На церемонии Открытия Олимпийских игр один из спортсменов приносит клятву от имени всех спортсменов. Одно из официальных лиц от имени всех судей и официальных лиц тоже приносит подобную клятву. Эти присяги обязывают спортсменов и официальных лиц придерживаться правил, которые управляют Олимпийскими играми «в истинно спортивном духе». Олимпийская клятва состоит их двух частей: соблюдение правил и поведение в спортивном духе. Понятие «справедливая игра» охватывает обе эти части, хотя иногда оно больше относится к соблюдению правил, а иногда обозначает проявление спортивного духа.
Справедливая игра демонстрирует отношения и модели поведения в спорте, согласующиеся с убеждением, что спорт является этическим занятием. Оно исключает акты насилия, обман, использование наркотиков и любые формы эксплуатации в попытке добиться победы. Когда в спорте появляются элементы, подобные этим, теряется истинный дух соревнования и исчезают причины заниматься спортом.
Справедливая игра не означает соблюдения письменных правил, скорее, она описывает правильные отношения спортсменов и спортсменок и правильный дух, который проявляется в уважении друг к другу и оберегает от физических и психологических травм. Честность означает попытку поставить себя на место другого и поступать, исходя из этого. Справедливая игра – это, прежде всего, вопрос личных убеждений.
Спортивные федерации на региональном национальном и международном уровнях вносят важный вклад в формирование окружающей обстановки в духе справедливой игры устанавливая и применяя правила и положения, занимаясь подготовкой тренеров, рефери, судей, медицинских работников и других официальных лиц.
|
Правительства и, особенно, общественные и частные учреждения образования также несут ответственность за возникновение и формирование отношения к принципу справедливой игры. Образовательный процесс должен быть направлен не только на активного участника спортивной жизни, но и на потребителя зрителя.
Свою роль в пропаганде справедливой игры играют зрители и средства массовой информации. Не следует забывать, что на процесс социализации людей оказывают влияние не только хорошие, но и плохие примеры в спорте.
Считается, что общественное движение Fair play уже сформировалось. На мировом уровне его ассоциируют с существующим более сорока лет Международным комитетом Fair play. Важнейшая функция Комитета ежегодное присуждение наград. Ими отмечаются спортсмены за совершение поступков в духе Fair play или за соблюдение принципов честной игры на протяжении всей спортивной карьеры, а также организации и лица, способствующие распространению этих принципов.
Наиболее общие проявления (принципы) Fair play:
1Оказание помощи спортсмену, находящемуся в опасности или затруднении, с возможной потерей собственного соревновательного положения; проявление различных форм солидарности и взаимопомощи по отношению к сопернику или другому лицу; оказание помощи сопернику в обычной соревновательной ситуации. Первая же из присужденных международных наград, датируемая 1964г., относится к этой категории. В ходе соревнований по бобслею на Олимпийских зимних играх у итальянца Эудженио Монти был хороший результат. Лишь Тони Нэш (Великобритания) и его партнер могли его победить. Но когда Монти узнал, что у Нэша сломалась деталь боба, он снял нужную деталь со своего аппарата и передал Нэшу, который затем выиграл золотую медаль.
|
2 Исправление в пользу соперников судейской ошибки. Типичный пример из награждений за 1997г. – диплом российскому фехтовальщику Станиславу Позднякову. В финальном бою Кубка мира, в котором соперник Позднякова лидировал, судья ошибочно присудил удар в пользу Позднякова. Но тот после возобновления боя демонстративно не оказал сопротивления, дав сопернику возможность нанести удар и тем, восстановив справедливость. Несмотря на это, Поздняков бой выиграл.
3 Отказ воспользоваться возникшим преимуществом, не вызванным собственными успешными соревновательными действиями. На Чемпионате Европы 1971 г. швейцарка Мета Антенен лидировала в прыжке в длину. Ее самая опасная соперница немка Ингрид Миклер-Беккер была вызвана на эстафету до того, как закончила прыжки. Антенен попросила судей продлить время очередного перерыва и в итоге уступила сопернице титул чемпионки.
4 Отказ воспользоваться преимуществом, которое дают правила соревнований или собственные (умышленные или неумышленные) неправильные действия. На турнире Гран-при по настольному теннису 1988 г. в Барселоне в решающей игре Анджей Груббаь (Польша) вел со счетом 19:17, когда его соперник потребовал наказать Груббу за неправильно сыгранный мяч. Протест был отклонен судьей, но Грубба отказался от двух спорных очков и проиграл матч.
Таким образом, можно различить три типа этических принципов спорта:
|
– требующие конкретного поступка;
– определяющие этику игровой деятельности;
– принципы, относящиеся к еще одной категории субъектов спорта болельщикам, например преодоление объективного противоречия между допустимыми национальными, этническими, клубными пристрастиями и актуальным социальным трендом к толерантности, противодействию насилию и ксенофобии.
Fair play и допинг. Сюжеты, связанные с употреблением спортсменами допинга, довольно часто рассматриваются в контексте Fair play точнее «анти Fair play». Мы придерживаемся другой точки зрения: хотя внешне употребление допинга находится в той области, которая связана с соблюдением (или несоблюдением) конституционных правил международных спортивных объединений, оно неизбежно должно перейти в сферу общего права и тем самым в зону ответственности правоохранительных органов. И вот почему: современный, преимущественно профессиональный, спорт – лишь по форме игра, а по существу – реальная деятельность, личная цель которой не только, а скорее всего, не столько удовольствие от процесса игры, сколько заработок. Вот почему употребление допинга – это не нарушение правил игры, и даже не нарушение правил бизнеса. Есть существенные отличия спорта как бизнеса от других видов бизнеса, в традиционном бизнесе конкуренция, то есть соревнование, – это лишь механизм, а в спорте соревнование, то есть конкуренция, – это продаваемый продукт. Поэтому нужны не только этические и экономические, но и юридические механизмы обеспечения чистоты спортивного продукта и защиты спортсмена как его производителя. Ибо употребление допинга – это присвоение мошенническим путем чужой собственности, то есть собственности, принадлежащей истинному победителю. И, следовательно, исходя из духа уголовных кодексов многих стран, это – мошенничество, то есть уголовное преступление. Лишь на первый взгляд это деяние совершено на игровом поле, в действительности же – на правоохраняемом пространстве. А это пространство подведомственно не спортивным организациям и даже не околоспортивной структуре – Всемирному антидопинговому агентству, а правоохранительным органам. И потому борьба с допингом должна быть включена в систему всей правоохранительной деятельности общества. Спортсмен с детства должен знать, что допинг – не проступок, а преступление, которое будет юридически доказано не в федерации, а в суде. И по суду же наказано. Так постепенно в массовом сознании сложится четкое представление о том, что человек, использовавший допинг в мошеннических целях, не нарушитель спортивных правил, а преступник. И к нему должны применяться не внутренние правила спорта (дисквалификация) и не морально-этические механизмы (общественное осуждение), а сложившиеся за тысячелетия правоприменительные процедуры [42, с. 2-5].
Пропаганда Fair play
Справедливую игру необходимо пропагандировать и популяризировать среди всех людей, используя широкий комплекс мер. Изменение моделей поведения начинается с образования. Объяснение значения справедливой игры будет способствовать применению на практике этого принципа теми, кто увлекается соревновательным спортом.
Объяснения принципа справедливой игры помогут каждому осознать тот факт, что цельность, спортивное поведение и честность по-прежнему являются наиважнейшими элементами любого вида спорта. Многие инициативы по объяснению, пропаганде и образованию также будут способствовать укреплению сотрудничества между теми, кто вовлечен в спорт, включая следующее:
Участник:
– сотрудничайте с игроками своей команды, тренерами, официальными лицами и соперниками и относитесь к ним с уважением;
– поймите, что без соперников не было бы игры;
– повышайте мастерство, получайте удовольствие от спорта и развивайте свои умения, одновременно принимая наличие естественных границ своих возможностей;
– не пытайтесь получить нечестное преимущество над соперниками;
– знайте правила игры и играйте в соответствии с буквой и духом правил;
– официальные лица присутствуют на игре для разъяснения ее правил. Не оспаривайте их решения;
– не прибегайте к грубой брани и не оскорбляйте соперников, тренеров или зрителей.
Преподаватели:
– учите детей гордиться своими достижениями и усилиями, а также достижениями и усилиями других;
– поощряйте участие каждого, вне зависимости от уровня его мастерства;
– помогайте детям понять значение спортивного поведения;
– помните, что не все дети имеют одинаково высокое стремление к спортивной деятельности – никогда не принуждайте ребенка к участию;
– обеспечивайте безопасность игровых площадок и оснащения;
– учите неприемлемости насилия;
– помогите ученикам осознать, что стиль игры, который они наблюдают у некоторых профессиональных спортсменов, не обязательно честный или спортивный.
Тренеры:
– показывайте пример игрокам и зрителям;
– учите ценностям спортивного поведения, следуйте им на практике и ожидайте от игроков уважения к данным ценностям;
– повышайте уровень своих знаний в сфере вашего вида спорта, посещайте семинары, чтобы шагать в ногу с современными изменениями и достижениями;
– никогда не вступайте в спор с официальными лицами и тренерами на виду у игроков и зрителей;
– поддерживайте и следуйте букве и духу правил и налагайте взыскания на их нарушителей;
– уважайте участников и относитесь к ним, как к личностям, осознавая различный уровень их возможностей; выступайте против подхода «победить любой ценой».
Официальные лица:
– поддерживайте хорошие отношения меду игроками и тренерами;
– совершенствуйте свои знания в области правил игры;
– приводите в соответствие организацию соревнований и уровень игроков;
– следите за исполнением мер наказания в отношении игроков и тренеров;
– поддерживайте свою физическую форму на уровне, необходимом для надлежащего выполнения своих обязанностей в спорте.
Родители:
– если вы озабочены наличием насилия в спорте, в письменной форме выразите свое беспокойство редактору вашей газеты, мэру и/или члену парламента;
– некогда не принуждайте детей принимать участие в спорте;
– никогда публично не оспаривайте мнение должностных лиц;
– не пытайтесь реализовать собственные мечты, оказывая давление на вашего ребенка;
– узнайте, кто тренирует вашего ребенка. Достаточно ли квалифицирован тренер в сфере предупреждения травм, развития способностей и психологического развития детей?
– посетите одно из занятий вашего ребенка. Как относится тренер к детям?
– поговорите с вашим ребенком. Нравится ли ему/ей его/ее команда и вид спорта? Учится ли он/она тому, что получение удовольствия от спорта, старание добиться лучшего и спортивное поведение важны?
– если вы заметите проблемы, немедленно принимайте меры и уведомьте других родителей, чтобы получить от них поддержку;
– если на телевидении показывают спорт с применением насилия, выключите его. Объясните вашему ребенку, что драки и насилие неприемлемы в спорте;
– поддерживайте и пропагандируйте инициативы справедливой игры, спонсируемые вашим местным, областным или федеральными правительствами.
Средства массовой информации:
– освещайте темы и ситуации справедливoй игры;
– выражайте осуждение таким явлениям, как насилие в спорте, неэтические стратегии, "нечестные игра и судейство", ругательства и использование медицинских препаратов, позволяющих получить нечестное преимущество над соперниками;
– поддерживайте официальные постановления и подчеркивайте масштаб игры, а не устраивайте сенсацию из насилия.
Зрители:
– не высмеивайте игроков;
– поощряйте честность и мастерство в играх;
– выражайте уважение к официальным лицам;
– осуждайте применение насилия;
– поддерживайте благородное поведение;
– если во время просмотра игры по телевидению разразится драка, выключите телевизор.
Администраторы:
– развивайте программы, которые подчеркивают развитие мастерства и удовольствие, получаемое от спорта;
– убедитесь, что существуют программы, предоставляющие равные возможности всем игрокам, независимо от возраста, пола, физических данных или уровня мастерства;
– убедитесь, что в наличии имеются надлежащее оборудование и оснащение, а также средства безопасности;
– включайте образование по вопросам спортивного поведения и справедливой игры в программу тренерских курсов;
– разъясняйте, что насилие на спортивных площадках и неспортивное поведение неприемлемы;
– учредите награды за справедливую игру;
– осуждайте любое насилие, объявив ваше спортивное сооружение зоной справедливой игры.
Другие:
– в качестве спонсора спортивного соревнования, команды или спортсмена, на любом уровне – требуйте уважения к принципам справедливой игры;
– в качестве рекламодателя сопротивляйтесь соблазну рекламировать свой продукт, используя темы или образы, основанные на спортивном насилии;
– в качестве медицинского работника информируйте пациентов о серьезных последствиях, насилия в спорте и выражайте свою озабоченность публично;
– в качестве владельца команды или менеджера займите официальную позицию, направленную против применения насилия в спорте;
– в качестве избранного представителя правительства выражайте свою озабоченность вспышками насилия во время спортивных соревнований и публично выражайте свою поддержку справедливой игры;
– выступая с заявлением или речью перед СМИ, включайте темы справедливой игры в ваши доклады [43, c. 114-119].
Рекомендуемая литература
1 Сараф, М. Е. Профессионализация спорта и спортивная этика [Текст] / М. Е. Сараф // Теория и практика физической культуры. – 2001. – №7. – С. 32 – 37.
2 Руководство по спортивному администрированию [Текст]: автор Роджер Джексон. – Мн., 2007. – 339 с.
3 Бугреев, А. Приоритеты неоолимпизма [Текст] / А. Бугреев // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 7. – С. 11 – 12.
4 Олимпийская хартия 1992 г. Международного олимпийского комитета: правила и официальные разъяснения [Текст]: Приняты 96-й сес. МОК в Токио, 1990 г. / пер. с англ.: И. Г. Ткач, Н. А. Котлярова. – Минск. – 1992. – 72 с.
5 Ратнер, А. Б. МОК и борьба с допингом в спорте на современном этапе [Текст] / А. Б. Ратнер // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 7. – С. 9 – 10.
6 Родиченко, В. С. Fair play в спорте и повседневной жизни: императив или утопия [Текст] / В. С. Родиченко // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 11. – С. 2 – 5.
7 Апциаури, Л. Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности [Текст] / Л. Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 1. – С. 12 – 14.
8 Антипова, Е. Влияние аффективных ценностей неоспорта на Олимпийскую культуру школьника [Текст] / Е.Антипова // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 7. – С. 56 – 57.
9 Столяров, В. И. Олимпийское образование и воспитание спортсменов высокого класса [Текст] / В. И. Столяров // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 5. – С. 53 – 56.
10 Михайлова, Т. В. Социально-педагогический аспект спорта: Fair Play и допинг [Текст] / Т. В. Михайлова // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 6. – С. 36 – 39.
11 Цивилизация и олимпизм [Текст]: тексты лекций по спецкурсу для студентов 3 курса специальности 1-03 02 01 «Физическая культура» / автор.-сост. С.А. Иванов; М-во образов. РБ, УО «ГГУ им. Ф. Скорины». – Гомель: УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2007. – 182 с.