Черный»период творчества.




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЙ

Иркутский Национальный Исследовательский Технический Институт

 

Кафедра

Истории архитектуры и основ проэктирования

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Творчество

Одилона Редона»

Выполнила:

Студентка группы Арб-17-1

Шевелева Алина Алексеевна

Проверил:

Ладейщиков Александр Юрьевич

Иркутск 2017

Содержание:

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3

2. Биография……………………………………………………………………....4

3. «Черный» период…………………………………………………………….....6

4. «Цветной» период………………………………………………………………10

5.Список литературы…………………………………………………………….16

 

Введение.

 

Одилон Редон-французский художник-символист. Считается одним из основоположников символизма,как течения в искусстве.

В чем-то художник напоминал средневекового примитивиста, в чем-то Альбрехта Дюрера или курильщика опиума. И Дез Эссенту была по душе эта картина, нравилось, что подробны детали, что разнообразен и впечатляющ общий вид. И все же чаще останавливался он у соседних полотен.

 

Они были подписаны именем Одилона Редона.

В позолоченных рамках из простого грушевого дерева возникало самое невероятное: голова в меровингском стиле, выглядывающая из кубка; бородач, полужрец, полуритор, с пальцем на громадном пушечном ядре; мерзкий паук, и в брюхе у него человеческое лицо. А вот рисунки -- словно и вовсе бред сумасшедшего. К примеру, одна из огромных игральных костей с выведенным на ней грустным человеческим глазом; или мертвый пейзаж -- потрескавшаяся земля, выжженное поле, вулкан, от которого ввысь устремляются облака пара, бледное застывшее небо; или кошмарное видение, навеянное не то чтением научных фолиантов, не то визионерским проникновением в доисторическое прошлое; или чудовищная растительность на скалах; а порой -- средоточие валунов, глыб льда и людей с обезьяноподобными лицами, с резким выступом челюстной кости и надбровных дуг, скошенным лбом и плоским черепом человека начала четвертичного периода -- плотоядного и бессловесного современника мамонтов, гигантских носорогов и медведей. Эти образы были ни на что не похожи. Они не вписывались в рамки изобразительного искусства, создавали совершенно особую фантастическую реальность -- мир горячки и бреда.
Изображение совершенно безумных глаз вместо лиц, а также тел, терявших привычные очертания, словно они были увидены сквозь графин с водой, напоминали Дез Эссенту о ночных кошмарах, которые видел он, лежа в бреду, когда в детстве болел брюшным тифом.
Дез Эссента охватывало странное волнение. Сходное переживание вызывали у него некоторые из "Пословиц" Гойи или рассказов Эдгара По, галлюцинации и кошмары которого Редон как бы сделал.

 

Биография.

Учился в Школе изящных искусства в Париже (с 1861) у Ж. Л. Жерома. Был близок к писателям-символистам, а также к художникам «наби». На основе ассоциаций с природными формами создавал мир фантастических существ и, вводя в него вполне реальные детали, добивался эффекта смешения сна с явью, болезненно-мистической недосказанности (серии литографий — «В мире мечты», 1879, «Эдгару По», 1882, «Ночь», 1886, «Апокалипсис свыше Иоанна», 1889). Писал тонко декоративные натюрморты.

Одилон Редон родился в 1840 г. в городе Бордо, в аристократической семье. Детство провел в родовом имении Пейрельбад. Учился в Бордо у акварелиста Горена, затем в Париже у Жерома. Существенную роль в формировании мировоззрения и вкуса молодого художника сыграла встреча с Арманом Клаво — ботаником, обладателем огромной библиотеки. Именно он познакомил Редона с творчеством Бодлера и Эдгара По, мировыми философскими учениями, а также миром растений и микроорганизмов. Все это впоследствии нашло оригинальное воплощение в его полотнах и гравюрах, соединивших в себе реальность и болезненно-мистическую фантазию.

В 1863 г. Редон познакомился с художником и гравером Родольфом Бреденом, в мастерской которого он овладел техникой литографии и гравюры на металле. Мистические фантазии Бредена подстегнули воображение художника, создавшего индивидуальную иконографию,основанную на гротеске и иллюзиях в духе Гойи.

В 1867 г. Редон впервые выставился в Салоне, показав одну из своих гравюр.

В 1870 г. Редон перебрался в Париж; работал, главным образом, углем («Глаз как шар»), занимался тоновой литографией. В середине 1870-х гг. он посетил Голландию, где серьезно изучал творчество Рембрандта.

В 1879 г. Редон создал первую серию литографий — «В мечте». Работы, выполненные в этой технике, кажутся сделанными углем: мягкие тональные переходы, расплывчатые пятна и живописные линии. Лист «Игрок» из этой серии отражает тщетность человеческих усилий в борьбе с пороками, овладевающими душой. Маленькая человеческая фигурка с широко расставленными ногами — тёмное пятно, контур которого вспыхивает белым свечением, — несёт на плечах гигантский игральный кубик. В воображении Редона кубик увеличивается до размеров огромного каменного блока, а человек превращается в маленькую песчинку,ничтожную рядом с устремлёнными ввысь деревьями.

Вслед за серией «В мечте» выходят и другие альбомы литографий Редона — «Эдгару По»(1882), «Истоки» (1883), «Памяти Гойи» (1885), «Ночь» (1886), «Гюставу Флоберу» (1889), «Цветы зла» (1890), «Сновидения» (1891). Фантастические мотивы его эстампов, проникнутые верой в существование мистического внутреннего зрения, напоминают обрывки сновидений.

В 1881 и 1882 гг. прошли персональные выставки художника. На второй выставке молодой французский критик Эмиль Эннекен взял у Редона интервью и в своей статье дал оценку его творчеству: «Где-то на грани между реальностью и фантазией художник нашёл необитаемую область и населил её грозными призраками, чудовищами… сложными существами,сотканными из всех возможных видов человеческого порока, животной низости, ужаса и скверны…» («Улыбающийся паук», 1881). Тогда же Редон познакомился с главой поэтов-символистов Стефаном Малларме. Художник погрузился в стихию духовных поисков интеллектуальной элиты. В дальнейшем в его творчестве постоянно будут возникать близкие его мироощущению темы и образы, заимствованные из поэзии и музыки («Ворон», 1882; «Беатриче», 1885; «Парсифаль», ок. 1912).

Начало 90-х гг. — новый период в творчестве мастера. К нему пришло признание, Поль Гоген и члены группы «Наби» восхищались им. «Редон — мечтатель, провидец, — писал Гоген. — Природа таинственна и бесконечна, она наделена воображением… и доказывает это неизменным многообразием своих творений. Художник сам является одним из орудий природы, и Редон представляется мне одним из избранных продолжателей ее дела. Мечты его становятся реальностью благодаря правдоподобию, которое он придает им».

Постепенно Редон оставил графику. Его живописные работы наполнены теми же фантастическими образами («Мистическая барка», ок. 1890—95; «Тайна»). Холсты мастера подобны эмалям: яркие и сочные цвета доминируют в них («Будда», ок. 1905).

Редон нередко обращался к античным мотивам: «Красный сфинкс» (ок. 1912), «Колесница Аполлона» (1912), «Рождение Венеры» (1912), «Циклоп» (ок. 1914). Писал также красочные пейзажи и удивительные натюрморты с изображением невероятной красоты цветов («Ваза с цветами», 1914), иногда включал в картины женский профиль. Цветы у Редона соединяются в яркие декоративные композиции, реальные и фантастические одновременно («Цветы», ок. 1903). Женская головка придаёт им изысканность и лёгкость («Две девочки среди цветов», ок. 1905—12).

В Осеннем салоне 1904 г. творчество Редона было представлено в отдельном зале. Через шесть лет он устроил последнюю персональную выставку.

Художник умер в 1916 г., оставив большую коллекцию загадочных графических листов и живописных композиций. Также Редон увлекался декоративными сюжетами, он расписал столовую в замке Домеси в Бургундии, спальню госпожи Шоссон в Париже, а в 1910—1911 по заказу Гюстава Файе — библиотеку аббатства Фонфруад в департаменте Од.

Материальное положение Редона, между тем, было трудным. Ему пришлось продать поместье Пейербальд, где прошли его детские годы. Оно ушло почти за бесценок, и вырученная за него сумма не могла покрыть всех долгов художника. Ища способ расплатиться с долгами ,Редон начал писать цветочные натюрморты, которые пользовались популярностью и хорошо продавались.

В 1906 году в галерее Дюран-Рюэля прошла выставка работ Редона и в том же году — в Осеннем салоне. В 1913 работы художника выставлялись на Международной выставке в Нью-Йорке.

Скончался Одилон Редон в Париже 6 июля 1916 года. «Я доволен своей жизнью, — писал мастер в последнее десятилетие своей жизни, — и спокойно иду навстречу судьбе».

Творческий путь Одилона Редона (1840 – 1916) пришелся на время расцвета французского импрессионизма, но художнику удалось создать свой собственный стиль и заглянуть далеко вперед, за импрессионизм и даже экспрессионизм, и стать самобытным предтечей сюрреализма. Редон работал как живописец, график и декоратор, а творчество художника принято делить на Черный и Цветной периоды.

 

Черный»период творчества.

Будущего художника с детства охватывали частые приступы тревоги и тоски. В «чёрный» период Редон, увлечённый человеческим подсознанием с его страхами и кошмарами, создавал навязчивые и местами жутковатые рисунки углём и печатную графику. «Черное, — говорил Редон, — рождается в самых потаённых глубинах души».

Особую известность получил его рисунок чёрного ворона — посланника смерти, а также изображение огромного волосатого паука с человеческим лицом. Другой важной темой были огромные глаза, рассматривающие зрителя. Например, рисунок, изображающий один глаз, который является одновременно гондолой воздушного шара, или яйцо с лицом на подставке, символизирующее кошмар клаустрофоба.

Гравюра «Парсифаль» (1891 год) — графическая реплика на одноимённую оперу Рихарда Вагнера, потрясшую Париж в середине 1880-х гг.

В этих композициях Редона доминирует тревожное, «протосюрреалистическое» отчуждение либо отрешенная мистическая созерцательность (в особенности в его христианских и буддийских сюжетах).

Черный Редон – работы, наполненные невероятными, сюрреалистическими и фантасмагорическими образами человеческих страхов и кошмаров. Искусствоведы объясняют образность и тематику этих работ тревожной натурой художника, для которого были характерны приступы волнения и тоски. Но именно в них, ныряя с головой в глубины подсознания, Редон предвосхищает сюрреализм.

«Черное рождается в самых потаённых глубинах души», − говорил художник

Первая выставка всех «чёрных» рисунков Редона прошла в 1881 году, и зрители впервые увидели причудливое и жуткое столкновение реальности и фантазии, сотворенное художником.

Пауки у Редона выходили какими-то особенно печальными. Тоски в них куда больше, чем страха. Вполне человеческие сюрреалистичные лица с огромными грустными глазами вызывают не столько отвращение, сколько жалость. Кроме того, возможно предположить, что в "Улыбающемся пауке" Редон отразил не только свои видения, но и свои представления об эволюции. Во второй половине XIX столетия умами европейцев завладела эволюционная теория Чарльза Дарвина, согласно которой все формы жизни на Земле тесно взаимосвязаны друг с другом, и высшие организмы произошли от низших. Эта теория выводила на мысль, что в ходе эволюции Природа могла создавать некоторые "промежуточные", "гибридные" экземпляры, впоследствии оказавшиеся нежизнеспособными. В свете подобных предположений паук с человеческим лицом казался не столь уж фантастическим. Путешествуя в глубины человеческого подсознания и приправляя эти «полеты» творчеством великих мистиков, Одилон Редон принес из хаоса свое видение боли с человеческим лицом.

. . «Плачущий паук» 1881г «Улыбающийся паук «1881г

Здесь у неживого объекта вновь человеческое лицо. «Странный цветок» с опавшими лепестками, взирающий на зрителя безразличным взглядом – вот уж точно воплощение детского кошмара!

«Цветок на болоте»1885г

Большую известность в мире также приобрела гравюра на тему оперы Вагнера «Парсифаль, 1891», на которой изображена мрачная девушка с вновь большими и грустными глазами. Эта работа взволновала Париж того времени.

«Парсифаль» 1891г

Наиболее известные работы Одилона Редона в «черный» период:

«Воздушный шар с глазом» 1898г «Улыбающийся циклоп»

«Тюрьма» «Ворон» 1882г

«Голова кактус» 1882г «Яйцо» 1885г

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: