Контрольные задания для самостоятельной работы




1. Изучением воспитания занимается ряд наук (этика, социология, психология и др.). В каком аспекте этим понятием пользуется наука педагогика?

2. С какими науками связана педагогика? Дать развёрнутый ответ.

3. Что мы называем индивидуальным развитием человека?

4. Соотнесите понятия “индивид”, “личность”, “субъект”, “индивидуальность”.

5. Какова роль наследственности как фактора развития человека?

6. Какое значение имеет деятельность человека для его развития?

7. В процессе взаимовлияния среды и воспитания на развитие личности, в чём конкретно сказывается роль воспитания?

8. Как можно объяснить эти и многие подобные факты с точки зрения диагностирования способностей у детей?

9. В чём вы видите смысл знания учителем возрастных особенностей детей?

10. Чем вы объясните, что те дети, которые при поступлении в школу умеют хорошо читать и писать, нередко во втором классе хуже учатся, чем те, которые пришли в школу без этих навыков?

11. Почему в пятых классах иногда снижается успеваемость и дисциплинированность учащихся?

12. Что такое дидактика? Как она взаимосвязана с педагогикой и частной методикой?

13. Охарактеризуйте взаимоотношение таких категорий как обучение и развитие с точки зрения различных подходов в современной школе.

14. Можно ли управлять познавательной деятельностью учащихся? Если “да”, то в чём суть такого управления?

15. Ученик на вопрос: “Почему ты стремишься хорошо выполнить домашнее задание?” — ответил: “Хочу получить пятёрку”.

16. К какой группе мотивов вы отнесёте этот стимул ученика? Какие другие группы мотивов вы знаете?

17. Какая система принципов наиболее полно вскрывает взаимосвязь основных положений процесса обучения?

18. В чём выражается взаимодействие научности и доступности обучения?

19. В чём выражается взаимосвязь сознательности и активности в обучении?

20. К какому принципу обучения вы отнесёте правило: “Строй учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло «старые».

21. Попытайтесь самостоятельно сформулировать правило, которое вытекало бы из принципов систематичности обучения.

22. Есть что-либо общее между понятиями: формальное развитие ребёнка и формализм в знаниях учащихся?

23. Какие основные положения устанавливает учебный план? Какой школьный или вузовский документ составляется на его основе?

24. Какие документы лежат в основе проверки знаний учащихся за каждый год обучения?

25. К какому педагогическому понятию относятся пути и способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается усвоение знаний, умений и навыков, развиваются познавательные способности и формируется мировоззрение школьников?

26. Можно ли считать анализ, синтез, индукцию и дедукцию методами обучения? Ответ обоснуйте.

27. От чего зависит выбор метода обучения?

28. Дайте классификацию методов обучения, в основании которой лежит характер познавательной деятельности учащихся.

29. В чём отличие методов обучения от методов научно-педагогического исследования и методов воспитания? Составьте таблицу двух групп методов: методы научно-педагогического исследования и методы обучения.

30. Какими документами должны руководствоваться работники образования в своей деятельности? В чём своеобразие каждого из этих документов?

31. Какие цели и задачи воспитания отражены в Законе “Об образовании”?

32. Какие основные права ребёнка защищают международные и российские законы? (Декларация прав ребёнка, Закон “Об образовании”).

33. В чём вы видите достоинства и недостатки классно-урочной системы?

34. Укажите наиболее эффективные пути индивидуализации на уроке.

35. Какие вы знаете способы создания ситуации успеха для учащихся на уроке?

36. Перечислите способы подготовки учащихся к восприятию новой информации.

37. Приведите доказательства или опровержения правомерности всестороннего гармоничного развития личности как цели воспитания.

38. Как понимать двухсторонний характер процесса обучения?

39. Дайте характеристику сущности и структуры преподавания и учения.

40. Какие теории обучения вы знаете? Назовите некоторые признаки одной из них.

41. Назовите важнейшие закономерности обучения.

42. Раскройте исходные позиции классификации методов обучения.

43. Какие методы обучения используют в своей работе педагоги-новаторы? Что, по вашему мнению, в их опыте заслуживает изучения и распространения?

44. Сформулируйте основные требования к проведению урока.

45. Определите, что лежит в обосновании типологии современных уроков? Какие могут быть типы и виды уроков, если подразделять их по основной дидактической цели?

46. На что учителю следует обращать внимание при анализе и самоанализе урока?

47. Назовите факторы, которые определяют эмоциональную атмосферу урока.

48. Охарактеризуйте дидактическую структуру урока.

49. Какие формы организации обучения вы знаете?

50. Проанализируйте типы и виды самостоятельных работ, найдите основания их классификации.

51. Перечислите причины неудач в учёбе. Назовите и охарактеризуйте средства преодоления неуспеваемости.

52. Дайте определение понятиям: образование, обучение, воспитание, социализация, формирование личности, развитие личности.

53. Дайте определение коллектива и обоснование его воспитательного значения. Почему А.С.Макаренко называл коллектив “страшной силой”?

54. Раскройте пути становления и развития детского коллектива.

55. Раскройте содержание таких понятий: коммунарская идеология, коммунарское движение, коммунарская методика.

56. Перечислите основные идеи коллективного творческого воспитания.

57. Назовите признаки воспитания в гуманистической парадигме.

58. От чего зависит гуманистическая позиция педагога в образовательном процессе.

59. В чём заключаются особенности педагогической деятельности?

60. Дайте структуру педагогической деятельности, опираясь на теорию педагогической деятельности Н.В. Кузьминой.

61. Назовите два уровня педагогических способностей (Н.В. Кузьмина) и раскройте их содержание.

62. Соотнесите два понятия “профессионализм” и “педагогическое мастерство”. В чём их различие?

63. Как соотносятся между собой задачи социализации и индивидуализации в воспитании?

64. Раскройте через педагогические задачи содержание нравственного воспитания.

65. В чём специфика семейного воспитания?

66. Когда ребёнок “сводит нас с ума”?

67. Что вы вкладываете в понятие “трудный ребёнок”? В каком смысле употребляют это понятие?

68. С какими проблемами сталкивается педагог, пытаясь воспитать ребёнка свободным человеком?

69. Раскройте в общем виде педагогическую задачу воспитание культуры самоопределения личности.

70. Охарактеризуйте возможные средства воспитания в семье.

71. Какие группы общих методов воспитания вы знаете?

72. Назовите признаки общей одарённости ребёнка. В чём специфика работы с одарёнными детьми?

73. Как вы относитесь к институту классного руководства? Какие модели вам известны?

74. Раскройте понятия “воспитание”, “самовоспитание” и “перевоспитание» в их взаимосвязи.

75. В чём вы видите воспитательные возможности общения?

76. Прав ли А.С. Макаренко, утверждавший, “каков ребёнок в игре, таков он будет в жизни”?

77. Какие условия необходимо соблюдать, пользуясь методами стимулирующими поведение человека?

78. Назовите некоторые основные направления развития школы сегодня?

79. Что вы понимаете под педагогической инновацией? Какие инновационные школы вы знаете?

80. Назовите причины, порождающие деструктивные конфликты в образовательном процессе.

81. Какие воспитательные функции детских общественных организаций?

82. Назовите принципы и способы управления деятельностью педагогического коллектива.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: