Что? Где? Зачем? (знакомство с территорией лагеря).




Структура коллективного творческого дела.

Структура КТД может в принципе не меняться, но вот содержание, вкладываемое в эту структуру, должно ориентироваться на личность. Рассмотрим с этой точки зрения традиционную структуру КТД.

Коллективное целеполагание.

Главные моменты этого этапа – изучение вожатым интересов и запросов ребят и осознанный совместный выбор цели.

2.Коллективное планирование.

Если коллективное планирование проводиться в форме мозгового штурма, то при обсуждении предложений ребят важно не только подчеркнуть, чьи предложения оказались самыми приемлемыми и конструктивными, но и отметить ребят чье предложение, самое фантастическое, самое краткое и т.д.

Если во время коллективного планирования дается время на «штурм» и наработка идей ведется в микрогруппах, то выступающий от микро группы может не только назвать автора идеи, но и тех, кто был организатором обсуждения, кто был самым активным его участником и т. д.

Можно провести коллективное планирование в форме защиты творческих программ не только от микрогрупп, но и авторских. Коллектив участвует в оценке и выборе предложенных программ, причем победившей среди них дается имя ее автора.

Коллективное планирование может быть проведено в форме деловой игры. В этом случае важно заинтересовать каждого участника его ролью, но не увлекаться игровой стороной, а работать на выработку конкретных идей.

Подготовка КТД

Самое важное на этом этапе – распределение поручений. Здесь должны сочетаться добровольность, заинтересованность и желание ребят. Поэтому иногда целесообразнее давать поручения не микрогруппам, а временным группам по интересам. Мастерство вожатого в том, чтобы заинтересовать этими заданиями как можно больше ребят, помочь им определиться, поверить в свои силы.

Проведение КТД.

Так же как и на предыдущих этапах, здесь в кульминационный момент деятельности ребят, необходимо соблюдение следующих принципов:

1. Добровольность и заинтересованность.

2. Возможность выбора в самореализации.

3. Сочетание подготовленных моментов и импровизационных.

4. Деятельность на радость и пользу людям («работа-забота»).

5. Внимание к каждому (со стороны самих ребят и со стороны взрослых).

6. Сотрудничество друг с другом и со взрослыми.

Коллективный анализ.

В структуре КТД этот этап играет очень важную роль, особенно, если иметь в виду рефлексию личности. Поэтому, если традиционно коллективный анализ был направлен в большей степени на саму деятельность, то теперь акцент на личностный анализ должен быть гораздо сильнее.

1. «Разговор по кругу». Эта форма коллективного анализа самая сложная. Не каждому легко, особенно без привычки, заставить себя задуматься и высказать свое мнение, не повторенное за другим. Возможно, ребятам поможет то, что они могут отвечать не на все предложенные вопросы, а по выбору:

· Мне понравилось сегодняшнее дело, но …

· Мне оно не понравилось, но …

· Я бы хотел сказать спасибо…

· Кому мы принесли радость и пользу?

· Что я открыл в себе в людях?

· Как я оцениваю свое участие?

· Что нового я получил сегодня? О чем узнал, чему научился?

· Кто сегодня сделал что-то хорошее для меня или кого-то? и т.д.

2. «Анкетирование». Этот метод обратной связи может быть мощным средством рефлексии, если вопросы подобраны продуманно, если ребята отвечают на них не наспех, с уверенностью, что их откровенность не будет наказана.

3. «Время на штурм». Это самый оперативный метод коллективного анализа, в котором проводится обсуждение по микрогруппам в течение короткого времени, а затем микрогруппы делятся впечатлениями.

4. «Газета-ветерок». Все сказанное выше записывается на листах бумаги, которые затем наклеиваются на общий лист и вывешиваются на стенде. Можно оставить в газете место «Уголок несогласия», где может высказывать каждый «несогласный».

5. «Цветопись». Здесь для более глубокого анализа вместе с уровнями настроения можно предложить ребятам и набор причин, влияющих на настроение, и они выбирают соответствующее.

 

Типы КТД.

1. Путешествия («Заочное путешествие», «Научно исследовательская экспедиция по родному краю», «Университет таинственных явлений»).

2. Защиты («Защита фантастических проектов», «Парад - алле», «Защита профессии»).

3. Эстафеты (журнал – эстафета, кольцовка песен, «Рисованный фильм»).

4. Лотереи (концерт «Ромашка», театр миниатюр, «Робинзонада»).

5. Бои («Морской бой», «Что? Где? Когда?», аукцион, КВН, «Поэтические сражения»).

6. Ролевые игры («Рыцарский турнир», «Фабрика смеха», «Творческий суд»).

7. КТД общения (круг знакомства, орлятский «Огонек», «Школа этикета»).

 

КТД в лагере.

КТД (коллективное творческое дело) проводиться в первые дни организационного периода в лагере. КТД нужно для того, перезнакомить детей в отряде, узнать творческий потенциал отряда, умения и таланты детей, выявить лидеров, а так же чтобы помочь каждому ребёнку понять, что он может придумать и сделать что-то творческое и интересное. Поэтому в КТД должны быть задействованы все члены отряда. Для проведения каждого КТДнужны произвольные микрогруппы, которые должны состоять из 4-5 детей.

Разделить отряд на группы можно с помощью «разбивок»:

1. Открытки, разрезанные на кусочки по количеству детей в каждой группе.

2. Различные геометрические фигуры.

3. Одинаковые геометрические фигуры разного цвета.

4. По временам года, в которые рождены члены отряда «зима», «весна», «лето», «осень».

5. Игра «Молекулы»: вожатый говорит, что всё в мире состоит из атомов и молекул, и мы сейчас будем проводить химические опыты. Каждый из нас молекула и мы будем соединяться. Вожатый командует: «Соединиться по 2, 3, 4, 5, 6, и т.д. молекулы» по количеству детей в каждой группе.

6. Картинки с изображением различных предметов, овощей, животных и т.д..

7. Расчёт на первый, второй, третий и т.д.

8. «Команда корабля». Вожатый выбирает капитанов кораблей (по количеству необходимых групп), капитаны приглашают к себе по одному помощнику, помощник выбирает радиста, радист – кока, кок – матроса, матрос – юнгу и т.д..

9. «Алфавит» (вожатый заранее вырезает буквы):

а) группа может собраться по одинаковым буквам;

б) буквы одного цвета составляют какое-либо слово.

После выступления каждая группа обязательно награждается аплодисментами (важно приучить ребят благодарить своих товарищей). Вожатые вручают небольшие сувениры. Это могут быть открытки, игрушки, сложенные из бумаги фигурки (оригами), аппликации и т.д. Вожатый должен помнить главное правило: «Каждое дело творчески – иначе зачем?»

Время на подготовку каждого КТД от 3 до 10 минут в зависимости от сложности задания, возраста и способностей детей.

Задания для каждого КТД лучше заранее написать на листах, это экономить время, позволяет избежать лишних вопросов, и дети чётко понимают, что они должны делать.

Во время подготовки к каждому КТД вожатый должен постоянно контролировать работу групп, помогать группам, у которых что-то не получается, поддержать ребят, предложить какие-то идеи.

Чем больше своего труда, творчества, таланта и любви вложено в каждое КТД, там больших результатов вы сможете добиться от детей, тем более интересными и творческими будут их выступления.

 

Примеры КТД:

 

Концерт «Ромашка» (знакомство).

Отряд делиться на несколько групп в зависимости от количества детей. Каждая группа получает задание представить себя и рассказать о каждом члене группы: откуда он, что он умеет делать, чем увлекается и т.д. Каждая группа самостоятельно выбирает форму представления. Это может быть песня, стихи, миниспектакль и т.д. Это КТД проводиться обычно первым, поэтому вожатые должны постоянно контролировать работу групп, помочь в выборе формы представления, объяснить, что ребята должны творчески подойти к выполнению задания. Через 10-15 минут отряд собирается и каждая группа выступает. После каждого выступления группу награждают аплодисментами и памятными сувенирами.

 

Автопортрет.

Каждый член отряда получает небольшой листок бумаги и карандаш. Задание: нарисовать свой портрет. Нужно объяснить, что ребята могут рисовать не только своё изображение, но также свои любимые занятия, свои увлечения, мечты и т.д. В это время вожатые готовят общий лист с названием «Знакомьтесь – это мы», «Наш отряд» и т.д. Как только ребята заканчивают свои портреты, они подходят и приклеивают их на большой лист. Таким образом, получается общий портрет отряда, который вывешивается на отрядном месте.

 

Что? Где? Зачем? (знакомство с территорией лагеря).

Отряд делиться на 4 группы, которые создаются произвольно с помощью какой-либо разбивки. Это группы «Север», «Юг», «Запад», «Восток». Территория лагеря делиться на 4 зоны. Каждая группа получает задание обследовать свою территорию, выяснить, что там располагается, и нарисовать план местности. Через 5-10 минут все группы собираются на отрядном месте. 4 человека (по одному из каждой группы) остаются рисовать общий план лагеря. В это время остальной отряд совершает путешествие по лагерю с помощью проводников из каждой группы, которые показывают обследованную территорию. После экскурсии отряд возвращается на отрядное место, проверяет нарисованный план лагеря. Вожатые отмечают каждую группу за проделанную работу. Необходимо также отметить группу нарисовавшую план и самого интересного проводника. План лагеря вывешивается на отрядном месте.

 

Слон в квадрате (уборка территории).

Отряд разбивается на несколько групп. Территория, закреплённая за отрядом делиться поровну по количеству групп. Каждая группа собирает мусор со своего участка в специально отведённое место. Когда территория очищена, группа должна изобразить из собранного мусора какое-либо животное. Затем все группы собираются вместе, и проводиться «защита» животного. Почему именно это животное изобразили, что имеет, каким характером обладает и т.д. «Защиту» можно провести в любой творческой форме: сочинить сказку, песню, стихи. После выступления группы награждаются сувенирами за творческий подход к уборке территории и трудолюбие.

 

Сказка в разных жанрах.

Каждая группа получает задание изменить сюжет какой-либо известной сказки в зависимости от жанра.

«Три поросёнка», балет, опера, детектив, ужасы супербоевик и т.д. Время на подготовку 5-10 минут.

 

Сказка.

Каждая группа получает по 2 слова. В течение 5-10 минут, опираясь на эти слова, ребята должны сочинить сказку: принцесса – печка; стол – самосвал; трамвай – помидор.

 

Фильм, фильм, фильм.

Отряд разбивается на несколько групп. Каждая группа получает задание «снять» какой-либо известный фильм в стиле известной киностудии:

· «Узбекфильм» – «Терминатор»;

· «Коламбия Пикчерз» - «Приключения Буратино»;

· «Союзмультфильм» - «Белое солнце пустыни» и т.д.

Время на «съёмку» - 15 минут. Затем весь отряд собирается и просматривает «кинофильмы». Каждая группа получает приз за интересный сюжет, оригинальную постановку, талантливое исполнение ролей и т.д.

 

Газета.

Для этого КТД потребуются: карандаши, альбомные листы, ватман, гуашь, кисти, газета, картинка или фотография. Отряд делиться на 5 групп. Каждая группа получает задание. Первая группа оформляет лист, придумывает название. Вторая группа рисует карикатуры на злободневные темы. Третья группа сочиняет статью из газетных вырезок. Четвёртая группа сочиняет стихотворение. Пятая группа придумывает подпись картинке «Что бы это значило?». На это задание отводиться 15-20 минут. Затем весь отряд собирается вместе и приклеивает свои работы на общий лист. Как только газета готова, читают всем отрядом, вожатые награждают каждую группу за творческий подход, оригинальность и т.д. Газета вешается на отрядное место.

 

Конкурс ораторов.

Каждая группа получает тему выступления: «Мойте руки перед едой», «О вреде опоздания на 5, 10, 15 минут», «О влиянии послеобеденного сна на душевное состояние вожатых» и т.д. В течение 5-7 минут группа готовиться, выбирает одного оратора. Затем отряд собирается и заслушивает выступления всех групп, задаёт вопросы. Можно устроить диспут. Одну из групп назначить оппонентами, другую защитниками. После всех выступлений можно вынести постановление, оформить его на бумаге и повесить на отрядном месте. Каждая группа должна быть отмечена за убедительность, интересные доводы, нестандартное мышление и т.д. Можно выбрать самого талантливого оратора в отряде.

Телеграмма.

Каждая группа на листе бумаге получает слово. Ребята должны сочинить телеграмму так, чтобы слова этой телеграммы начинались с каждой буквы заданного слова. Например: «Помидор – помойся, о милейший Ибрагим, дедушка очень раздражён». Время на подготовку 5-10 минут. После выступления вожатые отмечают каждую группу.

 

Крокодильчики.

Каждая группа получает задание изобразить какое-либо животное (краб, жираф, бегемот, верблюд, удав и т.д.). Задание заранее не объявляется другим группам, чтобы они могли догадаться, кого изображают ребята. Время на подготовку 3-5 минут. Животное можно изображать не только статично, но и показать, как оно ест, играет, двигается и т.д. Это заранее можно обговорить в задании. Например, «изобразить упавшего жирафа или хохочущего бегемота и т.д.». После выступления каждая группа отмечается за оригинальность, любовь к животным, тонкую наблюдательность, неожиданное видение мира, и т.д.

 

Живые картинки.

Перед началом этого КТД вожатые говорят, что сейчас мы становимся художниками и создадим шедевральное живописное полотно. Приглашается один доброволец из отряда, и он должен принять какую-то оригинальную позу, следующий член отряда, «живописец» увидев в ней что-то, присоединяется и изображает что-то своё. Так по очереди подстраивается весь отряд и образуется «живая картина». Потом каждый объясняет, что он увидел в позах своих товарищей и что изображал сам.

 

Построй памятник.

1. Отряд разбивается на несколько групп. Вожатые дают задание каждой группе построить такой памятник, который они считают наиболее важным в настоящее время и объяснить почему.

2. Группы получают задания на листах и строят уже заданные памятники. Другие группы должны отгадать, что за памятники построили их товарищи.

Чем оригинальнее будут памятники, придуманные вожатыми, тем веселее будет проходить это КТД.

Время на подготовку 7-10 минут. После выступления каждая группа отмечается.

В окончание этой главы хочется рассказать о ЧТП. ЧТП – чередование творческих поручений. Поручения можно давать целым отрядам. Например, провести зарядку, сделать творческую побудку, сюрприз на линейку. Или отдельным людям – хранитель времени, человек, который отвечает за сюрпризы, ответственный за отрядный уголок. Причём можно менять поручения и людей. ЧТП - хороший способ проверить людей, создать им ситуацию успеха, вовлечь в работу отряда.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: