Лекция 1. Понятие об агрессивном поведении




В Федеральном Законе РФ «Об образовании в Российской Федерации» (2012) написано: «Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации…, простейшим навыкам самоконтроля, культурой»

Проблеме агрессивного поведения посвящено много фундаментальных теоретических исследований отечественных и зарубежных ученых. Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, А. Бандура, А. А. Реан, Г.Э. Бреслав, Л. Б. Гиппенрейтер, А. И. Захаров, Л. М. Семенюк, Л. С. Выготский систематизировали знания о причинах возникновения агрессивного поведения.

Агрессия (от лат. Agressio- нападение, угроза) – общее название для всех деструктивных, разрушающих действий, направленных на причинение вреда. Агрессивность – намерение, состояние, пред­шествующее агрессивному действию. А само агрессивное дейст­вие – это поведение ребенка, которое направлено на причинение вреда другим людям. Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.

Несмотря на то, что интуитивно смысл агрессивного поведения понятен каждому, по поводу терминологических определений до сих пор среди ученых идут споры. Дело в том, что агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, не­преднамеренных и случайных, до тяжелых и умышленных. Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда дру­гим. Школь­ной агрессией можно назвать всякое умышленное действие учителей или учеников, причинившее душевную или физическую травму другим.

Агрессивностью в той или иной степени страдают все люди. Умеренная агрессивность – качество больше положительное, чем, отрицательное. Что было бы, если бы все люди вдруг оказались не способны­ми отстаивать свои права? Опасна чрезмерная, неуправляемая и неконтролируемая агрессивность, выходящая за разумные пределы.

Существует несколько теорий, объясняющих вспышки агрес­сивности. Первая исходит из того, что агрессивное поведение дано человеку от природы. Так он защищается от своих врагов и выживает. Вторая теория утвер­ждает, что агрессивное поведение формируется постепенно и яв­ляется результатом воспитания. Третья теория считает агрессию естественной реакцией орга­низма на состояния депривации и фрустрации.

Депривация (позднелат. deprivatio - потеря, лишение) - психическое состояние, возникновение которого обусловлено жизнедеятельностью личности в условиях продолжительного лишения или существенного ограничения возможностей удовлетворения жизненно важных ее потребностей.

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – особое эмоциональное состояние, возникающее, когда человек, сталкиваясь с какими-либо препятствиями, не может достичь своих целей и удовлетворение какого-либо желания или потребности становится невозможным. Фрустрация может возникать как вследствие столкновения с внешними преградами, так и при внутриличностном конфликте.

В научной литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивного поведения. А. Басс отмечает 3 вида агрессии:

– аутоагрессия - это механизм направления агрессии на самого себя (самоунижение, самообвинение);

– спонтанная агрессия - это подсознательная радость, которую испытывает личность, наблюдая трудности у других;

– реактивная агрессия - проявляется в недоверчивости к людям.

А. Дарки выделяет пять видов агрессии:

– физическая агрессия – использование физической силы против другого лица (драки);

– вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);

– косвенная агрессия – направленная (сплетни, шутки);

– ненаправленная (крики в толпе, топание ногами);

– раздражение (вспыльчивость, грубость);

– негативизм – оппозиционная манера поведения [8, с. 45].

Э. Фромм подразделяет агрессию на пять основных видов:

– доброкачественная - способствующую поддержанию жизни;

– злокачественная - реакция на угрозу интересам индивида;

– инструментальная - представляет собой жесткость и деструктивность и бывает спонтанной и связанной со структурой личности;

– псевдоагрессия (непреднамеренная, игровая, самоутверждение) - действие, в результате которого может быть нанесен ущерб, но которым не предшествовали злые намерения;

– оборонительная (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер.

Американский психо­лог А. Бандура считает, что дети усваивают агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями взрослых и отмечая послед­ствия этих действий.

Как подтверждают ученые, сильные боли, жара, тесно­та усиливают агрессивное поведение. Такое поведение нарастает и в группах. То, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может сделать и, скорее всего, сделает.

Провоцирует агрессивное поведение массовая культура: нет большего зла в современном мире, чем телевидение и пресса, возбуждающие низменные ин­стинкты людей. Установлено, что наблюдение детьми насилия по телевизору: ведет к усилению агрессивности, повышает по­рог нечувствительности к насилию, формирует взгляды на на­силие как единственный способ разрешения возникающих про­блем, вводит насилие в норму социальной жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: