ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О КОСНОЯЗЫЧИИ




Хватцев М. Е.

 

Косноязычием называются разнообразные фонетические не­достатки речи при относительной словарно-семантической и син­таксической норме и сохранности в подавляющем большинстве случаев речевой функции в целом.

К косноязычию относятся искажения, замещения, пропуски, перестановки отдельных звуков, слогов и целых слов, недоговаривание, гнусавое или невнятное, смазанное произношение их, а также недочеты регулирования дыхания в процессе произноше­ния.

Наблюдаются случаи, когда речь косноязычного ребенка на­столько отягчена разными неправильностями, что становится со­вершенно непонятной даже для родителей; иногда грубо выраженный изъян одного лишь звука делает речь мало понятной. У косноязычного резко нарушено единство формы и содержания: понимая речь окружающих, т. е. владея содержанием слова, он не в состоянии полноценно оформить его фонетически. Косноязы­чие наблюдается как самостоятельный вид речевого нарушения (например, при аномалиях языка, челюстей, на почве подражания и т. п.) и как симптом более сложного речевого нарушения...

Термином косноязычие охватываются многие расстройства произношения, качественно различные по этиологии и по своим механизмам. Разные проявления косноязычия в зависимости от на­рушенных звуков имеют свои названия: пришепетывание…, шепелявость.., картавость.., сюсюканье.., тетизм... и т.п. Когда подобной рас­стройство касается лишь некоторых звуков алфавита, налицо частное косноязычие; когда же эти расстройства распространяются на большинство звуков, мы имеем общее, разлитое (диффузное) кос­ноязычие.

Косноязычие при недочетах одной артикуляторной группы зву­ков (только губных, например) называется гоморганным или мономорфным; при недочетах разных артикуляторных групп — поли­морфным (например, нарушение переднеязычных и заднеязычнух звуков). В косноязычии различают полное отсутствие звуков или его искажение... и замещение его другим (правильным) звуком алфавита.

Качественные особенности косноязычия зависят от причин, по­родивших его, и в большей степени — от того, какие именно меха­низмы речи нарушены... Существенной в этом отношении причи­ной являются условия воспитания речи.

Этиология. Косноязычие может появляться в результате раз­нообразных поражений... периферических (органы слуха и арти­куляции) речевых аппаратов, с нарушением или без нарушения психики говорящего, которая вторично может послужить причи­ной косноязычия.

Разнообразные недочеты периферийных органов речи органичес­кого и функционального характера. Значительное число случаев косноязычия обязано им своим происхождением. Сюда относят­ся врожденные аномалии слухового органа, костей черепа, челю­стей, зубов, твердого и мягкого нёба, языка, губ и других органов речи.

Часто извращения костных частей органов речи обусловлива­ются рахитом. Иногда анатомические нарушения возникают вслед­ствие неправильного ухода за ребенком. Так, например, системати­ческое в течение многих месяцев (иногда нескольких лет) сосание пальца, особенно при рахите, вдавливает твердое нёбо кверху и выдвигает верхнюю челюсть вперед (высокое узкое нёбо и прогнатия) сосание пальцев, обращенных книзу, вызывает прогению; такое же длительное сосание соски, особенно твердого рожка, вслед­ствие давления мощной щечной мускулатуры и непосредственно­го давления рожка также создает узкое нёбо и т. п. Плохая гигие­на ушей, ротовой полости иногда ведет к нарушению их.

Наконец, болезни и ранения (особенно в условиях войны) также нарушают органы речи, равно как и болезни с осложнением на уши, носоглотку, мягкое нёбо, зубы... Указанные случаи органи­ческих дефектов далеко не всегда являются непосредственной причиной косноязычия, так как у человека биологическое в высших формах его деятельности преодолевается социальным — воспита­нием, учением; аномальные органы приспосабливаются к пра­вильной работе... Наряду с органическими поражениями наблю­даются (значительно реже) как причины косноязычия функцио­нальные нарушения периферических органов речи вследствие вя­лости или слабости мышц, функциональной недостаточности периферической или центральной нервной системы как явления вторичного.

Психические причины косноязычия в результате соответствую­щих мозговых нарушений:

1. недостаточность в фонематическом анализе слова (в сравнении, сопоставлении с другими звуками в связи с их смысловым значением) и отсутствие установки на подобный анализ; особен­но резко выступает плохая смысловая дифференциация в вос­приятии парных (оппозиционных) согласных звуков.

2. вторичные нарушения слуха на почве первичных моторных поражений (при гнусавости и прочих двигательных расстройствах речи);

3. плохое слуховое внимание в отношении речи окружающей и своей собственной;

4. недостаточность стремления, мотивации в процессе отбороч­ного или имитативного развития произношения к овладению пра­вильным звукопроизношением;

5. отсутствие сознания своих речевых отклонений и т. п.

Социально-психологические причины, задерживающие нормаль­ное развитие детского звукопроизношения. Прежде всего сюда относится вредная манера взрослых говорить с детьми, подлажи­ваясь к их неправильному произношению... Искажения детской речи также вызываются неправильной речью окружающих ре­бенка людей (неясное, косноязычное или торопливое произноше­ние), их диалектными особенностями, разговором в раннем дет­стве на нескольких языках. В такой неблагоприятной речевой обстановке у ребенка будет укрепляться неправильная речь по типу речи окружающих его... Причиной затянувшегося развития детской фонетики является то, что часто в семье, нередко в дош­кольных учреждениях, не обращают должного внимания на не­правильную речь ребенка, не оказывают ему помощи путем показанормального произношения....Косноязычие, которое произошло от плохого воспитания, можно назвать «речевой запущенностью».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: