Библейские аллюзии в сериале Люцифер




 

В конце 80-ых годов ХХ века на экранах нашей страны появились первые сериалы, которые стали настоящим феноменом массовой культуры. Телесериалы подчиняются определенным принципам построения: устойчивые сюжетные ходы, визуальные и вербальные клише. Их жанр раскрывает такие темы как любовь и ненависть, победа и поражение, отцы и дети, власть и деньги и др. Каждая серия – особенный уникальный набор ситуаций из жизни, в которых герои демонстрируют одну из возможных моделей поведения героев, или же дают простор фантазии и мечте. При просмотре сериала, как и при прочтении книги, мы начинаем ассоциировать себя с наиболее понравившимся, близким по духу персонажем, сопереживаем ему. Все это гарантирует популярность сериалов в настоящее время.

В 2017 году был проведен опрос о том, какие сериалы предпочитает смотреть современная молодежь. 86,4% респондентов (57 человек) выбрали американские сериалы. Также большинство опрошенных называли самыми интересными жанрами комедии и детективы.

Этим параметрам соответствует сериал Люцифер, выпущенный американской кинокомпанией FOX (а позже Netflix) в 2016 году. На многих киноресурсах, таких как Кинопоиск, он имеет высокий рейтинг.

Особенность сериала завязывается на образе главного героя – Люцифера Денница (в другом переводе – Люцифер Морнингстар), владыки ада, который долгое время исполнял свои обязанности, вверенные ему Богом. Однажды Люцифер решил взять отпуск и отправиться в Лос-Анджелес, город ангелов. С образом Люцифера связана и череда других библейских аллюзий. Именно благодаря своеобразному прочтению этих образов сериал Люцифер и приобрел столь высокую популярность.

Рассмотрим подробнее систему библейских аллюзий в сериале Люцифер.

Стилистический прием аллюзии многогранен, он представлен в ряде функциональных стилей. В сериале, где большинство элементов подчинено исполнению замысла и передаче основной мысли сценариста, он приобретает особое значение.

Мы можем предположить, что аллюзия на Библию, а также ее прямое цитирование, как в художественном произведении, так и в данном телесериале, стоит особняком по сравнению с аллюзией на факты прочих групп, так как с помощью этого автор затрагивает духовно-нравственную составляющую бытия.

В сериале «Люцифер» аллюзия на библию занимает сильную позицию, то есть позицию заглавия, в то время как ее цитирование не представлено вовсе. Заглавие произведения само по себе соотносит содержание сериала и его художественный мир (главные герои, место действия и тд.), а также напрямую связано с событиями сериала, главным действующим лицом которого является Люцифер. Выявленные отсылки на Библию мы можем разделить на 3 группы:

1) Уподобление библейским персонажам;

2) Собственная интерпретация библейских фактов;

3) Противоположное толкование библейского факта.

Проиллюстрируем данные положения примерами из сериала.

1. Уподобление библейским персонажам

Уподобление библейским персонажам происходит чаще всего посредством использования прецедентного имени – библейского антропонима, который представляет собой «сверхсвернутый прецедентный текст, сгущенный до предела». Библейский антропоним, благодаря высокому коннотативному потенциалу, позволяет наделить персонажа своими качествами.

Так, в сериале «Люцифер» представлен целый ряд героев, образы которых взяты из Библии.

1.Люцифер Денница (Люцифер Морнингстар) – главный герой, владыка ада, наказанный за восстание против своего отца – Бога. Сам герой не скрывает, кто он и каково его происхождение, поэтому неоднократно перечисляет все свои имена: Люцифер, Дьявол, Сатана, змей-соблазнитель Евы, Князь тьмы, Аввадон, Белиал. Все эти имена мы можем найти в Библии.

Разберем происхождение каждого из этих имен, объединенных в одном герое.

В Библии Сатана представлен как человек, это имя нарицательное, обозначающее того, кто мешает и создает препятствия.

В книге пророка Захарии Люцифер – это конкретный ангел, обвинитель на суде, который происходит на небесах.

В Бытии Дьявол представлен в виде змея, соблазнившего Еву попробовать запретный плод. Змей воплощает в себе злые силы, сыгравшие огромную отрицательную роль в судьбе всего человечества.

В книге Иова Сатана это ангел, который испытывает праведника, усомнившегося в его вере. Дьявол здесь не самостоятельная фигура, он подчинен Всевышнему и служит ему. Сатана – сын божий, испрашивающий у Господа разрешение на свои действия, но наделенный большой силой.

В пророчестве Исаии Сатана первоначально был ангелом, но стал Князем тьмы из-за того, что его обуяла гордыня. Он возжелал быть равным самому Создателю, и за то был сброшен на землю. Здесь Сатана впервые назван Люцифером.

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера. Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».»

(Исаия 14:12-15)

В книге пророка Иезекииля говорится, что Люцифер находился на горе Бога, был любим им, а затем преступил закон божий.

Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония… Внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил; и Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий, из среды огнистых камней. От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю, перед царями отдам тебя на позор. Множеством беззаконий твоих ты осквернил святилища твои; и Я извлеку из среды тебя огонь, который и пожрет тебя: и Я превращу тебя в пепел на земле перед глазами всех, видящих тебя.

(Иезекииль. 28:12-19 НМ)

 

В Новом Завете Апостол Павел говорит, что Люцифер – это князь тьмы, Повелевающий в воздушном пространстве; его слуги правят тьмой, являются духами зла. Здесь же говорится, что Дьявол, Князь тьмы – Сатана, который может перевоплощаться в Люцифера, носителя света [9].

Иисус видел падение сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию».

В самом сериале мы можем увидеть отражение почти всех этих представлений о Люцифере. Люцифер Денница создает препятствия преступникам, выступая гражданским советником одного из офицеров полиции. В 1 серии 1 сезона мы видим, как уставший от бесконечного веселья Демон знакомится с офицером полиции Хлоей Декер, с которой позже они вместе начинают расследовать преступления. Здесь наблюдается отсылка к Библии.

В 4 сезоне появляется Ева, первая женщина, которую когда-то давно соблазнил Люцифер, перевоплотившись в змея-искусителя, о чем рассказывают нам и Люцифер, и сама Ева. Герой называет это «еще одним бунтом против Отца». Это отсылка к образу Дьявола в Бытии.

Главной внутренней проблемой героя Люцифера в сериале является его конфликт с отцом, который проходит сквозь весь сюжет, связывая его воедино. Люцифер переживает о том, что он не любимый сын своего Отца, которого отправили в ад в наказание. Дьявол считает это несправедливостью, выражением нелюбви Бога к сыну. Денница имеет огромную силу, армию из демонов, которая выступала вместе с ним в войне против Бога, за поражение в которой все они отправились в ад навсегда. Так из ангела Люцифер превратился в Князя тьмы, коим являлся все оставшееся время, описанное в сериале. Все это является отражением представленного в пророчестве Исаии, в книге пророка Иезекииля, в Новом завете образа Люцифера, Сатаны и Дьявола.

На протяжении всего сериала упоминается значение слова Люцифер (Луцифер) по Религиозному словарю: Люцифер (Луцифер) – «утренняя звезда», «сияющий», «светоносный». Именно так назван архангел самим Богом. Однако это значение своего имени сам Люцифер не признает, считает это оскорбительным.

Таким образом, можно сказать, что образ Люцифера в сериале объединяет в себе различные религиозные воззрения. Такой синкретизм можно объяснить происхождением сериала – так как его создание началось в 2016 году в Америке, оно и ориентировано на людей с разной культурной базой и религиозными предпочтениями.

2. Архангел Уриил в сериале является братом Люцифера, которого главный герой убивает. Он ангел, отправленный на Землю, чтобы вернуть Богоматерь обратно в Ад, чему препятствовал Дьявол.

В Житии архангел Уриил – огонь или свет Божий, просветитель потемненных и невежд, просветитель душевных и телесных чувств, наставник заблудших, возбудитель на молитву. Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовию к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. Здесь мы тоже можем наблюдать связь образа библейского и образа, показанного в сериале.

3. Архангел Михаил – еще один брат Люцифера, главный антагонист 5 сезона. Являясь братом близнецом Люцифера, Михаил боялся того, что Люцифер всегда будет лучше его. Когда Дьявол вернулся в ад, Михаил спустился на Землю в Лос-Анджелес, чтобы разрушить жизнь Люцифера. После возвращения из Ада, Люцифер с Михаилом встретились в пентхаусе для выяснения отношений и завязался разговор, в следствии которого, по словам Михаила, выяснилось, что Михаил умело манипулировал Люцифером с самого начала времен.

В Житии Ар­хан­гел Ми­ха­ил – один из выс­ших Ан­ге­лов, при­ни­ма­ю­щий са­мое близ­кое уча­стие в судь­бах Церк­ви. Имя Ми­ха­ил – на ев­рей­ском зна­чит «Кто, как Бог». Здесь сходство сериала и Жития мы видим лишь в высоком статусе Михаила: и там, и там Михаил он – один из высших ангелов, наиболее близкий к Богу.

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.»

(Откр. 12:7-9)

Таким образом, мы можем наблюдать, что в сериале Люцифер основные стороны конфликтов представлены уподоблением на библейских персонажей.

3. Собственная интерпретация библейских фактов

Наиболее интересным примером данного типа отсылки мы можем назвать то, как Люцифер рассказывает про ад.

«Что с вами, людишки? Вы вечно вините меня. Я никогда не заставлял кого-то делать что-либо. От меня не зависит, кто попадает в ад. Все зависит от вас, людишек. Сами себя отправляете, вас приводит туда чувство вины, вы заставляете себя переживать свои грехи снова и снова. Но самое лучшее… Двери там открыты, вы можете уйти в любой момент, но, знаешь ли, этого никто никогда не делал» - говорит он одному из грешников (3 сезон, 7 серия).

«Я в ответе за многие вещи, но не за твою душу, не за твои поступки» - то есть, по его словам, только сам человек определяет, отправится он в ад или вознесётся на небеса, а не какие-либо высшие силы.

Так, человек не сможет переложить ответственность за решение о своей дальнейшей судьбе на Дьявола, Бога или Верховный суд, а сможет полагаться лишь на себя и свои деяния. Люцифер следит лишь за тем, чтобы предписанное наказание осуществлялось по всем правилам.

В Новом Завете как загробное место мучений грешников (Лк. 16:23; 1Кор. 15:55; Отк. 6:8; Отк. 20:13). Ад наполнен пламенем и представляет собой место мучений и страданий. Упоминается также о «вратах ада» (Мф. 16:18).

Православная церковь учит, что до Страшного суда в аду мучатся только демоны и души грешников, а после Страшного суда адские муки постигнут также и воскресшие материальные тела грешников.

Писание говорит о том, кому предназначен ад так:

41 Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:

Евангелие от Матфея 25 глава

Ад, это место вечного мучения грешников и оттуда нет выхода. У людей есть шанс покаяться, чтобы избежать это страшное место, но используют его или нет, решают сами. Бог не хочет, чтобы люди туда попадали, но Он также не может силой кого-либо привести к Себе. Если человек сам отвергает Бога, говорит, что «я в Него не верю» или «я верю, но у меня вера в душе и нет времени на церковь и библию», то тем самым он сам себе закрывает двери в Божью обитель.

4. Противоположное толкование библейского факта

Самое яркое и самое основное противоположное толкование библейского факта в сериале Люцифер заключено в образе самого Люцифера. Князь тьмы, Сатана, Люцифер и Дьявол в результате всех его действий является не сущим злом. Можно сказать, все порочные качества остаются в его прошлой жизни, до того, как он отправился в отпуск в Лос-Анджелес. Земная жизнь, работа в полиции, общение с главной героиней, Хлоей Декер, к которой он в итоге начинает испытывать нежные чувства – все это придает герою человеческие качества. Он становится способным сострадать, сопереживать близким, защищать того, кто ему дорог. В результате этого у Дьявола даже появляются ангельские крылья.

Именно такое представление владыки ада как положительного персонажа несколько раз вызывало волну возмущения у верующих, несколько раз подписывалась петиция о закрытии проекта «Люцифер». Однако авторы сериала утверждают, что они не пытались «обелить» главного злодея всех времен, а лишь показывают собственное видение образа.

Итак, мы можем заметить, что наиболее часто используемыми и основными типами отсылок на Библию являются уподобление библейским персонажам и противоположное толкование библейского факта. Первый тип поддерживает большую часть системы образов в сериале «Люцифер», вторая же является основной идеей сериала.

Библейские тексты обладают неоспоримым авторитетом, поэтому воспринимаются как источник безусловных аксиом, благодаря чему аллюзии из Библии не утрачивают своей актуальности в современном обществе.

Нельзя сказать, что благодаря сериалу «Люцифер» можно провести религиозное просвещение, так как большинство образов и мотивов, взятых из Библии, представлены в искаженном авторском отражении. Основным функциональным назначением библейских аллюзий является создание нужного стилистического эффекта, придающего художественную выразительность. Также такие аллюзии выполняют характерологическую функцию. Вплетение библейских аллюзий в семантически и стилистически контрастные сериальные сцены позволяет создать «мягкий юмор, тонкую иронию или злой сарказм».

Конечно, столь свободное обращение с Библией может свидетельствовать о десакрализации (что неоднократно вызывало возмущения публики), но в то же время оправдывается возможностью метафорично, ярко и кратко передавать различные ситуации и образы.

Такой своеобразный подход к Библии, аллюзии на нее стали гарантом популярности сериала «Люцифер» в наше время.

(см все ссылки и источники на 15 слайде презентации)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: