Понятие, основные формы имплементации международного права.




ИМПЛЕМЕНТАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Как и другие правовые регуляторы, международное право в реальной жизни выступает в качестве системы международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами международного права, и позволяющая им избирать общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений. Однако сами по себе правовые нормы являются лишь выражением абстрактной возможности и долженствования к действительному поведению субъектов, а поэтому реальное содержание их регулятивных свойств может проявиться лишь через процесс реализации. Только реализация правовых предписаний в практической деятельности позволяет достигнуть того результата, к которому стремятся создатели международно-правовых норм.

Имплементация норм международного права - это деятельность государств по всестороннему, своевременному, полному воплощению в жизнь предписаний, содержащихся в нормах международного права, а также правовое и иное обеспечение этой деятельности, предпринимаемые ими на внутригосударственном уровне самостоятельно, или на международном уровне индивидуально или совместно с другими государствами, в том числе и в рамках международных организаций.

Как и во внутреннем праве, нормы международного права в зависимости от характера действий его субъектов реализуются в различных формах, к которым относятся соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение является формой, с помощью которой реализуются нормы-запреты. Субъекты международного права воздерживаются от совершения действий, которые запрещены нормами международного права.

Исполнение как форма имплементации международного гуманитарного права предполагает активную деятельность субъектов по осуществлению норм.

При такой форме имплементации, как использование, происходит воплощение в жизнь так называемых уполномочивающих норм. В отличие от первых двух форм имплементации в этом случае нет жесткого предписания конкретного поведения (действия или бездействия).

Особой формой имплементации международного права является применение. При применении субъекты международного права организуют, с одной стороны, выполнение предписаний международно-правовых норм посредством принятия их органами индивидуальных актов, а с другой – охрану и защиту права от нарушения.

 

5.4.2. Механизм имплементации международного права и содержание его элементов.

Правовые средства реализации международного права существуют в определенных правовых и организационных формах, являющихся внешним выражением их сущности, и которые в своей совокупности составляют специфический юридический «канал», соединяющий интересы субъектов международного права к определяемым ими ценностям. Правовая форма выражает во вне юридические свойства, присущие внутреннему содержанию правовых средств реализации международного права. Организационная форма характеризует свойства, присущие характеру, внутренней структуре правового средства или совокупности средств, их соподчиненность, устойчивость по отношению друг к другу.

Под механизмом имплементации норм международного права понимается совокупность правовых средств, существующих в определенных правовых и организационных формах, которые используются субъектами международного права как на международном уровне, так и государствами в пределах их внутригосударственной юрисдикции для обеспечения достижения целей международно-правового регулирования различных сфер международного сотрудничества.

 

5.4.3. Международный механизм имплементации международного права.

Международный механизм имплементации норм международного права можно определить как совокупность правовых средств, существующих в определенных правовых и организационных формах, которые используются как индивидуально государством, так и совместно несколькими государствами, для всесторонней, своевременной и полной реализации принятых в соответствии с международным правом обязательств.

Анализ международных договоров и иных международно-правовых актов позволяет классифицировать правовые и организационные формы, в которых существуют правовые средства обеспечения реализации международного права на международном уровне на три группы:

международные процедурные правовые средства реализации международного права (международные процедуры);

международные институциональные правовые средства реализации международного права;

международные правовые средства реализации международного права, применяемые государством индивидуально или совместно с другими государствами-участниками международных договоров в тех или иных сферах международного сотрудничества, в том числе и в рамках международных организаций.

В настоящее время к числу международных процедурных правовых средств реализации международного права можно отнести, например, расследования в соответствии с Женевскими конвенциями о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 года.

Процесс осуществления международного права становится все более многогранным, что приводит к все большей институционализации межгосударственных отношений, т. е. наблюдается устойчивая тенденция возрастания роли правовых средств реализации международного права и перехода к их существованию в определенных сравнительно устойчивых правовых и организационных формах.

Основанием для учреждения международных институциональных правовых средств реализации международного права являются международные договора или иные международно-правовые акты.

Кроме того для обсуждения хода реализации международного права, для осуществления дополнительного нормотворчества и реагирования на нарушения государства могут использовать как двусторонние, так многосторонние переговоры, международные конференции, которые являются наиболее распространенной формой обсуждения и решения международных проблем, в том числе и возникающих в правореализационном процессе.

В случаях, когда совершаются нарушения международного права, государства могут как совместно, так и индивидуально, с использованием возможностей отдельных институциональных правовых средств, а также в сотрудничестве с ООН и другими международными организациями осуществлять мероприятия, связанные с оказанием дипломатического давления на нарушителя и меры международно-правового принуждения.

Причем, это могут быть только допустимые с точки зрения международного права меры, которые могут предпринять государства в отношении нарушителя международного права.

Одним из важнейших инструментов, имеющихся у государств для обеспечения имплементации положений международного права, являются международные межправительственные организации, и, прежде всего ООН.

На практике меры по обеспечению реализации международного права санкционируются органами ООН в различных формах: принятие специальных резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, назначение специальных докладчиков, обращение к Международному суду с просьбой дать консультативное заключение о том, действительно ли установленный факт нарушения международного права государством, находящимся в конфликте, является нарушением его международного обязательства и т.п.

 

5.4.4. Внутригосударственный механизм имплементации международного права.

Главная ответственность за обеспечение эффективной имплементации международного права ложится на государства. Однако сам факт участия того или иного государства в международных соглашениях вовсе не означает, что все их положения будут автоматически применяться и эффективно действовать. Необходимо приведение в действие системы правовых и иных мер в национальных правопорядках, позволяющих обеспечить реализацию предписаний международных договоров.

Внутригосударственные правоотношения, возникающие вследствие принятия государством международных обязательств, регулируются не договорными, а национальными нормами права. Международный договор в этом случае выступает лишь в качестве юридического факта, вызывающего необходимость внутригосударственного правотворчества и установления соответственно внутригосударственных правоотношений.

Внутригосударственный механизм имплементации норм международного права - это совокупность национальных правовых средств, используемых для имплементации международного права в той или иной сфере международного сотрудничества, и государственных органов, уполномоченных на реализацию международных обязательств государства, и осуществляющих правообеспечительную деятельность, формирование национальной правоприменительной практики, соответствующих требованиям международно-правовых норм.

К национальным правовым средствам, используемым для реализации международного права относятся:

нормативные правовые акты общего характера, регулирующие вопросы соотношения международного и внутригосударственного права, заключения, исполнения и прекращения действия международных договоров, нормотворческой деятельности, а также определяющие компетенцию государственных органов в области имплементации международного права;

национальные правовые акты, принимаемые в целях обеспечения реализации международных обязательств, вытекающих из конкретных международных договоров (имплементационные правовые акты);

правообеспечительная деятельность государственных органов, связанная с имплементацией на внутригосударственном уровне предписаний, содержащихся в нормах международного права;

национальная правоприменительная практика.

Правовое содержание этих средств зависит от решения в национальном законодательстве вопроса о соотношении международного и внутригосударственного права, прежде всего, в части характера влияния международного права на функционирование национальной правовой системы в процессе реализации международно-правовых норм. Это влияние международного права на национальную правовую систему весьма многопланово, и оно распространяется на все элементы системы

– от правосознания до правоприменения.

Государства в своих Конституциях или иных нормативных правовых актах закрепляют положения, которые определяют юридическую силу международных договоров и их внутригосударственную применимость, регулируют порядок заключения, исполнения и денонсации международных договоров. Так, Конституция Республики Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8 Конституции). Что касается договорных норм, то в Конституции закрепляется принцип недопустимости заключения международных договоров, противоречащих Конституции (ч. 3 ст.8 Конституции).

Статьей 33 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» установлено, что нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосударственного акта, и имеют силу того правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

Непосредственная имплементация норм международного права на национальном уровне не может быть достигнута только усилиями государства. Это обеспечивается за счет совокупной, организованной властными актами соответствующих органов государства деятельности субъектов внутреннего права. Совокупность правовых мер государства по принятию нормативных правовых актов в целях выполнения международных обязательств и представляет собой процесс восприятия (рецепции) национальным правом правил международных договоров.

Следует отметить, международное право не регламентирует вопрос о видах имплементационных правовых актов. Государства самостоятельно определяют каким образом на внутригосударственном уровне формально обеспечить исполнение международных обязательств, вытекающих из договоров. Как правило, для этих целей используются традиционные нормативные правовые акты – законы, решения глав государств, правительств и тому подобное, а также иные правовые акты, в том числе и акты применения права.

Имплементационные правовые акты призваны обеспечивать либо непосредственное применение самоисполнимых норм международного договора или выступать в качестве регулятора на национальном уровне отношений, возникающих в связи с наличием у государства международных обязательств.

Правообеспечительная деятельность государственных органов, связанная с имплементацией на внутригосударственном уровне предписаний, содержащихся в нормах международного права, по содержанию представляет собой:

реализацию полномочий в нормотворческой области по принятию новых, отмене или изменению национальных нормативных правовых актов, которая осуществляется в целях выполнения положений международного права;

осуществление исполнительно-распорядительной деятельности, направленной на реализацию предписаний, вытекающих из самоисполнимых норм международных договоров и национальных имплементационных нормативных правовых актов;

обеспечение предупреждения, пресечения и наказания за совершение нарушений международного права и национального имплементационного законодательства в той или иной данной сфере (правоохранительная деятельность);

проведение организационной, материально-технической и иной деятельности в пределах национальной юрисдикции, необходимой для выполнения международных обязательств.

Механизм имплементации норм международного права на внутригосударственном уровне включает в себя и государственные органы, уполномоченные на реализацию обязательств, вытекающих из международного права.

В отдельных случаях, для обеспечения исполнения договора на внутригосударственном уровне, Президент Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь могут принять в соответствии с частью первой статьи 34 Закона Республики Беларусь «О международных договорах Республики Беларусь» решение об определении «государственного органа (должностного лица), ответственного за исполнение международного договора или координирующего исполнение международного договора».

 

5.5. Соотношение международного публичного

и международного частного права

 

Международное частное право не входит в систему международного права и не представляет собой самостоятельной системы права. Международное частное право - категория норм, регулирующих международные отношения немежгосударственного характера, т.е. регулирующих внутригосударственные отношения "с иностранным элементом", а также норм так называемого транснационального права, не включаемых государствами в свою национальную систему права, но имеющих, по сути, внутригосударственный характер. Международное частное право иногда рассматривают как особую подсистему внутригосударственного права.

Предпринимались попытки включать международное частное право в систему международного права в целом, практически в систему международного публичного права. Так, Ф.Ф. Мартенс в своем курсе международного права посвятил ему главу в разделе "Международное управление в области правовых интересов подданных народов". Признавая, что между нормами, регулирующими, например, имущественные отношения, действующими в различных государствах, есть определенное сходство, современные авторы избегают все же относить международное частное право к какой-либо области международного публичного права. Чаще всего его рассматривают как составную часть внутренней системы права каждого государства, главным образом как нормы, регулирующие международные имущественные отношения немежгосударственного характера, а также связанные с ними неимущественные отношения такого же характера.

Высказывалось также мнение, что к международному частному праву относятся как нормы национального права различных государств, так и некоторые нормы международного публичного права. Общим для них являются, как утверждалось, особый объект регулирования (международные отношения невластного характера) и особый метод регулирования (отсылочный). Отмечалось, что отсылки в случае возникновения вопроса о том, какая правовая система в данной ситуации должна применяться, могут делаться не только к иностранному праву, но и к международным договорам, т.е. к нормам международного права. Таким образом, согласно этой точке зрения международное право - полисистемный комплекс норм, существование которого не исключает нахождения образующих его норм в соответствующих правовых системах (национальной и международной).

Концепция полисистемности международного частного права как будто бы оправданна в той мере, в какой она выделяет те нормы международного и внутригосударственного права, которые относятся к одному и тому же предмету (одним и тем же вопросам), изучаются наукой международного частного права и рассматриваются в сочетании с практикой их применения. Вряд ли, однако, можно говорить, что и те, и другие имеют один и тот же объект регулирования. Одни регулируют международные отношения немежгосударственного характера - внутригосударственные отношения "с иностранным элементом" и так называемые транснациональные отношения (тоже внутригосударственные по своей природе, но не включаемые государствами в систему своего национального права), а другие - межгосударственные. Последние имеют своей целью либо указать на то, нормы какого внутригосударственного права должны быть выбраны, либо добиться включения унифицированных норм во внутригосударственное право для урегулирования определенных внутригосударственных отношений. Как будет происходить включение таких норм - дело каждого участника договора, который преследует цель унификации (путем принятия особого закона, инкорпорации договора в свое законодательство или отсылки к положениям договора). Сами по себе нормы договоров такого рода относятся к международному публичному праву.

Полисистемность международного частного права сравнима с полисистемностью воздушного или морского права, если каждое из них рассматривать как комплекс норм международного и внутригосударственного права, относящихся к соответствующим вопросам. Общим для таких норм является не объект правового регулирования, а именно вопросы, урегулированию которых они посвящены.

Есть и другая точка зрения, которая должна быть отмечена. Международное частное право рассматривается как подсистема, входящая неотъемлемой частью в национальное право соответствующих государств.

Существует мнение, что нормы национального права, относящиеся к международному частному праву, включают также вместе с коллизионными нормами, определяющими выбор той или иной системы права, и нормы, на которые указывают коллизионные нормы. Но если коллизионные нормы национального права требуют применения права другого государства, то нормы этого другого государства не входят в систему права того государства, которое должно их применять согласно своим коллизионным нормам.

Что касается транснационального права, то речь может идти о нормах, содержащихся в договорах, заключаемых между корпорациями, являющимися субъектами национального права разных государств, которые эти государства не включают в систему своего собственного национального права.

Сюда можно отнести и нормы контрактов, заключаемых межправительственными организациями со своими служащими, которые государства также не включают в свое национальное право. Но по своей природе и это тоже внутригосударственное право (хотя назвать его национальным нельзя). Государства в данном случае отказываются от применения своего национального права.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: