В канонах и трипеснцах преподобного Феодора, написанных им для Постной Триоди, кроме троичных, останавливают внимание и богородичные тропари. Они тщательно отделаны по форме и занимают важное место в творениях Преподобного. Очень часто богородичные тропари чрезвычайно торжественны, приподняты. “Паче огнезрачных серафимов явилася еси, Чистая, честнейшая, — восклицает преподобный песнопевец, — порождши сим неприступного Иисуса, Спаса, воплощением обожившего земнородных смешение” 98. В богородичном канона сырной субботы Преподобный опять призывает ангельские силы, восхваляя Пресвятую Деву. “Скинию Тя богоделанную преднаписа Моисей, серафимами спокровенную, святых святая, прообразуя Твое, Дево, рождество чистое, Христу плотию написатися” 99. В трипеснце понедельника 4-й седмицы Великого Поста опять встречается та же мысль, укрепляющая славословие Божией Матери призыванием чина ангельского: “Поем Тя, Дево Богородице чистая, херувимскую колесницу, из Нея же Бог родися” 100.
Высокое богословие видим мы в вопросе, который ставит преподобный Феодор в богородичне первой песни канона на неделю мясопустную: “Кто роди Сына, несеянна Отчим законом?” — и отвечает: “Сего убо раждает Отец без матере. Преславное чудо! Ты бо родила еси, Чистая, Бога вкупе и Человека” 101. То же высокое богословие видим мы и в богородичне канона сырной субботы: “Словом Слово паче слова рождшая, Пречистая, Того молящи не престай, молимся, от бед присно избавитися стаду Твоему” 102. Здесь есть молитва к Божией Матери о роде человеческом, но часто преподобный Феодор изъясняет в богородичном только основную богословскую мысль. “Дверь Ты еси, Юже Един пройде вшедый и изшедый, — размышляет он тогда, — и ключи не разрешивый девства, Чистая, Иисус, создавый Адама, и Сын Твой” 103. “Отрокораждаеши девствующи, едина Богоблагодатная, — богословствует Преподобный, — таинство великое, страшное чудо: Бога бо родила еси воплощенна, Спаса мира” 104. В этих и подобных богородичных Преподобный как бы оставляет молитву о людях, которых он любит попечительной любовью. Все силы его души сосредоточиваются на воспевании догмата воплощения, чуда Богочеловечества, для выражения которого он находит особо возвышенные выражения: “чудо страшное, таинство великое” и подобное. “Егоже небо вместити не можаше, — восклицает он, — Ты, во чреве заченши, родила еси. О, страннаго и неизреченнаго чудесе!” 105. “Отроча раждаеши, — продолжает он свою мысль, отвлекаясь от всего земного, — девствующи едина Богорадованная, тайна великая, ужасное чудо: Бога бо родила еси воплощенна, Спаса миру” 106.
В богородичных Великого Канона, которые наиболее известны, мы обретаем то же высокое богословие догмата воплощения. “И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, — восклицает Преподобный в 4-й песни Великого Канона, — рождейся обновляет законы естества <…> Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо, елика хощет” 107. И еще образней изложение того же догмата дается в 8-й песни: “Яко от оброщения (от состава) червленицы, Пречистая, умная багряница Эммануилева внутрь во чреве Твоем плоть исткася” 108. Но в богородичных этого канона, наряду с высоким богословием, обретаем и молитву преподобного Феодора о людях, о прощении их грехов. Она звучит уже в первой песни. “Богородице, надежде и предстательство Тебе поющих, — взывает Преподобный, — возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Владычица чистая, кающася приими мя” 109. Так же в других песнях и, в частности, в песни 6-й песнописец взывает о помощи к Божией Матери: “Утроба Твоя Бога нам роди, воображенна по нам; Его же, яко Создателя всех, моли, Богородице, да молитвами Твоими оправдимся” 110.
Те же молитвы к Божией Матери встречаются в полных канонах и трипеснцах Преподобного, но значительно реже по сравнению с теми тропарями, в которых он, отвлекаясь от вздохов о человеке и его грехах, воспевает тайну Богочеловечества Христова. “Богородительнице чистая, небесная двере, спасительная врата, всех христиан мольбу приими, Тебе блажащих во вся веки” 111. Усердно молит Пречистую песнописец: “Дево Мати, Отроковице всесветлая, едино к Богу ходатайство, не престай, Владычице, молити спастися нам” 112. Так же легко и радостно излагает он свою просьбу о людях: “Еже радуйся, вещаем Тебе со ангелом, яко воздвигла еси радость, Спаса мира; Его же моли, Дево всепетая” 113.
Иногда в богородичных тропарях преподобного Феодора встречаются очень запоминающиеся выражения, наполненные большой искренностью и теплотой. Так, в трипеснце вторника 4-й седмицы, обращаясь к Пресвятой Деве, Преподобный говорит: “Агница Твоя, Иисусе <…> взываше: что странное видение? Жизне, како умираеши?” 114. А в среду сырной седмицы преподобный Феодор, обращаясь к Богоматери и говоря о своих “смрадных грехах”, о невозможности воспеть Богородицу “якоже подобает”, заключает тропарь словами: “Но убо, Пресвятая, прости мое дерзновение убогаго моего пения” 115. Таково мудрование святых!
Заканчивая обзор трипеснцев преподобного Феодора, его троичных и богородичных, остановимся на одном из его тропарей, как бы печатлеющем творчество песнописца: “Имуще Духа Святаго, поста гостителя богатна, Того дарований насытимся и богатно насладимся, Того воспевающе, яко Бога нашего” 116. В этом тропаре — вся душа Преподобного: здесь и исповедание достоинства поста, проводить который в духе на всем протяжении Постной Триоди призывает преподобный авва, здесь утверждение, что Дух Святый — гоститель постящихся, податель дарований, здесь и воспевание Духа Святаго — то, что так многократно — тоже через все седмицы Великого Поста — делает Преподобный, прославляя Таинство Святой Троицы 117.
Необходимо указать на ряд тропарей, повторяющихся в различных отделах Постной Триоди, что может свидетельствовать об авторстве этих песнопений. В трипеснце пятка 5-й седмицы Великого Поста преподобный Феодор дает ирмос “Безсеменнаго зачатия…”, который приводится им в 9-й песни Великого Канона 118. В четверток недели ваий Преподобным приводится богородичен, аналогичный богородичну 3-й песни Великого Канона “От Отца безлетна Сына…” 119.
Наконец, интересно, что в утро сырного пятка на 9-й песни трипеснца дается ирмос “Чужде матерем девство…”, который Преподобный употребляет в канонах святого Андрея Критского на Преполовение Пятидесятницы и на Рождество Пресвятой Богородицы. Этот ирмос поется как задостойник на праздник Преполовения и его отдание, а также во все дни празднования Рождества Пресвятыя Богородицы. Многие духовные мужи нашей Церкви очень чтили этот задостойник за его образность, выразительность, за точное изображение догмата о воплощении Сына Божия: “Чужде матерем девство, — гласит этот ирмос, — и странно девам деторождение; на Тебе, Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем” 120.
Приведенные примеры не оставляют сомнения в том, что именно преподобные братья Студиты несли труд по обработке творений преподобного Андрея Критского, как Великого, так и других его канонов, сохраненных в печатных изданиях. Преосвященный Филарет указывает, кроме брата Преподобного, святителя Иосифа Студита, имена и других “студитов”, писавших церковные песни. Он упоминает преподобных Николая Студита, Климента, Киприана, Петра и Феоктиста, написавшего канон Сладчайшему Иисусу 121. Профессор И. А. Карабинов добавляет имена Гавриила, Даниила, Василия. Он же указывает в заключение своего исследования Постной Триоди, что первый перевод этой богослужебной книги был осуществлен уже в 918 г.; при болгарском патриархе Евфимии в XIV в. был сделан новый перевод и, наконец, в XVII в. имел место Никоновский перевод 122. Такое большое значение в богослужебной практике Церкви придавалось этому великому труду — Постной Триоди.
Заключение
Из глубины веков с большой отчетливостью возникает образ преподобного Феодора Студита. Это прежде всего великий авва великого монастыря в Константинополе, написавший не одну книгу в руководство монахам. В них он — любящий отец и попечитель о каждом члене своего братства, сам участник трудов общежития и одновременно устроитель общего жития и игумен монастыря. Не менее ярок его образ и в тех страданиях, в том исповедничестве, которые Преподобный претерпел ради прославления Лика Христова и святого иконопочитания; неповторимый, несокрушимый поборник Православия претерпел несметные биения и раны, такие, что его духовному сыну, преподобному Николаю Студиту, приходилось обрезать клочья его тела после неимоверных избиений в темнице Вонита 123.
В целом это великая личность великого отца эпохи 124, в котором все доведено до предельной полноты образа. В юные годы он вступает в брак и вскоре вместе с женой уходит в монастырь. Здесь он не только проходит обычные послушания, но горит такою любовию к монашескому подвигу, что не отказывается ни от какой низкой работы, все испытывая на деле, почему и становится игуменом братии, которая увеличивается до тысячи человек. Он проповедует и наставляет, сам участвуя во всех трудах, пишет большие оглашения и так высоко ставит монашество, что говорит о нем как о восьмом таинстве.
Он непреклонен и в деле исповедничества, так что, по слову современного историка, “сумел навлечь ненависть трех императоров, трижды <…> отправлялся в ссылку и умер <…> так и не вернувшись в столицу” 125. Преподобный Феодор решителен и в своем праведном гневе, о чем свидетельствует изложенное выше сказание о его явлении жителю Сардийского острова.
И этот же авва великого монастыря, этот несокрушимый исповедник Православия был одновременно и гимнографом церковным. Обладая хорошим знанием святоотеческих трудов, преподобный Феодор Студит был весьма плодотворным песнотворцем, составителем песнопений Постной Триоди и одновременно ее редактором, наиболее отчетливо выразившим свой талант гимнографа на страницах этой обширной богослужебной книги. Эта сторона деятельности преподобного Феодора наименее изучена, а между тем именно здесь богословы-литургисты могут найти богатый материал для своих иследований.
Как мы старались показать, преподобный Феодор прежде всего является проповедником таинства покаяния, отцом, зовущим к Богу, оберегающим каждый шаг, каждый день церковного человека на его стези покаяния. И здесь преподобный Феодор — не авва монахов только. Его голос звучит для всех людей, и все человечество, обращенное ко Христу, является его паствой, а любовь его простирается и на умерших.
Преподобный авва Феодор смиренно, с великим опасением, называя свое пение убогим, но одновременно и с великим горением души становится в троичных своих канонов и трипеснцев подлинным богословом Святой Троицы, проводя это делание неизменно, постоянно, так что число этих воспеваний достигает почти 200 тропарей. Здесь он богослов Святой Троицы и богослов церковный, приспособляющий размер тропарей для слушания молящихся, для их вразумления, назидания и просвещения. Делал это Преподобный, по глубокому смирению инока, в конце своих песней, как бы заключая, венчая каждую песнь, а вместе с тем он создал неописуемое богатство исповедания и славословия Триипостасного Божества, откуда до последних дней нашего века истекают живые источники утверждения людей церковных в одном из основных догматов их веры.
То же следует сказать и о богородичных преподобного Феодора. С тою же продуманностью, тщательностью, назидательностью изложен в этих тропарях догмат о Боговоплощении. Некоторым ирмосам дано было стать задостойниками, принятыми Святою Церковью к пению за Божественной Литургией. Вот почему имя преподобного Феодора Студита, почитаемого как авва монахов и исповедник Христов, должно прославляться и как имя преискреннего делателя церковного, богослова и песнописца, утверждающего людей церковных, особенно в дни Великого Поста, в немеркнущих таинствах нашего исповедания Бога, воплотившегося от Девы, Бога, в Троице поклоняемого.
Публикация А. Беглова
1. Предисловие и первую из цикла статей монахини Игнатии по православной гимнографии см. в: Альфа и Омега. 1997. № 2(13). — С. 280–282. Другие статьи этого цикла см. в №№ 3(14) за 1997 г. и № 2(16) за 1998 г. ↩
2. Булгаков С. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви. Вып. 3, 4. Харьков, 1897. — С. 171; Карабинов И. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. СПб., 1910. — С. 123. ↩
3. Димитрий, святитель Ростовский. Четии-Минеи. М., 1880. Ноябрь, 11.
↩
4. Историческое учение об Отцах Церкви. Филарета, Архиепископа Черниговского и Нежинского. Т. 3. СПб., 1882. — С. 215. ↩
5. Димитрий, святитель Ростовский. Указ. соч. ↩
6. Там же. ↩
7. См. Синодальный перевод Пс 118:93. — А. Б. ↩
8. Историческое учение… — С. 217–222. С. С. Аверинцев и соавторы объединяют их в следующие группы: а) письма (их свыше 500); б) догматические трактаты; в) руководства для монахов; г) речи и проповеди (История Византии. Т. 2. М., 1967. — С. 89), литургические труды Преподобного выпадают из этой классификации. ↩
9. См. Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Т. 4. М., 1901. ↩
10. История Византии. — С. 89–90. ↩
11. Историческое учение… — С. 219. ↩
12. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Филарета (Гумилевского), Архиепископа Черниговского. СПб., 1902. — С. 253–254. ↩
13. Карабинов И. Постная Триодь. — С. 123. ↩
14. Там же. — С. 131. ↩
15. Там же. — С. 77. ↩
16. Исторический обзор… — С. 253. ↩
17. Карабинов И. Постная Триодь. — С. 101, 132. ↩
18. Исторический обзор… — С. 250–251. ↩
19. Там же. — С. 252. Карабинов И. Постная Триодь. — С. 123. И. А. Карабинов считает, что труды преподобного Феодора, напечатанные в Постной Триоди, — только часть задуманного им цикла, который должен был продолжаться и в дни Страстной Седмицы, и далее, вплоть до субботы перед Пятидесятницей (Там же. — С. 125). Этот вопрос должен составить предмет особых исследований; мы же ограничимся изучением трудов преподобного Феодора в печатных изданиях Постной Триоди. ↩
20. Триодь Постная. М., 1895. Вторник Сырной седмицы. Стихира на утрене. ↩
21. Там же. Среда Сырной седмицы. Утреня, трипеснец, песнь 8, тропарь 5. ↩
22. Там же. Понедельник Сырной седмицы, трипеснец, песнь 1, тропарь 2. ↩
23. Там же. Вторник Сырной седмицы. Трипеснец, песнь 8, тропарь 1. ↩
24. Там же. Тропарь 2. ↩
25. Там же. Тропарь 3. ↩
26. Там же. Неделя сырная. Вечерня. Стихира на Господи воззвах. ↩
27. Там же. Понедельник 1-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 8, тропарь 1. ↩
28. Там же. Песнь 9, Слава Тебе, Боже наш. ↩
29. Там же. Вторник 1-й седмицы Великого Поста. Утреня, седален. ↩
30. Здесь и далее подчеркивания в цитатах принадлежат автору. — А. Б. ↩
31. Триодь Постная. Неделя 1-й седмицы Великого Поста. Вечерня, стихира. ↩
32. Там же. Понедельник 2-й седмицы Великого Поста. Утреня, седален. ↩
33. Там же. Вечерня, стихира на Господи воззвах. ↩
34. Там же. Утреня, трипеснец, песнь 1, тропарь 1. ↩
35. Там же. Вторник 1-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 9, тропарь 1. ↩
36. Там же. Неделя 3-й седмицы Великого Поста. Вечерня, стихира на Господи воззвах. ↩
37. Там же. Понедельник 3-й седмицы Великого Поста. Утреня, седален. ↩
38. Там же. Трипеснец, песнь 1, тропарь 1. ↩
39. Там же. Вторник 3-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 8, тропарь 1. ↩
40. Там же. Слава Тебе, Боже наш. ↩
41. Там же. Понедельник 4-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 8, Слава Тебе, Боже наш. ↩
42. Там же. Неделя 4-й седмицы Великого Поста. Вечерня, стихира на Господи воззвах. ↩
43. Там же. Понедельник 5-й седмицы Великого Поста. Утреня, седален. Трипеснец, песнь 9, тропарь 1. ↩
44. Там же. Неделя 6-й седмицы Великого Поста. Вечерня, стихира на Господи воззвах. ↩
45. Там же. Среда седмицы ваий. Вечерня, стихира на Господи воззвах. ↩
46. Триодь Постная. Суббота мясопустная. Утреня, канон, песнь 1, тропарь 2. ↩
47. Там же. Песнь 2, тропарь 2. а®ўHЁЄк зд. ‘колодезь’. Полный церковно-славянский словарь / Составил священник-магистр Григорий Дьяченко (далее — ПЦСС). М., 1900. — С. 549. ↩
48. Триодь Постная. Суббота мясопустная. Утреня, канон, песнь 3, тропарь 2. ↩
49. Там же. Песнь 4, тропарь 2. ↩
50. Там же. Тропарь 3. ↩
51. Там же. Песнь 4, тропарь 4. Ї«шЁДя — ‘кирпич, черепица’ (ПЦСС. — С. 432);ЇHабвм зд. ‘пепел’ (ПЦСС. — С. 419). ↩
52. Триодь Постная. Суббота мясопустная. Утреня, канон, песнь 7, тропарь 2. ↩
53. Там же. Песнь 8, тропарь 4. Є«шЁзм Зq«мл© — ‘сильный крик’ (ПЦСС. — С. 252); вҐзHЙҐ зд. ‘скорая хотьба’ (ПЦСС. — С. 717). ↩
54. Триодь Постная. Суббота мясопустная. Утреня, канон, песнь 8, тропарь 1; 2. ↩
55. Там же. Песнь 9, тропарь 3. ↩
56. Подобные соображения высказывает и И. А. Карабинов; сравнивая творения преподобного Феодора Студита и других песнописцев Постной Триоди, он отмечает “нравоучительный элемент” произведений Преподобного. См. Карабинов И. Постная Триодь. — С. 166. ↩
57. Ловягин Е. Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. СПб., 1875. — С. 157. ↩
58. Там же. — С. 162. ↩
59. Там же. — С. 166. ↩
60. Там же. — С. 185. ↩
61. Триодь Постная. Суббота мясопустная. Утреня, канон, песнь 2, троичен. ↩
62. Там же. Неделя мясопустная. Утреня, канон, песнь 1, троичен. ↩
63. Там же. Понедельник 1-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 1; среда, песнь 9, троичен. ↩
64. Там же. Пяток 1-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 5, троичен. ↩
65. Там же. Вторник 2-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 9, троичен. ↩
66. Там же. Вторник 4-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 2, троичен. ↩
67. Там же. Песнь 9, троичен. ↩
68. Там же. Понедельник 5-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 8, троичен. ↩
69. Там же. Пяток 6-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 5, троичен. ↩
70. Там же. Неделя 3-й седмицы Великого Поста. Утреня, канон, песнь 1, троичен. ↩
71. Авторское словоупотребление монахини Игнатии. Ср. ц.-слав. ў®§шЁЄГвЁ — ‘подняться, встать, разогнуться; оторваться от чего-л.’, сопоставимое с восклонитися: возникни от земли, душе моя (Канон покаянный “Ныне приступих…”, песнь 3); возникни от зла; душе возникни, зовущи (Утреня Великого вторника. Икос). — А. Б. ↩
72. См. Епископ Вениамин (Милов). Чтения по Литургическому богословию. Брюссель, 1977. ↩
73. Триодь Постная. Суббота мясопустная. Утреня, канон, песнь 7, троичен. ↩
74. Там же. Песнь 9, троичен. ↩
75. Там же. Неделя мясопустная. Утреня, канон, песнь 4, троичен. ↩
76. Там же. Песнь 7, троичен. ↩
77. Там же. Пяток сырный. Утреня, трипеснец, песнь 5, троичен. ↩
78. Там же. Суббота 2-й седмицы Великого Поста. Утреня, четверопеснец, песнь 8, троичен. ↩
79. Там же. Понедельник 3-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 1, троичен. ↩
80. Там же. Пяток 3-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 5, троичен. ↩
81. Там же. Среда 5-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 8, троичен. ↩
82. Там же. Понедельник 3-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 8, троичен. ↩
83. Ловягин Е. Богослужебные каноны… — С. 190–191. ↩
84. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Творения. Т. 1. СПб., 1912. — С. 386–387. ↩
85. Там же. — С. 414. ↩
86. Там же. — С. 459. ↩
87. Триодь Постная. Cуббота мясопустная. Утреня, канон, песнь 4, троичен. ↩
88. Там же. Суббота сырная. Утреня, канон, песнь 4, троичен. ↩
89. Там же. Вторник 3-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 2, троичен. ↩
90. Там же. Среда 4-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 9, троичен. ↩
91. Там же. Среда 5-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 9, троичен. ↩
92. Ловягин Е. Богослужебные каноны… — С. 171. ↩
93. Триодь Постная. Неделя мясопустная. Утреня, канон, песнь 9, троичен. ↩
94. Ловягин Е. Богослужебные каноны… — С. 177. ↩
95. Триодь Постная. Вторник 3-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 9, троичен. ↩
96. Карабинов И. Постная Триодь. — С. 132. ↩
97. Триодь Постная. Неделя мясопустная. Утреня, канон, песнь 9, троичен. См. также 9-е песни трипеснцев понедельника и четвертка 2-й, четвертка 3-й, пятка 5-й и четвертка 6-й седмиц. ↩
98. Там же. Суббота мясопустная. Утреня, канон, песнь 5, богородичен. ↩
99. Там же. Суббота сырная. Утреня, канон, песнь 3, богородичен. ↩
100. Там же. Понедельник 4-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 1, богородичен. ↩
101. Там же. Неделя мясопустная. Утреня, канон, песнь 1, богородичен. ↩
102. Там же. Суббота сырная. Утреня, канон, песнь 5, богородичен. ↩
103. Там же. Неделя мясопустная. Утреня, канон, песнь 6, богородичен. ↩
104. Там же. Среда 2-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 8, богородичен. ↩
105. Там же. Пяток 2-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 5, богородичен. ↩
106. Там же. Вторник 3-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 8, богородичен. ↩
107. Ловягин Е. Богослужебные каноны… — С. 171. ↩
108. Там же. — С. 185. Иначе: “Яко от оброщения червленицы, Пречистая, умная багряница, плоть Эммануилева, внутрь во чреве Твоем исткася”. зҐаў«HЁжя зд. ‘пурпуровая раковина; морской молюск, из которого получали багряную краску’ (ПЦСС. — С. 815); ЎяЈаП-шЁжязд. ‘одежда пурпурового цвета, порфира’ (ПЦСС. — С. 31). Ср. “Радуйся, Червленице, багряницу Божественную омочившая от кровей Твоих” (Триодь Постная. Суббота акафиста. Утреня, канон, песнь 4, тропарь 3). Образ восходит к толкованию преподобного Иоанна Дамаскина на Песнь Песней (7:6). См. ПЦСС. — С. 815. ↩
109. Ловягин Е. Богослужебные каноны… — С. 157. ↩
110. Там же. — С. 177. ↩
111. Триодь Постная. Среда 3-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 8, богородичен. ↩
112. Там же. Суббота 4-й седмицы Великого Поста. Утреня, четверопеснец, песнь 7, богородичен. ↩
113. Там же. Понедельник 6-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 8, богородичен. ↩
114. Там же. Вторник 4-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 9, богородичен. ↩
115. Там же. Среда Сырной седмицы. Утреня, трипеснец, песнь 8, богородичен. ↩
116.
Там же. Вторник 2-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 9, Слава Тебе, Боже наш. ↩
117. Заканчивая разбор трудов Преподобного в Постной Триоди, отметим мнение профессора
И. А. Карабинова, который, обнаружив в рукописи, кроме печатных трипеснцев преподобного Феодора Студита, трипеснцы для Страстной седмицы, каноны (полные) для пасхальной седмицы, стихиры Великого понедельника и другие песнопения, приписывает их также преподобному Феодору (Карабинов И. Постная Триодь. — С. 127–128). По изучении рукописей, И. А. Карабинов допускает также, что трипеснцы, надписанные в Триоди именем Иосифа, принадлежат не брату преподобного Феодора, а преподобному Иосифу Песнописцу (там же. — С. 135). Ср. Монахиня Игнатия (Петровская). Литургическое наследие преподобного Иосифа Песнописца // Альфа и Омега. 1998. № 2 (16). — С. 300; там же — прим. 1, 3. ↩
118. Триодь Постная. Пяток 5-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 9, ирмос; Ловягин Е. Богослужебные каноны… — С. 186. ↩
119. Триодь Постная. Четверток 6-й седмицы Великого Поста. Утреня, трипеснец, песнь 4, богородичен; Ловягин Е. Богослужебные каноны… — С. 166. ↩
120. Триодь Постная. Пяток сырный. Утреня, трипеснец, песнь 9, ирмос; Ловягин Е. Богослужебные каноны… — С. 122. ↩
121. Исторический обзор… — С. 258–261. ↩
122. Карабинов И. Постная Триодь. — С. 133, 206. ↩
123. Добротолюбие. — С. 15–16. ↩
124. Историческое учение… — С. 155. ↩
125. История Византии. — С. 89. ↩
https://www.pravmir.ru/pesnotvorchestvo-prepodobnogo-feodora-studita/