1. Естественная реакция на унижение достоинства ребенка, постоянные насмешки, издевательства. Это вынужденная, ситуативная агрессивность. Поведение ребенка провоцируется обстоятельствами. Если будут устранены породившие ее причины, исчезнет и сама агрессивность.
2. Следствие ограничения свободы, самостоятельности, чрезмерной опеки, подавление взрослыми инициативы ребенка. Возникает агрессивная реакция ребенка. Исправляется легко и быстро, если правильно поняты причины и найден индивидуальный подход к ребенку.
3. Проявление соперничества между детьми (в семье, классе, школе, во дворе) с целью добиться превосходства. Это весьма распространенный вид проявления агрессии. Корректируется педагогом, если правильно установлены причины.
4. Проявление комплекса неполноценности, стремление доказать другим свое преимущество. Эти дети терроризируют класс.
5. Результат депривации и фрустрации – гнетущего переживания неудач в удовлетворении потребностей и достижении цели. Таким способом ребенок пытается освободиться от угнетающих его переживаний, отомстить другим за свои неудачи. Вид счастливых, удачливых детей его раздражает.
Как показывают изучение психолого-педагогической литературы, агрессивное поведение педагогов особо сильно влияет на ухудшение физического, психического и нравственного здоровья школьников.
Профессионально непригодным считает известный педагог Ш. Амонашвили каждого десятого учителя начальной школы. Комментируя его оценку, директор школы из Казани подтверждает, что в его школе, наоборот, только 10% профессионально пригодных учителей. Страдают дети. Им очень трудно с некомпетентным, а порой и злым, агрессивным учителем. Сама по себе школа «в невроз не вгоняет». Это всегда вина конкретного человека – недоброго, раздраженного, морально ущербного, некомпетентного. Боязнь учителя, учения, школы, нежелание что-либо делать, неверие в свои силы –очевидные следствия дидактогении.
|
Дидактогения (от греч. didaktikos – поучительный, genos – происхождение) – вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Дидактогения может являться причиной неврозов.
Как отмечают ученые, агрессивное поведение учащихся младших классов может дифференцироваться:
1. По степени личностной вовлечённости: ситуативные агрессивные реакции (краткосрочная реакция); агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации); устойчивое агрессивное поведение личности.
2. По степени активности: пассивное агрессивное поведение (бездействие или отказ); активное агрессивное поведение (разрушение, ущерб окружающим).
3. По эффективности: конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации к школе, успеху и совладению со стрессовыми ситуациями); деструктивное агрессивное поведение (наносящее ущерб самой личности или окружающим).
4. По структуре нескольких взаимосвязанных уровней: поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, действия); аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства - гнев, злость, ярость); когнитивный (неадекватные представления, негативные ожидания и установки); мотивационный (сознательные цели или бессознательные агрессивные стремления оборонительная (нападение, бегство, сопротивление, конформизм) - появляется в момент опасности и носит оборонительный характер [18, с. 105].
|
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно выделить уровни агрессивного поведения: высокий, средний и умеренный; критерии агрессивного поведения: драки, швыряние предметов, раздражительность, вспыльчивость, грубость; вербальное (словесное) оскорбление, провокации, сплетни, ябедничество; низкий уровень школьной мотивации и показатели такого поведения.
Показателями высокого уровня агрессивного поведения являются осуществление физического действия, направленные против одноклассников и других лиц, либо наносящие вред предметам, выражение агрессии в словесной форме – он кричит, угрожает, оскорбляет окружающих, а также проявляет косвенную агрессию: сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников.
Показатели среднего уровня агрессивного поведения ребенка: может осуществлять физические действия, направленные против одноклассников, либо наносящие вред предметам, выражать агрессию в словесной форме, проявлять косвенную агрессию, но во всех случаях повышенная агрессивность у учащегося не наблюдается, он пытается контролировать свое агрессивное поведение, но не всегда это ему удается.
Показатели умеренного уровня агрессивного поведения: отсутствуют признаки агрессивного поведения. Ребенок уверенный в себе. Утверждает собственную позицию; действует в своих интересах; адекватно выражает свои чувства; уважает права других людей, своих целей обычно достигает, сохраняет уважение к себе и к другим, высокая мотивация к школьной жизни.