Роман И.А.Гончарова «Обломов». История создания




II. Тема. 1850е – 1880е гг: Становление и крушение русского романа

Иван Александрович Гончаров

А Работая над представленными в разделе материалами, подготовьтесь к итоговой письменной работе – развернутому ответу на вопрос: «Можно ли считать Обломова ещё одним представителем галереи «мёртвых душ»? или «Каков жизненный идеал Гончарова?» (по вашему выбору)

 

Не забывайте:

1.Ваша главная деятельность при изучении литературы – чтение и анализ художественного произведения.

2. Теоретический материал учебника подскажет направление анализа, а также позволит сопоставить вашу позицию с трактовкой, предложенной авторами учебника. Вы можете вступить с авторами в диалог, аргументировано выражая свое согласие, несогласие или частичное согласие с их точкой зрения.((Я так понимаю, что здесь и подразумевалась эти ключевая для диалога категория согласие, предлагаю ее эксплицировать в тексте учебника))

3. Обязательно привлекайте дополнительный материал – постижение литературного произведения требует от читателя обширных знаний, которые нужно уметь пополнять и умения получать их из разных источников.

3. Обязательно выполняйте задания, направленные на развития вашей коммуникативной компетенции. Умение общаться поможет вам не только в учебе, но и в жизни. ((Или что-то в этом духе: мне кажется, стоит расшифровать лишний раз это терминологическое словосочетание))

Портрет

(1812–1891)

Иван Александрович Гончаров – русский писатель, литературный критик, публицист. Самое важное место в творческом наследии Гончарова занимают три романа писателя: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1857), «Обрыв» (1869). Среди критических работ Гончарова выделяется эссе «Мильон терзаний» о комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» – работа, ставшая незаменимой для понимания великого произведения А.С.Грибоедова. Большое значение для русского общества, расширения кругозора и национального самосознания, углубления взгляда на окружающий мир имела книга очерков «Фрегат Паллада», ставшая своего рода итогом участия Гончарова в кругосветном путешествии в качестве секретаря командира военно-морской эскадры, адмирала русского флота Е.В. Путятина.

И.А.Гончаров родился в г.Симбирске в купеческой семье. Детство будущего писателя прошло в доме, напоминавшем больше деревенскую усадьбу, чем городской домособняк. До десятилетнего возраста мальчик учился дома и в частном пансионе; в семь лет он потерял отца, и заботу о нем взял на себя крестный отец Н.Н.Трегубов, помогавший матери Гончарова растить и воспитывать всех четырех детей Гончаровых.

Следующие 8 лет (с 1822 по 1830 гг.) Гончаров продолжает образование в Московском коммерческом училище, однако уже в юности ему ближе были словесные науки и литература, и поэтому в 1831 г. молодой человек поступает на словесное отделение Московского университета, которое окончиваетл в 1834 г.

Благодаря учебе в Московском университете Гончаров мог познакомиться с богатой культурной жизнью, воочию видеть выдающихся писателей, ученых, общественных деятелей того времени. Среди студентов университета тех лет были В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, М.Ю.Лермонтов, К.С.Аксаков и другие известные в будущем литераторы. По воспоминаниям Гончарова, однажды он слушал лекцию по словесности, когда в аудиторию вошел А.С.Пушкин в сопровождении князя С.С.Уварова, будущего министра. После лекции состоялся разговор о подлинности «Слова о полку Игореве» двух профессоров университета И.И.Давыдова и М.Т.Каченовского, в котором и великий поэт принял живейшее участие. (Он считал «Слово…» подлинным древнерусским произведением.)

В 1840 е гг. в русской литературе совершались коренные перемены: утверждался реалистический стиль, литература начала охватывать жизнь всех основных социальных слоев русского общества, активно шел процесс демократизации литературы, изменялся герой литературного произведения, возрастала роль женщины-героини. В те годы Гончаров жил и работал в Петербурге, где познакомился познакомился сс кругом именитых писателямией, объединившимихся вокруг В.Г.Белинского: Д.В.Григоровичемем, В.И.Далемем, Ф.М.Достоевским, Н.А.Некрасовым, И.С.Тургеневым и другими. В этом кругу весной 1846 г. писатель Гончаров прочитал свой первый роман «Обыкновенная история», который тонкий критик Белинский со свойственным ему критическим чутьем сразу же высоко оценил и рекомендовал в печать. «Обыкновенная история» была опубликована в следующем, 1847 г., в журнале издании, ставшем центром новой русской литературы, в и издававшемся Некрасовым, – журнале «Современнике ».

В романе «Обыкновенная история» основным конфликтом является острое противоречие между старым, поместным укладом жизни и новой, городской цивилизацией. Молодой барин Александр Адуев, романтик и мечтатель, способный и чувствительный человек, приезжает в Петербург, намереваясь достичь славы, успехов в литературе, счастья в любви и дружбе. Однако за несколько лет жизни в столице он терпит одно поражение за другим, столкнувшись с приземленной, деляческой реальностью. В конце романа Александр сдается, оставляет свои юношеские идеалы и начинает жить по правилам жизни современного петербуржского общества.

 

Ж 1.Представьте, что вы являетесь автором статьи об И.А. Гончарове на специальном сайте или в энциклопедии. Прочитанный текст – основа вашей статьи. Её необходимо сопроводить гиперссылками (или отсылками на другие статьи энциклопедии). Гиперссылки (см. подчеркивание в прочитанном тексте) указывают на материал, который погружает биографию Гончарова в атмосферу его эпохи.

Соберите необходимый материал, отберите главное, создайте краткий, лаконичный, содержательно насыщенный текст статей:

- События истории России, современником которых был Гончаров;

- Российское купечество середины 19 века;

- Кругосветное путешествие Е.В. Путятина на «Фрегате Паллада»;

- В.Г.Белинский;

- А.И.Герцен;

- Н.П.Огарев;

- К.С.Аксаков;

- Д.В.Григорович;

- В.И.Даль;

- Журнал «Современник».

Задание можно выполнить в паре или в группе.

 

 

Ж 2. «У меня есть (или была) своя нива, свой грунт, как есть своя родина, свой родной воздух, друзья и недруги, свой мир наблюдений, впечатлений и воспоминаний, - и я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал – словом, писал и свою жизнь, и то, что к ней прирастало» (И.А. Гончаров «Лучше поздно, чем никогда») – объясните, какое влияние, по вашему мнению, на формирование личности Гончарова и особенности его творчества оказало детство, прошедшее «в патриархально-крепостнической обстановке богатой полупомещичьей, полукупеческой усадьбы». На какие противоречия личности писателя и конфликты его героев может указывать данный биографический факт?

 

Ж 3. «...Самая наружность родного города не представляла ничего другого, кроме картины сна и застоя. Те же, большею частью деревянные, посеревшие от времени дома и домишки с мезонинами, с садиками, иногда с колоннами, окруженные канавками, густо заросшими полынью и крапивой, бесконечные заборы; те же деревянные тротуары с недостающими досками; та же пустота и безмолвие на улицах, покрытых густыми узорами пыли. Вся улица слышит, когда за версту едет телега или стучит сапогами по мостовой прохожий. Так и хочется заснуть самому, глядя на это затишье, на сонные окна с опущенными шторами и жалюзи, на сонные физиономии сидящих по домам или на попадающиеся на улице лица. „Нам нечего делать! — зевая, думает, кажется, всякое из этих лиц, глядя лениво на вас. — Мы не торопимся, живем — хлеб жуем да небо коптим!“… «Домашние мешают пожелать чего-нибудь: все давно готово, предусмотрено» -- о каких эпизодах романа «Обломов» напоминают эти автобиографические эскизы Гончарова? Раскройте вашу мысль.

 

Ж 4. Прочитайте приведенные ниже фрагменты критических статей и воспоминаний современников Гончарова. Каким вы представили себе писателя? Какие ценности, по вашему мнению, он считал главными в жизни? Дайте развернутый ответ, аргументируйте свою точку зрения.

«Отличительной чертой характера И. А. Гончарова является скромность, кроющаяся, разумеется, в сознании своих сил… Боязнь всего, что может походить на рекламу, доходит в нем до крайности… И. А. Гончаров живет уединенной, замкнутой жизнью, никогда не появляясь ни на каких литературных вечерах, обедах или юбилеях, и в Литературном обществе, почетным членом которого И. А. Гончаров состоит со дня его основания, мне удалось видеть Ивана Александровича всего один раз»(В.И. Бибиков).

«Это была осторожная, флегматичная и консервативная натура. Созерцатель по преимуществу, Гончаров и дорожил особенно обстановкой созерцания: к новой жизни он не спешил, не ввязывался в мир непривычных ощущений, но зато держался цепко за любимые впечатления; он бережно выбирал их из наплывающей отовсюду жизни, созидал из них приятную для себя обстановку и углублял свой поэтический запас новыми наслоениями… Не оттого ли и писал он сравнительно редко и писать начал поздно, что не всегда была под рукой правильная обстановка. Не одна служба да развлечения мешали; молодость мешала, избыток сил мешал созерцанию, а значит, и творчеству». (И.Ф.Анненский).

«Гончаровская апатия <.…> сводилась преимущественно к внешним проявлениям, к внешнему виду или, вернее, к тому впечатлению, которое производил Гончаров на людей своей неподвижной, по виду вялой, по разговору - – равнодушной фигурой. В голове и в сердце творилась невидимая глазу сложная работа, из которой слагалось творчество образов и картин; на эту работу и уходила значительная доля энергии и органической самостоятельности художника» (…Покровский 1907)

«Между тем он был весьма деятельным и трудолюбивым человеком, всего менее, похожим на Обломова. Его постоянно занимала мысль о создании чего-нибудь нового»(Стасюлевич М.М.).

«К условиям творчества Гончарова надо отнести отсутствие полной свободы для литературных занятий. Он не был обеспечен материально, как Толстой и Тургенев, а этого обеспечения литературный труд, даже в самом разгаре писательства Гончарова, давать не мог даже для скромной жизни… К своим служебным обязанностям он относился, как человек строгого долга, глубоко добросовестно в смысле труда и с благородной самостоятельностью мнений, всегда направленных на защиту мысли, дарований и правды». (А.Ф.Кони)

«Думу и душу тянуло к писательству. Он сам говорит о своих первых впечатлениях на этом поприще: «Чтение и писание (лично для себя) выработало во мне перо и сообщило, бессознательно, писательские приемы и практику. Чтение было моей школой, литературные кружки того времени сообщали мне практику, то есть я присматривался ко взглядам, направлениям и т. д. Тут я только, а не в одиночном чтении и не на студенческой скамье, увидел — не без грусти, — какое беспредельное и глубокое море литература, и со страхом понял, что литератору, если он претендует не на дилетантизм в ней, а на серьезное значение, надо положить в это дело чуть не всего себя и на всю жизнь». (А.Ф.Кони)

 

 

Роман И.А.Гончарова «Обломов». История создания

 

Первый роман Гончарова из своеобразной трилогии «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» имел большой успех, принес автору известность и создал репутацию мастера в литературных кругах и во всей читающей России. Вскоре после публикации «Обыкновенной истории» Гончаров приступает ко второму роману – реализации замысла романа «Обломов». Писатель создает главу «Сон Обломова», в которой описывает детство героя в провинциальной деревне Обломовка, родовом поместье, где тот родился, намечает уже знакомый конфликт: столкновение молодого поместного дворянина с условиями жизни современного большого города – Петербурга. Эта часть произведения стала основной в будущегом романае. Гончаров публикует «Сон Обломова» в сборнике при журнале «Современник» в 1849 г. и надолго останавливает работу над ним. Вероятно, это было связано с тем, что автор хотел избежать в будущем романе повторения старой коллизии, и он должен был осмыслить в новом свете драму человека, неспособного обрести полноценную жизнь в изменяющейся России. Отвлеклочению от романа способствовало такжеи кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», занявшее 3 года (1852–1855). По окончании путешествия Гончаров написал книгу очерков «Фрегат Паллада», отразив в ней свои впечатления и мысли, и только после этого вернулся к продолжению работы над «Обломовым».

К 1857 г. Гончаров вчерне закончил романчерновой вариант, весь следующий год писатель дорабатывал сочинениерукопись, а в 1859 г. читающая Россия знакомилась с одним из самых значительных прозаических произведений в русской литературе XIX в. – романом «Обломов». В этом романе автор создал образ национального героя своего времени в условиях смены векового уклада жизни российского общества, распада социальной структуры, изменения экономической и культурной ситуации в стране, общей духовной атмосферы. Роман Гончарова «Обломов» был закончен, вместепоявился почти одновременно с двумя другими вершинными произведениям предреформенного периода – драмой-трагедией «Гроза» А.Н. Островского и романом «Отцы и дети» И.С.Тургенева. ((переход, мне кажется, нужен)) Указ государя Александра Второго от 19 февраля 1861 г. об освобождения крестьян от крепостной неволи зависимости явился революционным событием, разделившим русскую историческую жизнь на старое и новое время.

Выбор героем дворянина-помещика Илью Ильича Обломова обусловлен, прежде всего, историческими факторами, поскольку именно на поместном дворянстве отмена крепостного права сказалась более всего, главным образом на благосостоянии и перспективах. Однако Гончаров не ограничивается социальной стороной изображения событий, вовлекая в роман проблематику вечного характера, такие вопросы, как любовь, смысл жизни, душа человека и его выбор. Известный критик того времени Н.А.Добролюбов в хрестоматийной статье «Что такое обломовщина?» (давно ставшей хрестоматийной) заметил, что герой Гончарова представляет собой «коренной, народный» характер русского человека. Таким образом, читая роман, нужно видеть в его герое и его жизни объемное явление масштабногообъемное и значенияе масштабное: ((конец абзаца мне непонятен)) индивидуально-психологическое, социальное, девушкой Ольгой Ильинской и вдовой-чиновницей Агафьей Матвеевной Пшенициной, сравнении с другом полунемецкого происхождения Андреем Штольцем, антиподом Обломова по характеру и жизнедеятельности, в комичных перепалках с крепостным слугой Захаром и другими персонажами, значимыми в разных сюжетных ситуациях.??????

 

Г 1. Почему в прочитанном тексте Указ государя Александра Второго от 19 февраля 1861 назван революционным событием? Раскройте вашу позицию. Для творчества каких еще известных вам писателей это событие имело важное большое значение? В каких известных вам литературных произведениях это событие нашло отражение (прямое или косвенное)?

Ж 2. Известно, что «Обломова» Гончаров, вдохновлённый романом с Елизаветой Васильевной Толстой, стремительно дописал за несколько недель: «Главная задача романа, его душа – женщина». Прочитайте фрагменты из 32 писем Гончарова юной красавице, которая предпочла немолодому известному писателю бравого ротмистра. Что нового вы узнали из них о личности Гончарова, о его жизненных и нравственных ценностях?

«…Я часто благословляю судьбу, что встретил ее: я стал лучше, кажется, по крайней мере с тех пор, как знаю ее, я не уличал себя ни в одном промахе против совести, даже ни в одном нечистом чувстве: мне все чудится, что ее кроткий карий взгляд везде следит за мной, я чувствую над своей совестью и волей постоянный невидимый контроль».

«Сияющий умом и добротой взгляд… мягкость линий, так гармонически сливающихся в волшебных красках румянца, белизны лица и блеска глаз».

«Я болен ею. Мне стало как-то тесно на свете жить: то кажется, что я стою в страшной темноте, на краю пропасти, кругом туман, то вдруг озарит меня свет и блеск ее глаз и лица - и я будто поднимусь до облаков».

«Чувствую, однако ж, что апатия и тяжесть возвращаются понемногу ко мне, а Вы, было, своим умом и старой дружбой расшевелили во мне болтливость»

«При Вас у меня были какие-то крылья, которые отпали теперь».

«Ах, сколько бы я исписал страниц, если б вздумал исчислять Ваши недостатки, сказал бы я, но скажу достоинства...»

«Прощайте же... не теперь, однако ж, а когда будете выходить замуж, или перед смертью моей или Вашей... А теперь... до следующего письма мой чудесней друг, моя милая, умная, добрая, обворожительная... Лиза!!! вдруг сорвалось с языка. Я с ужасом оглядываюсь, нет ли кого кругом, почтительно прибавляю: прощайте, Елизавета Васильевна: Бог да благословит, Вас счастьем, какого Вы заслуживаете. Я в умилении, сердца благодарю Вас за вашу дружбу...»

Если вас заинтересовала эта драматическая история, проведите самостоятельное исследование: «Является ли Е.В. Толстая прототипом Ольги Ильинской?»

 

Б Проверьте себя: внимательно ли вы читали текст романа «Обломов».

На сколько вопросов вам удалось ответить? Вернитесь к тексту еще раз, найдите ответы на те вопросы, с которыми не справились.

 

1. Кто рассказывает историю жизни Обломова?

2. Каково полное имя главного героя? Сколько ему лет? Каково его образование? Каков род занятий?

3. Кто такой Захар? Как сложилась его судьба?

4. Кто такой Штольц? Откуда он знает Обломова?

5. Кто такая Ольга? Каково содержание письма Обломова Ольге? Чем завершается в романе её история?

6. Какого переезда боится Обломов? Почему и куда всё-таки Обломов переезжает?

7. Кто такая Агафья Пшеницына? Какую роль она сыграла судьбе Обломова?

8. Какую роль в сюжете романа играет Тарантьев? За что и когда Обломов дал ему пощёчину?

9. Кто из героев романа имеет предысторию?

 

Какие сложности при чтении текста романа вы испытывали? Преодолевали ли их? Как? Что показалось интересным? Не интересным? Что запомнилось больше всего?

Роман «Обломов». Анализ

Роман начинается с показа утра героя – Ильи Ильича Обломова. Автор подробно описывает внешний вид, характерные черты человека, который в течение нескольких часов никак не может встать с дивана. С момента пробуждения его тревожат два «несчастья»: во-первых, из родового имения пришло письмо от управляющего о падении ежегодного дохода с хозяйствародового имения, к тому жеа во-вторых, хозяин дома требует, чтобы Обломов съехал с нанимаемой квартиры. Гончаров выстраивает сюжет романа таким образом, что именно эти неизбежные перемены в жизни определят все последующие события произведения и его финал.

 

В 1. Проанализируйте фрагмент романа

Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами.

Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками.

Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: "Кто сюда натащил и наставил все это?" От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память.

Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.

Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет - так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

 

1. Какие черты характера Обломова отражает интерьер? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из данного фрагмента.

2. О каких противоречиях личности Обломова свидетельствует данное описание? Докажите свою точку зрения. Для доказательства выделите в тексте эпитеты. Какие закономерности в использовании эпитетов вы заметили? Как указанная вами антитеза развивается на протяжении романа?

3. Какие значимые подробности (детали) кажутся вам наиболее важными в данном фрагменте? Почему именно эти? Объясните их роль.

4. Какие цвета присутствуют в описании? Сделайте вывод из проведенного наблюдения.

5. Описаны ли в данном фрагменте звуки и запахи? Раскройте свою позицию.

6. Согласны ли вы с мнением исследователя об особенностях изображения мира вещей у Гончарова: «… уравнивание, тесная связь, единство человека и окружающего мира. Это обусловлено особым чувством неразделённости природы и человека, макро- и микрокосмоса, одушевлённого и неодушевлённого. <···> человек в этом случае оказывается неразрывно связанным с миром природы, с миром окружающих вещей, становится частью этого мира.

Всё во Вселенной живёт единой, согласованной жизнью, как части одного целого. Поэтому-то предметы обстановки, отдельные детали внешности, животные так же важны писателю, как переживания, мысли и чувства персонажей... Не человек опускается до уровня бессловесной твари, мебели или домашней, а наоборот, мелочи быта поднимаются до человека. Человек слит с окружающей действительностью, отражается в ней, а она — в нём» (Е.В. Краснова)? Докажите свою позицию.

Если вы интересуетесь изобразительным искусством, расскажите, какому направлению в живописи присущи указанные особенности. Что это наблюдение привносит в понимание авторского замысла романа?

 

Д 2. Сопоставьте описание кабинета Обломова с описанием комнаты Плюшкина. Чем похожи описания? Попробуйте выяснить причины схожести. ((или как-то еще, а то не совсем понятно, как объяснить совпадение. Хотя, может, я и не прав))Объясните это совпадение. Чем различаются описания? Какой вывод об особенностях стиля авторов можно сделать? Спланируйте свою работу по выполнению задания: выделите параметры, по которым следует сопоставить фрагменты (общее впечатление, вызванное описанием; художественные детали, использованные авторами; особенности изобразительно-выразительных средств; ритмическая организация фрагментов; чьими глазами читатель видит интерьеры и т.д.). Внимательно читайте тексты, подчеркивайте ключевые слова.

 

Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери. Отворивши эту дверь, он наконец очутился в свету и был поражен представшим беспорядком. Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боков к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюре, выложенном перламутною мозаикой, которая местами уже выпала и оставила после себя одни желтенькие желобки, наполненные клеем, лежало множества всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов.

По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин: длинный пожелтевший гравюр какого-то сражения, с огромными барабанами, кричащими солдатами в треугольных шляпах и тонущими конями, без стекла, вставленный в раму красного дерева с тоненькими бронзовыми полосками и бронзовыми же кружками по углам. В ряд с ними занимала полстены огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку. С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк. В углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее и что недостойно лежать на столах. Что именно находилось в куче, решить было трудно, ибо пыли на ней было в таком изобилии, что руки всякого касавшегося становились похожими на перчатки; заметнее прочего высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога. Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребыванье старый, поношенный колпак, лежавший на столе.

Можно ли сделать вывод о традициях гоголя в творчестве Гончарова? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Конечно, вы заметили, что герой не способен к активным, самостоятельным действиям, поэтому он не может отвести угрозу, нависшую над его спокойным, сонным существованием. Обломов все утро пытается написать письмо в деревню, однако оказывается от волнения не в состоянии изложить свои мысли. И ничего предпринять и решить относительно переезда герой тоже не может, по-детски желая, чтобы все устроилось само собой. Возникает вопрос: Обломов один такой особенный человек или представляет собой распространенный социально-психологический тип более распространенный?

 

В 1. Проанализируйте фрагмент романа

Прочитайте портрет Обломова. Как он характеризует героя? О каких противоречиях личности свидетельствует? Иллюстрируйте свой ответ примерами из текста.

 

Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: "Добряк должен быть, простота!" Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо-- его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.

Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга; но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.

 

Выделите в тексте метафоры и сравнения. Раскройте их роль. Объясните, почему именно эти изобразительно-выразительные средства преобладают в описании внешности героя.

 

Какие художественные детали портрета вы считаете наиболее важными? Почему? Какие из них, по-вашему, имеют аллегорический смысл? Раскройте его и свяжите с содержанием романа.

 

Д 2. Какая художественная деталь, значимая для создания образа Обломова, встречается и в романе «Евгений Онегин» при размышлении автора о возможной судьбе Ленского? Объясните указанное совпадение.

 

 

XXXVII.

Быть может, он для блага мира
Иль хоть для славы был рожден;
Его умолкнувшая лира
Гремучий, непрерывный звон
В веках поднять могла. Поэта,
Быть может, на ступенях света
Ждала высокая ступень.
Его страдальческая тень,
Быть может, унесла с собою
Святую тайну, и для нас
Погиб животворящий глас,
И за могильною чертою
К ней не домчится гимн времен,
Благословение племен.

XXXVIII. XXXIX.

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета:
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался б с музами, женился,
В деревне счастлив и рогат

Носил бы стеганый халат;
Узнал бы жизнь на самом деле,
Подагру б в сорок лет имел,
Пил, ел, скучал, толстел, хирел,
И наконец в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

 

 

Г 3. Прочитайте стихотворение поэта пушкинской поры Н.М. Языкова, которого некоторые литературоведы рассматривают в качестве прототипа Обломова. Что дает основание к подобному утверждению? Разделяете ли вы эту точку зрения? Докажите свою позицию.

 

К халату

 

Как я люблю тебя, халат!
Одежда праздности и лени,
Товарищ тайных наслаждений
И поэтических отрад!
Пускай служителям Арея
Мила их тесная ливрея;
Я волен телом, как душой.
От века нашего заразы,
От жизни бранной и пустой
Я исцелён — и мир со мной:
Царей проказы и приказы
Не портят юности моей —
И дни мои, как я в халате,
Стократ пленительнее дней
Царя, живущего не к стате.

Ночного неба президент,
Луна сияет золотая;
Уснула суетность мирская —
Не дремлет мыслящий студент:
Окутан авторским халатом,
Презрев слепого света шум,
Смеётся он, в восторге дум,
Над современным Геростратом.
Ему не видятся в мечтах
Кинжалы Занда иль Лувеля,
И наша слава-пустомеля
Душе возвышенной — не страх.
Простой чубук в его устах,
Пред ним, уныло догорая,
Стоит свеча невосковая;
Небрежно, гордо он сидит
С мечтами гения живого —
И терпеливого портного
За свой халат благодарит!

Н. М. Языков,1823

И Если вас заинтересовало творчество Языкова, подготовьте сообщение о нём. Подбирая материал из книг или интернета, выделяйте наиболее, на ваш взгляд, важное. Продумайте ваше выступление перед одноклассниками: что в жизни и творчестве Языкова могло бы их заинтересовать? Что является важным для изучения литературы? Обязательно проанализируйте свое выступление и выясните мнение одноклассников о вашем сообщении. Если в выступлении были недочёты, объясните себе их причины и продумайте план их устранения.

 

Сложность идеи романа состоит в том, что для его понимания нужно и сочувственно отнестись и к герою, и глубоко проанализировать историческую ситуацию того времени в России. Кроме того, Следует также для истинного еще более глубокого постижения смысла произведения следует обратиться к его вневременному пласту и вечным вопросам, в нем поднимаемым.

 

Г 1. Перечитайте тексты учебника об А.И. Гончарове (с.) и об истории создания романа «Обломов» (с.). Найдите в них характеристику времени, отображенного в романе. Дополните эту характеристику информацией, найденной самостоятельно в справочной литературе или интернете. Сформулируйте важнейшие особенности исторической ситуации в России 40-50-х годов XIX века. Докажите, опираясь на текст, что в романе «Обломов» отражена именно эта эпоха.

Г 2. Какие ещё периоды в истории России XIX века можно назвать переходными. Почему? В каких известных вам произведениях отражаются эти исторические периоды? В чём эти произведения можно сопоставить с романом «Обломов»?

 

 

Автор подробно описывает во сне героя его детство, юность, социальную среду и атмосферу, в которой рос Илюша Обломов. После этого описания читателю становятся, что делает во многом понятными происхождение и причины его жизненной апатии.

 

В 1. Проанализируйте фрагмент романа – главу «Сон Обломова».

Работу над фрагментом проведите в форме научно-практической конференции. Распределите вопросы, проведите самостоятельное мини-исследование. Доложите о его результатах на конференции. Обязательно выделите ведущего, который будет направлять обсуждение, подведёт итоги.

Цель конференции – на основе проведенных наблюдений над текстом объяснить, почему «Сон Обломова» Гончаров назвал «увертюрой всего романа».

Проблемы мини-исследований:

1) С какой целью писатели изображают сон героя? Дайте развернутый ответ, отметьте разные функции сна. Иллюстрируйте свой ответ примерами из известных вам произведений литературы.

2) Почему эта глава имеет название?

3) Можно ли «Сон» считать традиционной предысторией героя литературного произведения?

4) Однообразна ли в действительности жизнь в Обломовке? Почему автор подчёркивает её цикличность?

5) Каково значение мотивов сна и смерти в этой главе?

6) Какие образы героев в этой главе представляются вам наиболее важными? Почему?

7) Меняется настроение автора и его отношение к изображаемому на протяжении «Сна Обломова»? Подтвердите свою точку зрения текстом.

8) Как в этой главе решается проблема воспитания? Почему в ней упоминаются Скотинины и Простаковы?

9) Какова роль сказочных и басенных мотивов в «Сне Обломова»?

10) Объясните на основе анализа текста, что имел ввиду Н.А. Некрасов, автор одного из первых отзывов на «Сон Обломова», когда метафорически называл мас



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: