В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012) написано: «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации…, простейшим навыкам самоконтроля, культурой»
Проблеме агрессивного поведения посвящено много фундаментальных теоретических исследований отечественных и зарубежных ученых. Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, А. Бандура, А. А. Реан, Г.Э. Бреслав, Л. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, Л. М. Семенюк, Л. С. Выготский систематизировали знания о причинах возникновения агрессивного поведения.
Агрессия (от лат. Agressio- нападение, угроза) – общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность – намерение, состояние, предшествующее агрессивному действию. А само агрессивное действие – это поведение ребенка, которое направлено на причинение вреда другим людям. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.
Несмотря на то, что интуитивно смысл агрессивного поведения понятен каждому, по поводу терминологических определений до сих пор среди ученых идут споры. Дело в том, что агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных, до тяжелых и умышленных. Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим. Школьной агрессией можно назвать всякое умышленное действие учителей или учеников, причинившее душевную или физическую травму другим.
Агрессивностью в той или иной степени страдают все люди. Умеренная агрессивность – качество больше положительное, чем, отрицательное. Что было бы, если бы все люди вдруг оказались не способными отстаивать свои права? Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы.
|
Существует несколько теорий, объясняющих вспышки агрессивности. Первая исходит из того, что агрессивное поведение дано человеку от природы. Так он защищается от своих врагов и выживает. Вторая теория утверждает, что агрессивное поведение формируется постепенно и является результатом воспитания. Третья теория считает агрессию естественной реакцией организма на состояния депривации и фрустрации.
Депривация (позднелат. deprivatio - потеря, лишение) - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.
Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Фрустрация может возникать как вследствие столкновения с внешними преградами, так и при внутриличностном конфликте.
В научной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения. А. Басс отмечает 3 вида агрессии:
– аутоагрессия - это механизм направления агрессии на самого себя (самоунижение, самообвинение);
|
– спонтанная агрессия - это подсознательная радость, которую испытывает личность, наблюдая трудности у других;
– реактивная агрессия - проявляется в недоверчивости к людям.
А. Дарки выделяет пять видов агрессии:
– физическая агрессия – использование физической силы против другого лица (драки);
– вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
– косвенная агрессия – направленная (сплетни, шутки);
– ненаправленная (крики в толпе, топание ногами);
– раздражение (вспыльчивость, грубость);
– негативизм – оппозиционная манера поведения [8, с. 45].
Э. Фромм подразделяет агрессию на пять основных видов:
– доброкачественная - способствующую поддержанию жизни;
– злокачественная - реакция на угрозу интересам индивида;
– инструментальная - представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности;
– псевдоагрессия (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) - действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения;
– оборонительная (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер.
Американский психолог А. Бандура считает, что дети усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями взрослых и отмечая последствия этих действий.
Как подтверждают ученые, сильные боли, жара, теснота усиливают агрессивное поведение. Такое поведение нарастает и в группах. То, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может сделать и, скорее всего, сделает.
Провоцирует агрессивное поведение массовая культура: нет большего зла в современном мире, чем телевидение и пресса, возбуждающие низменные инстинкты людей. Установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору: ведет к усилению агрессивности, повышает порог нечувствительности к насилию, формирует взгляды на насилие как единственный способ разрешения возникающих проблем, вводит насилие в норму социальной жизни.