Классификация и основные типы вагонов




По назначению вагоны разделяются на две основные группы – пассажирские и грузовые. К первым относятся вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров, вагоны-рестораны, почтовые, багажные и специального назначения (вагоны-лаборатории, служебные, санитарные и др.). Грузовые вагоны различают по типам (крытый, платформа, полувагон, цистерна и др.), грузоподъемности, количеству осей.

Грузоподъемностью вагона называется наибольшая масса груза (нетто), который может перевозиться в данном вагоне. Тарой вагона считается его общая масса в порожнем состоянии. Обе величины выражаются в тоннах и указываются на вагоне.

В зависимости от технических характеристик вагоны классифицируют следующим образом:

по числу осей (четырех-, шести-, восьми- и многоосные);

по виду материала и технологии изготовления кузова (цельнометаллические, с деревянной или металлической обшивкой, с кузовом из легких сплавов);

по грузоподъемности, массе тары вагона, нагрузке на 1 пог. м пути, габариту подвижного состава и другим показателям.

Парк пассажирских вагонов включает в себя цельнометаллические четырехосные вагоны для перевозки пассажиров, вагоны- рестораны, почтовые, багажные, почтово-багажные вагоны и вагоны специального назначения (вагоны-клубы, вагоны-лаборатории, служебные, санитарные и др.).

Устройство пассажирских вагонов зависит от дальности перевозок. По назначению эти вагоны бывают дальнего, межобластного и пригородного сообщения. Вагоны дальнего следования (рисунок 1) подразделяют на мягкие и жесткие, купейные (два или четыре места в купе) и некупейные. В вагонах межобластного сообщения мягкие кресла расположены в общем пассажирском салоне.

Пассажирские вагоны оборудованы устройствами отопления, вентиляции и освещения. Отопление может быть водяным или электрическим. В вагонах современной постройки применяется комбинированное водяное отопление (нагрев воды может осуществляться электронагревателем и твердым топливом). Вагоны оборудованы приточной принудительной вентиляцией (подогретый и очищенный воздух подается по воздушному желобу во все отделения вагона) и специальными установками для кондиционирования воздуха. Такие установки обеспечивают определенную влажность и температуру воздуха при давлении, несколько превышающем атмосферное, что предотвращает попадание наружного воздуха в вагон через негерметичные соединения.

Освещение в пассажирских вагонах электрическое. Электроэнергию для каждого вагона вырабатывают генераторы, приводимые в действие от оси колесной пары вагона или специального вагона- электростанции, находящегося в поезде. В электропоездах вагоны освещаются от контактной сети через специальные установки, расположенные в моторных вагонах. На станциях и при малой скорости следования питание вагонов электроэнергией происходит от аккумуляторных батарей, заряжаемых во время движения. В последнее время широкое распространение нашло люминесцентное освещение.

Рисунок 1 Цельнометаллический пассажирский четырехосный вагон дальнего следования

Парк грузовых вагонов:

Крытые вагоны (рисунок 2) предназначены для грузов, нуждающихся при перевозке в укрытии от атмосферных осадков (хлебные грузы, известь, цемент в пакетах, бумага, различные ценные грузы и др.). Парк грузовых вагонов состоит из четырехосных вагонов грузоподъемностью 66–68,8 тс.

Рисунок 2 Крытый вагон

Платформы (рисунок 3) – вагоны без кузова, которые используются для перевозки контейнеров, длинномерных и тяжеловесных грузов. Платформы строят с невысокими откидными металлическими бортами, приспособлениями для установки стоек, необходимых при перевозке бревен, столбов, досок и т. п. Грузоподъемность четырехосных платформ – 63 и 73 тс. Для перевозки большегрузных контейнеров массой брутто 10, 20 и 30 тс используются специальные четырехосные платформы, оборудованные устройствами для установки и крепления контейнеров.

Рисунок 3 Платформа

Полувагоны (рисунок 4) – открытые сверху вагоны, которые служат для перевозки главным образом навалочных грузов – угля, щебня, песка, руды, кокса и др., а также таких грузов, как лес, трубы, балки. В настоящее время основную часть парка составляют четырехосные полувагоны грузоподъемностью 69– 70 тс.

Рисунок 4 Полувагон

Цистерны (рисунок 5) – представляют собой специальные металлические сварные резервуары (котлы) цилиндрической формы, имеющие в верхней части люки для загрузки груза, а также для очистки и ремонта котла. В зависимости от перевозимых грузов цистерны могут быть разделены на две группы: – общего назначения – для перевозки нефтепродуктов широкой номенклатуры, причем они подразделяются на цистерны для перевозки светлых (бензин, лигроин и т. п.) и темных (нефть, минеральные масла и т. п.) нефтепродуктов; – специальные – для перевозки определенных видов груза. Специальные, в свою очередь, подразделяются на цистерны для перевозки: высоковязких грузов, пищевых продуктов (молоко, спирт, виноматериалы), кислот (азотная, соляная, серная и др.), сжиженных газов (пропан, аммиак, хлор и др.), порошкообразных (цемент, кальцинированная сода и др.), затвердевающих (пек, нафталин и др.) и некоторых других грузов. В зависимости от конструкции несущих элементов цистерны бывают рамные, у которых основные внешние нагрузки, действующие на вагон, воспринимаются рамой, и безрамные, у которых эти нагрузки воспринимаются котлом.

Рисунок 5 Цистерна

Изотермические вагоны предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (мясо, рыба, масло, фрукты и др.). К изотермическим вагонам относятся также вагоны-рефрижераторы, оборудованные механической холодильной установкой и электрическим отоплением. Вагоны-рефрижераторы (рисунок 6) объединяются в пятивагонные секции: четыре вагона грузовых и пятый машинный вагон с бригадой обслуживания.

Изотермические вагоны предназначены для перевозки скоропортящихся продуктов (мясо, рыба, масло, фрукты и др.). К изотермическим вагонам относятся также вагоны-рефрижераторы, оборудованные механической холодильной установкой и электрическим отоплением. Вагоны-рефрижераторы (рисунок 6) объединяются в пятивагонные секции: четыре вагона грузовых и пятый машинный вагон с бригадой обслуживания.

Рисунок 6 Вагоны-рефрижераторы Вагоны специального назначения предназначаются для грузов, требующих особых условий перевозки: – хоппер (открытые и закрытые) (рисунок 7) имеют специальную конструкцию, обеспечивающую разгрузку перевозимого продукта (минеральные удобрения, зерно, цемент, сыпучие строительные грузы и др.) «самотеком» через люки в полу; – думпкар (рисунок 8) – вагон-самосвал, предназначен для перевозки сыпучих грузов – угля, руды, щебня, вскрышных пород и др.; – транспортеры (рисунок 9) предназначены для перевозки громоздких и тяже- ловесных грузов (машины и химическое оборудование). Транспортеры – это многоосные платформы (12, 16, 20 и более осей) грузоподъемностью 130, 180, 230, 300 и до 780 т.

Рисунок 7 Хоппер

Рисунок 8 Думпкар

Рисунок 9 Транспортер

Маркировка вагонов

Вагоны, предназначенные для эксплуатации на железнодорожной инфраструктуре колеи 1520 мм во внутреннем и международном сообщении, имеют идентификационную маркировку. Эта маркировка, учитывает требования государственных ведомственных структур каждой страны, отвечающих за регистрирацию вагонов, и соответствует национальному законодательству с учетом правовых норм и действующих международных соглашений.

Обозначения грузовых вагонов согласно 8-значной системы нумерации применяется на железных дорогах стран СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и Грузии.

Номер грузового вагона должен состоять из восьми цифр, и имеет следующую структуру:

а) характеристика рода подвижного состава (первая цифра);

б) характеристика осности и основных характеристик вагона (вторая цифра);

в) дополнительная характеристика вагона (третья цифра);

г) номер в модельном ряду (цифры с четвертой по седьмую);

д) номер для самоконтроля (восьмая цифра).

Система нумерации – позволяет в восьмизначном номере объединить неповторяющйися инвентарный номер, присвоенный данной единице подвижного состава, основную характеристику его и кодовую защиту достоверности считывания номера.

Первая цифра характеризует род подвижного состава:
2 – крытые грузовые вагоны;
4 – платформы;
6 – полувагоны;
7 – цистерны;
8 – изотермические вагоны;
3 и 9 – прочие вагоны (специализированные и др.)

Второй знак характеризует осность и основные характеристики вагона. Цифры 0-8 обозначают четырехосные, цифра 9 – восьмиосные вагоны. Все шестиосные вагоны и траснпортеры отнесены к прочим вагонам, номера которых начинаются с цифры 3 (у шестиосных вторая цифра номера – 6, у транспортеров – 9).Кроме осности вторая цифра определяет:

– для крытых вагонов – объем кузова

– для платформ – длину рамы

– для 4-осных полувагонов – наличие люков в полу и торцовых дверей

– для цистерн – специализацию

Третий знак дополнительные дополнительные характиристики

Четвертый, пятый и шестой знаки в номере вагона определяют их порядковый номер и характеристик не содержат.

В седьмом знаке цифра 9 свидетельствует о наличии у вагона переходной площадки.

Восьмая цифра – контрольная.

Контрольным числом – является число, дополняющее подразрядную сумму до ближайшего целого десятка. Если подразрядная сумма кратна 10, то контрольный знак равен 0.

На каждом пассажирском вагоне внутреннего и межгосударственного сообщения на боковых и торцовых стенах и внутри вагона наносятся утвержденные МПС знаки и надписи. Снаружи вагона посередине боковой стены нанесены герб Российской Федерации, знак МПС и государственный восьмизначный номер. Около входной двери указывается число мест, а внизу кузова - тара вагона и место установки домкрата при подъемке вагона. Маршрут вагона в поезде указывается на маршрутной доске, навешиваемой проводником на наружной стороне вагона. Если вагон обращается в фирменных поездах, то на кузове могут быть нанесены название фирмы и рекламные надписи. На раме тележки и внизу кузова наносится надпись «160 км/ч», если вагон может обращаться в поездах с указанной скоростью.

На торцовых стенах вагона указываются дата и место постройки, последнего вида ремонта, дата ТО-3 (шестимесячного технического обслуживания). В зоне торцовой лестницы подъема на крышу нанесены предупреждающая надпись и знак высокого напряжения, под вагоном на подвагонном ящике - также знак высокого напряжения, а на резервуарах тормозов - дата последнего испытания. Фирменная табличка завода-изготовителя с указанием типа вагона и даты выпуска устанавливается на входной ступеньке рабочего тамбура и внутри вагона. На двери служебного купе должен находиться трафарет для визитной карточки проводника. Около мест вагонов, а также около двери каждого купе в купейных вагонах находятся таблички с указанием номеров мест.

Если некупейный вагон используется как общий, то номера мест наносятся краской. В общем вагоне 81 место, в плацкартном - 54, в купейном - 36. В этих вагонах нечетные места - нижние. В вагонах типа СВ 19 мест, и все нижние. В вагонах имеются также следующие надписи: в рабочем тамбуре (в зоне штурвала ручного тормоза) «Тормозить», в нерабочем - «Место для курения», соответствующие таблички в зоне служебного отделения, где находится охладитель питьевой воды, на дверях туалета, около ящика для мусора. Около каждого стоп-крана должны находиться таблички «Стоп-кран».

Для систематизации и удобства передачи информации на железных дорогах введена восьмизначная система нумерации подвижного состава. Первая цифра номера 0 означает, что вагон пассажирский. Вторая и третья цифры - цифровой индекс дороги приписки пассажирского вагона (Октябрьская - 01-07; Калининградская - 10; Московская - 17-23; Горьковская - 24-27; Северная - 28-31; Северо-Кавказская - 51-53; Юго-Восточная - 58-60; Приволжская - 61-62; Куйбышевская - 63-65; Свердловская - 76-79; Южно-Уральская - 80-82; Западно-Сибирская - 83-87; Красноярская - 88-89; Восточно-Сибирская - 90-93; Забайкальская - 94-95; Дальневосточная - 96-98; Сахалинская - 99). Первая, вторая и третья цифры составляют первую строку номера вагона. Четвертая цифра определяет род вагона (0 - мягкий; 1 - купейный; 2 - некупейный; 3 - межобластного сообщения; 4 - почтовый; 5 - багажный; 6 - вагон-ресторан; 7 - служебно-технический; 8 - вагон, принадлежащий не МПС России). Пятая, шестая, седьмая цифры указывают на разновидность типов вагонов, их конструктивные особенности (тип планировки, тормозов, вид отопления и т. д.).

Восьмая цифра - контрольный знак, или кодовая защита, номера.

На вагонах габарита РИЦ согласно международным правилам все знаки, надписи и нумерация имеют принципиальное отличие от знаков на вагонах внутреннего и межгосударственного сообщений. Все надписи даются на четырех языках: французском, немецком, итальянском и русском. На кузове - надпись «Спальный вагон». Вагоны I класса имеют двухместные купе, II класса - трехместные.

На рисунке приведенном ниже показано размещение всех знаков и надписей на вагоне габарита РИЦ.

 

 

Рисунок Размещение номеров, знаков и надписей на вагоне габарита РИЦ:

1, 3 - классность вагона; 2 - знак разрешения курения (вагон для курящих); 4,

5 - номер вагона соответственно по российской и международной нумерации;

6 - род вагона; 7 - герб страны приписки вагона; § - знак министерства (ведомства) владельца вагона; 9 - посадочный ряд вагона; 10 - маршрутная доска; 11 - место установки домкрата; 12 - место уведомления о повреждениях; 13 - режимный переключатель тормоза красного цвета; 14 - трафарет для даты последнего текущего обслуживания; 15 - габаритные размеры вагона; 16 - тип тормоза; 17 - знак наличия режимного переключателя (буква Я в ромбе); 18 - положение рукоятки режимного переключателя; 19 - трафарет для указания тары и число мест; 20 - пункт приписки вагона; 21 - знак наличия радио в вагоне; 22 - сводный знак; 23 - знак аренды вагона; 24- знак международного сообщения МС

 

Кроме указанных надписей и знаков, снаружи и внутри вагона размещается фирменная табличка завода-изготовителя, указываются место и время последнего деповского и капитального ремонтов, места нахождения водоналивных труб, даты ревизии букс, местонахождение крана питьевой воды, стоп-кранов (в каждом купе и коридоре табличка на русском, немецком, французском и итальянском языках «Рукоятку приводить в действие только в случае опасности. Злоупотребление наказывается»). На дверях туалетов, в зоне окон и дверей тамбуров имеются соответствующие надписи: «Во время стоянки пользоваться туалетом воспрещается», «Не высовываться» и «Не открывать до остановки поезда». На запасном резервуаре под вагоном, на боковой стене вагона и на буксе указываются даты ревизии оборудования. По концам коридора вагона находятся таблички на русском языке «Ящик для мусора», указывающие места хранения мусора.

Международными правилами для вагонов габарита РИЦ установлена единая двенадцатизначная нумерация, обязательная для вагонов международного сообщения, в том числе для вагонов поездов стран Балтии (сообщение между странами СНГ является межгосударственным, и нумерация вагонов восьмизначная).

Значения цифр двенадцатизначного номера вагона следующие: первая и вторая цифры указывают допущение (52) или недопущение (51) перестановки вагона с одной колеи на другую; третья и четвертая обозначают принадлежность к стране-собственнику (РЖД присвоен индекс «20»). Пятая и шестая цифры указывают на количество купе или мест в вагоне (70 - 10 купе, 71 - 11 купе, 63 - 20 мест);седьмая и восьмая цифры - на возможность допущения скорости движения до 140 км/ч; девятая, десятая и одиннадцатая - номер вагона страны-собственника; двенадцатая цифра - контрольный знак.

При постройке каждого пассажирского вагона завод-изготовитель составляет технический паспорт вагона. Паспорт хранится в вагонном участке или вагонном депо приписки вагона в течение всего срока его службы вплоть до списания кузова, но не менее 28 лет (минимальный срок службы вагона). В техническом паспорте вагона указываются место и время постройки и приписки, тип вагона или его модель, род вагона, тара, длина рамы, автосцепные устройства, база вагона, типы тележек, тормозов, подшипников букс колесных пар и привода генератора, система водоснабжения, отопления, электрооборудование, данные каждой колесной пары, планировка. При модернизации в паспорт вписываются все изменения вагона, указываются также дата, место проведения и вид ремонта вагона (деповский, капитальный).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: