Тогда, в 1894 году, Серову и Коровину едва минуло по тридцать лет. Они были молоды, талантливы и полны замыслов. Инициатором их творческой ''командировки'' на Север был С.И. Мамонтов, который сам с С.Ю. Витте совершил двухнедельную поездку в северный край в июне 1894 года.
В те годы С. Мамонтов увлекся идеей постройки павильона ''Крайний Север'' на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде (планировалась открыться в 1896 году). Целью замысла было привлечение внимания русских промышленников к богатствам этого региона, что способствовало бы скорейшей постройке железной дороги.
(Журналист Е.Л. Кочетов, сопровождавший С.Ю. Витте в путешествии под псевдонимом Е. Львов, потом написал книгу ''По Студеному морю: Поездка на Север'', 1895г.).
Финансировал художников все тот же С.И. Мамонтов (''Серов с Костей Коровиным были на счет Мамонтова на севере – на Мурмане'', - свидетельствовал в своих записях М.В. Нестеров).
Сам Коровин вспоминал, что как-то приехали к Савве Ивановичу, и тот сказал ему: ''Вот что, в Нижнем будет Всероссийская выставка, мы решили предложить вам сделать проект павильона ''Крайний Север'', и вы должны поехать на Мурман. Dот и Антон (так звали Серова близкие) Серов хочет ехать с вами. Покуда до Архангельска дорога еще строится, вы поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе ''Ломоносов'' по Ледовитому океану.
- Интересно, и я бы поехал, - сказал художник Поленов, - полярное сияние, олени, киты, белые медведи…
Все как-то задумались, смотря на большую карту, которую Савва Иванович развернул на столе…''
Из поездки друзья-художники привезли 32 этюда. Часть этих работ была воспроизведена в уже упоминавшейся книге Е. Львова (Е. Кочетова). Большинство их хранится в Третьяковской галерее. Не так давно они экспонировались в Русском музее в Санкт-Петербурге.
|
Но Север до сих пор не видел этих картин Серова и Коровина. Поездка в Москву, в Третьяковскую галерею, с просьбой показать их у нас, не увенчалась успехом. Может быть, эта задача окажется по плечу открывшемуся в Мурманске художественному музею. А пока Печенгский районный музей располагает фотокопиями северных этюдов. Среди них многие посвящены Печенгской земле, имеют близкие и понятные нам названия: ''Лопарский поселок на Паз-реке'' (этюд более известен под названием ''Олень''), ''У лопарей'', ''Пароход ''Ломоносов'', ''Трифоно-Печенгский монастырь'', ''Трифонов ручей'', ''Рыбацкое становище на Мурмане'', ''Норвежский город Вардэ'', ''В тундре. На оленях'' и другие.
Свои северные работы В. Серов и К. Коровин экспонировали на ХIV периодической выставке МОЛХ. Интерес к ним был живым и неподдельным.
Затея Мамонтова была осуществлена наилучшим образом. Через полтора года после поездки художников на Север на территории Всероссийской промышленно-художественной выставки в Нижнем Новгороде по проекту К. Коровина был сооружен грандиозный павильон ''Крайний Север''. Выставка открылась 30 мая 1896 года и имела не только художественное, но и познавательное значение. К. Коровин объяснял: ''Стараюсь создать в просторном павильоне то впечатление, вызвать то чувство, которое я сам испытал на Севере''.
Художник Поленов сообщал жене: ''Северный павильон с Константиновыми фресками чуть не самый живой и талантливый на выставке''.
|
Приведем и некоторые из отзывов в печати: ''Своим видом он (павильон) напоминает промысловые постройки (фактории) по берегам Ледовитого океана. Стены его сплошь заняты картинами художника К. А. Коровина". (Я. Болотин ''Всероссийская выставка'' — ''Детский отдых'', М. 1896 г., №10 стр. 41).
''Ознакомлению с природой Севера, — говорилось в другой заметке, - много содействуют огромные полотна, принадлежащие кисти нашего талантливого художника К. А. Коровина и изображающие дикие места прорезываемые теперь железнодорожными рельсами: побережье Ледовитого океана, северное сияние и т. д. Впечатление, производимое картинами, очень глубокое''. (В. Иордан ''Всероссийская промышленно - художественная выставка в Нижнем Новгороде'' — ''Русское слово'' № 236, 1896 г., 2 сентября).
С.С. Голоушев писал: ''Картина ''Ловля трески'', которую… следует считать одним из крупнейших созданий русской живописи, отличные виды тундры и полярного берега с китом…''
В последующие годы жизни К.А. Коровин в своих произведениях неоднократно разрабатывал северные мотивы.
Справедливости ради следует сказать, что встречались не только восторженные, но и скептические отзывы. Так М.А. Морозов допустил колкие выпады в адрес В. Серова, хотя перед этим отметил в его северных работах ''что-то новое и живое'': ''… а все-таки, при виде произведения г-на Серова, говоря откровенно, гвоздит в мозгу – не проектируйся железная дорога на Архангельск, не было бы северных этюдов г-на Серова''.
Ну что тут сказать… Архангельская железная дорога только-только была построена, и большая часть населения России имела самое смутное представление о северном крае. А на картинах – виды тундры, лов рыбы, полярный берег с китом, северные олени, экзотические (по тем временам) лица жителей Севера, поморов, деревянные церквушки (в том числе церкви Печенгского монастыря…).
|
О том, какими были представления о Севере, мы можем узнать и из первых уст, предоставив слово автору воспоминаний (естественно, в сокращенном варианте). Итак.
К.А.Коровин. ''На Севере диком'' (''Возрождение'', Париж, 1932, №25-34, №25-35, №25-49. Орфография и пунктуация сохранены ).
…На полу раскрытые чемоданы. Я укладываю краски, кисти, мольберт и бинокль, меховую куртку, белье, большие охотничьи сапоги, фонарь и целую аптечку. Ружья не беру.
Я еду на Дальний Север, на Ледовитый океан. Писать с натуры, а возьмешь ружье, начнется охота и какие же тогда этюды? Беру только несколько крючков для рыбной ловли и тонкую английскую бечевку… Беру и компас…
Развернутая карта лежит на столе. Смотрю – Архангельск, а дальше – за Архангельском – ничего.
Мой приятель – архитектор говорит: ''Ага, видали! Никого и ничего, можно сказать пустое место, а вы, по-моему, зря едете. Туда преступников ссылают. Вы просто замерзнете где-нибудь в тундре, вот и все. Вам хотя бы собак свору взять, на собаках ехать. Там ведь лихачей нет, это вам не Москва. Кастрюлю тоже надо взять, обязательно соли. Там ведь все сырую рыбу жрут, а вы не можете. Будете навагу ловить, по крайней мере, уха будет.
И что это вам пришло в голову ехать к черту на кулички?.. Вон, смотрите на карту, - Мурманский берег, Вайгач, Маточкин шар… Шар! Какой же это шар? А это? Зимний берег? Летнего нет. Хороша местность, благодарю покорно. Названия одни чего стоят: Ледовитый океан, Сувой, Паной, Кандалакша, - арестантские…''
И только мы выходили, как в подъезде дома нам встретился В.А. Серов. ''Я к тебе, - сказал Серов, - знаешь, я решил ехать с тобой на Север. ''Отлично'', - обрадовался я.
— Савва Иванович Мамонтов говорил, что дорога строится, но по ней ехать еще нельзя… Как-нибудь с инженерами доедете до Двины, а там пароход есть.
— Как я рад, что ты едешь. Вот Вася все пугает, говорит, что нас самоеды съедят.
— Съедят, не съедят, — смеется Василий, — а кому нужно ехать за Полярный круг… И черт его знает, что это за круг такой… Пари держу, как увидите круг, так скажете, — довольно шуток, — и назад…
Кого я ни видал перед отъездом, никто, как и Вася, об этом старом русском крае толком не знал ничего...
От Вологды до Архангельска ведут железную дорогу. Прямо, широкой полосой прорублены леса. По ним ходит небольшой паровоз с одним вагоном. Называется это – времянка. Кое-где построены бараки для рабочих, сторожки для стрелочников. Новые и чистые домики… В одной сторожке пахнет свежей сосной и есть большая печь, а кругом бесконечные могучие леса. Века росли, умирали, падали, росли снова. Там никаких дорог нет.
Серов и я увидели, что днем писать с натуры нельзя: мешают мириады всевозможной мошкары, комаров, слепней. Лезут в глаза, в уши, в рот и просто едят поедом. Я и Серов намазались гвоздичным маслом, — не помогало. Мошкара темными облаками гонялась не только за нами, но и за паровозиком времянки…
Вечером к нам в сторожку пришел инженер-финляндец. Рассказал, что есть недалеко озера, небольшие, но бездонные, и показал пойманных там больших окуней, черных как уголь, с оранжевыми перьями красоты невиданной. Я сейчас же стал их писать. Финн состряпал из окуней уху, но ее нельзя было есть: пахла тиной. Так мы улеглись без ужина.
А в 5 часов утра уже началась порубка. Свалив деревья, рабочие оттаскивали их в сторону с просеки. И внезапно один из них увидел вдали высокого, странного оборотня, который тоже таскал старательно и усердно деревья на опушке чащи. Это был огромный медведь. Посмотрел, что делают люди, и стал делать то же: таскать, рыча, деревья. Медведь выходил на порубки каждый день. Когда рабочие кончали работу, уходил и он. Но только работа начиналась, он уже на опушке… Злая пуля уложила занятного бедного зверя.
…Медленно отходит океанский пароход «Ломоносов» от высокой деревянной пристани. Шумят винты, взбивая воду, оставляя за пароходом дорогу белой пены. Архангельск с деревянными крашеным домиками и большим собором с золотыми главами уходит вдаль.
Пассажиры попрятались в каютах и под брезентами на палубе. Матросы в желтых рубахах и штанах, пропитанных маслом, связывают огромные канаты. Дождь хлещет по палубе. Берега стали ровные.
— Тощища, — говорит Серов.
— Скоро море? — спрашиваю я у матроса.
— Не… Часа через два, — отвечает он сумрачно.
На пароходе пахнет рыбой. Круглые трюмы угрюмо обливает дождь.
— Покачивает... говорит сосед-пассажир, — Ветер с моря.
— Тоска...- повторяет Серов.
В каюте пахнет рыбой. Ложусь там на койку. Надо мною висят белые спасательные круги и пробковые пояса. Я смотрел-смотрел на круги и пробки и заснул. Вдруг слышу. Что-то шумит, трещит, и, чувствую, качает. Серов сидит против меня, бледный, и ест лимон.
— Море? — спрашиваю я.
— Гадость! — отвечает Серов, — Качает. Как ты можешь спать?
— Пойдем на палубу, посмотрим море...
— Не могу, — отвечает Серов, — Невозможно. Тошнит...
— Лежи на спине, пройдет…
...Я встаю и выхожу из каюты, ударяясь о стенки. По лестнице выбираюсь наверх.
Волны с шумом бросают брызги на палубу. Пароход спускается вниз, и на него летят волны. Корма, у которой я стою, поднимается высоко. Я выбираю минуту и бегу в конец кормы, хватаюсь там за железное древко флага к вижу, как винты, вращаясь в воздухе, опускаются в темную воду. Корма ниже, ниже... Пароход как бы стал на дыбы. Но вот опять поднимается корма. По палубе бежит вода.
Иду к Серову. Он лежит в каюте. Около него сидят двое в кожаных пальто и форменных фуражках. Один представляется мне с улыбкой.
— Капитан Постников... А что же вы по палубе гуляете, не боитесь... Волной в миг смоет...
— Скажите, — обратился я тут к капитану, — а скоро будет Полярный круг?
— Круг? Да мы его сейчас проходим.
Мы поднялись с Серовым на палубу. Кругом нас беспредельный и мрачный тяжкий океан. Его чугунные волны вздымаются в бурной мгле. В темном небе прямо летит огромный белый орел.
— Альбатрос, — сказал капитан. — Святая птица, говорят, где живет, никто не знает, а всегда летит прямо и далеко... Сердца, говорят, верные, обиженные, к Богу относит.
Слева идут полоски низких скал, которые оканчиваются маленькой одинокой часовенкой, освещенной сбоку проглянувшим полным солнцем. Так бедно и глухо, и безотрадно кругом, а эта светящаяся часовенка как бы подает надежду. Это и есть Святой Нос.
Пароход стал. Тихо. Черные скалы, наверху — огромные глыбы, будто их поставили великаны. Глыбы похожи на странных чудовищ. Бурые скалы высятся, как зачарованные. По берегу, до самого моря, громоздятся огромные, круглые камни, покрытые черными пятнами мхов. Со скал, как стрелы, летят черные птицы и садятся на воду.
— Обедать! — зовет капитан.
И вот началось пиршество... Семьдесят сортов закусок, русские, шведские, норвежские, пунш, шампанское, семга, оленьи языки, зубатка, пихша, кумжа, форели, — все это порто-франко, без пошлины. За столом радушные люди, все знакомятся друг с другом, всем весело, что мы обедаем за Полярным кругом... Эх, как видно, хорошо было в России и за Полярным кругом!
А ночью мы с Серовым прогуливались по палубе.
Огромный океан покрыт как бы темным шелком. Тихие воды. Слышен шум непотушенного паровика машины. Я и Серов смотрим с палубы на таинственный берег, погруженный в бурую полумглу — полусвет непогасшей северной зари. Мы смотрим на черные скалы и на огромные кресты поморов. Это их маяки.
Вдруг перед нами, из пучины вод, поднялась черпая громада корабля. Вот поворачивается, плавно ныряет. Что это? Нас обдало водой, мне залило за шею.
— Э, — кричит нам, смеясь матрос. — Выкупал нас…
Вдалеке вывернулась чудовищная тень. Это кит. Сильной струей, фонтаном, он пустил воду вверх. Как плавно и красиво огромный кит выворачивается в своей стихии. Должно быть, хорошо быть китом.
— Валентин, — говорю я Серову. — Что же это такое? Где мы? Это замечательно. Сказка.
— Да, невероятно... Ну и жутковатые тоже места... Эти глыбы как будто говорят — уезжайте-ка лучше отсюда подобру-поздорову.
Рано утром мокрые скалы весело заблестели на солнце. Они покрыты цветными мхами, яркой зеленью, алыми пятнами. На лодке мы причалили к берегу. У озера глубоко видно дно, а там, под водой, какие-то светлые гроты. И большие, в узорах медузы, розовые, опаловые. И белые. За низкими камнями берега открываются песчаные ложбинки и в них низенькие избы, убогие, в одно - два окошка, Я открываю шкатулку, беру палитру, кладу второпях краски. Это так красиво, удивительно: избы на берегу океана. Руки дрожат, так хочется написать это. Вдали, у океана, пишет Серов. Внезапно он кричит мне:
— Иди сюда, скорей!
Я бегу к нему. Вижу стоит Серов, а перед ним, поднявши голову, — большой тюлень, и смотрит на Серова дивными круглыми своими глазами, похожими на человеческие, только добрее.
Тюлень услышал мои шаги, повернул голову, посмотрел на меня и сказал: ''Пять-пять, пять-пять...''
Вышедшая из избы старуха-поморка позвала его:
— Васька, Васька.
Васька, прыгая на плавниках, быстро пошел к избе. У избы я кормил его рыбкой — мойвой, любовался его честными красивыми глазами, гладил его по гладкой голове и даже поцеловал его в холодный мокрый нос. Он повернул на бок голову, заглянул мне в глаза и сказал:
— Пять-пять…
…Безграничный Ледовитый океан. Над ним — прозрачное, холодное небо. К горизонту оно зеленоватое, далекое. Слева идет угрюмый скалистый берег, покрытый мхами. В.А. Серов и я поместились у кормы парохода. Мы смотрели на белые гребни за бортом, но это не пена от волн, это — белухи, белые особенные тюлени, большие и длинные. Они то появляются, то пропадают. Белух так много, что кажется — океан волнуется. Богат, как видно, жизнью Господин Ледовитый океан.
Пароход вошел в тихую широкую гавань, залив Святого Трифона у скал. На палубе уже собрались поморы — с мешками и багажом. Пароход остановился. Мы простились с капитаном и вышли из лодки на сырой песок берега, близ которого высились седые скалы.
Вскоре нас приютил небольшой деревянный домик Печинского (так по тексту) монастыря. Около него стоят еще три домишка карел... А около крыльца монастырского дома стоял небольшой олень. Его большие рога, похожие на сучья дерева, были как бы покрыты бурым бархатом. Умно и приветливо смотрели карие оленьи глаза. Я не мог не погладить его. Монах в камилавке помогал вносить наш багаж.
— Приехали, — сказал Серов, входя в дом.
— До чего любопытно кругом, — восхищался я.
Вскоре на столе появился самовар и лепешки. Из окна мы видели, как дымя, ушел «Ломоносов». Мы осмотрелись в нашем жилье. Что-то особо уютное и душевное было в этом доме, в двух маленьких монастырских покоях.
— Мне кажется, что еще и здесь качает, — сказал Серов. Я не ощущал качки совсем, но все же и я был рад, что нет больше противного пароходного запаха рыбы.
В окно виден залив Святого Трифона и скалы. Воздух прозрачный и светлый. Пахнет, как и у нас, под Москвою, осенним листом...
…Всю ночь, сквозь сон, я слышал прибой и шум ветра, а утром первое, что я увидел, — Серов у окна.
— Константин, посмотри, какие чудеса...
Я взглянул в окно.
Берег залива до самого нашего дома был покрыт расплавленным светлым серебром. Это была рыба. Огромными грудами она громоздилась по берегу до нашего дома, загромоздила калитку, крыльцо.
Внезапно вдали, над океаном, показались какие-то рыжие тучи, вроде паутины, которые быстро неслись, точно пепел по ветру. Странные тучи быстро приближались, летели к нам дымной стеной. Ясный день стал темнеть.
Я как раз разбирал краски, приготовляясь писать, но стало темнеть, ко мне вошел Серов.
— Что это, Константин, гроза, что ли? Как потемнело!
Рыжие тучи спускались с неба волнующими полосами. Стало темно совсем. Я зажег свечу.
В окне рыжая мгла и шум, особый шум: в летящем пепле слышны гортанные крики птиц. Это не пепел, это — птицы. Миллиарды птиц спустились на землю. Они покрыли все, как белые фонтаны вздымаются они с криками около дома. Плачущий птичий крик звенит в воздухе.
Когда стало чуть светлее, я выбрался на крыльцо. Но чайки садились на меня, налетали кучей — на плечи, на голову, я отталкивался, размахивал руками, спасаясь от птичьей силы.
Через несколько минут берег от птиц очистился. На берегу не осталось и рыбы: чайки всю сельдь съели. Кончился этот чудовищный птичий пир, и чайки разместились по скалам. Скалы покрылись ими, как снегом...
…На лошадях мы поехали в Печинский монастырь Святого Трифона.
Дорога идет каменной тундрой, но колеса тарантаса утопают в грязной дороге: между камней болото, мелкий кустарник и кривая поросль низкой карельской березы. Вдруг на дороге перед нами показались белые куропатки. Взлетают, садятся опять...
Так мы проехали к деревянному монастырю Святого Трифона. В чистой горнице, где полы крашеные, высокий и красивый отец Ионафан, настоятель монастыря, угостил нас свежим, только что пойманным в речке, лососем. После закуски мы с Серовым приготовили краски, чтобы писать неподалеку от монастыря.
— Вот что, — сказал нам отец Ионафан. — Вот, ежели списывать тут будете, не пугайтесь, милостивцы. Медмеди тут ходят, осемь их... Так вы медмедей не пугайтесь: они тут свои и человека никак не тронут. Уж вы не застрелите их случаем из пистоли, ежели испугаетесь...
Я и Серов посмотрели на отца Ионафана с полным изумлением...
… Да, какой чудесный край Север дикий! И ни капли злобы здесь нет от людей. И какой тут быт, и какая красота!''
(Печенга.-1994.-6, 9, 11 авг.)