Репин И. «Бурлаки на Волге»




Творчество И.Е. Репина

И.Е. РЕПИН Реферат студентки 3-го курса педагогического колледжа МГОПУ Булатовой Екатерины Вершиной русской жанровой живописи второй половины XIX в. является творчество И. Е. Репина (1844—1930). Вместе с тем великий художник не только был жанристом, но с равным блеском работал в области портрета и исторической живописи. Современников поражало его удивительное живописное мастерство. Репин родился в 1844 г. в Чугуеве в семье военного поселенца. В детствеему пришлось испытать нужду, рано познать труд. Семнадцати лет он ужеработал в иконописных артелях. Страстное желание стать художником привелоРепина в Петербург, а огромная одаренность раскрыла перед ним двериАкадемии художеств. Это было в январе 1864 г., Репину шел двадцатый год. В Академии И. Е. Репина научили «азбуке» искусства, но главным своимучителем он всегда считал Крамского. Именно в беседах с Крамским, в спорахи чтениях на «четвергах» Артели складывалось мировоззрение Репина. И многолет спустя он писал: «Я человек 60-х годов... для меня еще не умерли идеалыГоголя, Белинского, Тургенева, Толстого..., окружающая жизнь меня слишкомволнует, не дает покоя, сама просится на холст; действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестьювышивать узоры,—предоставим это благовоспитанным барышням». На протяжении долгих лет жизни Репин оставался верен демократическимидеалам своей юности, верен искусству критического реализма. Первым произведением, которое принесло Репину известность вхудожественных кругах, была картина, написанная перед окончанием Академии для конкурса на большую золотую медаль. Она называлась«Воскрешение дочери Иаира» (1871). Традиционный евангельский сюжет этот былпредложен Репину профессорами. Религиозная и даже мистическая сторонасюжета—воскрешение Христом умершей девочки,—естественно, не могла увлечьтакого трезвого реалиста, каким был Репин. Картина не получалась... И вот незадолго до конкурса, как рассказывалсам художник, вспомнил он свое детство, умершую любимуюсестру...Воображение заработало. Картина была написана быстро, своодушевлением. Она поражает психологизмом, реальностью и дажеиллюзорностью. Особенно удачна левая половина холста — в желтоватыхотблесках свечей вырисовывается ложе умершей, видно ее мертвенно-бледноелицо и рядом с нею фигура Христа, освещенная лучами дневного света,ворвавшимися в полумрак комнаты. В образе Христа, в его благороднойсдержанности сказались, несомненно, отголоски тех впечатлений, которыеРепин вынес от картины А. А. Иванова «Явление Христа народу». За «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил большую золотую медаль, а снею право поездки за границу от Академии сроком на шесть лет. Однако Репин решил отложить поездку. Все его мысли были сосредоточены нановом произведении, которое он задумал задолго до своей академическойпрограммы, Речь идет о «Бурлаках на Волге» (1870—1873). Впервые Репин увидел бурлаков на Неве погожим летним днем 1868 г. Тогдаже, потрясенный этим зрелищем, он решил написать картину, показавизмученных, в лохмотьях бурлаков и рядом нарядную толпу праздных дачников.Замысел вполне в духе обличительной живописи 60-х годов. Но вскоре Репинизменил его. Он отказался от прямолинейного противопоставления и всевнимание сосредоточил на одних бурлаках. Для того чтобы собрать материал,художник дважды ездил на Волгу. В его альбомах появились сотни рисунков.Это были портреты бурлаков, их изображения в разных ракурсах, виды Волги ипросто зарисовки местных жителей. Он написал в это время множество этюдовмасляными красками, сделал несколько эскизов, подолгу вынашивал каждыйобраз будущей картины. После нескольких переделок к весне 1873 г. работабыла окончена. Успех картины превзошел все ожидания. С нее, как говорил сам художник,пошла его слава по всей Руси великой. И действительно» «Бурлаки наВолге»—лучшая картина реалистической жанровой живописи 70-х годов,воплощение демократических гуманистических идей того времени. В этойкартине Репина удачнее, чем у кого бы то ни было, выражено все то, к чемустремились его современники: и могучее «хоровое» звучание темы. и глубокийпсихологизм каждого образа, и композиционное, и колористическое мастерство.«Четыре года тому назад,—писал Крамской,— Перов был впереди всех, ещетолько четыре года, а после Репина «Бурлаков» он невозможен... Для всехстало очевидным, что уже невозможно остановиться хотя бы на маленькуюстанцию, оставаясь с Перовым во главе». С огромной силой убедительности показал Репин одиннадцать бурлаков.Медленно, друг за другом, они словно бы проходят перед зрителем... разныелюди, разные судьбы. Впереди—так было принято в бурлацких партиях—самыесильные. Первый, кто сразу привлекает к себе внимание,—бурлак с лицоммудреца и ясным кротким взглядом. Прообразом для него послужил Канин, поп-расстрига, человек трудной судьбы, сохранивший и в бурлацкой лямке душевнуюкротость и стойкость. Его сосед слева—могучий и добрый богатырь, справа(позировал матрос Илька) —озлобленный человек с тяжелым взглядомисподлобья, рядом с ними, еще полными сил, изможденное лицо обессилевшегочеловека, еле держащегося на ногах- В центре всей группы совсем еще юныйбурлак, впервые идущий бечевой. Он не привык к лямке, все пытается еепоправить, но это ему мало помогает... И его жест, каким он (в которыйраз!) поправляет лямку, воспринимается почти символически, по словамСтасова. как «протест и оппозиция могучей молодости против безответнойпокорности возмужалых, сломленных привычкой и временем...» людей. Приработе над этим образом Репин использовал этюды, для которых позировалмальчик по имени Ларька. Страстным протестом против подобного порабощения человека проникнута всякартина. Однако наряду с истинно трагическими нотами в ней настойчивозвучат и другие. Бурлаки у Репина не только угнетенные, но и сильным духом,выносливые люди. Подобно своим современникам Савицкому и Мясоедову, Репинвидит в трудовом народе стойкие и независимые характеры. Для того чтобы этамысль стала еще яснее, Репин использовал своеобразный композиционный прием.Он выбрал довольно низкую линию горизонта, отчего фигуры людей поднялисьсловно бы на пьедестал. Они темным пятном резко выделяются на фоне голубогонеба и желтовато-голубоватых далей. Кажется, что силуэты идущих сливаются вединую цельную группу. Все это придает картине черты монументальности,соответствующие ее идейному строю. Современников поражал колорит картины, она казалась им удивительносолнечной. Появление «Бурлаков» на выставке вызвало горячую полемику. Весьпрогрессивный лагерь поднял их, как знамя критического демократическогоискусства. Блестящей статьей откликнулся Стасов, глубоко потрясенныйДостоевский приветствовал Репина. В реакционной прессе появились отрицательные отзывы, а глава Академиихудожеств—ректор Ф. А. Бруни назвал картину «величайшей профанациейискусства». В этом столкновении мнений отразилась та напряженнаяидеологическая борьба представителей двух культур, которая характерна длявторой половины XIX в. После окончания «Бурлаков» в мае 1873 г. Репин воспользовался своимправом на заграничную поездку. Через Вену он отправился в Италию, а оттудаосенью в Париж. Поездка имела для Репина большое значение. Он увидел многиепрославленные произведения великих мастеров прошлого, узнал и современноеевропейское искусство. Естественно, что он ознакомился с самым новаторскимтечением в художественной жизни Франции — импрессионизмом и с тем культомпленерной живописи, который был для него характерен. Еще в России Репин догадывался о необходимости работы на открытомвоздухе и пытался это сделать в процессе создания «Бурлаков». Но тогда, вовсяком случае в основном варианте картины, ему это не очень удалось. Во Франции Репин писал теперь пейзажи и людей под открытым небом, училсяточно находить цветовые отношения предметов, освещенных солнцем, живущих вединой свето-воздушной среде. Репин вернулся в Россию в начале 1876 г. и тогда же летом создал одну изсамых поэтических своих работ, прелестную маленькую картину «На дерновойскамье»—групповой портрет семьи художника. Пленерная живопись, свободная.полная своеобразного изящества, свидетельствовала о профессиональноммастерстве молодого художника, а по настроению, полному тихой радости испокойствия, картина, вероятно, отражала душевное состояние ее автора,только недавно оказавшегося на родине после нескольких лет разлуки. Осенью того же года Репин отправился в Чугуев. Из блестящего Парижа,столичного Петербурга — в далекую глухую провинцию... Выбор оказалсяисключительно удачным. Репин словно бы окунулся в самую гущу народнойжизни. «Свадьбы, волостные собрания, ярмарки, базары—все это теперьоживленно, интересно и полно жизни»,—писал Репин Стасову. Обилие образов,сюжетов, новых тем буквально захлестнуло художника. Он работал много иочень плодотворно. В сущности здесь, в Чугуеве, окончательно сложилось то направление в егоискусстве, которое было намечено еще в «Бурлаках» и дало основание считатьРепина художником истинно национальным и глубоко народным. С конца 70-х годов начинается расцвет творчества Репина. В 1877г. оннаписал два превосходных портрета своих земляков-крестьян («Мужик с дурнымглазом» и «Мужичок из робких»). На обоих изображены вполне конкретные люди,но вместе с тем имеющие значение собирательных типических образов. Тогда жеРепин создал блестящую по живописи работу «Протодьякон», портрет дьяконаИвана Уланова, могучего человека, чревоугодника и сластолюбца. «А типпреинтересный!—сообщал Репин Крамскому.— Этот экстракт наших дьяконов, этихльвов духовенства, у которых ни на одну йоту не полагается ничегодуховного,— весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев, ревбессмысленный, но торжественный и сильный, как и сам обряд в большинствеслучаев...» В Чугуеве Репин сделал несколько эскизов будущих картин, среди них«Крестный ход в Курской губернии». Картина была окончена в 1883 г. и показана на XI передвижной выставке.Успех ее был исключительным, разумеется, среди демократически настроенныхзрителей. С появлением этой картины стало очевидно, что Репин достигневиданной прежде у него, да и во всем русском искусстве, высоты. Ни«Бурлаки на Волге», ни другие его работы этого периода не могут идти всравнение с «Крестным ходом», настолько здесь широко и правдиво, а главное,художественно убедительно показано истинное лицо пореформенной России, еесоциальное неравенство, общественная несправедливость, притеснение иморальное унижение простого народа. Сюжет, который выбрал художник, дал ему возможность показать людейразного имущественного состояния. Ведь в торжественной церемонииперенесения «чудотворной» иконы принимали участие очень многие:духовенство, дворяне, купцы, местные полицейские власти, богатые крестьяне,деревенская голытьба, нищие и т. д. В картине толпа движется из глубины на первый план, но в этом единомпотоке различимы три параллельных течения. Они не смешиваются друг сдругом. Об этом заботятся и жандармы, и урядники, и старосты, которые,подобно пограничным вехам, отделяют центральную часть процессии, где идет«чистая» публика, от двух потоков справа и слева по краям дороги. Здесьидут нищие, странники, богомольцы и прочий бедный люд. Так в единойпроцессии очень четко обозначено социальное неравенство людей. В средней части процессии изображены степенные «хозяйственные» мужики,духовенство в пышных ризах, хор. Но истинный центр этого шествия—важнаябарыня, удостоенная чести нести «чудотворную» икону. Лицо барыни, тупое,надутое, ничего не выражает, кроме глупого чванства. Вместе с тем оновполне соответствует настроению многих участников крестного хода. Репин не допустил в трактовке участников процессии ни малейшегоутрирования, образ каждого абсолютно правдив, а поведение— психологическиоправдано. «Выше всего правда жизни, она всегда заключает в себе глубокуюидею»,— писал Репин Третьякову. Эту мысль неназойливо, без прямолинейнойтенденциозности, раскрывает художник, когда он незаметно переводит взглядзрителя от центральной группы влево, на обочину дороги, где один из робкойи смиренной толпы, горбун, рванулся вперед к «чудотворной». И зрительвидит, как староста решительно преградил ему путь. Удивительно лицо горбуна: нервное, умное, упрямое и какое-топросветленное, словно бы озаренное глубоким внутренним светом. В композициикартины горбуну принадлежит исключительная роль. Репин выдвинул его напервый план, как бы противопоставляя основной массе участников процессии.Да и по своим внутренним качествам он противоположен остальным. Искренний,взволнованный, душевно чистый и чуткий, горбун вызывает естественнуюсимпатию и, без сомнения, является носителем положительного начала. Образ этого человека глубок и противоречив, во многом собирателен. Егонаивная вера и цельность натуры были весьма характерны для большей частитемной патриархальной деревни. Вместе с тем обиженный и оскорбленный всвоем чувстве, он воспринимается почти символически, как бы отражая тоунижение, которому постоянно подвергался человек из народа. Совершенно очевидно, что впечатление абсолютной правды, котороевозникает при рассматривании картины, зависит не только от характеристикикаждого образа, не только от композиционного построения, но и отколористического решения. Картина Репина убеждает, насколько правдиво сумелон передать цветовое многообразие празднично одетой толпы, блеск золотогоубранства иконы, отблеск свечей в фонаре при ярком свете дня, скромнуюкоричневато-серую одежду простого народа. Вместе с тем художнику удалосьнайти правильные соотношения цветов и объединить все эти сочные краски вединый ансамбль. Вполне владея законами пленерной живописи, Репин сумел передать и свет солнечного дня, чуть приглушенный пылью, что поднимаютсотни ног, и бледно-голубое небо, и выжженный солнцем безлесый вдаликосогор. С конца 70-х годов Репин работал и над картинами, посвященнымиреволюционному движению («Под конвоем», «Не ждали», «Арест пропагандиста»,«Отказ от исповеди» и др.). «Отказ от исповеди» (1879—1885) относится к лучшим работам этого цикла.Непосредственным поводом для создания картины послужило стихотворение«Последняя исповедь» Н. М. Минского (Виленкина), напечатанное в нелегальномнародническом журнале «Народная воля» в октябре 1879 г. В этомдраматизированном стихотворении приговоренный к казни революционеротказывается от исповеди и бросает в лицо священнику гневные и гордыеслова: Я кафедру создам из эшафота И проповедь могучую безмолвно Впоследний раз скажу перед толпой! Как надо жить, тебя не научил я, Нопокажу, как надо умереть! Репин, как вспоминал Стасов, был потрясен прочитанным. Тема ореволюционерах давно привлекала, восхищала его. Но теперь она обрелаконкретность. Нужно было лишь найти соответствующую художественную форму,придать каждому образу острую психологическую насыщенность. В альбомахРепина, сменяя друг друга, появлялись наброски двухфигурной композициибудущей картины. Сюжет картины ясно раскрыт в ее названии. Однако содержание ее глубже итрагичнее. Дело не только в том, что заключенный отказывается от исповеди,а в том, что в эти последние часы своей жизни он сохранил душевные силы истрастную убежденность в правоте избранного пути. Его лицо, изможденное иисстрадавшееся, но по-прежнему волевое, гордо вскинутая голова, независимаяпоза—все говорит о мужестве и стойкости. Приговоренный к смерти, но духовно не сломленный, революционернравственно выше священника, которого тюремные власти прислали в камеру,выше его обывательского благодушия и покорности. Героическое в этой картине неотделимо от трагического. Все пронизаноощущением надвигающейся катастрофы. Сочетание мрачных коричнево-черных исеро-зеленых, землистых тонов кажется зловещим. Примерно в эти же годы в мастерской Репина находилась еще одна картина,также посвященная революционерам - народникам,— «Не ждали». Сюжетно онаменее трагична, действие происходит не в тюрьме. Изображено радостноесобытие—возвращение ссыльного в свою семью. Вместе с тем Репин раскрыл вэтой радости так много душевного страдания, предшествовавшего ей, чтокартина стала глубоко драматической. Репин показал тот момент, который длится секунды: первую минуту встречи,когда человек, которого не ждали и на встречу с которым почти не надеялись,вдруг неожиданно входит в комнату... Удивление. Первые проблески ещенедоверчивой радости. Но уже в следующее мгновение—объятия, поцелуи, слезы,расспросы... Именно эти краткие секунды, предшествующие общей радости,показал Репин. Нужно было быть блестящим психологом, чтобы суметь выразить такоесложное переходное душевное состояние людей: неуверенные, робкие шагивернувшегося (он еще не знает, как его примут, простят ли ему причиненныеим страдания), медленное движение матери, привставшей навстречу сыну (онавсегда боялась, что не доживет до этой минуты, и теперь словно бы боитсяповерить счастью). Резко повернулась к ссыльному жена (страдания и радостьотразились на ее лице); с ликующими глазами потянулся к отцу гимназист;девочка, не узнавшая вошедшего, испуганно сжалась. И только горничная,чужой человек, равнодушно смотрит на пришельца. В картине «Не ждали» жизнь революционера показана как семейно-бытоваядрама, как трагедия многих сотен интеллигентных семей, связанных сосвободительным движением. Картина эта, без сомнения, принадлежит к числулучших произведений жанровой живописи 80-х годов. Как некогда в «Бурлаках», так и здесь Репин с наибольшей силойхудожественной выразительности воплотил искания, свойственные всей бытовойживописи того периода. Это больший по сравнению с предшествующим временеминтерес к внутреннему миру человека, к раскрытию тайных движений его души. Картина привлекает высоким мастерством исполнения. Подобно талантливомурежиссеру, Репин создает продуманную, уравновешенную композицию идобивается при этом впечатления непосредственности: кажется, что сценавзята прямо из жизни. Вместе с тем каждая деталь приобретает глубокийсмысл: и скромная обстановка комнаты, и висящие на стене портреты Шевченкои Некрасова, любимых поэтов разночинной интеллигенции. «Не ждали» — шедевр пленерной живописи. Картина буквально пронизанасветом и воздухом, прохладой дождливого летнего дня. Важное качество жанровой живописи Репина—ее своеобразный историзм. Этоотносится прежде всего ко всем произведениям, посвященным революционномудвижению, которое само по себе уже есть достояние истории. Но и другиеработы Репина, например «Крестный ход в Курской губернии», приближаются кисторической картине— показывают роль и место простого народа вобщественной жизни страны. Репин работал и в области собственно исторической живописи. В конце 70-хгодов, вероятно по аналогии с современными событиями, его особеннопривлекает трагедия сильной личности, люди упрямых характеров, неукротимойволи. Такова царевна Софья в картине «Царевна Софья Алексеевна через годпосле заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов ипытки всей ее прислуги в 1698 г.». По словам Крамского, «Софья производитвпечатление запертой в железную клетку тигрицы, что совершенно отвечаетистории». Следующее большое историческое полотно Репин создал в середине 80-хгодов, когда у него в памяти были еще свежи казни мрачного 1881 г.«Современные, только что затягивавшиеся жизненным чадом, тлели еще неостывшие кратеры... Страшно было подходить—не сдобровать... Естественнобыло искать выхода наболевшему трагизму в истории»,—вспоминал Репин. Таквозникла мысль показать преступление, совершенное царем Иваном IV, убившимсобственного сына. «Я работал завороженный. Мне минутами становилось страшно»,— говорилРепин. Картина была написана быстро. При работе над образом Ивана ГрозногоРепин воспользовался портретными этюдами композитора П. И. Бларамберга ихудожника Г. Г. Мясоедова; для царевича позировали писатель В. М. Гаршин ихудожник В. К. Менк. К 1885 г., к XIII передвижной выставке, картина была окончена иэкспонировалась под названием «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581года». Репин показал Грозного не в самый момент убийства, не в ярости дикогогнева, а в ужасе от содеянного... Чувствуя, что теряет сына, он прижимаетего к себе, пытается зажать рану, спасти... Лицо Грозного в пятнахкрови—страшно, в огромных глазах — безумие. Лютое горе, муки раскаяния придают образу Грозного какую-то жуткую силу.Такой страшной человеческой трагедии не изображал еще ни один художник. Страдание, ужас Грозного-отца, теряющего самое дорогое — сына, таквелики, что он, убийца и деспот, предстает перед нами почти как жертва,жертва собственного дикого произвола. В осуждении деспотизма, жестокости,бесчеловечности убийств—гуманистическая направленность картины. По аналогии с современностью картина звучала особенно актуально. Этоскоро почувствовали в официальныхкругах. Победоносцев требовал запрещениякартины. Вскоре она действительно была снята с выставки. Еще в 1878 г., задолго до «Ивана Грозного», возник у Репина замыселкартины «Запорожцы», рассказывающей о том, как весело сочиняли запорожцыдерзкое коллективное послание султану в ответ на его предложение сдаться иперейти к нему на службу. Летом 1880 г. Репин путешествовал по Украине, собрал ценнейший этюдныйматериал, а осенью, увлеченный «Запорожцами», писал Стасову: «До сих пор немог ответить Вам, Владимир Васильевич, а всему виноваты «Запорожцы»... Вотнедели две с половиной без отдыха живу с ними, нельзя расстаться,—веселыйнарод... Чертовский народ!.. Никто на всем свете не чувствовал так глубокосвободы, равенства и братства! Во всю жизнь Запорожье осталось свободно,ничему не подчинилось...». Позднее то одна, то другая работа отвлекала Репина от «Запорожцев», ноон постоянно возвращался к ним, переделывал, переписывал и окончил к 1891г. Картина искрится смехом — заразительным, разных оттенков, от легкойусмешки до громоподобного хохота. Это общее веселье великолепно передаеттот независимый, свободолюбивый дух, каким славились запорожцы. В этой картине нет одного главного героя, его заменил народ. Хоровоеначало художник удачно выразил в композиции, стремясь показать, чтодействующих лиц намного больше, чем изображено. В глубине полотна виднымногочисленные палатки, дымят костры, движется множество людей. А справа ислева у краев картины Репин «срезает» часть фигур, тем самым заставляязрителя мысленно раздвинуть ее рамки и представить себе огромную толпуказаков — тех, кто не поместился на полотне, теснится за его рамками. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — большая удача Репина, здесьотразилась его тяга к созданию эпических полотен, показывающих жизньнародных масс, нашла свое выражение вера художника в силы народа, в еговольнолюбие. «Запорожцы» — самая оптимистическая из картин Репина. Совершенно очевидно, что в основе всех тематических произведений Репиналежит его блестящий дар психолога. Естественно, что он был и выдающимсяпортретистом. Портретная галерея Репина очень разнообразна. Тут портреты деятелейрусской культуры и науки (Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, В. В. Стасоваи многих других), поэтические детские образы (преимущественно детейхудожника), блестящие изображения светских дам (баронессы Икскуль, графиниГоловиной) и т. п. И все же при всем этом многообразии преобладают образыпередовой русской интеллигенции, изображения людей незаурядных, одаренных. При сравнении портретов Репина с работами его современников поражаетглубина и острота репинских характеристик, живописное мастерство. Какправило, в лучших его работах чувствуется умение передать на полотне самуюсуть изображенных, в неповторимо своеобразном, как бы случайном, движении ижесте раскрыть характер человека. Таковы портреты писателя А. Ф. Писемского (1880), непоседливого,желчного, больного и умного старика; хирурга Н. И. Пирогова (1881),нетерпеливого человека с пронзительным взглядом быстрых глаз; трагическойактрисы П. А. Стрепетовой (1882) со страдальческим выражением лица,горящими глазами, словно сжигаемой каким-то внутренним огнем; В. В. Стасова(1883), с гордо вскинутой головой, и многих Других. Вершина портретного мастерства Репина — портрет М. П. Мусоргского(1881). Он был написан в последние дни жизни композитора. Художник правдив.Он не скрывает ни болезненной отечности лица композитора, ни небрежнойодежды больного человека. Все лучшее сосредоточено в его глазах —задумчивая печаль и скрытая мука. В них виден прежний Мусоргский, умный,чуткий, талантливый, человек ясной совести и чистой души. Портрет превосходно написан, широко и свободно, удивителен по колориту,тонко и точно разработанному, по сочетанию красок розовато-малиновых изеленовато-серых тонов. Он весь словно наполнен воздухом — Репиниспользовал все свои знания пленерной живописи. Особое место среди работ Репина принадлежит портретам Л. Н. Толстого.Художник писал его на протяжении почти 20 лет, сделал множество карандашныхпортретов. Лучший из портретов был создан в Ясной Поляне в течение трехдней летом 1887 г. Писатель изображен спокойно сидящим, с книгой в руке. Внем столько мудрости и истинного величия, что портрет получает почтиэпическую выразительность. Своеобразным итогом пути Репина-портретиста является его многофигурнаягрупповая композиция «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая1901 года» (1901—1903).Огромное полотно было создано в очень короткий срок.Репину помогали два его ученика — Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов. Впрочем,главное было сделано им самим: и беспощадно правдивые характеристикиизображенных, и сложнейшее композиционное и колористическое построение всейкартины. Для этого произведения Репин сделал много этюдов. Написаны онивиртуозно, точны и выразительны. Тут и елейный ханжа Победоносцев смертвенно-бледным лицом, и унылый тупица Дурново, и многие другие. Картинаэта была исполнена по заказу, но и здесь Репин остался верен себе, какхудожник-демократ, беспощадно правдиво показавший истинное лицо высшейроссийской бюрократии. «Заседание Государственного Совета» оказалось в сущности «лебединойпесней» Репина. Последние годы жизни великого художника прошли вдали отродины. После революции, когда местечко Куоккала под Петроградом, гдепостоянно жил Репин, отошло к Финляндии, художник оказался за границей. Онбыл стар, болен, душевно одинок, не было сил вернуться на родину. Репинумер в 1930 г. в возрасте 86 лет. Несмотря на спад в творчестве Репина в последние годы, значение егонаследия трудно переоценить. Это был истинно народный художник-гражданин,блестящий психолог, талантливый живописец-реалист.

Репин И. «Бурлаки на Волге»

Почти каждая картина Ильи Ефимовича Репина имеет свою увлекательную историю, потому что редко какая из них писалась за один год. Обычно между замыслом и окончательным его воплощением проходило три-четыре года, а иногда и больше. Смысл происходящего в картине выражался в определенной сцене, и потому общая композиция полотна ясно вырисовывалась уже в первых эскизах, а затем только уточнялась или незначительно изменялась.

Так было и с "Бурлаками на Волге" - картиной, которую И.Е. Репин создал в 29 лет, будучи еще учеником Академии художеств. В то время он работал над академическими сюжетами - "Иов и его друзья" и "Воскрешение дочери Иаира", а к замыслу "Бурлаков" его привело, казалось бы, случайное событие.

В 1868 году И. Репин со своим товарищем по учебе К. Савицким отправился на этюды на Усть-Ижору. Как-то раз они увидели рядом с празднично разодетыми дамами и мужчинами, гуляющими по берегу, оборванную и почерневшую от солнца ватагу бурлаков, тянущих тяжелую барку. "О Боже, зачем они такие грязные, оборванные! - воскликнул художник. - У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у другого локти повылезли, некоторые без шапок; а рубахи-то, рубахи. Истлевшие - не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья, влегшие в лямку груди, обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висящих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели. Вот контраст с этим чистым, ароматным цветником господ".

Эта сцена так поразила И. Репина, что с того момента художник надолго увлекся темой "Бурлаков". То он набрасывал эскиз, где на берег поднимается вереница одних только бурлаков, то писал эскиз (до нас не дошедший, но виденный художником Ф. Васильевым), в котором целиком предстает виденная им картина.

Казалось бы, в теме, избранной И. Репиным случайно, не может быть ничего поэтического. Некоторые друзья художника утверждали, что бурлаки, впряженные в лямку, могут вызвать у зрителя только жалость и сочувствие, не более... Но художник сумел выразить в своей картине захватывающие зрителя глубокие чувства и мысли.

Чтобы картина была правдивой, в 1870 году И.Е. Репин поехал на Волгу, где мог ближе наблюдать жизнь народа, познакомиться с его трудом и бытом, увидеть красоту того русского характера, который потом и получил свое выражение в картине. Он хотел не просто посмотреть на бурлаков и порисовать их, но и пожить среди них, поближе узнать.

После поездки на Волгу И.Е. Репин отказался от прямолинейного и навязчивого обличительства, в котором могла проявиться рассудочная дидактика и сухая надуманность. Внимание его приковали прежде всего люди с трудной судьбой, во всем многообразии и богатстве своих характеров. Им посвятил он свою картину, их заставил говорить на своем полотне.

На Волге "видел я и смешанные коллективные усилия людей и скотов обоего пола, тянувших все те же незероятные по своей длине бечевы; группы этих бурлаков рисовались силуэтами над высокими обрывами и составляли весьма унылый прибавок к весьма унылому пейзажу".

...Темное, предгрозовое небо, затянутое тяжелыми и хмурыми облаками... В разрыве между ними проглядывает клочок ясного неба и льются ослепительно яркие лучи заходящего солнца. Они прокладывают светлую, искрящуюся дорогу по холодной свинцовой поверхности притихшей реки. На фоне этого светлого пятна, но погруженные во мрак нависающей над ними тучи выделяются темные силуэты людей - медленно, с огромным усилием взбирающихся на крутой склон холма. Они с трудом отрывают от земли ноги, вязнущие в сыром, зыбком песке, и с каждым шагом все больше и больше выбиваются из сил.

Такими изобразил И. Репин бурлаков в своем первом волжском эскизе, бегло, но очень эмоционально воссоздав в нем взволновавшую его картину. Этот карандашный эскиз и стал отправной точкой, с которой начались дальнейшие поиски художника.

И.Е. Репин не остановился на первом эскизе, хотя впоследствии часто обращался к нему и творчески его перерабатывал. В конце июня 1870 года он поселился в Ширяеве, где и провел все лето. Здесь он встретил одного из любимейших своих героев - Канина, здесь же написал много эскизов к своим "Бурлакам" и сделал много зарисовок. В Ширяеве художник окунулся в самую гущу бурлацкого быта. Теперь уже не мимолетные впечатления, а тесное общение с бурлацкой ватагой обогатило запас жизненных наблюдений И. Репина.

Каплю за каплей, черточку за черточкой выискивал, собирал, копил художник, чтобы потом сложился его замечательный Канин - "вершина бурлацкой эпопеи", как называл его сам И. Репин. "Что-то в нем было восточное, древнее, - говорил художник. - А вот глаза, глаза! Какая глубина взгляда, приподнятого к бровям, тоже стремящимся на лоб... А лоб - большой, умный, интеллигентный лоб; это не простак".

Канин - расстриженный священник, человек необычной судьбы - олицетворял на картине и в жизни лучшие черты народного характера: мудрость, философский склад ума, упорство и силушку могучую.

Весь облик Канина, вплоть до тряпицы на голове и до закурчавившихся у шеи волос, вызывал у И. Репина восторг. "Типичнее этого настоящего бурлака ничего уже не может быть для моего сюжета", - писал он в автобиографической книге "Далекое - близкое". Вот Канин идет во главе бурлацкой артели рядом с громадным великаном и чернобородым "борцом" Илькой-моряком.

Есть среди бурлаков и еще один образ - деревенский паренек Ларька, который многое подчеркивает в духовной сути Канина. Да у них и действительно есть много общего: это прежде всего пытливый, проницательный ум, непокорность, душевная гордость и достоинство. Индивидуальные черты у них раскрываются как бы в противопоставлении: молодость, детская чистота, хрупкость Ларьки, его нетерпеливая юношеская порывистость, идущая от неопытности нетерпимость - и мужественность Канина, его накопленная годами житейская мудрость, выносливость, выдержка и стойкость во всех жизненных ситуациях.

Бурлацкая ватага собрана из людей с разными характерами и судьбами. Вот идет рядом с Ларькой выбивающийся из сил больной старик, вытирающий пот со лба. Несколько отстает последний, еле бредущий, бурлак. Бессильно повисли его руки, лицо опущено вниз, виден только круг его фуражки. А вот беспечно закуривает трубку другой, нисколько не думая о том, что сделанный им перерыв увеличивает нагрузку на других.

По берегу Волги, под палящими лучами солнца, тянут против течения реки тяжело груженную баржу 11 бурлаков. Медленно движутся они, усталые и измученные. Ноги их вязнут в глубоком песке, яркое солнце, весело обливая пустынные берега реки и выжигая растительность, немилосердно палит их головы, а они шаг за шагом идут вперед и тянут свою лямку. Бесконечно длинна Волга-матушка, бесконечен и тяжелый путь этой ватаги.

В одних образах бурлаков - покорность судьбе, в других - протест и озлобление, в третьих - невозмутимость или простодушие. И только в Канине, как в едином сплаве, слилось множество характерных черт, присущих каждому бурлаку в отдельности. Канин такой же, как все, рядом с Ильком-моряком он выглядит даже человеком среднего роста; его складная коренастая фигура как будто даже не отличается особой силой. Но одновременно он и значительней всех, будто известно ему больше, чем кому-либо из остальных - не только вся подноготная жизни, но и та лучшая доля, то безоблачное счастье, о котором они все грезят...

Картина "Бурлаки на Волге" первоначально была показана на выставке Общества поощрения художников в 1871 году, а затем (после второй поездки И.Е. Репина на Волгу) в окончательном, значительно измененном виде - на академической выставке в

1873 году. Репинские "Бурлаки" будили совесть, заставляли думать о судьбе народной. Ф.М. Достоевский так выразил охватившие его чувства перед картиной: "Нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. Нельзя не подумать, что должен, действительно, должен народу. Вся эта бурлацкая "партия" будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится!"

Однако не у всех представителей русского общества произведение И.Е. Репина вызвало одинаково восторженное отношение. Многие ополчились против художника, а ректор Академии художеств профессор Бруни охарактеризовал картину "как величайшую профанацию искусства".

На академической выставке она появилась только в последние дни перед ее закрытием. А потом полотно попало к великому князю Владимиру Александровичу, который купил "Бурлаков" задолго до окончания работы над ними. С тех пор картина оказалась малодоступной для обозрения широкой публики, которая могла видеть ее только на выставках.

В 1873 году "Бурлаков на Волге" послали в Вену на Всемирную выставку. Один из министров, не зная, что владельцем картины был великий князь, который способствовал появлению картины на венской выставке, негодовал на художника: "Ну, скажите, ради Бога, какая нелегкая дернула вас писать эту картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский! Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на Всемирную выставку в Вену и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца-богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников".

Однако на картине И. Репина эти лапотники-б



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: