Научно-методическое обеспечение в ДТДВ осуществляется посредством обновленной методической службы (Приложение №2), которая ведется в 6-ти направлениях:
· Научно-методическое обеспечение образовательного процесса (анализ состояния образовательной ситуации с помощью психолого-педагогических исследований);
· Организация обновления содержания образования посредством введения новых педагогических технологий;
· Научно-методическая работа с кадрами;
· Управление научно-методической работой;
· Организация исследовательско-поисковой деятельности обучающихся, постоянный поиск резервов для развития творческих способностей;
· Углубленная работа с одаренными детьми.
Анализ состояния образовательной ситуации ведется посредством осуществления педагогического мониторинга. Под педагогическим мониторингом подразумевается определение профессиональной компетенции педагогических кадров, качество образовательного процесса, его результативность. Все это определяется с помощью диагностических методик (анкет, тестов, опросников). Отслеживание образовательного процесса идет через анализ процесса.
Основными показателями результативности образовательного процесса ДТДВ являются:
˗ Творческие достижения обучающихся (результаты участия в смотрах художественной самодеятельности, турсоревнованиях, научно-практических конференциях и т.д.);
˗ Результаты педагогической и психологической диагностики определяемые образовательными программами педагогов (тестирование, зачетные работы, творческие отчеты);
˗ Сохранность контингента обучающихся. Косвенными показателями результативности образовательного процесса могут выступать:
|
· Связь с другими образовательными учреждениями.
· Спрос на концертную иную деятельность обучающихся.
· Поступление выпускников по профилю.
· Участие обучающихся во внеконкурсных мероприятиях поселка, края, района (показательные выступления, концерты, выставки и т.д.) (Приложения №6).
В программно – методическое обеспечение входят все виды имеющихся в учреждении программ, методических разработок, дидактических материалов, методической литературы.
Психологическое обеспечение осуществляется по основным традиционным для системы образования направлением. Конечно же это зависит от специфики системы дополнительного образования и конкретно от данного образовательного учреждения.
I. направление: консультативное, коррекционно – развивающая работа с обучающимися, консультативная и просветительская работа с родителями, работа по повышению психологической компетентности педагогических кадров. Консультативная работа с администрацией, организация и обеспечение психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса.
II. направление: тренинги и совместные проблемные семинары, педсоветы, методические объединения с участием психолога и администрации.
В образовательную и воспитательную деятельность включена система диагностики учебной деятельности (для каждой группы выявление знаний, умений и навыков). Авторская методика по определению уровня обученности, по развитию и воспитанности по методике Н.П. Капустиной, М.И. Шиловой «Ориентировочная минимальная диагностическая программа по оценке нравственных качеств личности и уровня воспитанности». Методики по самооценке, выявлению проблем личности ребенка социализации (Приложение №3).
|
Учебный план ДТДВ
Учебный план является основным разделом образовательной программы учреждения и одновременно одним из руководящих самостоятельных документов, предназначенных для планирования и организации образовательного процесса, определяющий направленность содержание и обучение конкретных групп ДТДВ, который составлен в соответствии с целями и задачами деятельности ДТДВ и отвечающий требованиям предъявленными вышестоящими государственными органами.
Учебный план отражает: специализацию учебных занятий по направлениям:
- Художественное направление:
· декоративно-прикладное творчество;
· хореографическое искусство;
· вокальное искусство;
· театральное искусство;
· изобразительное искусство.
- Техническое направление:
· Начально-техническое моделирование;
- Социально-педагогическое:
· Кружок художественного развития
· КВН
· Волонтерство
· Юнармия
Учебный план составлен на основе штатного расписания учреждения с учетом общего социального заказа. Режим занятий 5 – ти дневная. Продолжительность занятий – согласно нормам САН ПИНа. Виды занятий – индивидуальный и групповые. Количество учебных часов составляет: в начальном звене Ι ступени (непродуктивный уровень) занимается 4 часа в неделю (2 раза по 2 часа), в сумме – 144 часов в год; в случае необходимости педагоги ведут индивидуальные и групповые часы согласно положений в качестве дополнительных для преуспевающих кружковцев, неуспевающих или с целью совершенствования исполнительского мастерства группы вокально-сольного пения и т.д.
|
Ориентация на новые образовательные возможности и способности обучающихся достигается индивидуальными консультациями, часами за счет педнагрузки педагога для детей испытывающих трудности в процессе обучения и для учащихся с высоким образовательным потенциалом, т.е. учитывается уровневая дифференциация.
На Ι ступени активно проявляется интеграция учебных предметов: грамматика (чтение, литература), музыка, ИЗО, трудовое обучение, физика, черчение, математика.
По своей структуре учебный план ΙΙ, ΙΙΙ ступени (творческий и эвристический уровни) являются логическим продолжением учебного плана Ι ступени. В нем сохраняется и расширяется в необходимом объеме содержания, являющееся обязательным для обеспечения стандарта дополнительного образования. Учебная нагрузка каждого ученика ΙΙ, ΙΙΙ ступени состоит из 6 часов в неделю (2 раза по 3 часа или 3 раза по 2 часа в неделю) в сумме – 216 часов.
Учебный план:
- Обучает, удовлетворяет образовательные потребности учащихся и их родителей, дает дополнительное образование детям.
- Реализует идею интеллектуального, нравственного и творческого развития личности, решает образовательные задачи ДТДВ.
- Формирует личность с высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в современном обществе.
- Создает каждому ребенку условия для самореализации, самоопределения и развития.
- Способствует демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса.
Основная цель образовательного процесса, это такая организация при которой создается условие для самовыражения, саморазвития, самоопределения детей.
Все обучающиеся являются не объектом, а субъектом образовательного процесса. Для этого от каждого педагога требуется новое педагогическое мышление при организации деятельности с детьми, более смелого интегративного подхода к обучению, так как в соответствии со своим назначением ДТДВ является многопрофильным учреждением дополнительного образования реализует дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы в различных образовательных областях и направлениях деятельности (Приложение №1).
Ожидаемый результат
Образовательная программа ДТДВ позволяет:
· Сформировать качество «новой гармоничной личности Человека и Гражданина малой Родины, России», которому будут присущи следующие качества:
˗ гражданское самосознание и самоусовершенствование;
˗ познавательное творчество;
˗ патриотизм;
˗ милосердие.
· Общее культурологическое развитие:
˗ Углубленное знакомство с истоками культуры Приаргунья, Забайкалья;
˗ Духовная культура.
Выпускник должен обладать компетенцией:
· Социальной
˗ способность брать на себя ответственность в совместном принятии решений;
˗ регулировать конфликты не насильственным путем;
˗ активно участвовать в жизни коллектива.
· Интеллектуальной:
˗ Овладеть письменным и устным обучением на достаточном уровне;
˗ Устанавливать связь событий.
· Информационной:
˗ Получение представлений о новых технологиях, областях их применения, способствовать критически относится к полезной информации.
· Развивающей:
˗ Способность и желание непрерывно самому развиваться в профессиональном и личностном общественном плане.
· Адаптивной:
˗ Уметь использовать новые технологии и проявлять гибкость.
· Деловой
˗ Владеть специфическим набором знаний умений и навыков, способность применить их на практике.
· Творческой
˗ Своеобразное виденье мира.
Основными направлениями воспитания личности в ДТДВ будут являться:
˗ Социально-нравственное Усвоение понятий о социальных нормах
отношений в том числе об общечеловеческих
ценностях, определяемых в соответствии с
содержанием нормативных актов.
Сформированности элементов гражданско-
патриотического сознания, усвоения
культуры социальных отношений, включая
экономические, правовые и другие.
˗ Общеинтеллектуальное об эффективных способах мыслительных
усвоение понятий действий применительно к решению задач и
к видам аналитико-синтетической
деятельности, усвоение элементов
общенаучных методов познания.
˗ Общекультурное Взаимодействие человека с
усвоение окружающей средой.
общеэстетических Управление собой (своим здоровьем,
понятий физическим развитием)
Творческое самосовершенствование