Группа ученых выделяет следующие причины и виды детской агрессивности.




1. Естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоян­ные насмешки, издевательства. Это вынужденная, ситуативная аг­рессивность. Поведе­ние ребенка провоцируется обстоятельствами. Если будут устранены породившие ее причины, исчезнет и сама агрессивность.

2. Следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмер­ной опеки, подавление взрослыми инициативы ребенка. Воз­никает агрессивная реакция ребенка. Исправляется легко и быстро, если правильно поняты причи­ны и найден индивидуальный подход к ребенку.

3. Проявление соперничества между детьми (в семье, классе, школе, во дворе) с целью добиться превосходства. Это весьма рас­пространенный вид проявления агрессии. Корректируется пе­дагогом, если правильно установлены причины.

4. Проявление комплекса неполноценности, стремление доказать другим свое преимущество. Эти дети терроризируют класс.

5. Результат депривации и фрустрации – гнетущего пережива­ния неудач в удовлетворении потребностей и достижении цели. Таким способом ребенок пытается освободиться от угнетающих его переживаний, отомстить другим за свои неудачи. Вид счаст­ливых, удачливых детей его раздражает.

Как показывают изучение психолого-педагогической литературы, агрессивное поведение педагогов особо сильно влияет на ухудшение физического, психического и нравственного здоровья школьников.

Профессионально непригодным считает известный педагог Ш. Амонашвили каждого десятого учителя начальной школы. Комментируя его оценку, директор школы из Казани подтверждает, что в его школе, наоборот, только 10% профессионально пригодных учи­телей. Страдают дети. Им очень трудно с некомпетентным, а порой и злым, агрессивным учителем. Сама по себе школа «в невроз не вгоняет». Это всегда вина конкретного человека – недоброго, раздражен­ного, морально ущербного, некомпетентного. Боязнь учи­теля, учения, школы, нежелание что-либо делать, неверие в свои силы –очевидные следствия дидактогении.

Дидактогения (от греч. didaktikos – поучительный, genos – происхождение) – вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Дидактогения может являться причиной неврозов.

Как отмечают ученые, агрессивное поведение учащихся младших классов может дифференцироваться:

1. По степени личностной вовлечённости: ситуативные агрессивные реакции (краткосрочная реакция); агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации); устойчивое агрессивное поведение личности.

2. По степени активности: пассивное агрессивное поведение (бездействие или отказ); активное агрессивное поведение (разрушение, ущерб окружающим).

3. По эффективности: конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации к школе, успеху и совладению со стрессовыми ситуациями); деструктивное агрессивное поведение (наносящее ущерб самой личности или окружающим).

4. По структуре нескольких взаимосвязанных уровней: поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, действия); аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства - гнев, злость, ярость); когнитивный (неадекватные представления, негативные ожидания и установки); мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления оборонительная (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер [18, с. 105].

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно выделить уровни агрессивного поведения: высокий, средний и умеренный; критерии агрессивного поведения: драки, швыряние предметов, раздражительность, вспыльчивость, грубость; вербальное (словесное) оскорбление, провокации, сплетни, ябедничество; низкий уровень школьной мотивации и показатели такого поведения.

Показателями высокого уровня агрессивного поведения являются осуществление физического действия, направленные против одноклассников и других лиц, либо наносящие вред предметам, выражение агрессии в словесной форме – он кричит, угрожает, оскорбляет окружающих, а также проявляет косвенную агрессию: сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников.

Показатели среднего уровня агрессивного поведения ребенка: может осуществлять физические действия, направленные против одноклассников, либо наносящие вред предметам, выражать агрессию в словесной форме, проявлять косвенную агрессию, но во всех случаях повышенная агрессивность у учащегося не наблюдается, он пытается контролировать свое агрессивное поведение, но не всегда это ему удается.

Показатели умеренного уровня агрессивного поведения: отсутствуют признаки агрессивного поведения. Ребенок уверенный в себе. Утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и к другим, высокая мотивация к школьной жизни.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: