Семинар 7. Политическая культура и политическое участие.
В современной обществоведческой науке нет однозначного толкования понятия «политический протест». Разные исследователи, исходя из собственных научных задач, включают в это понятие различные политические акции и формы политического участия граждан. Достаточно распространенной точкой зрения является определение политического протеста как одной из форм политического участия граждан. Так, в справочной и энциклопедической литературе можно найти определение «политического протеста » (лат. рrоtestor - публично доказываю, греч. Politike - политика) как «вида политического участия, выражающегося в проявлении отрицательного отношения к политической системе в целом или к ее отдельным элементам, нормам, ценностям в открытой, демонстративной форме. К формам политического протеста относят митинги, забастовки, демонстрации, терроризм и пр. »
Можно выделить шесть групп форм политического протеста, представленных ниже в таблице.
К их числу относятся:
1) конвенциональные формы политического протеста низкого уровня активности: а) протестный абсентеизм, то есть осознанное отклонение от участия в избирательной кампании, вызванное негативным отношением к институту выборов и отсутствием веры в возможность повлиять на политический курс с помощью избирательного процесса; б) чтение оппозиционных СМИ, участие в виртуальных «социальных сетях» протестной направленности;
2) неконвенциональные формы политического протеста низкого уровня активности: подписание оппозиционных воззваний, петиций, обращений к властям. Хотя это одна из самых мирных форм протеста, мы относим ее к неконвенциональным формам, поскольку это действие характеризуется прямым обращением к властям вне существующих институциональных рамок;
3) конвенциональные формы политического протеста среднего уровня активности: а) создание оппозиционного контента в «социальных сетях»; б) электоральный протест;
4) неконвенциональные формы политического протеста среднего уровня активности: а) создание экстремистского контента в «социальных сетях»; б) участие в неразрешенных демонстрациях и митингах; в) бойкот, то есть демонстративное прекращение отношений с кем-либо в знак протеста; г) голодовка, то есть сознательное добровольное ограничение приема пищи, с целью добиться выполнения своих требований;
5) конвенциональные формы политического протеста высокого уровня активности: а) участие в работе оппозиционных партий и в избирательных кампаниях; б) участие в оппозиционных митингах и собраниях; в) обращение во властные структуры или к их представителям; г) активность в качестве политического деятеля (выдвижение кандидатуры, участие в выборах, руководство общественно-политическим движением или партией);
6) неконвенциональные формы политического протеста высокого уровня активности: а) участие в акциях гражданского неповиновения, то есть использования тактики протеста, характеризующимся организованным несоблюдением определенного закона с целью привлечь внимание к его несправедливости; б) неуплата налогов; в) участие в захватах зданий, предприятий; г) отказ покидать рабочее место; д) блокирование дорожного движения; е) участие в насильственных и террористических акциях.
Главное условие урегулирования политических конфликтов основано на взаимной гарантии терпимости к интересам друг друга со стороны групп, участвующих в конфликте, разрешении конфликтов через принцип большинства при уважении прав меньшинства, управлении конфликтом через дискуссию и свободной критики правительства. Путь к демократии лежит через признание ценности и самобытности каждой отдельной личности, каждой позиции в той мере, в какой она не противоречит закону и общественной стабильности.
В мировой практике разрешения политических конфликтов разработана демократическая процедура контроля над конфликтными ситуациями, которая содержит следующие основные требования:
1) взаимный оперативный обмен достоверной информацией об интересах, намерениях и шагах сторон, участвующих в конфликте;
2) сознательное взаимное воздержание от применения силы, способной придать неуправляемость развитию конфликтной ситуации;
3) отказ от действий, обостряющих конфликт;
4) привлечение беспристрастных арбитров к разрешению политического конфликта;
5) использование существующих норм национального и международного права, способствующих преодолению конфликта.
Особое значение в процессе разрешения конфликтных ситуаций придается органам внутренних дел, роль и место которых на разных этапах развития кризисов и конфликтов в обществе обусловлена тем, что они являются важным инструментом осуществления власти, поддержания правопорядка и фактором обеспечения стабильности.
Список литературы:
1. «Политический протест: теоретические проблемы. Дефиниции и типология», Сабитов М.Р. https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-protest-teoreticheskie-problemy-definitsii-i-tipologiya/viewer
2. «Политический протест: теоретико-методологические подходы и интерпретации», Керимов А.А. https://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-protest-teoretiko-metodologicheskie-podhody-i-interpretatsii