Специальный курс
«Межсистемное прогнозирование и
Многоуровневая диагностика систем»
Предлагаемый спец. курс предназначен для менеджеров, психологов, социальных педагогов, для работников социальной сферы, специалистов, осуществляющих кадровую политику, деловых творческих людей, формирующих команды для эффективной работы по определенной специализации на основе коллективной стратегии, в области профориентации, руководителей, применяющих новые технологии в управлении предприятием, прогнозировании эффективного развития с использованием универсальных моделей и с учетом индивидуального подхода к каждому человеку.
Цели спец. курса: изучение и внедрение инноваций в технологии исследования, диагностики и прогнозирования развития различных систем: личности, семьи, организации, а именно:
· определение универсальных закономерностей и взаимосвязанности всех событий и явлений - с позиции новой науки Универсологии,
· причинно - системный подход, как гарантия целостного видения, разностороннего исследования и эффективного управления ситуацией. Определения наиболее эффективного пути развития систем и коррекции их состояния,
· разработка алгоритма принятия управляющего решения, направленного на обеспечение эффективного развития субъектов причинно-системных отношений с помощью универсальных моделей управления;
· основы практики диагностики и прогнозирования развития личности в разные возрастные периоды по четырем универсальным моделям с применением уникальной компьютерной программы «МоделСи».
Программой спецкурса предусмотрено обучение навыкам эффективной практической работы с универсальной компьютерной программой по диагностике и межсистемному прогнозированию (экспресс-метод) «МоделСи», предлагаемой пользователю в качестве методического пособия для слушателей спец. курса.
|
Новые системные методы исследования на базе Универсологии и причинной системологии, интегральной, системной и кардинальной психологии, являются основой курса и применяются в настоящее время в странах СНГ, Польше и Италии в ряде коммерческих, общественных, государственных организаций, учреждений, фирм для
- определения творческих потенциалов личности, индивидуальных особенностей и потенциальных предрасположенностей,
- определения и мобилизации механизмов преодоления внешних и внутренних конфликтов,
- прогнозирования наиболее эффективного развития в различные периоды жизни, прогнозирования алгоритма управляющего решения, задающего направленность эффективного развития,
- разработки коллективной стратегии,
- построения алгоритмов формирования согласованного развития личности в коллективе создания результативных команд с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива,
- выбора профессиональной ориентации личности с учетом ее индивидуальности и программы переподготовки кадров, с учетом орг. структуры организации и стадии е развития
- определения потенциалов и возможностей организации, ее сильных и слабых сторон, ее стратегии развития, разработки иерархии целевой ориентации, миссии и выбора оптимальной орг. структуры, совершенствования методов и средств управления персоналом
- определения влияния метасистем, надсистем на текущие состояния систем, как следствие – для разработки оптимальных текущих и перспективных планов и определения реальных возможностей систем с учетом их индивидуальности.
|
Программа курса
«Межсистемное прогнозирование и
многоуровневая диагностика систем»
№ | Наименование темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Сущность межсистемного прогнозирования. Области применения, преемственность методов прогнозирования | ||||
Порядок исследования системы для анализа и прогнозирования Метод выбора алгоритма эффективного развития. Выбор точки отсчета. | ||||
Причинно-системный анализ Инновационные методы анализа сильных и слабых сторон системы, рисков и возможностей для развития: Причинно-системный анализ потенциальных возможностей системы. | ||||
Универсология, как мировоззренческая и научная основа межсистемного прогнозирования и моделирования развития систем. Теория универсальных закономерностей. Общие механизмы системообразования: двойственность развития всех форм, тройственность, семеричность. Непрерывность, цикличность и взаимообусловленность процессов развития человека и окружающего мира. Комплексность, системность, многоуровневость, универсальность. | ||||
Универсальные законы взаимодействия и принципы развития систем Закон полярности Закон преемственности и подобия Закон причинной обусловленности Закон цикличности Закон альтернативности Основы теории относительности сознания. | ||||
Психосистемология- Методология психосистемного анализа. Философский аспект развития психологии. Преемственность научного знания. Моделирование психологической системы Область практического применения и сферы исследований | ||||
Интегральная характеристика человека. Иерархия уровней сознания - уровней причинно-следственных отношений Психосистемные отношения личности Тройственная причина - тройственное следствие 7 уровней причинно-следственных отношений | ||||
Причинно-системная теория личности. Новый системный подход к проблемам и задачам развития человека на современном этапе развития общества. Научный подход к формированию целостного мировоззрения человека на основе знаний универсальных законов развития Системный подход к проблемам развития человека и общества. Закон развития как 5 закономерностей творческого процесса. (3 схемы, 5 законов). | ||||
Методы и методики определения индивидуальных особенностей, способностей, возможностей и проблем, возрастных приоритетов и профессиональной ориентации Иерархия целей и потребностей человека Поэтапное формирование личности Возрастные задачи и стадии развития Тренинг | ||||
Процессуальный алгоритм конфигураций детерминант Психотипы личности– детерминанты системы Формирование 12 психологических характеристик личности Самоменеджмент Гендерные и возрастные особенности развития персонала Психотипы. Особенности проявления индивидуальных качеств и стилей мышления | ||||
Компенсация односторонности развития личности Ø выбор актуальных и оптимальных решений, видов деятельности в каждый конкретный период жизни Ø типы поведения, приоритеты в отношениях стили принятия решения Тренинг | ||||
Метод акмеологического психофьючеринга. Цикличность развития человека в различные периоды жизни Ø определение динамики психологической и социальной активности человека в течение года и других жизненных циклов Ø Тренинг | ||||
Модель родственных отношений формирование установок и стереотипов особенности взаимоотношений человека в семье с учетом индивидуальных особенностей темперамента, характера и возрастных особенностей для установления взаимопонимания между близкими | ||||
Методика анализа событий в цикле развития(социальный сценарий) Определенная периодичность, закономерности проявления, прогнозирование перспектив и следствий имеющихся событий | ||||
Универсальное моделирование. Модели стратегического управления Моделирование системы, сущность, область применения. Основы универсальной теории управления № 1 «Модель целевой ориентации» № 2 «Модель поэтапного развития производственного цикла» № 3 «Модель матричной диагностики» | ||||
Модель№ 1 «Модель целевой ориентации» Стратегическая модель иерархии целей предприятия - коллектива - человека; разработка алгоритма эффективных управляющих решений с учетом индивидуального подхода к персоналу и изменения текущих состояний деятельности Деловая игра | ||||
Модель № 2 «Модель поэтапного развития производственного цикла» Определение динамики развития организации, ее функций, этапов развития и компенсаторных характеристик исходного состояния. Орг. Структура предприятия. Взаимообусловленность целей в деятельности фирмы и ее подразделений по 12-ти структурообразующим факторам | ||||
Методика КаПсиД. Модель№3 Прогнозирования систем Сущность методики и правила диагностики Детерминанты свойств, потенциалы матричной аналоговой модели Порядок исследования Схема построения модели универсальные закономерности в системе прогнозирования Алгоритм прогнозирования и диагностики Выявление потенциальных возможностей и особенностей Самостоятельная работа | ||||
Диагностирование состояния, ресурсов систем и прогнозирование оптимального развития Определение возможностей, особенностей, проблем и задач развития -Компетенции в соответствии с задачами профессии и потребностями организации Выбор приоритетов и построение шкалы компетенций –Исследование динамики активности различных структурных звеньев (подразделений) в течение года, определение текущих состояний, их взаимное влияние и согласование действий. | ||||
Практика работы с компьютерной программой «Модель успеха» и «МоделСи», со справочной информацией и методическими пособиями. Определение потенциалов личности, ее перспектив и особенностей развития, ее приоритетов и стереотипов поведения, стиля отношений и способов управления Определение потенциалов подразделений, характерных особенностей и приоритетной сферы деятельности, Определение перспектив, прогнозирование дальнейшего развития предприятия с учетом | ||||
Диагностика текущих состояний и динамики развития системы в течение года. Обучение работе с блоком «Динамика», графиками и профилями Комплексное исследование динамики активности человек, семья, коллектив, предприятие, согласование действий. | ||||
Алгоритм моделирования психосистемных отношений Совмещенное применение трех моделей в прогнозировании развития системы | ||||
Психология управления Лидер и руководитель Основные понятия. Общие качества, различия. .Развитие лидерских способностей личности Мировоззрение лидера (деловая игра «создание идеологии предприятия»). Этапы роста лидера. Креативные качества человека (ответственность, дисциплина, инициативность, постоянство). Самоменеджмент | ||||
Коллективная стратегия Формирование и развитие высокорезультативной команды Коллективная стратегия. Принципы коллективной стратегии. Характеристики проектирования команды Формирование результативных команд с использованием современных технологий, учитывающих индивидуальность, способности сотрудников и согласование целей | ||||
Деловая игра 1.«Иерархия целей, согласование действий работника, коллектива, руководства и корпорации» 2. «Психологический портрет коллектива» | ||||
Экзамен | ||||
Итого: |
|
Спец. курс подготовки специалистов по межсистемному прогнозированию и диагностике проводится в форме лекций, практических и семинарских занятий, групповых тренингов, индивидуальных консультаций и самостоятельной работы студентов.