I - стоячие воротники с разрезом слева | II – ворот в форме каре, разрез слева | III – ворот в форме трапеции, сужается к спине | IV – форма предположительная | ||||
А – с двумя лентами | Б – из цельной ленты | Форма неясна | С лентой спереди | С лентой вокруг шеи | IV (a) – ожерелки (?) | ||
Кург. 33 Рис. 1, 7 (1) | Кург. 71 Рис. 2, 10 (4) | Кург. 50 М-1, п-1 Рис. 1, 2 (7) | Кург. 12 (12) | Кург. 54 М-3 Рис. 1, 4 (14) | Кург. 19 Рис. 1,5 (16) | Кург. 25 П-1 (16) | Кург. 61 П-3 Рис. 1, 10 (18) |
Кург. 11 Рис. 2, 5, 6 (2) | Кург. 73 Рис. 2, 11 (5) | Кург. 50 М – 1, П – 2 Рис. 2, 8 (8) | Кург. 22 (13) | Кург. 56 П – 2 (17) | Кург. 87 Рис 1, 1 (23) | ||
Бескург. Мог. П-2 Рис. 2,7 (9) | Кург. 93 П – 1 Рис. 1, 6 (6) | Кург. 55 Рис. 2, 3 (9) | Кург. 74 Рис. 2, 1 (19) | ||||
Кург. 86 Рис. 2, 2 (10) | Кург. 90 Рис. 1, 9 (20) | ||||||
Кург. 93 П – 2 Рис. 1, 2 (11) | Кург. 94 П – впускн. Рис. 2, 9 (21) | ||||||
Бескург. Мог. П – 2 Рис. 2, 4 (22) | |||||||
![]() | ![]() |
(Сабурова М. А., Елкина А. К. Деталидревнерусской одежды по материалам некрополя г. Суздаля // Материалы по средневековой археологии Северо-Восточной Руси. М., 1991)
Столь широкое распространение стоячих воротников с разрезом слева говорит о преобладании одежды с застежкой на левую сторону и о бытовании ее у разных слоев населения.
(Сабурова, М. А. Ткани XII - начала XIII в. из Суздаля. Культура славян и Русь / Рос. акад. наук, Науч. совет по истории мировой культуры; [редкол.: Ю. С. Кукушкин (пред.), Т. Б. Князевская (сост.), Т. И. Макарова]. - М.: Наука, 1999.)
![]() |
![]() |
![]() |
В. П. Левашова. Об одежде сельского населения древней Руси. М. Издательство «Советская Россия» 1966г. |
Замечание: Исходя из выше описанного мной было принято решение изготовить сорочку с круглым воротом. Ошибка: мной было не учтено, что нужно предусмотреть застежку на пуговицу на плече, или вставить вязки (для утягивания ворота вокруг шеи |
![]() |
Предполагаемое решение: Вдеть вздешки в существующий ворот (проблема, что я не представляю, как это сделать?) |
Верхняя рубаха:
![]() |
В. П. Левашова. Об одежде сельского населения древней Руси. М. Издательство «Советская Россия» 1966г. |
![]() | |
![]() | (Седов В.В. Одежда восточных славян VI-IX вв Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986) |
Замечание: для начинающих реконструкторов рекомендуются следующие художественные источники | |
![]() | Фрагмент иконы «Успение Богородицы», 1300г. Музей Реклингхаузен.
![]() |
![]() | ![]() |
Соответственно, даются две выкройки: | |
![]() | ![]() |
![]() |
![]() |
(Седов В.В. Одежда восточных славян VI-IX вв Древняя одежда народов Восточной Европы, М. 1986) |
![]() |
![]() |
Замечание: Мной не было найдено конкретных указаний на конкретный покрой свита, потому, решил подойти к решению данного вопроса с вариативной позиции – изготовить приталенный свит с клиновидными вставками в подоле из неокрашенного сукна (назначение свита – передвижение по пересечённой местности, участие в боевых действиях, ношение в качестве поддоспешника). К оформлению свита как предлагалось оформить сорочицу. Однако, мной было решено заменить вышивку у ворота окантовкой из контрастной ткани. В процессе консультаций мне было предложено для этой цели использовать шёлк. Рассудив, что шёлк стоил в то время куда дороже крашеного сукна (как и сейчас во многом, что и определило мой выбор) я использовал отрез от красного сукна). В процессе повторного перешивания основная ткань была повреждена, а кант нашит наизнанку. Что бы скрыть дефект, допущенный в процессе шитья, я прошил внешний контур канта синими шерстяными нитками. | |
![]() | Ошибка: оформление подобного свита минимально. Оптимальный вариант оформления – подобие свита на иконе «Троицы старозаветной». Примечание: Для меня остался спорным момент материала окантовки, ибо в литературе мной не было найдено ни одного упоминания. |
Предполагаемое решение: перешить всё изделие, учитывая первоначальный вариант. |