Михаил Александрович Шолохов
Роман-эпопея «ТИХИЙ ДОН»
Композиция романа
Композиционным принципом построения романа становится антитеза: мирная трудовая жизнь, круговорот природы, любовь, с одной стороны, — война, смерть, ненависть и жестокость враждующих между собой людей, с другой. «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах...» «Земля звала» — эти слова периодически повторяются в романе, переводя в эпический план сказания о великой трагедии «тихого Дона» каждый конкретный эпизод повествования. |
Образ Григория Мелехова
1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни: на рыбалке, с конем у водопоя, в любви, сцены крестьянского труда | “Ноги его уверенно топтали землю” |
Мелехов слит с миром, является его частью. Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни. | Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. (особенно сильно это проявляется в отношениях с Наташей и Аксиньей |
Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее, у него отзывчивое на впечатления жизни сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания | Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способный на поступок |
Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи | Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – “мысли”, выявляющие его духовное начало. |
Невозможно “подчиняться догматическим правилам”, заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом. Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков. | “Легкая сытая жизнь,– его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет”. |
На первой мировой войне. (верен долгу – активен в боях – награды) | Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. А душу его гложет совесть: “… трудно целовать реб., открыть глянуть в его глаза.” |
Революция вернула Мелехова к земле, с любимой, к семье, и детям | И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны. Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости - убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в “чудовищном просветлении”, осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался. “Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый”, – признался он. |
Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания | Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака,казака-крестьянина. |
Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину – механику с трудовыми мазолями. | Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: “Какая бы ни была мать, а она родней чужой!” |
И вновь спасение для Мелехова – возврат к земле, к Аксинье, и детям. | Насилие вызывает в нем отвращение. (он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков) загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.) |
Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал, по словам Прохора Зыкова, “веселый и гладкий ”. Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими, а находился на польском фронте. | Очерчен идеал Григория: “ Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…” |
Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой ( представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи. | Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина. Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело. |
Все, что осталось у Григория к концу романа, – это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на “сырую землю”) и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины. | “Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери). “Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других”. В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни. В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “ перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…” |
Мнение критиков о финале. Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведов утверждал, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен. Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет сутьгуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.: “ под холодным солнцем” сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих “Донских рассказах” Шолохова, им завершается и “Судьба человека”. |
Вывод
Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв.
“Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко)
Жизненный путь Григория Мелехова
![]() |
Женские образы в романе
Наталья | Аксинья |
Портрет | |
Красивая женщина. Автор сначала в словами Аксиньи оценивает внешние данные Натальи: «Наталья… Наталья – девка красивая… Дюже красивая». Даже изуродованная шея не особо повредила ее красоте. "Глаза лучились трепетной красотой", после замужества угасла. | Женщина большого обаяния, пленительная внешняя и внутренняя красота. Огнисто-черные глаза, пухлые губы, пушистые крупные кольца волос. Гордится своей вызывающей, яркой, манящей красотой. |
Детство, юность | |
Жила в хорошей, крепкой семье, где была любимице. Сама настояла на замужестве с Мелеховым. | Рано испытала рабское положение женщины, изнасиловал отец, в 17 лет выдана замуж за Степана Астахова, который постоянно ее бил. |
Материнство | |
Расцвела и похорошела, гордилась своими детьми. Наталья-мать приобретает одухотворенную и возвышенную красоту. У Григория все-таки просыпается любовь к Наталье. Счастливая мать, она отдает свою неистраченную ласку детям. | Нежно заботится о дочери, глубоко переживает ее смерть. Материнство Аксиньи (доброе и нежное) обогатило характер Аксиньи. Это чувство особо проявляется в отношении ее к детям Григория и Натальи. Лаской и материнской заботой подкупает Мищатку. Человеческая чуткость и доброта. |
Отношение к Григорию | |
Нежно любила, бесконечно верная и бескорыстная в любви. Скромная и сдержанная, стыдится проявлять свои чувства на людях, застенчиво скрывает из от чужих глаз. | Борется за любимого, не стесняется грубых слов, настойчива, непреклонна. Ослеплена своею любовью. Верит, что найдет с ним счастье, но трагически гибнет. |
Смерть | |
Жизнь без любви и верности Григория – жизнь без всякого смысла и ценности. Горе, которое вначале скрыто, надломило ее. Семейная драма завершается страшным исходом: гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от нарушившего верность Григория. После аборта, варварски сделанного хуторской бабкой-повитухой, она гибнет. Любовь погубила Наталью. | Вся сила характера Аксиньи выразилась в любви к Григорию. Ничего другого, столь же важного, не существовало для нее. И это в конечном счете привело Аксинью в суровых условиях гражданской войны к трагической гибели. Любовь к Григорию погубила и Аксинью. |
Трудолюбивая, способна легко и вдохновенно отдавать свои силы работе, не жалея своих рабочих рук. | По-своему искала пути к лучшей жизни. Была далека от участия в развернувшихся революционных событиях, но ее судьба зависела от их исхода. |
Ильинична - мать Григория | |
Женщина-казачка: нелегкий труд дома, в поле, человек мудрого сердца. Вся жизнь прошла в труде. Вынесла много побоев от мужа. Скромная, трудолюбивая, обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим любящим сердцем. Сумела обуздать мужа, незаметно, но твердо руководит им. Самую горячую любовь таила к младшему сыну - Григорию |
Образ Дона в романе, его символическое значение
Способ изображения времени и места действия. | «За день на левую сторону Дона были переброшены все повстанческие части и беженцы» |
Способ передать всю широту, красоту донской земли. Автор не просто передает красоту природы, он показывает её глазами героев. И мы можем сделать вывод — казаки любят свою землю и будут её защищать. | «Позади, за Доном, на розовом костре зари величаво и безмолвно сгорали леса, луговины, озера, плешины полян. Краюхой желтого сотового меда лежало песчаное взгорье, верблюжьи горбы бурунов скупо отсвечивали бронзой» [8, с. 5], «Небо, горизонты, день, тонкоструйное марево — всё синее. Дон — и тот отливает не присущей ему голубизной, как вогнутое зеркало, отражая снежные вершины туч» |
Полная гармония героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого мира; мир крестьянской жизни вписан автором в живой поток бытия природы | «На яме, против Черного яра, в дрямах, на одиннадцатисаженной глубине давно уже стали на зимовку сомы, одна бель моталась по Дону да на перемыках шарахался судак, гоняясь за калинкой. На хрящу легла стерлядь. Ждали рыбаки морозов поядреней, покрепче, — чтобы по первому льду пошарить цапками, полапать красную рыбу» |
Описание Дона связано с историческими событиями. | «Лед разом взломало на протяжении четырех верст, до первого от хутора колена.<···>на Дону, сотрясая берега, крушились, сталкиваясь, ледяные поля» |
Описание психологического состояния главных героев: Григория, Аксиньи, Натальи, Степана, сопоставить их с состоянием в природе. | «Ветер нес мельчайшую водяную пыль, пресный запах с Дона, могущественным потоком устремлявшегося в низовья. Григорий перевел взгляд с лица Аксиньи на Дон. Затопленные водой бледноствольные тополя качали нагими ветвями, а вербы, опущенные цветом — девичьими сережками, пышно вздымались над водой, как легчайшие диковинные зеленые облака |
В описаниях природы отражены характер и настроение действующих лиц, а не изображение лика природы, поэтому именно этот пейзаж является основным среди природоописаний, так как главный объект любого произведения — человек. | «…до самого Дона перекинулась горбатая яркая радуга», но вдали «поднимался лиловый столб дыма, почти касаясь верхушкой распростертой по небу радуги» |
Дон — символ истории России, символ казачества, народа и выражение идеи текучести времени | «Неужели вы думаете, Подтелков, что за вами, за недоучкой и безграмотным казаком, пойдёт Дон? Если пойдут, так кучка оголтелых казаков, какие от дома отбились!» |
Дон – многогранный символ | И детали Дона имеют символическое значение: · хрупкий лед на Дону — символ неустойчивости, ненадежности, · крутой спуск к Дону — символ переломных событий в истории народа, · россыпь ракушек символизирует народ, · намелованные волнами гальки обозначают тяжёлые испытания, · вороненые ряби стремени Дона являются символом тех событий, которые произойдут в жизни казачества. |
Смысл названия романа
"Ой ты, нала батюшка, тихий Дон! " - так в своих песнях обращаются к великой реке донские казаки. Хотя от Днепра и Терека до Яика и Амура раскидало казачество хутора за свою многовековую историю (с 1549 г. упоминаются в летописи "казаки"), для всякого русского человека с судьбой и укладом казаков неразделимо связана именно эта река. Удивительно ли, что, взявшись за роман о донском казачестве, М. Шолохов первоначально дал ему имя "Донщина", однако с расширением замысла изменил и название своей главной книги: "Тихий Дон". На первый взгляд простое, это название вобрало в себя все смысловое богатство грандиозного романа-эпопеи, стало поистине символом судьбы лихих донцев. |