ДИПЛОМНАЯ работа
На тему: «Ксенофобия и антимигрантские настроения в России в 1990-2005гг.».
Студент(ка) | С.А.Глебов (И.О. Фамилия) | (личная подпись) |
Руководитель | к.и.н., Т.И.Адаевская (И.О. Фамилия) | (личная подпись) |
Допустить к защите
Заведующий кафедрой истории
к.и.н., доцент Е.Ю. Прокофьева
31 мая 2011 г.
Тольятти 2011
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарный институт
Кафедра истории
Утверждаю
Завкафедрой __________________________
_____________ ________________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
«____»___________20___г.
ЗАДАНИЕ
На выполнение дипломной работы
Студент Глебов Сергей Александрович
1. Тема «Ксенофобия и антимигрантские настроения в России в 1990-2005гг.».
2. Срок сдачи студентом законченной выпускной квалификационной работы: 6 июня 2011 г.
3. Исходные данные к выпускной квалификационной работе: литература по теме, периодическая печать, опубликованные и неопубликованные источники.
4. Содержание выпускной квалификационной работы (перечень подлежащих разработке вопросов, разделов): Изучить источники, отображающие изменения установок массового сознания российского общества по отношению к иммигрантам в 1990-2005гг. 2.Выявить нарастание уровня ксенофобии в постсоветском обществе. 3. Проанализировать причины усиления антимигрантских настроений в 1990-2005 гг. 4. Определить особенности этнической картины г. Тольятти. 5. Исследовать способы регуляции органов власти г. Тольятти межэтнических отношений. 6.Сопоставить общероссийские процессы с тенденциями г. Тольятти.
|
5. Ориентировочный перечень графического и иллюстративного материала: 9 приложений, включающие диаграммы и таблицы, позволяющие лучше представить материал.
6. Консультанты по разделам ______________________________________________________
________________________________________________________________________________
7. Дата выдачи задания: 30 сентября 2010 г.
Руководитель выпускной квалификационной работы | (подпись) | (И.О. Фамилия) |
Задание принял к исполнению | (подпись) | (И.О. Фамилия) |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарный институт
Кафедра истории
Утверждаю
Зав.кафедрой __________________________
_____________ ________________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
«____»___________20___г.
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН
Выполнения дипломной работы
Студента Глебова Сергея Александровича
по теме: «Ксенофобия и антимигрантские настроения в России в 1990-2005гг.».
Наименование раздела работы | Плановый срок выполнения раздела | Фактический срок выполнения раздела | Отметка о выполнении | Подпись руководителя | |||
Выдача задания | Сентябрь 2010 года | Сентябрь 2010 года | выполнено | ||||
Утверждение темы дипломной работы | 30 сентября 2010 года | 30 сентября 2010 года | выполнено | ||||
Сбор материала по теме | Октябрь – Декабрь 2010 года | Октябрь – Декабрь 2010 года | выполнено | ||||
Написание Главы 1 | Январь – Февраль 2011 года | Январь – Февраль 2011 года | выполнено | ||||
Написание Главы 2 | Март 2011 года | Март 2011 года | выполнено | ||||
Написание введения и заключения | Апрель - Май 2011 года | Апрель - Май 2011 года | выполнено | ||||
Предзащита дипломной работы | 13 мая 2011 года | 13 мая 2011 года | выполнено | ||||
Оформление дипломной работы | 14 – 30 мая 2011 года | 14 – 30 мая 2011 года | выполнено | ||||
Защита дипломной работы | Июнь 2011 года | Июнь 2011 года | выполнено | ||||
Руководитель выпускной квалификационной работы | (подпись) | (И.О. Фамилия) | |||||
Задание принял к исполнению | (подпись) | (И.О. Фамилия) | |||||
|
Аннотация
Дипломной работы на тему «Ксенофобия и антимигрантские настроения в России в период 1990-2005гг.»
Актуальность проблемы исследования заключена в том, что с распадом СССР, социально-экономической трансформацией общества и изменением характера миграционных процессов сложились благоприятные условия для распространения ксенофобии, что влечет за собой необходимость в исследовании данного социокультурного явления.
Цель исследования: изучение социокультурного явления ксенофобии и антимигрантских настроений в России в 1990-2005 гг.
Задачи:
1. Изучение источников, отображающих изменения установок массового сознания российского общества по отношению к иммигрантам в 1990-2005гг.
2. Выявить нарастание уровня ксенофобии в постсоветском обществе.
3. Проанализировать причины усиления антимигрантских настроений в 1990-2005 гг.
4. Определить особенности этнической картины г. Тольятти
5. Исследовать способы регуляции органов власти г. Тольятти межэтнических отношений
6.Сопоставить общероссийские процессы с тенденциями г. Тольятти
|
Структура работы: Дипломное исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения и библиографии.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..
Глава I. Распад СССР и динамика ксенофобии в 1990-2005гг.
§1. Структурные основания распространения ксенофобии в России в 1990-2005гг.
§2. Ксенофобия и политические ориентации населения России в 1990-2005гг.
Глава 2. Особенности межэтнических отношений в г.Тольятти в 1990-2005гг.
§1. Проявления ксенофобии в г.Тольятти.
§2. Национальная политика муниципальных органов власти гТольятти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...
ПРИЛОЖЕНИЯ..
Введение
Актуальность проблемы исследования. С распадом СССР, социально-экономической трансформацией общества и изменением характера миграционных процессов сложились благоприятные условия для распространения ксенофобии, что влечет за собой необходимость в исследовании данного социокультурного явления.
После распада СССР массовые потоки иммигрантов из государств нового и традиционного зарубежья стали неотъемлемым компонентом социально-политической и экономической жизни постсоветской России. Они же порождают спектр проблем, приобретающих все более острый характер и проявляющихся буквально во всех сферах жизни российского общества.
Можно выделить два основных типа проблем иммиграции, которые носят глобальный характер и обладают существенным конфликтным потенциалом: экономические, вызванные притоком новых рабочих рук, и социокультурные, обусловленные контактами представителей различных народов и культур. Известный социолог П. Штомпка рассматривает антимигрантские настроения как проявление поднимающейся в мире «третьей волны социальных движений против глобализации». При этом самые резкие протесты «пока концентрируются главным образом на экономических проблемах, но с уверенностью можно сказать, что в недалеком будущем они соединятся с поднявшимся еще раньше, хотя и не в столь бурных формах, движением в защиту местных культур».
На территории России в процессы миграции все более активно вовлекаются представители различных этнических групп как стран СНГ, так и государств традиционного, «дальнего», зарубежья. Эти потоки влекут за собой изменение этнического состава России и рост этнокультурного разнообразия отдельных территорий. Последствия подобных изменений неоднозначны, однако сегодня они, безусловно, способствуют росту конфликтного потенциала и напряженности между местным населением и иммигрантами, которые по расовым, конфессиональным, социально-экономическим и социокультурным параметрам зачастую существенно отличаются от принимающего населения.
Мало кто сегодня сомневается в необходимости регулирования иммиграции. Проблема состоит в поиске разумного баланса между максимизацией выгоды от притока иноэтничных мигрантов и минимизацией неизбежных социальных рисков.
В центре проблемы — социально-экономическое развитие России, которое диктует устойчивый внутренний спрос на труд мигрантов и формирует специфику тех ниш в структуре рабочих мест, которые могут заполняться, исключительно или преимущественно, мигрантами, — например, по причине непривлекательности определенных видов занятий для местного населения.
Также необходимо отметить реальную потребность страны в притоке мигрантов не только для решения задач занятости, но и для восполнения нарастающей убыли трудоспособного населения, депопуляции, влекущей за собой серьезные проблемы функционирования армии, здравоохранения, образования, социального обеспечения. Поскольку долгосрочные последствия снижения численности населения и трудовых ресурсов, такие как увеличение возраста выхода на пенсию, снижение уровня социального обеспечения, ухудшение качества здравоохранения, повышение срока военной службы и доли призывников, призываемых в армию, сокращение сроков обучения, затрагивает практически каждую российскую семью.
Именно иммиграция может стать важнейшим элементом сдерживания естественной убыли населения Российской Федерации, значимым источником восполнения потерь населения России в трудоспособных возрастах, поддержания потенциала экономического развития, особенно на региональном уровне.
Однако массовое отторжение идеи о пользе иммиграции связано не только, да и не столько, с недостаточной информированностью россиян о мнениях и доводах профессиональных экспертов. Еще большей преградой на пути к утверждению прагматизма в сфере миграционной политики выступает нарастающая иррациональность массового сознания. Оно заполоняется стереотипами, страхами и фобиями, одной из разновидностей которых является мигрантофобия.
Проявления национальной и религиозной нетерпимости в 1990-2005 годах, значительное количество инцидентов этнической вражды, представляют угрозу безопасности и целостности многонационального и многоконфессионального Российского государства.
Ксенофобия нередко превращается в социально опасный психологический феномен: когда различия между людьми сами по себе начинают восприниматься как проблема, когда этих различий боятся — тогда «чужие» из «других» превращаются в «чуждых», вызывают страх и воспринимаются как угроза позитивной идентичности и привычному образу жизни. Страх порождает неприязнь, которая может перейти в ненависть и враждебность. И тогда психологический механизм «мы – они» активизируется в полной мере и определяет формирование негативных стереотипов и предрассудков, отталкивающих образов врага, разных форм дискриминации, становится причиной «охоты на ведьм» и поисков «козлов отпущения».
Именно осознание ксенофобии как социально опасного феномена определило ее место в ряду наиболее актуальных проблем современного мира. Международные общественные организации пытаются привлечь внимание ученых и мировой общественности к проблеме роста ксенофобских установок. Одним из последних документов международного уровня, прямо затрагивающих эту тему, является Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятая в 2001 г. в Дурбане (Южная Африка) на Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости. В этом документе ксенофобия рассматривается в ее различных проявлениях как один из основных источников современного расизма и одна из форм дискриминации. В Декларации констатируется, что, несмотря на усилия международного сообщества, главные цели трех десятилетий борьбы против расизма и расовой дискриминации не были достигнуты, и бесчисленное множество людей поныне остаются жертвами различных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними интолерантности.
В современной научной литературе достаточно много внимания уделяется проблемам ксенофобии. В России авторами подавляющего большинства публицистических статей на эту тему являются журналисты. И все же, несмотря на то, что эта проблема не обозначена как проблема ксенофобии, именно ее исследованию посвящены многочисленные работы по изучению предубеждений, предрассудков, негативных установок и стереотипов по отношению к различным этническим, религиозным и социальным группам, работы по проблемам войны и мира, формированию образа врага.
Итак, речь идет о тревожащих человечество проявлениях ксенофобии — предрассудках, ненависти, враждебности. Однако, чтобы разобраться в этом феномене, необходимо понимать, что он сложен и противоречив и является результатом многих факторов: биологического, психологического, культурного, социально-политического, экономического. Поэтому, рассматривая возможности профилактической работы по преодолению ксенофобии, важно учитывать, помимо психологического, самые различные аспекты и факторы.
Сохранение и периодическая эскалация изучаемого вопроса вплоть до настоящих дней также указывает на актуальность данной тематики.
Историографический обзор. В советское время из-за догм марксистской идеологии считалось, что проблема межэтнических отношений решена и национальные границы стерты. Однако уже тогда проблема социокультурной адаптации мигрантов в принимающую среду рассматривались в монографиях, посвященных сущности процесса миграции и выявляющих поведенческие характеристики перемещающихся людей[1].
С начала 90-х было выпущено много работ, посвященных проблематике миграционного процесса, отражавшие кардинальные социальные и политические изменения, которые имели место до и после распада СССР. Проблема ксенофобии рассматривалась в них в контексте политических, правовых, экономических и психологических причин и последствий миграции[2].
В работах последнего десятилетия ксенофобия рассматривалась как следствие недостаточной адаптации и интеграции мигрантов в принимающую иноэтническую среду.[3]
Рассматривая ксенофобию как одно из сопутствующих негативных явлений изменившегося характера миграции в российском обществе, нельзя не обратить внимание на результаты научных разработок, проведенных лабораторией миграции населения Института народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук под руководством Ж.А. Зайончковской.
Также теоретические основания исследования социально-психологических особенностей проявления ксенофобии содержатся в работах социальной психологии (В.С.Агеев, Г.М.Андреева, Р.Бэрон», Л.Я.Гозман, В.Г.Зазыкин, Г.Лебон, В.Ф.Петренко, Б.Ф.Поршнев, З.В.Сикевич, Ш.Тейлор, М.Уолцер и др.).[4]
Проблема межэтнической неприязни в условиях специфики постсоветского общества также является сферой научных интересов современной философии (В.М.Соколов «Российская ментальность и исторические пути Отечества», В.В.Шалин «Толерантность», А.В.Шипилов «Историческая и социально-образовательная мысль», А.С.Штемберг «Психическое и психологическое состояние населения России» и др.)[5].
Современные научные исследования, направленные на изучение межэтнических взаимодействий, можно разделить по следующим направлениям: исследования этнического самосознания и этнической идентичности (С.Н.Ениколопов «Проблемы медиапсихологии», З.В.Сикевич «О соотношении этнического и социального», Т.Г.Стефаненко «Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности», Е.И.Шлягина «Толерантность как условие позитивного межэтнического общения», А.П.Федоркина «Политическая акмеология» и др.)[6]; исследования уровня и направленности межэтнических отношений в полиэтнической социальной среде, каковой является Российская Федерация (И.Б.Андрущак «Этноцентризм как социально-психологический феномен в условиях социоэтнических изменений», Л.М.Дробижева «Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность», Н.М.Лебедева «Эмпирическое исследование результативности тренинга межкультурного взаимодействия», Г.У.Солдатова «Психодиагностика толерантности личности» и др.)[7]; изучение этнически обусловленных модальных ценностей на уровне системы предпочтений, обусловливающих социальное поведение (И.Э.Белоусова «Этнопсихология», Л.Г.Почебут «Социология труда в XX веке: историко-критический очерк» и др.)[8] посвященных изучению ксенофобных установок и стереотипов,
особенностям их проявлений в жизни и деятельности людей в России
(Г.М.Андреева «Общение и межличностные отношения», В.Г.Крысько «Этническая психология», Д.С.Лихачев «О русской интеллигенции», Т.М.Стефаненко «Этнопсихология», Г.У.Солдатова «Психология межэтнической напряженности», Е.Б.Шестопал «Политическая психология.» и др.)[9];
Также в последнее десятилетие вышла серия работ, основанных на междисциплинарном подходе на стыке социологии и психологии, посвященных предупреждению ксенофобии и формированию этнической толерантности (А.Г.Асмолов «Бессознательное: природа, функции, методы исследования», Г.М.Андреева «Общение и межличностные отношения», Т.Адорно «Проблемы философии морали», Л.М.Дробижева «Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность», З.Ф.Мубинова «Этнонациональное воспитание в постсоветских государствах: в поисках концептуальной модели», Г.У.Солдатова «Психология межэтнической напряженности», и др.)[10].
Необходимо отметить и важные для данного исследования работы демографов,писавших непосредственно по проблемам миграции. (Е.Колебакина «Приток мигрантов способствует стагнации нашей экономики», И. Белобородов «Совершенствование законодательного обеспечения миграционной политики»,Ю. Алехина «В Россию хотят завозить по миллиону мигрантов в год»,А. Носкова «Когда заканчивается толерантность и начинается мигрантофобия»,А. Иванов «Программа Хлопонина набирает силу: в русские деревни переселяют кавказцев, Л.Рудницкий «Мигранты — «опора модернизационных надежд власти»?», К. Говоров «Проблему мигрантов «кодексами» не решить»,
Е. Чинкова «Почему «американская мечта» уже не манит россиян», М. Белый «Московских гастарбайтеров заменят на провинциалов», С. Михеев «Модернизации нужны новые мигранты»)[11]
Цель исследования: изучение явления ксенофобии и антимигрантских настроений в России в 1990-2005 гг.
Задачи:
1. Изучение источников, отображающих изменения установок массового сознания российского общества по отношению к иммигрантам в 1990-2005гг.
2. Выявить нарастание уровня ксенофобии в постсоветском обществе.
3. Проанализировать причины усиления антимигрантских настроений в 1990-2005 гг.
4. Определить особенности этнической картины г. Тольятти
5. Исследовать способы регуляции органов власти г. Тольятти межэтнических отношений
6.Сопоставить общероссийские процессы с тенденциями г. Тольятти
Объект: характер межэтнических отношений в постсоветском обществе
Предмет: динамика уровня ксенофобии и антимигрантских настроений в России 1990-2005 гг.
Методологическую основу исследования составляет системный подход к изучению принципов и особенностей межэтнических отношений и принцип междисциплинарных связей. Использование принципов объективности и историзма позволяют рассмотреть объект исследования в конкретно-исторических условиях, проследить этапы в изучении рассматриваемых в работе вопросов. В работе использованы сравнительно-исторический, проблемно-хронологический и системно-структурный методы исследования.
Обзор источников
1. Нормативно-правовые акты федерального и регионального законодательства, направленные на регулирование миграционного процесса, определяющих правовое положение мигрантов на территории РФ, принятые в сфере национальной политики и программ воспитания толерантности:
- Федеральный закон от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»[12].
- Федеральный закон от19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[13].
- Федеральный закон от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях»[14].
- Федеральный закон от 18.06.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете граждан»[15]
- Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 – 2005 годы)»[16]
2. Данные соц.опросов Всесоюзного, затем всероссийского института общественного мнения (ВЦИОМ), позволяющие проследить изменение отношения коренных жителей к мигрантам в исследуемый период. [17]
3. Издания периодической печати федерального и регионального уровней: газеты - «Городские ведомости», «Площадь свободы», журнал «Самарская область: этнос и культура», газета «Комсомольская правда», газета «Тольяттинское обозрение», газета «Презент», газета «Панорама Тольятти», отражающие обострение межнациональных проблем в Российском обществе.
4. Статистические сборники, посвященные динамике населения.
5. Материалы научных собраний и конференций, посвященных вопросам развития ксенофобии и антимигрантских настроений в России в 1990-2005гг.
6. Материалы интервью с мигрантами.
7. Электронные ресурсы, среди которых официальные сайты правозащитных организаций, проводящие мониторингом проявления межнациональной вражды. Среди электронных ресурсов- официальные сайты националистических политических партий и движений, позволяющие проанализировать их программные установки, цели идеологию.
Научная новизна: проведение комплексного исследования возникновения и распространения ксенофобии в постсоветском обществе, сравнение и сопоставление общероссийских тенденций с ситуацией в г.Тольятти.
Структура работы:
Дипломное исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит два параграфа, заключения и библиографии.
В первой главе рассматриваются вопросы распада СССР и динамика развития ксенофобии, определяются возможные негативные последствия распространения ксенофобии. Также рассматриваются причины и результат роста числа иммигрантов в Россию, проблемы адаптации мигрантов.
Во второй главе исследуются тенденции межэтнических отношений в городе Тольятти. Рассматривается функционирование национальной политики муниципальных органов власти города Тольятти и ее значение.
В заключении представляются выводы, сформулированные в результате исследования ксенофобии и антимигрантских настроений в России 1990-2005гг. и в частности в городе Тольятти.
Глава I Распад СССР и динамика ксенофобии
1.1 Структурные основания распространения ксенофобии
Первые общесоюзные (в том числе и общероссийские) репрезентативные опросы с целью выявить отношение к беженцам и мигрантам показали довольно низкий уровень этнической нетерпимости или ксенофобии[18]. Более половины населения России (53%, 1990 г.)[19] осуждали любые выражения этнической неприязни, этнократические претензии тех или иных республиканских элит, оскорбительные «оценки» свойств тех или иных народов и т.п. Эти особенности массового сознания российского населения расценивались как «природная» или культурная толерантность и открытость русских, их «всемирность»; нерусским населением (образованной элитой союзных республик или национальных автономий) — как имперское равнодушие к образу жизни, языку и культуре других «народов» («нацменов») до тех пор, пока не было поставлено под сомнение доминирующее положение «старшего брата», носителя господствующей культуры, языка и государственной системы, с которой отождествляла себя большая часть российского населения[20].
В 1990 г., в канун распада СССР, проблема ксенофобии, враждебного или неприязненного отношения к беженцам и вынужденным мигрантам вообще не стояла в центре общественного внимания. Распад страны еще только предстоял, и картина возможных социальных изменений была еще очень туманной. В советское время жесткий контроль со стороны различных организаций делал любые выступления против государственного режима и сложившегося социального порядка просто невозможными. Открывшиеся к середине 1980-х гг. национальные напряжения и конфликты воспринимались основной, русской частью населения страны как отдельные выступления, ломающие нормальное положение дел в сфере межэтнических или межнациональных отношений. Данные обстоятельства требовали незамедлительного вмешательства властей для осуждения виновников конфликтов и принятия экстренных мер по ликвидации последствий. Очень немногие наблюдатели или эксперты воспринимали их как симптомы крушения империи, но для большинства людей — и в России, и в республиках — распад советской системы был полной неожиданностью[21].
Характерная для тоталитарного режима система контроля над социальной структурой общества регулировала не только материальный уровень жизни населения, но и смену профессии, семьи, взглядов и т.д. Паспортная система, институт прописки крайне замедляли, хотя и не останавливали нелегальную иммиграцию. Поэтому видимая часть миграции опознавалась прежде всего как поток беженцев и вынужденных переселенцев, ставших жертвами межнациональных столкновений, погромов и резни (имевших место главным образом в Средней Азии или на Кавказе) или нетерпимого отношения к ним коренного населения[22].
Неудивительно, что абсолютное большинство россиян в то время считали необходимым оказание государственной помощи вновь приехавшим. Первые же опросы об отношении россиян к беженцам и вынужденным мигрантам, проведенные в 1990 г., показали отсутствие явного негативизма в отношении приезжих. На вопрос, как бы они отнеслись к тому, чтобы беженцы селились в том месте, где живут опрошенные, сравнительно большое их число (27%) ответили «положительно», 34% — высказались в том духе, что им все равно, что эти вопросы их не задевают и не вызывают особых эмоций, но 30% были настроены «отрицательно» (прочие затруднились с ответом, будучи далеки от этих предметов; опрос ВЦИОМ № 1360 «Отношение к беженцам и вынужденным мигрантам» в июне 1990 г., Россия)[23]. Иначе говоря, если судить по характеру распределения этих мнений, эти темы еще не волновали общество, не обсуждались на массовом уровне.
Этническая принадлежность мигранта в этот момент была непроблематичной, поскольку большая часть населения идентифицировала себя в качестве граждан СССР, а не той республики где они жили. Большинство (52% опрошенных) говорили, что национальность в данном случае не имеет значения, однако уже тогда 18% респондентов считали необходимым принимать только людей той же национальности, что и сами опрошенные (т.е. преимущественно русских). Считалось, что и к тем, кто давно живет в России, хотя родом из других республик, и к тем, кто приехал сюда совсем недавно, «люди относятся одинаково» (так заявили 41%, «по-разному» — ответили 38% опрошенных). Еще сильна была значимость официально задаваемой нормы «советской», а не этнической идентичности, провозглашавшей равенство или тождество всех народов СССР. Кроме того, поток мигрантов еще не ощущался как «наплыв»: абсолютное большинство считали, что приезжие — это «пока отдельные люди» (26%) или что «их сотни на Россию» (11%), что их «тысячи» — полагали менее 9%[24].
Спустя два года ситуация начала меняться. Распад соцлагеря, затем — СССР подорвали структуру советской идентичности. С этого времени тематика этнической однородности в России начинает все заметней выдвигаться на первый план в публичных выступлениях тех, кто претендовал на общественное внимание. В ситуации усиливающегося кризиса, нестабильности, дезориентированности акцент на собственной или чужой этнической принадлежности постепенно становился обычным выражением социальных и групповых барьеров, коллективных привилегий, прав и претензий.
Одним из важнейших явлений стало превращение России из страны, традиционно отдающей население, в главным образом принимающую[25]. Потоки мигрантов, после некоторого спада или приостановки в критические годы смены режимов, переворотов, экономического кризиса, а местами — полного промышленного и хозяйственного краха, возобновились, как только в России начал обозначаться восстановительный экономический рост. Городская жизнь здесь (в сравнении с положением в других республиках, ранее казавшихся более благополучными, чем сама срединная Россия), представлялась гораздо более спокойной, уровень доходов и возможностей — более высоким, чем в других местах. В Россию потянулись люди, мотивированные прежде всего экономическими интересами, проблемами выживания, безработицей, перенаселением, в меньшей степени — межнациональными конфликтами или военными действиями на Кавказе[26]. Постепенно мигрантов перестали воспринимать как вынужденных переселенцев, для которых в прежних местах проживания сложились невыносимые условия.
Эта миграция, в отличие от предыдущих волн, проходила в существенно новых условиях: во-первых, если не исчезли, то резко ослабли ограничения, связанные с пропиской (особенно в первой половине 1990-х гг., сразу после краха советской системы). Во-вторых, благодаря реформам возникли рынки труда и жилья, достаточные для того, чтобы открылись возможности для совершенно новых форм профессиональной деятельности, ранее преследуемой и наказуемой, и, соответственно, дополнительной занятости — частного предпринимательства, торговли, обслуживания, мелкого производства и т.п.[27]
При спаде промышленного производства в России, достигшего 50%-го уровня и более, при изменении структуры занятости (значительное сокращение рабочих на крупных предприятиях, быстрое развитие сектора обслуживания и торговли, сокращение социальной сферы и т.п.) шансы местного населения влиться в новые сферы экономики оказались не настолько отличными от шансов мигрантов, чтобы обеспечивать постоянным жителям гарантированные социальные преимущества. Важнее оказывались различия в тактиках адаптации и поисках выхода из кризиса. Во многих случаях решающее значение имели культурные и традиционные факторы: дух предприимчивости, престиж занятия торговлей, опыт авантюризма и выживания, отсутствие привычных представлений об иерархии профессий и занятий, слабость или незначимость привычных норм государственной защиты и пр[28].
На фоне довольно консервативного и малоподвижного населения, приученного к государственно-распределительной системе, а потому с трудом приспосабливающегося к кризисной экономике, приезжие, заполнив вакансии в стремительно развивающейся системе обслуживания, торговле, малом и среднем бизнесе, частном строительстве, городском хозяйстве, стали видимым элементом прежде одноцветной и статичной в этническом плане социальной жизни крупных и средних городов[29]. Их шансы приспособиться и добиться успеха в новых условиях были такими же, что и у местного населения, но стимулы — гораздо выше. У них не было надежд на социальные гарантии, на которые продолжали рассчитывать коренные жители (и напрасно, поскольку государство год за годом стремилось сбросить с себя социальные обязательства перед населением).
Мигранты, вынужденные осваивать новые социальные ниши и формы занятости, стали теми элементами социальной жизни, на которые проецировались массовые негативные установки, концентрировалось раздражение, особенно у неприспособившейся к новым условиям части населения, составлявшей в разные годы кризиса от трети до половины всего городского сообщества России.
Распад советской системы повлек за собой неизбежную перестройку социальных и экономических институтов (хотя система и распалась, но значительная часть важнейших институтов: правоохранительные органы, армия, школа, суд и т.п. — осталась практически без изменения). Реформы, вызвав вначале неоправданные массовые ожидания скорого улучшения жизни, роста доходов, проводились непоследовательно, более того — они затягивались. Снижение жизненного уровня населения в 1991-1993 гг. было катастрофическим. Хотя со временем большая часть населения восстановила утраченное, пусть и невысокое, благосостояние, пережитые годы оставили в массовом сознании сильнейший травматический след. Недоверие к власти, слабость ведущих государственных институтов породили состояние неуверенности в ближайшем будущем, хронической тревожности, активизировавших разнообразные социальные страхи, комплексы ущемленности и неполноценности, бессилия и депрессии[30].
Кризис массовой идентичности после развала СССР был связан в первую очередь с дефицитом оснований для удовлетворения, стремлений к национальному самоопределению, а также с отсутствием сильной мотивации к изменению собственного поведения, в первую очередь экономического. Целостность коллективного (русского, российского) самосознания в 1990-х могла поддерживаться лишь негативным образом: а) через сохранение настороженного и подозрительного отношения к внешнему миру — странам Запада и прежде всего США как главному противнику в холодной войне, б) через неприязненное отношение к бывшим партнерам и республикам СССР, в) через внутреннюю ксенофобию, разжигаемую враждебность к мигрантам (в первую очередь кавказцам) или культурно и социально чужим (например, цыганам)[31].
Негативные настроения, изоляционизм, равно как и подогревание разнообразных комплексов национальной ущербности и т.п. представляют собой остаточные механизмы общества, уже неспособного «подняться» против «внешнего врага». Но они достаточны, чтобы стимулировать рост ксенофобии и сопутствующего ей искусственного традиционализма, ностальгии по идеализируемым советским временам. Эти негативные механизмы восполнили отсутствие позитивных достижений и ценностей в настоящем[32].