Измерение ситуативной тревожности спортсмена




 

Методика исследования. Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1–20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21–40) тревожность.

Обработка и анализ данных

Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

РТ =∑1–∑2 + 35,

где ∑1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; ∑2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19,20);

ЛТ =∑1–∑2 + 35,

где ∑1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 – сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

Интерпретация полученных данных. При интерпретации результат тестирования можно оценивать так: до 30 – низкая тревожность; 31–45 – умеренная тревожность; 46 баллов и более – высокая тревожность.

Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания тренера, спортивного врача и психолога, ибо высокая тревожность предполагает склонность спортсменов к появлению навязчивых мыслей о неудаче в предстоящих соревнованиях. Психологами отмечено, что высокое состояние тревоги у человека в ситуациях предстоящего экзамена вызывает у экзаменуемого мысли о его низкой компетентности и неготовности к экзамену. В этом случае тренеру в работе со спортсменом полезно снизить субъективную значимость соревновательной ситуации и задач предстоящей деятельности, т.е. перенести акцент на осмысление самого процесса его предстоящей соревновательной деятельности и формирование у спортсмена чувства уверенности и успеха на основе принятых вариантов тактических действий на соревнованиях даже в том случае, если соперники сумеют противопоставить спортсмену что-то другое. Это побудит спортсмена думать не о результате соревнованиях, а о своих действиях в соревновании, что оптимизирует уровень его реактивной тревожности (РТ).

Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности спортсмена. Но иногда, что следует учитывать в работе со спортсменами, очень низкая тревожность в показателях данного теста является результатом активного сознательного вытеснения личностью испытуемого высокой тревожности с целью показать себя в «лучшем свете» в ситуации тестирования. Этот артефакт диагностической процедуры легко установить, задав испытуемому вопрос: «Если бы вы решали, хотели бы вы перенести данные соревнования на более поздний срок или нет?». В случае ответа: «Нет, не хотел бы!» можно с достаточной обоснованностью считать, что данные по тесту реактивной тревожности (РТ) вполне репрезентативны.

Представленную ниже шкалу тревожности можно успешно использовать в целях обучения спортсменов сознательной саморегуляции своих психофункциональных состояний, для тренеров – в целях руководства командой с учетом индивидуального подхода к спортсменам, для спортивных психологов и врачей - в целях психокоррекционной деятельности, а также в исследовательских целях для оценки динамики состояния тревожности спортсменов (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга). В последнем случае можно использовать первую половину шкалы (высказывания 1–20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходит всего 10–15с.

 

Шкала самооценки

(Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин)

Фамилия_____________ Дата_____________

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Таблица 15. Бланк для ответов

  Нет, это не так Пожалуй, да Верно Совершенно верно
1. Я спокоен        
2. Мне ничто не угрожает        
3. Я нахожусь в напряжении        
4. Я испытываю сожаление        
5. Я чувствую себя свободно        

Окончание таблицы 15

6. Я расстроен        
7. Меня волнуют возможные неудачи        
8. Я чувствую себя отдохнувшим        
9. Я встревожен        
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
11. Я уверен в себе        
12. Я нервничаю        
13. Я не нахожу себе места        
14. Я взвинчен        
15. Я не чувствую скованности, напряженности        
16. Я доволен        
17. Я озабочен        
18. Я слишком возбужден и мне не по себе        
19. Мне радостно        
20. Мне приятно        

 

Шкала самооценки

Фамилия___________ Дата____________

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Таблица 16 . Бланк для ответов

  Почти никогда Пожалуй, так Часто Почти всегда
21. Я испытываю удовольствие        
22. Я очень быстро устаю        
23. Я легко могу заплакать        
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие        
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения        
26. Обычно я чувствую себя бодрым        
27. Я спокоен, хладнокровен и собран        
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня        
29. Я слишком переживаю из-за пустяков        
30. Я вполне счастлив        
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу        
32. Мне не хватает уверенности в себе        

Окончание таблицы 16

33. Обычно я чувствую себя в безопасности        
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей        
35. У меня бывает хандра        
36. Я доволен        
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня        
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть        
39. Я уравновешенный человек        
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах        

 

Шкала самооценки

Фамилия____________ Дата____________

Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Таблица 17. Бланк для ответов (укороченный вариант)

  Нет, это не так Пожалуй, да Верно Совершенно верно
1. Я чувствую себя свободно        
2. Я нервничаю        
3. Я не чувствую скованности        
4. Я доволен        
5.Я озабочен        

Показатель РТ высчитывается по формуле

РТ = ∑1–∑2 + 15,

где ∑1 – сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2,5; ∑2 – сумма попунктам 1,3,4. Величина показателя меняется от 5 до 20.

Завершение задания

Основной прикладной смысл изучения тревожности у спортсменов состоит в побуждении их к овладению более эффективными методами саморегуляции своих предстартовых состояний. В связи с этим в завершение данного задания полезно выяснить отношение испытуемых к показателям их тревожности и влияние этих показателей на их состояния в соревнованиях.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое ситуативная и личностная (реактивная) тревожность спортсменов?

2. Перечислите особенности проявления тревожности в различных видах спорта.

3. Выявите гендерные отличия в проявлении тревожности во время соревнований.

4. Определите взаимосвязь тревожности и уровня спортивного мастерства.

5. Охарактеризуйте методы коррекции тревожности у спортсменов.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб., 2001.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

3. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002. - 99 с.

4. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте: Международный сборник. – М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12–23.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: