Методические рекомендации по организации учебной практики студентов, обучающихся по направлению 43.03.01 «Сервис»
Набережные Челны – 2015
ББК
Б
БАТЫРШИНА А.Р. Методические рекомендации по организации учебной практики студентов, обучающихся по направлению 43.03.01 «Сервис». - Набережные Челны, 2015. – 35 с.
Данные методические рекомендации по организации учебной практики студентов предназначены для студентов очной и заочной форм обучения, обучающихся по направлению 43.03.01 «Сервис».
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
1. Арсланова С.К., к.с.н., доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга ГОАУ ВПО «Набережночелнинский государственный торгово-технологический институт».
Печатается по решению учебно-методического совета Набережночелнинского государственного торгово-технологического института
© Набережно-челнинский государственный торгово-технологический институт, 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
Руководство и содержание практики | |
Обязанности руководителей практики и студента | |
Форма и методы контроля | |
Отчет об учебной практике и его защита | |
Приложения | |
1. Форма гарантийного письма о прохождении практики студентом НГТТИ | |
2. Договор на проведение практики | |
3. Титульный лист отчета по практике | |
4. Форма дневника практики |
ВВЕДЕНИЕ
Практика студентов является составной частью учебного процесса и обеспечивает закрепление у них профессиональных умений и навыков выполнения профессионально-ориентированных задач. В этом прослеживается преемственность проведения аудиторных занятий и внеаудиторной работы в обучении студентов.
|
Целью учебной практики является закрепление и углубление теоретической подготовки студентов, приобретение ими практических навыков и компетенций, а также опыта самостоятельной деятельности в области сервиса.
Задачами практики являются:
- выполнение должностных обязанностей сотрудника сферы сервисной деятельности на предприятиях и учреждениях соответствующего профиля;
- совершенствование профессиональных качеств личности будущего бакалавра сервиса;
- формирование профессиональной культуры бакалавра сервиса;
- углубленное изучение специфики деятельности конкретных сервисных предприятий.
Процесс прохождения учебной практики направлен на предварительное формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК-3 | готовностью принимать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе общественной и профессиональной деятельности |
ОК-4 | владеть основными методами организации безопасности жизнедеятельности людей, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий |
ОК-6 | готовностью демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии |
ОК-8 | способностью к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов, готовностью демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовностью поддерживать партнерские отношения |
ОК-9 | способностью к работе в коллективе, в том числе применяя принципы и методы организации и управления малыми и средними коллективами |
ОК-10 | способностью осуществлять деятельность, связанную с руководством или действиями отдельных сотрудников, оказывать помощь подчиненным |
ОК-13 | владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией; уметь работать с информацией в глобальных компьютерных сетях |
ОК-14 | способностью участвовать в работе над инновационными проектами, используя базовые методы исследовательской деятельности |
ОК-15 | стремлением к постоянному личностному развитию и повышению профессионального мастерства; критическому оцениванию с помощью коллег своих достоинств и недостатков, обобщению необходимых выводов |
ОК-16 | готовностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, развития социальных и профессиональных компетенций, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования |
ОК-18 | готовностью к компромиссу с потребителем по возможному варианту и требуемому качеству обслуживания |
ПК-2 | готовностью выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности |
ПК-4 | готовностью к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса |
ПК-5 | готовностью к разработке и реализации технологии процесса сервиса, формированию клиентурных отношений |
ПК-13 | готовностью к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности |
В результате прохождения практики студент должен
|
|
знать:
- нормативные документы, регулирующие деятельность предприятия – базы практики;
- структуру базовой организации;
- должностные обязанности сотрудника определенного профиля в базовой организации;
- основные характеристики организационной культуры базовой организации;
- профессиональной культуры сотрудника сервисного предприятия;
- этику сферы сервиса, этику партнерских отношений, эстетику обслуживания, профессиональную этику и этикет.
уметь:
- профессионально выполнять свои должностные обязанности;
- работать в коллективе;
- устанавливать благоприятные деловые отношения с коллегами и клиентами сервисного предприятия;
- находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области сервисной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
владеть:
- навыками сервисного обслуживания потребителей на основе современных технологий;
- организации процесса обслуживания потребителя сервисной индустрии.
РУКОВОДСТВО И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Учебный план подготовки бакалавра предусматривает прохождение студентами производственной практики в течение двух недель.
Программа практики является индивидуальной для каждого студента. Она может варьироваться в зависимости от места прохождения практики, профиля подготовки студента, должностных обязанностей практиканта и стоящих перед ним конкретных производственных задач.
Программа практики может быть ориентирована на конкретную учебную цель или на комплекс задач. В целях лучшей подготовки к практике студент должен внимательно ознакомиться с данной программой и содержанием предстоящих работ, получить необходимые консультации по организации и методике работы от руководителя – преподавателя кафедры.
Программа учебной практики включает:
- знакомство с организацией – базой практики;
- практическое закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения;
- овладение профессиональными навыками работы оказания сервисного обслуживания по направлениям (гостиничный, ресторанный, туристический и другие направления сервиса);
- овладение навыками проведения прикладной научно-исследовательской работы по направлению;
- овладение навыками оформления необходимой в работе документации;
- составление отчета о практике;
- защиту отчета о практике.
Учебная практика проводится на основании прямых договоров, заключаемых между предприятием (базой практики) и вузом. Студент самостоятельно или под руководством отдела практики института находит предприятие в качестве базы практики и информирует выпускающую кафедру о месте ее прохождения за один месяц до начала практики.
После этого студент (при самостоятельном поиске места практики) получает на выпускающей кафедре письмо о направлении его на это предприятие, и на этом основании НГТТИ получает подтверждение в виде гарантийного письма о том, что предприятие имеет возможность принять студента на прохождение практики (см. Приложение 1). При необходимости дополнительно заключается договор о проведении практики между НГТТИ и предприятием на каждого студента (см. Приложение 2).
Проверка выполнения студентами программы практики должна осуществляться в форме текущего и итогового контроля. По результатам освоения программы практики студенты предоставляют письменный отчет и дневник (см. Приложения 3 и4) с отзывом руководителя практики, защитить его в срок, определенный кафедрой.
Учебно-методическое руководство производственной практикой осуществляет выпускающая кафедра.
Руководство и контроль за прохождением практики со стороны кафедры осуществляет руководитель практики – преподаватель, назначаемый приказом по институту по представлению заведующего кафедрой.
ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИКИ И СТУДЕНТА
Обязанности руководителя практики:
- устанавливает связь с руководителями практики от организации, разрабатывает рабочую программу совместно с ними;
- разрабатывает тематику индивидуальных заданий;
- осуществляет контроль за соблюдением сроков практики и её содержанием;
- проводит организационные собрания студентов перед началом практики;
- оказывает методическую помощь студентам при выполнении индивидуальных заданий и сборе материалов;
- контролирует выполнение правил внутреннего трудового распорядка;
- рассматривает отчеты студентов по практике, принимает участие в работе комиссий по приему зачетов по практике, готовит отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.
Общее руководство практикой студентов возлагается приказом руководителя предприятия на одного из руководящих работников или высококвалифицированных специалистов. Непосредственное повседневное руководство и контроль производственной практикой в организации возлагается приказом руководителя предприятия на высококвалифицированных специалистов указанных структурных подразделений.
Обязанности руководителя практики от предприятия:
- организует прохождение практики закрепленных за ним студентов;
- знакомит студентов с организацией работ на конкретном рабочем месте;
- проводит инструктаж по технике безопасности на рабочем месте;
- осуществляет постоянный контроль за работой студентов, помогает им правильно выполнять все задания, консультирует, знакомит с новыми технологиями;
- контролирует ведение дневников, подготовку отчетов и составляет на них отзыв руководителя от предприятия о практике студента.
Студент при прохождении практики обязан:
- полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики;
- подчиняться действующим на предприятии правилам внутреннего трудового распорядка;
- изучить и строго соблюдать правила охраны труда, техники безопасности;
- представить руководителю практики от института: дневник прохождения практики с ежедневными краткими сведениями о проделанной работе, письменный отчет о прохождении практики и выполнении всех заданий, защитить его перед комиссией в составе трех человек.
ФОРМЫИ МЕТОДЫКОНТРОЛЯ
Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из учебного заведения, как имеющие академическую задолженость, в порядке, предусмотренном уставом института.
В отдельных случаях практика может быть организована в учебно-производственных и научно-исследовательских подразделениях вуза. При выполнении научно-исследовательской работы или индивидуального задания по специальной тематике по решению выпускающей кафедры студенты могут быть направлены на предприятия, управления, научные организации и департаменты администрации различных городов России и зарубежья.
По заданию кафедры студенту в качестве индивидуального задания может быть предложена работа научно-исследовательского характера, которую проводит кафедра с данным предприятием, или работа научно-исследовательского характера, использование и выполнение которой в дальнейшем возможно в процессе учебного процесса, курсового и дипломного проектирования.