ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Главная цель научной публикации – сделать работу автора достоянием других исследователей и обозначить его приоритет в избранной области исследований.
Всякая научная статья должна содержать краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и объективное обсуждение его значения. Отчет должен содержать достаточное количество данных и ссылок на опубликованные источники информации, чтобы коллегам можно было оценить и самим проверить работу.
Основные черты научного стиля: логичность и последовательность изложения материала, строгость (однозначность) формулировок, объективность.
ОСНОВНАЯ СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ СТАТЬИ:
В статье следует сжато и четко изложить современное состояние вопроса, цель работы, методику исследования, результаты и обсуждение полученных данных. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения производственного опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области.
Статья, как правило, включает в себя:
1) заглавие;
2) аннотация;
3) ключевые слова;
4) введение:
- актуальность исследования;
- цель и задачи исследования;
- методы исследования;
5) основные результаты и их обсуждение;
6) выводы;
7) список цитированных источников.
Название (заглавие) – очень важный элемент статьи. По названию судят обо всей работе. Поэтому заглавие статьи должно полностью отражать её суть. Удачное название работы – это уже полдела.
Аннотация. Она выполняет функцию расширенного названия статьи и повествует о содержании работы. Аннотация показывает, что, по мнению автора, наиболее ценно и применимо в выполненной им работе. Плохо написанная аннотация может испортить впечатление от хорошей статьи.
Во Введении должна быть обоснована актуальность рассматриваемого вопроса и (желательно) новизна работы по сравнению с исследованиями той же темы другими авторами (например, можно указать недостатки известных способов решения рассматриваемой проблемы и преимущество Вашего решения).
Здесь же следует конкретизировать цель и задачи исследований.
· Актуальность темы – её значимость в контексте соответствующей сферы жизнедеятельности/науки.
· Новизна – то, что отличает результат данной работы от результатов других авторов.
· Цель исследования. Дабы успешно и с минимальными затратами времени справиться с формулировкой цели, нужно ответить себе на вопрос: “что ты хочешь создать в итоге организуемого исследования?” Этим итогом могут быть: новая методика, классификация, новая программа или учебный план, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т.д. Очевидно, что цель любой работы, как правило, начинается с глаголов:
· выяснить...
· выявить...
· сформировать...
· обосновать...
· проверить...
· определить...
· создать...
· построить…
· Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Цель, подобно вееру, развертывается в комплексе взаимосвязанных задач. Например, если цель исследования – разработать методику оптимальной организации учебно-воспитательного процесса в условиях пятидневной недели, то эта цель может предполагать следующие задачи:
- определить и обосновать оптимальную для каждой студенческой группы продолжительность занятий;
- осуществить корректировку учебных программ в связи с общим сокращением учебного времени;
- освоить с преподавателями методику интенсификации обучения в условиях 90- и 80-минутного занятия др.
· Методы – эмпирические (изучение литературы по проблеме, опрос, тестирование, контент-анализ и т.п.) и теоретические (анализ, синтез и т.п.) методы, использованные в данном исследовании.
Основная часть - включает само исследование, его результаты, практические рекомендации. От самостоятельного исследователя требуется умение:
- пользоваться имеющимися средствами для проведения исследования или создавать свои, новые средства.
- разобраться в полученных результатах и понять, что нового и полезного дало исследование.
В работе, посвященной экспериментальным (практическим) исследованиям, автор обязан описать методику экспериментов, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Если это не сделано, то достоверность представленных результатов сомнительна. Чтение такой статьи становится бессмысленной тратой времени. Важнейшим элементом работы над статьей является представление результатов работы и их физическое объяснение. Необходимо представить результаты в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний.
Список литературы – это перечень использованных в работе над Вашей статьей книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.). Ссылки на источники чаще всего оформляются через указание в квадратных скобках номера источника и страницы из алфавитного списка литературы.
Исходный вариант этого текста: https://www.yctd.ru/?q=content/практические-рекомендации-по-написанию-научных-статей
Отредактировал: Н.В. Коротков
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ(ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ):
Всю литературу приводить в алфавитном порядке, с указанием фамилии и инициалов автора, названия работы, места издания, издательства, года и количества страниц. Могут быть указаны учебники (учебные пособия), изданные за последние пять лет. Интернет-источники приводятся с указанием фамилии и инициалов автора, названия работы (файла) и электронного адреса.
1. Головизнин М.В. Гомеопатия и кризис позитивистской парадигмы в современной доказательной медицине: доклад в рамках проекта ИФ РАН «Медицинская виртуалистика: парадигматическая аномия в биосоциальной сфере» (27 июня 2017). – URL: https://vk.com/video-92227664_456239028?list=bd81d6feaec7f7e6f1.
2. Зотов А. Ф. Философия. Учебник. – 6-е изд. – М.: Проспект, 2015. – 672 с.
3. Коротков Н. В., Михайлов А. Е. Философия как ресурс патриотического воспитания // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2017. – №1. – С. 25-27.
4. Сахаров В. А., Сахарова Л. Г. Формирование здорового образа жизни советской молодежи в 1920-1930-е годы // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2015. – №2. – Т.23. С. 57-60.
5. Трапезников М. В. Взаимодействие научного и практического типов познания: монография. – Киров: ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава России, 2017. – 114 с.