Цена и объем производства в условиях чистой монополии




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

. Монополия

. Цена и объем производства в условиях чистой монополии

. Монополистическая власть и её показатели

Заключение

Список использованных источников

исключительное право цена чистая монополия

 


 

Введение

 

На фоне развитости самых разнообразных рынков, в современном мире принято считать совершенную конкуренцию «душой рынка», «двигателем прогресса», а также чуть ли не единственным инструментом для достижения стабильного роста экономики и благосостояния большинства населения. В то же время, совершенной, по настоящему свободной конкуренции, в самом чистом виде, практически не бывает ни на одном из имеющихся рынков мира. Таким образом, изучая основы экономической теории, целесообразно выделить отдельно понятие монополии.

Помимо совершенной конкуренции есть также несовершенная, которая может существовать в условиях олигополии, монополии, а также монопсонии. Именно на сущности понятия «монополия» мы сделаем акцент в данном реферате.

Проблемы монополизации экономики, вопросы развития конкуренции сегодня, как и прежде, привлекают значительное внимание не только специалистов, но также и широких слоев населения.

Основная цель реферата - раскрыть сущность монополий и монопольной власти, а также их роль в экономической системе.

Объект исследования - экономика страны.

Следует отметить, что в чистом виде монополия - достаточно редкое явление редкое, на многих рынках друг с другом часто конкурируют лишь несколько фирм. Взаимодействие фирм на подобных рынках может быть довольно сложным и часто связанным с разнообразными аспектами конкурентной стратегии.

В любом случае, такие экономические агенты способны оказывать влияние на цену получая при этом прибыль благодаря установлению предельных издержек, поскольку такие фирмы обладают монопольной властью.


 

Монополия

Монополия означает исключительное право производства, промысла, торговли, а также других видов деятельности, которые принадлежат одному лицу, государству или же определенной группе лиц. Это значит, что по своей сути, монополия является прямой противоположностью свободной конкуренции.

Для монополий характерны такие отличительные особенности:

. власть одной фирмы;

. уникальность продукции, не имеющей близких заменителей;

. практически непреодолимые входные барьеры в отрасль;

. ограниченность доступа к информации;

. обычный, а иногда и полный ценовой контроль.

Монополии в самых общих чертах классифицируются на несколько основных видов.

Закрытая монополия - это монополия, которая защищена юридическими нормами, ограничивающими конкуренцию.

Открытая монополия - это монополия, при которой одно предприятие, хотя бы на некоторое время становится единоличным поставщиком продукции, не имея, при этом, специальной защиты от конкуренции.

Естественная монополия. Она свойственна для собственников и хозяйственных организаций, которые обладают в своем распоряжении редкими, свободно не воспроизводимыми элементами производства.

К монополиям также часто относятся целые отрасли инфраструктуры, которые обладают особо важным стратегическим значением для всего общества (к примеру: военно-промышленный комплекс, железнодорожный транспорт и т. д.).

Практика свидетельствует о том, что чистая монополия существует, как правило, лишь в теории.

Тем не менее, довольно много рыночных структур очень близки по своим основным параметрам к ситуации чистой монополии.

Цена и объем производства в условиях чистой монополии

 

Монополист, стремящийся к максимизации прибыли, в общих чертах использует аналогичные мотивы, что и стремящееся к максимизации прибыли предприятие в более-менее конкурентной отрасли. Об этом говорит хотя бы то, что монополист желает производить каждую последующую единицу товара до тех пор, пока его реализация будет обеспечивать заметно больший прирост валового дохода, чем рост валовых издержек.

Стоит обратить внимание на то, что чистая монополия лишена кривой предложения. Причина кроется в том, что отношение цены и предлагаемого объема предложения продукции может быть совершенно различным. Цена, а также предлагаемый объем продукции находятся в тесной зависимости от расположения кривой спроса и, соответственно, от расположения кривой предельного дохода. Монополия, как и в случае с конкурентной фирмой, увязывает свой предельный доход с предельными издержками, однако для монополии предельный доход является меньше цены. Поскольку монополия не уравнивает предельные издержки с ценой, то вполне вероятно, что различные условия спроса будут приводить к самым различным максимизирующим прибыль ценам для одного и того же объема товарной продукции.

Как вывод: нету уникальной и единственной цены, которая была бы связана с объемом выпущенной продукции Qm, а потому у чистой монополии отсутствует кривая предложения.

Каждый монополист на самом деле будет стремиться к максимизации совокупной прибыли, но не к максимизации прибыли на единицу продукции.

Следует также отметить то, что чистая монополия автоматически не гарантирует экономической прибыли. Тем не менее, у чистой монополии вероятность получения прибыли гораздо выше, чем у производителя, работающего в конкурентных условиях. В долгосрочном периоде при возможности легкого и свободного вхождения все новых компаний в отрасль, чистый конкурент будет получать нормальную норму прибыли, но, в это же время, барьеры для вхождения в отрасль дадут возможность монополисту сохранить экономические прибыли в долгосрочном периоде. В отличие от ситуации с ситуации с конкуренцией, барьеры для вхождения на рынок не пускают потенциальных участников отрасли, которые могли бы увеличивать предложение, а также снижение цены.

Результатом чистой конкуренции может быть как производственная эффективность, так и эффективность размещения ресурсов. Достигается производственная эффективность потому, что свободное вхождение на рынок многочисленных фирм заставляет их работать при оптимальной норме выработки, при минимизации удельных издержек производства.

Помимо ограничения конкуренции, без которой невозможно нормальное функционирование развитого рынка монополии в бизнесе способствуют неравенству в распределении дохода. Злоупотребляя своей рыночной властью, монополии ставят несколько более высокие цены, чем назначила бы на их месте конкурентная фирма, которая несет те же издержки производства. Монополии также могут наложить на потребителей так называемый «частный налог», и получить, таким образом, сверхприбыль. Подобная монопольная прибыль, как правило, распределяется среди узкого круга владельцев акций компаний. Владельцы монополистических фирм, таким образом, обогащаются за счет остальных слоев общества.

Как исключение, может быть и следующая ситуация: если покупатели продукции, производимой монополией, являются богаче, чем ее владельцы, то монополия может сокращать неравенство доходов.

Некоторые монополии, которые производят продукцию, имеющую международный спрос (металлы, кофе, цитрусовые), перераспределяют мировой доход, забирая кое-что у богатых стран с высоким уровнем потребления для более бедных развивающихся стран и стран с традиционной экономикой.

Однако, в большинстве случаев, как правило, монополия способствует неравенству в распределении доходов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: