Хватцев М. Е.
Косноязычием называются разнообразные фонетические недостатки речи при относительной словарно-семантической и синтаксической норме и сохранности в подавляющем большинстве случаев речевой функции в целом.
К косноязычию относятся искажения, замещения, пропуски, перестановки отдельных звуков, слогов и целых слов, недоговаривание, гнусавое или невнятное, смазанное произношение их, а также недочеты регулирования дыхания в процессе произношения.
Наблюдаются случаи, когда речь косноязычного ребенка настолько отягчена разными неправильностями, что становится совершенно непонятной даже для родителей; иногда грубо выраженный изъян одного лишь звука делает речь мало понятной. У косноязычного резко нарушено единство формы и содержания: понимая речь окружающих, т. е. владея содержанием слова, он не в состоянии полноценно оформить его фонетически. Косноязычие наблюдается как самостоятельный вид речевого нарушения (например, при аномалиях языка, челюстей, на почве подражания и т. п.) и как симптом более сложного речевого нарушения...
Термином косноязычие охватываются многие расстройства произношения, качественно различные по этиологии и по своим механизмам. Разные проявления косноязычия в зависимости от нарушенных звуков имеют свои названия: пришепетывание…, шепелявость.., картавость.., сюсюканье.., тетизм... и т.п. Когда подобной расстройство касается лишь некоторых звуков алфавита, налицо частное косноязычие; когда же эти расстройства распространяются на большинство звуков, мы имеем общее, разлитое (диффузное) косноязычие.
Косноязычие при недочетах одной артикуляторной группы звуков (только губных, например) называется гоморганным или мономорфным; при недочетах разных артикуляторных групп — полиморфным (например, нарушение переднеязычных и заднеязычнух звуков). В косноязычии различают полное отсутствие звуков или его искажение... и замещение его другим (правильным) звуком алфавита.
|
Качественные особенности косноязычия зависят от причин, породивших его, и в большей степени — от того, какие именно механизмы речи нарушены... Существенной в этом отношении причиной являются условия воспитания речи.
Этиология. Косноязычие может появляться в результате разнообразных поражений... периферических (органы слуха и артикуляции) речевых аппаратов, с нарушением или без нарушения психики говорящего, которая вторично может послужить причиной косноязычия.
Разнообразные недочеты периферийных органов речи органического и функционального характера. Значительное число случаев косноязычия обязано им своим происхождением. Сюда относятся врожденные аномалии слухового органа, костей черепа, челюстей, зубов, твердого и мягкого нёба, языка, губ и других органов речи.
Часто извращения костных частей органов речи обусловливаются рахитом. Иногда анатомические нарушения возникают вследствие неправильного ухода за ребенком. Так, например, систематическое в течение многих месяцев (иногда нескольких лет) сосание пальца, особенно при рахите, вдавливает твердое нёбо кверху и выдвигает верхнюю челюсть вперед (высокое узкое нёбо и прогнатия) сосание пальцев, обращенных книзу, вызывает прогению; такое же длительное сосание соски, особенно твердого рожка, вследствие давления мощной щечной мускулатуры и непосредственного давления рожка также создает узкое нёбо и т. п. Плохая гигиена ушей, ротовой полости иногда ведет к нарушению их.
|
Наконец, болезни и ранения (особенно в условиях войны) также нарушают органы речи, равно как и болезни с осложнением на уши, носоглотку, мягкое нёбо, зубы... Указанные случаи органических дефектов далеко не всегда являются непосредственной причиной косноязычия, так как у человека биологическое в высших формах его деятельности преодолевается социальным — воспитанием, учением; аномальные органы приспосабливаются к правильной работе... Наряду с органическими поражениями наблюдаются (значительно реже) как причины косноязычия функциональные нарушения периферических органов речи вследствие вялости или слабости мышц, функциональной недостаточности периферической или центральной нервной системы как явления вторичного.
Психические причины косноязычия в результате соответствующих мозговых нарушений:
1. недостаточность в фонематическом анализе слова (в сравнении, сопоставлении с другими звуками в связи с их смысловым значением) и отсутствие установки на подобный анализ; особенно резко выступает плохая смысловая дифференциация в восприятии парных (оппозиционных) согласных звуков.
2. вторичные нарушения слуха на почве первичных моторных поражений (при гнусавости и прочих двигательных расстройствах речи);
3. плохое слуховое внимание в отношении речи окружающей и своей собственной;
|
4. недостаточность стремления, мотивации в процессе отборочного или имитативного развития произношения к овладению правильным звукопроизношением;
5. отсутствие сознания своих речевых отклонений и т. п.
Социально-психологические причины, задерживающие нормальное развитие детского звукопроизношения. Прежде всего сюда относится вредная манера взрослых говорить с детьми, подлаживаясь к их неправильному произношению... Искажения детской речи также вызываются неправильной речью окружающих ребенка людей (неясное, косноязычное или торопливое произношение), их диалектными особенностями, разговором в раннем детстве на нескольких языках. В такой неблагоприятной речевой обстановке у ребенка будет укрепляться неправильная речь по типу речи окружающих его... Причиной затянувшегося развития детской фонетики является то, что часто в семье, нередко в дошкольных учреждениях, не обращают должного внимания на неправильную речь ребенка, не оказывают ему помощи путем показанормального произношения....Косноязычие, которое произошло от плохого воспитания, можно назвать «речевой запущенностью».