.Г. Попов, Т.Я. Кожевникова Высшая математика в упражнениях и задачах. Часть 1 и 2. - М.: Высшая школа, 2008.

8. Н.В. Богомолов Задачи по математике с решениями. - М.: Высшая школа, 2006

9. Н.В. Богомолов, П.И. Самойленко Математика. - М.: Дрофа, 2004

10. З.И. Гурова, С.Н. Каролинская, А.П. Осипова Математический анализ. Начальный курс с примерами и задачами- М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002

11. И.Д. Пехлецкий Математика. - М.: Мастерство, 2001

12. В.Ф. Бутузов, Н.И. Крутицкая. Математичесий анализ в вопросах и задачах. - М.: Физматлит, 2000

1. Изучение нового материала.

Идея симплекс-метода.

Симплекс-метод применяется для решения любых задач линейного программирования. Это универсальный, точный метод. Он принадлежит к категории методов последовательного улучшения плана.

- ОДЗ ЗЛП – выпуклое множество.

- Целевая функция принимает свое оптимальное значение в одной из целевых точек

Идея симплекс-метода в том, что он дает способ целенаправленного перебора части угловых точек (метод последовательного улучшения опорного плана).

      Последовательное улучшение плана идет по точкам А1, А2, А3, А4, А5 А6, А7 не будут исследоваться z (A1), z (A2), z (A3), z (A4), z (A5)

 

Идея симплекс-метода базируется на предположениях:

1) указывается способ построения начального опорного плана.

2) указывается критерий, с помощью которого оценивается проверяемый опорный план на оптимальность

3) если опорный план не оптимален, указывается способ перехода к новому опорному плану, более близкому к оптимальному.

 

Алгоритм симплекс-метода

1) проверяется каноническая форма

2) выделяется начальный опорный план и значение целевой функции для него

3) строится симплекс-таблица

4) проверяется значения оценок оптимальности в индексной строке. Если нет положительных оценок, то получим оптимальное решение

5) в базис вводится вектор, которому соответствует наибольшая положительная оценка. Этот столбец называется разрешающим

6) из базиса выводится вектор, которому соответствует симплексное отношение

Строка называется разрешающей

7) Строим новую симплекс-таблицу

2. Закрепление изученного материала.

 

Пример № 1. Решить ЗЛП симплекс-методом z = 2x1 – x2 + 3x3 – 2x4 → max

 

хj ≥ 0, j =

 

Решение.

z′ = – z = – 2х1 + х2 – 3х3 + 2х4 + 0·х5 → min

хj ≥ 0, j =

Р1 = Р2 = Р3 = Р4 = Р5 =

 

Б СБ АБ исходный опорный план = (0, 0, 1, 1, 2) z' () = – 1
– 2   –3    
– 3   – 1        
             
      – 1       → разрешающая строка
z'j – cj – 1   – 6       индексная (оценочная) строка
               
    разрешающий столбец
                   

Вместо вводим в базис

Симплексное отношение Q = min = 1

 

 

Таблица 2

Б СБ АБ  
– 2   –3    
– 3            
          – 1   → разрешающая строка
– 2     – 1        
z'j – cj – 8       – 7    
               
    разрешающий столбец

 

Вместо вводим в базис

Симплексное отношение Q = min =

 

Таблица 3

Б СБ АБ
– 2   –3    
– 3            
       
– 2      
z'j – cj      
  ↑ оптимальное значение целевой функции

Оптимальный план

х1 = , х2 = , х3 = 2, х4 = 0, х5 = 0.

 

 

Задача была преобразована, значит,

 

хopt =( ; ; 2; 0)

zmax =

Пример № 2. Решить задачу симплекс-методом:

 

Найти max Z = – 2х1 + х2 при

Решение.

 

I этап

а) если среди свободных членов в системе ограничения есть отличные, то соответствующие ограничения умножить на (– 1). В нашем случае это правило относится к III ограничению.

 

 

если в ограничении есть неравенство, тогда вводят дополнительные переменные, превращающие их в уравнения

 

 

Мы имеем канонический вид задачи:

 

 

min (– Z) = 2х1 – х2

 

б) в ограничениях, где дополнительные переменные вычитаются, прибавляют искусственные переменные с последовательными номерами х6, х7, их также прибавляют в целевую функцию:

 

,

где х1, х2 – главные переменные;

х3, х4, х5 – дополнительные переменные;

х6, х7 – искусственные переменные.

 

min (– Z) = 2х1 – х2 = Мх6 + Мх7

в) запишем векторы и коэффициенты при неизвестных и вектор свободных членов.

 

Р1 = Р2 = Р3 = Р4 = Р5 = Р6 = Р7 = Р8 =

 

г) строим первую симплекс-таблицу:

 

Базис С Р0 2 – 1 0 0 0 М М СВ
Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6 Р7
Р6 М       – 1          
Р7 М         – 1        
Р5 О   – 1            
Z – строка   – 2              
M - строка       – 1 – 1        

 

Заполним таблицу:

1. Заносим все векторы і).

2. в самой верхней строке записываем коэффициенты целевой функции при неизвестных.

3. Первичным базисом берем единичные векторы, образующие единичную матрицу, в данном случае Р6, Р7, Р5.

4. В столбец С переносят из верхней строки числа базисных векторов.

5. Для того, чтобы получить элементы последних двух строк, вектор С умножают последовательно на векторы Р0, … Р7 и от произведения вычитают числа из верхней строки.

 

СР0 – О = 4М + 5М +3О = 9М СР1 = М + 5М + (– 1)О – 2 = 6М – 2
СР2 + 1 = 2М + М + 1О – (– 1) = 3М + 1 СР3 – О = – М – О = – М и т.п.

 

В М строку записывают коэффициенты при М, а в строку Z – коэффициенты без М.

 

ІІ этап. Проверка оптимальности решения.

 

а) Критерий оптимальности. Функция достигает минимума, когда среди элементов М -строки (а потом Z -строки, начиная со ІІ-ой), нет положительных чисел. В противном случае нужно оптимизировать решение. Согласно таблице 1 решение не является оптимальным.

б) Тогда находим ключевой столбец – по наибольшему положительному числу в М-строке (а потом Z -строки, начиная со ІІ-го. Ключевой столбец показывает, какой вектор войдет в новый базис) у нас наибольшее М = 6, в новый базис вводим вектор Р1.

в) Находим симплексное отношение, для чего элементы Р0: отрицательные элементы ключевого столбца (на положительные и нули не разделяются). Ключевой столбец берется по min СВ = 1. Ключевая строка вторая, базис покидает вектор Р7.

г) Элемент, стоящий на пересечении ключевой строки и ключевого столбца, называется генеральным. В таблице 1 = 5 он обозначен.

III этап. Построение нового решения. (таблица 2)

 

а) Формирование нового базиса изменяя один вектор. В данном случае новый базис из векторов Р6, Р1 и Р7. Так как Р7 – искусственный вектор, то выбрасывают и М -строку.

б) Столбец С заполняют по правилу, указанному ранее – верхней строки.

в) Вычисления ведут таким образом:

1. Элементы ключевой строки делят на генеральный элемент и записывают в новую таблицу;

2. Ключевой столбец заполняют нулями;

3. Если в ключевой строке есть нули, то их столбцы переносятся без изменений.

4. Последние элементы находят по правилу прямоугольника. Для его построения в предыдущей таблице старый элемент соединяют с ключевой строкой и ключевым столбцом, а потом по строке и столбцу ведут до генерального элемента.

 

Таблица 2

Базис С Р0 2 – 1 0 0 0 М СВ
Р1 Р2 Р3 Р4 Р5 Р6
Р6 М     – 1    
Р7 2            
Р5 0          
Z – строка     1        
M - строка     – 1      

 

 

 

3М + 2 – 0 = 3М + 2 + – (– 1) = + и т.д.

 

Проверка показала, что в таблице 2 условия оптимальности не выполняются.

Снова ключевой столбец Р2. Находим симплексные отношения:

 

СВ1 = 3: = , СВ2 = 1: , СВ1 = 4:

Ключевая строка I. СВ min = . В новый базис вводится вектор Р2, а его покидает вектор Р6. Генеральный элемент , т.к. Р6 выводится из базиса, то М будет отсутствовать.

 

Таблица 3

Базис С Р0 2 – 1 0 0 0 СВ
Р1 Р2 Р3 Р4 Р5
Р6 – 1      
Р7 2        
Р5 0          
Z – строка        

3: = Z -строка

 

 

В столбце 3 не выполняются условия оптимальности. СВ1 = не имеет – < 0

2: . Из базиса выводим вектор Р5, а в базис будет введен Р3; генеральный элемент ; построим таблицу 4:

 

Таблица 4

Базис С Р0 2 – 1 0 0 0 СВ
Р1 Р2 Р3 Р4 Р5
Р2 – 1          
Р7 2          
Р5 0            
Z – строка          

 

 

Условия оптимальности выполняются. Оптимальное решение имеет вид:

 

Х1 = Х2 = min (– Z) = – max =

Задание:

1. Изучив опорный конспект, ответить на вопросы:

Ø Назвать, в каких формах существуют задачи линейного программирования (ЗЛП), в чем особенности каждой из форм;

Ø Алгоритм перехода от одной формы ЗЛП к другой;

Ø Алгоритм графического метода решения задач линейного программирования;

Ø Сформулировать идею симплекс-метода;

Ø Охарактеризовать симплекс-метод решения ЗЛП.

2. Внимательно разобрать образцы решенных примеров, записать их в тетрадь.

3. По образцу выполнить аналогичное задание домашней контрольной работы. Задание для домашней контрольной работы необходимо взять из «Методических рекомендаций», представленных далее, по порядковому номеру в списке группы. Можно выполнить в обычной тетради, сфотографировать или решить с использованием ПК и выслать на электронную почту преподавателя.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: