Статус маргинала в современном обществе
Учебная дисциплина: социология
Наименование специальности: экономика
Номер группы: Э702
Номер зачетной книжки: 170761
Ф.И.О студента: Найверт Иван Владимирович
Дата регистрации работы на кафедре ____________
Проверил: Щемелева Инна Игоревна
Оценочное заключение:
Новосибирск
Оглавление
Введение 3
1. Понятие маргинала 5
2. История понятия 6
3. Примеры из истории 7
4. Особенности маргиналов 8
5. Типология маргинальности 9
6. Значение маргинальности 11
Заключение 14
Список использованных источников 15
ВВЕДЕНИЕ
Пожалуй, каждый человек периодически слышит такие выражения, как «маргинал», «маргинальная личность», «маргинальный элемент». Чаще всего данный термин используется с сугубо негативным окрасом. При этом представляется лицо без определенного места жительства или злоупотребляющее алкоголем, при этом ничего не значащее в социальном плане.
На самом деле, подобное представление не всегда верно: существуют и иные разновидностей маргиналов, и некоторые из них имеют значение в обществе, жизненные принципы и особое мировоззрение, которое отличается от общепринятого.
Объект данного исследования: маргиналы и маргинальность.
Предмет исследования: социальный статус маргинала.
Цель написания реферата – выявить социальный статус различных типов маргиналов в современном обществе. Иными словами, необходимо понять, как ощущает себя маргинал в обществе, как воспринимает окружающую действительность, как относится к окружающим-немаргиналам и какое отношение испытывает к себе с их стороны.
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
|
¾ Дать определение понятию «маргинал»
¾ Определить существующие типы маргиналов
¾ Изучить историю развития этого термина и явления
¾ Изучить характерные особенности каждого типа и различия в их социальных статусах
¾ Сделать вывод о социальном статусе маргинала в современном обществе
Понятие маргинала
Термин «маргинал» имеет большое количество определений, формулируемых различным образом. Например, согласно Большому современному толковому словарю русского языка,маргинал(от латинского «margo» – край) -
1.Тот, кто утратил прежние социальные связи, находится на периферии своей социальной среды, не приспособился к новым условиям жизни и не имеет устойчивого социального статуса; изгой.
2.Тот, кто находится на грани общества
Кроме того, в различных источниках можно найти следующие определения:
¾ Маргинал – лицо, по тем или иным причинам утратившее социальные функции — отрицающее законы культуры, религии, морали своей нации, страны или общности, но при этом не примыкающее к другим социальным группам, находящееся вне классов и объединений людей.
¾ Маргинал - человек, потерявший связь с обществом, в котором живет
¾ Маргинал - тот, кто не признает общепринятых моральных норм и правил поведения.
¾ Маргинал – это человек, который по каким-либо причинам выпал из привычной для него среды, но и не примкнул к новому слою общества.
Исходя из указанных определений, можно сделать вывод, к маргиналам социологи относят следующие категории людей:
¾ Лица без определённого места жительства
|
¾ Мигранты, не получившие социального статуса в новом обществе
¾ Беженцы, вынужденные срочно покинуть привычные места
¾ Лица с ограниченными физическими возможностями
¾ Страдающие от психических расстройств и заболеваний
¾ Выходцы из национальных меньшинств
¾ Лица с алкогольной, наркотической, игровой или иными видами зависимости
¾ Представители малых нетрадиционных религиозных течений, члены сект
¾ Участники радикальных политических или террористических организаций
¾ Добровольные отшельники, игнорирующие принятые в обществе ценности и нормы поведения; дауншифтеры
¾ Лица, оказавшиеся в сложном материальном положении, не имеющие возможности или не желающие обрести достаточный уровень доходов
¾ Криминальные элементы, освободившиеся из мест лишения свободы после длительного срока заключения
История понятия
Термин «маргинал» происходит от латинского слова «margo», что в переводе означает «край». Изначально слово «маргиналии» означало рукописные пометки на полях книг, относящиеся к содержанию. В 1928 году американский социолог Р. Парк, занимаясь трудами по теории социальной дезорганизации, ввел этот термин для описания поведения личности, находящийся за пределами существующих социальных групп.
Считается, что первыми маргиналами были рабы, которые впоследствии получили свободу. Они не были приспособлены жить как свободные люди и испытывали страдания от новых условий жизни.
В 30-х годах ХХ века маргиналами называли жителей сельских районов, приехавших в большие города для заработка, но так и не получивших работу, эмигрантов, не сумевших прижиться в другой стране, а также людей, оставшихся без работы или крыши над головой.
|
В современном русском языке слово «маргинал» имеет следующие синонимы: неформал, изгой, индивидуал. Стоит отметить, что зачастую вышеуказанный термин ошибочно приравнивается к понятию «люмпен» (деклассированные слои населения - бродяги, нищие, уголовные элементы).
В последние десятилетия в обиход вошло модное понятие «маргинальная личность». В его значение, как правило, вкладывается идея свободы и независимости, несогласия с существующей социальной структурой.
Примеры из истории
Существует легенда, согласно которой, когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то захотел познакомиться с прославленным философом-«маргиналом» Диогеном Синопским. Александр нашёл его, когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном» [1, с. 227]
Писатель ХХ века Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали маргиналом: «В слове «маргинал» нет ничего обидного <…>. «Пометки на полях»: маргинал — это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека — это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет. Но это такие общие соображения. Поэтому — ну, маргинал и маргинал, слава Богу. Не дай Бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут». [2, с. 62-63]
Особенности маргиналов
Как уже было сказано, маргиналы представляют собой неординарных личностей со своими отличительными чертами, такими как, например:
¾ разрыв экономических, социальных и духовных связей, существующих в «домаргинальной» жизни
¾ Отсутствие определенного социального статуса
¾ Выработка собственных ценностей, чаще всего противоречащих общепринятым
¾ Желание и попытки создать протест против действующих в обществе систем, политических режимов и т.п.
¾ Высокая мобильность, вызванная отсутствием привязанности к чему-либо
¾ Неуверенность в завтрашнем дне, отсутствие каких-либо социальных гарантий.
¾ Негативное отношение к окружающим и к обществу в целом
¾ Отказ от социальных контактов и желание уединения
¾ Эгоцентризм
¾ Неудовлетворенные амбиции
¾ Тревожные состояния и фобии
Типология маргинальности
Ранее в пункте «Понятие маргинала» были указаны основные категории людей, относящиеся к маргиналам. В данном пункте акцент будет сделан на более общую классификацию такого явления, как маргинальность.
Следует отметить, что современными социологами выделяются следующие типы маргиналов: политические, этнические, религиозные, социальные, экономические, биологические. Каждый из данных типов обладает фундаментальными особенностями и значительно отличается от других, что определяет статус и особенности нахождения его представителей в сложившемся социуме.
Каждый из типов маргинальности можно охарактеризовать следующим образом:
¾ Этническая. Основной способ возникновения данного типа маргинальности – смена места жизни человека, переезд на территорию, занимаемую другими этническими группами. Самая распространенная причина – вынужденная миграция (беженство), что ярко проявилось в последние годы на территории России и Европейского союза: люди с Украины и стран Ближнего Востока соответственно были вынуждены стать беженцами, спасаясь от угроз для жизни. В случае представителей арабских стран, этническая маргинальность проявляется особенно ярко, так как эти люди практически не имеют возможности влиться в уклад европейской жизни по причине кардинальных этнических различий (язык, религия, мировоззрение).
Другой пример возникновения этнической маргинальности - рождение ребенка в результате межнационального брака, когда взрослеющий ребенок не соотносит себя с национальностями родителей. В данном случае он чувствует себя изгоем, ощущает неприятие общества и негативное отношение со стороны его представителей.
¾ Экономическая. Подразумевает под собой две крайности: нищету и сверхбогатство. К появлению маргиналов данного вида
приводят негативные изменения в экономическом положении государства и, как следствие, резкий рост инфляции, вынужденные реформы в экономике и финансовом секторе, сокращение производства и потребления. В сложившейся ситуации часть населения теряет работу и не может найти новую, лишаясь основного источника средств к существованию, зачастую начиная при этом тунеядствовать, существуя за счет государства и окружающих (пособия, попрошайничество), а иногда и переступая черту закона (мошенничество, грабежи и т.п.). В то же время небольшой прослойке населения удается за счет личных качеств (причем не всегда законным путем) значительно улучшить свое материальное положение и обрести более высокий статус в обществе, практически теряя связь с основной массой населения.
Наиболее ярко экономическая маргинализация наблюдалась в 90-е годы XX века в России, когда в процессе перехода от плановой экономики к рыночной часть промышленности ликвидировалась, а другая приватизировалась. При этом огромное количество специалистов лишилось рабочих мест, а небольшая часть населения приватизировала заводы, обретя источники обогащения.
¾ Политическая. Возникает в периоды особой политической напряженности, вызванной революцией, сменой политического режима, глобальным изменением законодательства. Связана с потерей доверия части населения к руководству страны, недовольством режимом, опасениями за собственную безопасность. Примером этого типа маргинальности может служить массовый отъезд русского язычного населения из стран Прибалтики после распада СССР.
¾ Социальная. Главной причиной возникновения принято считать сбои в процессе социальной мобильности (чаще всего вертикальной). Нередки случаи, когда человек, пытаясь занять место в более «высокой» социальной группе терпит неудачу, оказывается «подвешенным» в промежуточном положении, не имея возможности вернуться в исходную социальную группу.
Другой пример – потеря группами людей прежнего социального статуса в результате социальных или политических преобразований без возможности занять прежнее положение в новых условиях, как произошло в результате российских революций 1917 года.
¾ Религиозная. Возникает за счет людей, верящих в существование некой высшей силы (не атеистов), но не относящих себя к представителям какой-либо общепризнанной религии. Примерами могут служить создатели и участники различных сект и малых религиозных течений; добровольных религиозных отшельников.
¾ Биологическая. Подразумевает наличие людей, испытывающих сложности в социальной адаптации из-за проблем со здоровьем или почтенного возраста. Так, относительно незащищенными в социальном плане часто оказываются инвалиды, психически больные, старики, лица с визуально определяемыми заболеваниями (ДЦП, синдром Дауна), а также ВИЧ-инфицированные.
Значение маргинальности
Несомненно, такое явление, как маргинальность, довольно широко распространено в современном обществе, а значит оно оказывает значительное влияние на социальную обстановку в масштабах отдельно взятой страны.
Современные социологи и психологи призывают нас к безоценочному отношению к понятию «маргинал». Они утверждают, что позитивные и негативные моменты этого явления проявляются не сейчас, а в будущем. То, что сейчас общепризнано и нерушимо, впоследствии может выйти из тренда и подвергнуться забвению. И наоборот, сейчас внесистемное со временем может обрести всеобщее господство. Маргинал может быть «пророком», его ценности и убеждения могут быть не приняты современниками, но стать базой для культуры нового времени.
Несмотря на вышеуказанное, многие социологи довольно четко выделяют позитивные и негативные аспекты существования такого явления, как маргинальность. Так, к позитивным обычно относят следующие моменты:
¾ Маргинальность подразумевает повышенную социальную мобильность: теоретически маргинал может сменить место жительство, род занятий, так как он ни к чему не привязан.
¾ Маргиналы обладают повышенной восприимчивостью к разнообразным преобразованиям, веяниям современности. Они свободны от предрассудков общества и могут с легкостью перенимать все новое, адаптироваться к резко меняющимся условиям.
¾ По причине своей индивидуальности, маргиналы способны внести в социум новые идеи и течения.
В свою очередь, говоря о негативной стороне маргинальности, обычно приводят следующие доводы:
¾ Как правило, явление маргинализации набирает обороты в периоды глобальных преобразований в государстве и обществе. Подобная коренная ломка практически всегда негативно сказывается на населении: многие люди оказываются за чертой бедности и переходят в разряд люмпенов.
¾ Маргинальность зачастую связана с серьезными психологическими проблемами индивида, вызванными его оторванностью от общества, непониманием со стороны окружающих, что может привести к противоправному поведению маргинала, попыткам суицида и иным негативным последствиям.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный реферат был посвящен проблеме маргинальности. Это явление, несмотря на кажущуюся незначимость для общества в целом, оказывает на него значительное влияние. Тот факт, что маргиналы фактически исключены из социальных групп, позволяет им, возможно, даже в большей мере, чем обычные люди, двигать общество вперед, снабжать его новыми идеями и менять к лучшему.
В ходе написания реферата была проделана следующая работа: изучены определения понятия «маргинал»; приведены основные категории людей, относимых социологами к маргиналам; изучена история вышеуказанного термина и явления, приведены примеры маргиналов из истории; на основе классификации маргиналов приведены фундаментальные различия в их социальных статусах. Наконец, в заключительной части работы был сделан вывод, что маргиналы способны привнести новации в общество, изменить его к лучшему. Таким образом, цель написания реферата можно считать выполненной.