Образ Дона в романе, его символическое значение




Михаил Александрович Шолохов

Роман-эпопея «ТИХИЙ ДОН»

Композиция романа

Композиционным принципом построения романа становится антитеза: мирная трудовая жизнь, круговорот природы, любовь, с одной стороны, — война, смерть, ненависть и жестокость враждующих между собой людей, с другой. «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах...» «Земля звала» — эти слова периодически повторяются в романе, переводя в эпический план сказания о великой трагедии «тихого Дона» каждый конкретный эпизод повествования.

Образ Григория Мелехова

1) С первых страниц Григорий изображается в повседневной созидательной крестьянской жизни: на рыбалке, с конем у водопоя, в любви, сцены крестьянского труда “Ноги его уверенно топтали землю”
Мелехов слит с миром, является его частью. Но в Григории необычайно ярко проявляется личностное начало, русский нравственный максимализм с его желанием дойти до сути, не останавливаясь на половине, не мириться ни с какими нарушениями естественного хода жизни. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках. (особенно сильно это проявляется в отношениях с Наташей и Аксиньей
Григория отличает острая эмоциональная реакция на все происходящее, у него отзывчивое на впечатления жизни сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания Оставаясь всегда честным, нравственно независимым и прямым по характеру, Григорий проявил себя как человек, способный на поступок
Подкупает искренность его побуждений – он нигде не соврал перед самим собой, в своих сомнениях и метаниях. В этом нас убеждают его внутренние монологи Григорий – единственный персонаж, которому дано право на монологи – “мысли”, выявляющие его духовное начало.  
Невозможно “подчиняться догматическим правилам”, заставили Григория бросить хозяйство, землю, уйти с Аксиньей в имение Листницких кошохом. Там, показывает Шолохов, социальная жизнь нарушила ход жизни естественной. Там впервые герой оторвался от земли, от истоков. “Легкая сытая жизнь,– его портила. Он обленился, растолстел, выглядел старше своих лет”.
На первой мировой войне. (верен долгу – активен в боях – награды) Чем больше он углубляется в военные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему сниться степь. Сердцем он с любимой и далекой женщиной. А душу его гложет совесть: “… трудно целовать реб., открыть глянуть в его глаза.”
Революция вернула Мелехова к земле, с любимой, к семье, и детям И он всей душой встал на сторону нового строя. Но та же революция своей жестокостью с казаками, своей несправедливостью к пленным, да и к самому Григорию вновь толкнула его на тропу войны. Усталость и озлобленность ведут героя к жестокости - убийство Мелеховым матросов (именно после него Григорий будет мотаться по земле в “чудовищном просветлении”, осознавая, что далеко ушел от того, для чего рожден и за что сражался. “Неправильный у жизни ход, и, может и я в этом виноватый”, – признался он.
Вступившись со всей присущей ему энергией за интересы тружеников и потому стал одним из руководителей Вешенского восстания Григорий убеждается, что оно не принесло ожидаемых результатов: от белого движения казаки страдают также, как до этого страдали от красных. (мир на Дон не пришел, а возвратились те же дворяне, презиравшие рядового казака,казака-крестьянина.
Но Григорию чуждо чувство национальной исключительности: с глубоким уважением относится Григорий к англичанину – механику с трудовыми мазолями. Свой отказ от эвакуации за море Мелехов предваряет утверждением о России: “Какая бы ни была мать, а она родней чужой!”
И вновь спасение для Мелехова – возврат к земле, к Аксинье, и детям. Насилие вызывает в нем отвращение. (он отпускает из тюрьмы родственников красных казаков) загоняет лошадь, чтоб спасти Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого.)
Перейдя к красным в последние годы гражданской войны, Григорий стал, по словам Прохора Зыкова, “веселый и гладкий ”. Но немаловажно и еще то, что роли Мелехова не сражался со своими, а находился на польском фронте. Очерчен идеал Григория: “ Он ехал домой, чтобы в конце концов взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…”
Но его мечте не суждено было сбыться. Михаил Кошевой ( представитель революционного насилия) спровоцировал Григория на побег из дома, от детей, Аксиньи. Он вынужден прятаться по хуторам, примкнуть к банде Фомина. Отсутствие выхода (а под расстрел ему не давала идти жажда жизни) толкает его на явное неправое дело.  
Все, что осталось у Григория к концу романа, – это дети, земля-матушка (Шолохов трижды подчеркивает, что боль в груди Григория лечит, ложась на “сырую землю”) и любовь к Аксинье. Но и это немногое еще уходит с гибелью любимой женщины. “Черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (это характеризует силу чувства Григория и степень ощущения или потери). “Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность для него и для других”. В этой тяге к жизни нет личного спасения Григорию Мелехову, а есть утверждение идеала жизни. В финале романа, когда возрождается жизнь, Григорий бросил в воду винтовку, наган, патроны, вытер руки “ перешел Дон по синему мартовскому льду, крупно зашагал к дому. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…”  
Мнение критиков о финале. Критика долго и много спорила о дальнейшей судьбе Мелехова. Советские литературоведов утверждал, что Мелехов вольется в социалистическую жизнь. Западные критики говорят, что на следующий день маститый казак будет арестован, а потом казнен. Шолохов открытым финалом оставил возможность для обоих путей. Это не имеет принципиального значения, т.к. в финале романа утверждается то, что составляет сутьгуманистической философии главного героя романа, человечества в XX в.:под холодным солнцем” сияет огромный мир, продолжается жизнь, воплощенная в символической картине ребенка на руках у отца. (образ ребенка как символа вечной жизни присутствовал уже во многих “Донских рассказах” Шолохова, им завершается и “Судьба человека”.
Вывод Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв. “Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени”. (Е. Тамарченко) Жизненный путь Григория Мелехова

Женские образы в романе

Наталья Аксинья
Портрет
Красивая женщина. Автор сначала в словами Аксиньи оценивает внешние данные Натальи: «Наталья… Наталья – девка красивая… Дюже красивая». Даже изуродованная шея не особо повредила ее красоте. "Глаза лучились трепетной красотой", после замужества угасла. Женщина большого обаяния, пленительная внешняя и внутренняя красота. Огнисто-черные глаза, пухлые губы, пушистые крупные кольца волос. Гордится своей вызывающей, яркой, манящей красотой.
Детство, юность
Жила в хорошей, крепкой семье, где была любимице. Сама настояла на замужестве с Мелеховым. Рано испытала рабское положение женщины, изнасиловал отец, в 17 лет выдана замуж за Степана Астахова, который постоянно ее бил.
Материнство
Расцвела и похорошела, гордилась своими детьми. Наталья-мать приобретает одухотворенную и возвышенную красоту. У Григория все-таки просыпается любовь к Наталье. Счастливая мать, она отдает свою неистраченную ласку детям. Нежно заботится о дочери, глубоко переживает ее смерть. Материнство Аксиньи (доброе и нежное) обогатило характер Аксиньи. Это чувство особо проявляется в отношении ее к детям Григория и Натальи. Лаской и материнской заботой подкупает Мищатку. Человеческая чуткость и доброта.
Отношение к Григорию
Нежно любила, бесконечно верная и бескорыстная в любви. Скромная и сдержанная, стыдится проявлять свои чувства на людях, застенчиво скрывает из от чужих глаз. Борется за любимого, не стесняется грубых слов, настойчива, непреклонна. Ослеплена своею любовью. Верит, что найдет с ним счастье, но трагически гибнет.
Смерть
Жизнь без любви и верности Григория – жизнь без всякого смысла и ценности. Горе, которое вначале скрыто, надломило ее. Семейная драма завершается страшным исходом: гордая и оскорбленная Наталья не захотела родить от нарушившего верность Григория. После аборта, варварски сделанного хуторской бабкой-повитухой, она гибнет. Любовь погубила Наталью. Вся сила характера Аксиньи выразилась в любви к Григорию. Ничего другого, столь же важного, не существовало для нее. И это в конечном счете привело Аксинью в суровых условиях гражданской войны к трагической гибели.     Любовь к Григорию погубила и Аксинью.
Трудолюбивая, способна легко и вдохновенно отдавать свои силы работе, не жалея своих рабочих рук. По-своему искала пути к лучшей жизни. Была далека от участия в развернувшихся революционных событиях, но ее судьба зависела от их исхода.
Ильинична - мать Григория
Женщина-казачка: нелегкий труд дома, в поле, человек мудрого сердца. Вся жизнь прошла в труде. Вынесла много побоев от мужа. Скромная, трудолюбивая, обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим любящим сердцем. Сумела обуздать мужа, незаметно, но твердо руководит им. Самую горячую любовь таила к младшему сыну - Григорию

 

Образ Дона в романе, его символическое значение

 

Способ изображения времени и места действия. «За день на левую сторону Дона были переброшены все повстанческие части и беженцы»
Способ передать всю широту, красоту донской земли. Автор не просто передает красоту природы, он показывает её глазами героев. И мы можем сделать вывод — казаки любят свою землю и будут её защищать. «Позади, за Доном, на розовом костре зари величаво и безмолвно сгорали леса, луговины, озера, плешины полян. Краюхой желтого сотового меда лежало песчаное взгорье, верблюжьи горбы бурунов скупо отсвечивали бронзой» [8, с. 5], «Небо, горизонты, день, тонкоструйное марево — всё синее. Дон — и тот отливает не присущей ему голубизной, как вогнутое зеркало, отражая снежные вершины туч»
Полная гармония героев с окружающей богатой природой Дона рождают мысли о вечности, устойчивости этого мира; мир крестьянской жизни вписан автором в живой поток бытия природы «На яме, против Черного яра, в дрямах, на одиннадцатисаженной глубине давно уже стали на зимовку сомы, одна бель моталась по Дону да на перемыках шарахался судак, гоняясь за калинкой. На хрящу легла стерлядь. Ждали рыбаки морозов поядреней, покрепче, — чтобы по первому льду пошарить цапками, полапать красную рыбу»
Описание Дона связано с историческими событиями. «Лед разом взломало на протяжении четырех верст, до первого от хутора колена.<···>на Дону, сотрясая берега, крушились, сталкиваясь, ледяные поля»
Описание психологического состояния главных героев: Григория, Аксиньи, Натальи, Степана, сопоставить их с состоянием в природе. «Ветер нес мельчайшую водяную пыль, пресный запах с Дона, могущественным потоком устремлявшегося в низовья. Григорий перевел взгляд с лица Аксиньи на Дон. Затопленные водой бледноствольные тополя качали нагими ветвями, а вербы, опущенные цветом — девичьими сережками, пышно вздымались над водой, как легчайшие диковинные зеленые облака
В описаниях природы отражены характер и настроение действующих лиц, а не изображение лика природы, поэтому именно этот пейзаж является основным среди природоописаний, так как главный объект любого произведения — человек. «…до самого Дона перекинулась горбатая яркая радуга», но вдали «поднимался лиловый столб дыма, почти касаясь верхушкой распростертой по небу радуги»
Дон — символ истории России, символ казачества, народа и выражение идеи текучести времени «Неужели вы думаете, Подтелков, что за вами, за недоучкой и безграмотным казаком, пойдёт Дон? Если пойдут, так кучка оголтелых казаков, какие от дома отбились!»
Дон – многогранный символ И детали Дона имеют символическое значение: · хрупкий лед на Дону — символ неустойчивости, ненадежности, · крутой спуск к Дону — символ переломных событий в истории народа, · россыпь ракушек символизирует народ, · намелованные волнами гальки обозначают тяжёлые испытания, · вороненые ряби стремени Дона являются символом тех событий, которые произойдут в жизни казачества.

Смысл названия романа

"Ой ты, нала батюшка, тихий Дон! " - так в своих песнях обращаются к великой реке донские казаки. Хотя от Днепра и Терека до Яика и Амура раскидало казачество хутора за свою многовековую историю (с 1549 г. упоминаются в летописи "казаки"), для всякого русского человека с судьбой и укладом казаков неразделимо связана именно эта река. Удивительно ли, что, взявшись за роман о донском казачестве, М. Шолохов первоначально дал ему имя "Донщина", однако с расширением замысла изменил и название своей главной книги: "Тихий Дон". На первый взгляд простое, это название вобрало в себя все смысловое богатство грандиозного романа-эпопеи, стало поистине символом судьбы лихих донцев.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: