О театре, музыке и живописи




 

Я люблю сцену, на ней все гораздо правдивее, чем в жизни.

 

* * *

 

Порой наименьшее удовольствие в театре получаешь от пьесы. Я не раз видел публику, которая была интереснее актеров, и слышал в фойе диалог, превосходивший то, что я слышал со сцены.

 

* * *

 

Публика смотрит на трагика, но комик смотрит на публику.

 

* * *

 

Истинный драматург показывает нам жизнь средствами искусства, а не искусство в форме жизни.

 

* * *

 

Если пьеса – произведение искусства, ее постановка в театре является экзаменом не для пьесы, а для театра; если же она не произведение искусства, ее постановка в театре является экзаменом не для пьесы, а для публики.

 

* * *

 

Иногда говорят, что актеры нам показывают своих Гамлетов вместо шекспировского. А на самом деле нет никакого шекспировского Гамлета. Если в Гамлете есть определенность, как в творении искусства, в нем также есть и невнятица, как в любом явлении жизни. Гамлетов столько же, сколько видов меланхолии.

 

* * *

 

Пока актер не чувствует себя в костюме как дома, он не чувствует себя как дома и в своей роли.

 

* * *

 

Трагических эффектов можно достичь, привнося комическое. Смех в зале не устраняет чувства ужаса, но, давая отдушину, помогает ему углубиться. Никогда не бойтесь вызвать смех в зале. Этим вы не испортите, а, наоборот, усилите трагедию.

 

* * *

 

Любая крайне напряженная эмоция стремится к разрядке при помощи какой-нибудь эмоции противоположного свойства. Истерический смех и слезы радости – примеры драматического эффекта, которые дает сама природа.

 

* * *

 

Если бы в наши дни воскрес древний грек, то его чаще можно бьшо бы встретить в цирке, чем в театре.

 

* * *

 

Музыка есть тот вид искусства, в котором форма и содержание – одно.

 

* * *

 

Какое счастье, что у нас есть хоть одно неподражательное искусство!

 

* * *

 

Если мы хотим понять народ, исходя из созданного им искусства, то лучше обратиться к архитектуре или музыке. Дух эпохи всего лучше передают отвлеченные искусства, поскольку сам дух есть понятие отвлеченное и идеальное.

 

* * *

 

Конечно, с музыкой много трудностей. Если музыка хорошая – ее никто не слушает, а если плохая – невозможно вести разговор.

 

* * *

 

Музыку Вагнера я предпочитаю всякой другой. Она такая шумная, под нее можно болтать в театре весь вечер, не боясь, что тебя услышат посторонние.

 

* * *

 

Музыка будет по-немецки, вы не поймете.

 

* * *

 

Музыканты такой неразумный народ. Хотят, чтоб мы были немы, как раз когда больше всего хочется быть глухим.

 

* * *

 

После Шопена у меня такое чувство, как будто я только что рыдал над ошибками и грехами, в которых неповинен, и трагедиями, не имеющими ко мне отношения.

 

* * *

 

Актер – вот критик драмы. Музыкальный критик – это певец, или скрипач, или флейтист.

 

* * *

 

Пианистов я прямо-таки боготворю. Не знаю, что в них так меня привлекает... Может быть, то, что они иностранцы. Ведь они, кажется, все иностранцы? Даже те, что родились в Англии, со временем становятся иностранцами. Это очень разумно с их стороны и создает хорошую репутацию их искусству, делает его космополитичным.

 

* * *

 

В Америке, в Скалистых горах, я видел единственный разумный метод художественной критики. В баре над пианино висела табличка:

 

«Не стреляйте в пианиста – он делает все, что может».

 

 

* * *

 

Картина несет нам не большую весть или смысл, чем дивный кусок венецианского стекла или голубой изразец со стены Дамаска: это лишь прекрасно окрашенная поверхность.

 

* * *

 

Учить искусству надо не в Академии. Художника создает то, что он видит, а не то, что он слышит.

 

* * *

 

...Художники-академики, чью полную неспособность к живописи мы можем ежегодно видеть в мае за шиллинг.

 

* * *

 

...Та любопытная смесь плохой работы и хороших намерений, которая дает у нас право художнику считаться типичным представителем английского искусства.

 

* * *

 

Большинству наших современных портретистов суждено полное забвение. Они никогда не передают того, что видят. Передают они то, что видит публика, а публика не видит ровным счетом ничего.

 

* * *

 

Верить можно только тем портретам, на которых почти не видно модели, зато очень хорошо виден художник.

 

* * *

 

Всякий портрет, написанный с любовью, – это, в сущности, портрет самого художника, а не того, кто ему позировал. Не его, а самого себя раскрывает на полотне художник.

 

* * *

 

Ни готика, ни античность совершенно не знают позы. Позу изобрели посредственные портретисты, и первым из людей, кто принялся позировать, стал биржевой маклер, который с тех пор так и позирует не переставая.

 

* * *

 

Единственные люди, с которыми должен водить знакомство художник, это люди красивые и глупые, люди, смотреть на которых – художественное наслаждение, и говорить с которыми – отдых для ума.

 

 

Об искусстве

 

Душа есть только у искусства, а у человека ее нет.

 

* * *

 

Искусство – единственная серьезная вещь в мире, но художник – единственный человек в мире, никогда не бывающий серьезным.

 

* * *

 

Искусство не выражает ничего, кроме самого себя.

 

* * *

 

Можно простить человеку, который делает нечто полезное, если только он этим не восторгается. Тому же, кто создает бесполезное, единственным оправданием служит лишь страстная любовь к своему творению.

Всякое искусство совершенно бесполезно.

 

* * *

 

Искусство скорее покрывало, чем зеркало.

 

* * *

 

Искусство создает великие архетипы, по отношению к которым все сущее есть лишь незавершенная копия.

 

* * *

 

Если природа – это материя, стремящаяся стать душой, то искусство – это душа, выражающая себя в материальном.

 

* * *

 

Искусство – наш духовный протест, наша галантная попытка указать природе ее истинное место.

 

* * *

 

Вещь, существующая в природе, становится гораздо красивее, если она напоминает предмет искусства, но предмет искусства не становится по-настоящему прекрасным от сходства с вещью, существующей в природе.

 

* * *

 

Концепция «искусства для искусства» подразумевает не конечную цель, а лишь формулу творчества.

 

* * *

 

Искусство создается для жизни, а не жизнь для искусства.

 

* * *

 

Жизнь – это лучший, это единственный ученик искусства.

 

* * *

 

Жизнь движется быстрее Реализма, однако Романтизм всегда остается впереди Жизни.

 

* * *

 

На самом деле искусство отражает не жизнь, а зрителя.

 

* * *

 

Было бы ошибочно думать, что страсть, испытываемая при творчестве, может найти полное выражение в созданном произведении. Искусство гораздо отвлеченнее, чем мы думаем. Форма и краски говорят нам о форме и красках, и только.

 

* * *

 

Искусство движется вперед исключительно по им самим проложенному маршруту. Оно не является выражением никакого века. Напротив, сам век есть выражение искусства.

 

* * *

 

Лишь современному суждено стать старомодным.

 

* * *

 

Искусство не влияет на деятельность человека – напротив, парализует желание действовать.

 

* * *

 

В искусстве, как и в политике, деды всегда не правы.

 

* * *

 

Из всех художников, которых я знал, только бездарные были обаятельными людьми. Талантливые живут своим творчеством и поэтому сами по себе совсем неинтересны. Великий поэт – подлинно великий – всегда оказывается самым прозаическим человеком. А второстепенные – обворожительны.

 

* * *

 

Люди искусства имеют пол, но само искусство пола не имеет.

 

* * *

 

Я всегда считал и теперь считаю, что эгоизм – это альфа и омега современного искусства, но, чтобы быть эгоистом, надобно иметь эго. Отнюдь не всякому, кто громко кричит: «Я! Я!», позволено войти в Царство Искусства.

 

* * *

 

Искусство без индивидуальности невозможно. Хотя в то же время цель его – не в выражении индивидуальности. Оно существует, чтобы доставлять удовольствие.

 

* * *

 

Каждый должен быть произведением искусства – или носить на себе произведение искусства.

 

* * *

 

Лучшей школой для изучения искусства является само искусство, а не жизнь.

 

* * *

 

Мир создают певцы, и создают его для мечтателей.

 

* * *

 

Художник не стремится что-либо доказывать. Доказать можно что угодно, даже несомненные истины.

 

* * *

 

Художники, как и боги, никогда не должны покидать свои пьедесталы.

 

* * *

 

Цель искусства – раскрыть красоту и скрыть художника.

 

* * *

 

Чего нет в творце, не может быть и в творении.

 

* * *

 

Чем более искусство подражает эпохе, тем менее передает ее дух.

 

* * *

 

Ни один великий художник не видит вещи такими, каковы они в действительности.

 

* * *

 

Техника – это на самом деле личность художника. Вот почему мастер и не способен ей обучить, а подмастерье не в силах ее перенять, понять же ее может критик-художник.

 

* * *

 

Чудаки, право, эти художники! Из кожи лезут, чтобы добиться известности, а когда слава приходит, они как будто тяготятся ею. Как это глупо! Если неприятно, когда о тебе много говорят, то еще хуже – когда о тебе совсем не говорят.

 

* * *

 

На далекие века мы смотрим посредством искусства, а искусство, к счастью, никогда не передает истину.

 

* * *

 

Объектом Искусства должна быть не простая действительность, а сложная красота.

 

* * *

 

Одни лишь боги вкусили смерть. Аполлон умер, но Гиацинт, которого, по уверению людей, он убил, – до сих пор еще жив. Нерон и Нарцисс – всегда с нами.

 

* * *

 

Пробуют взывать к авторитету Шекспира – к нему всегда взывают, – и процитируют то скверно написанное место, где сказано про зеркало, которое искусство держит перед природой, забыв, что неудачный сей афоризм вложен, не без причины же, в уста Гамлета, чтобы окружающие имели лишнюю возможность убедиться в его полном безумии, когда дело касается искусства.

 

* * *

 

Главное назначение природы, видимо, в том, чтобы иллюстрировать строки поэтов.

 

* * *

 

Эхо часто прекраснее голоса, которое оно повторяет.

 

* * *

 

Искусство создает свой несравненный единственный эффект, а достигнув его, переходит к другому. А природа все повторяет да повторяет этот эффект, пока он всем не надоест до предела. В наши дни, скажем, никто, наделенный хоть зачатками культуры, не поведет речь о красоте закатов. Закаты стали совсем старомодными. Они были хороши во времена, когда последним словом живописи оставался Тернер. Вчера вечером миссис Эрендел настойчиво приглашала меня взглянуть в окно на ослепительную красоту неба, как она выразилась. И что же я увидел? Просто второсортного Тернера, к тому же все худшие его недостатки были выпячены и подчеркнуты сверх всякой меры.

 

* * *

 

Когда искусство станет разнообразнее, природа, без сомнения, тоже сделается не столь докучливо однородной.

 

* * *

 

Природа подражает искусству. Она способна продемонстрировать лишь те эффекты, которые нам уже знакомы благодаря поэзии или живописи. Вот в чем секрет очарования природы, равно как тайна ее изъянов.

 

* * *

 

Хорошо подобранная бутоньерка – единственное связующее звено между Искусством и Природой.

 

* * *

 

Искусство ни в коем случае не должно быть общедоступным. Публике надо стремиться воспитывать в себе артистизм.

 

* * *

 

Публика на удивление терпима. Она простит вам все, кроме гения.

 

* * *

 

Публика преисполнена ненасытного любопытства к чему угодно, только не к тому, что достойно внимания.

 

* * *

 

Смотреть на что-то далеко не то же самое, что видеть. Не видишь ничего, пока не научишься видеть красоту.

 

* * *

 

У красоты смыслов столько же, сколько у человека настроений. Красота – это символ символов. Красота открывает нам все, поскольку не выражает ничего.

 

* * *

 

Все прекрасное принадлежит одной и той же эпохе.

 

* * *

 

Прекрасно лишь то, что не имеет к нам касательства. Гекуба нам ничто, и как раз поэтому ее горести составляют столь благодарный материал для трагедии.

 

* * *

 

Я хотел бы напомнить тем, кто насмехается над красотой как над чем-то непрактичным, что безобразная вещь – это просто плохо выполненная вещь. В красоте – божественная экономность, она дает нам только то, что нужно; уродство расточительно, оно изводит материал впустую, уродство как в костюме, так и во всем остальном – это всегда знак того, что кто-то был непрактичен.

 

* * *

 

Красота есть высшее откровение потому, что она ничего не выражает.

 

* * *

 

Этика искусства – в совершенном применении несовершенных средств.

 

* * *

 

Не было творческой эпохи, которая вместе с тем не стала бы и эпохой критики. Ибо не что иное, как критическая способность создает свежие формы.

 

* * *

 

Я бы назвал критику творчеством внутри творчества.

 

* * *

 

Для подлинной интерпретации абсолютно необходима собственная личность.

 

* * *

 

Истинный критик обращается не к художнику, а только к публике. Он работает для нее.

 

* * *

 

Критик призван просвещать читателя; художник призван просвещать критика.

 

* * *

 

Цель критика в том, чтобы запечатлеть собственные импрессии. Это для него создаются картины, пишутся книги и обращается в скульптуру мрамор.

 

* * *

 

Критика требует куда больше культуры, чем творчество.

 

* * *

 

Лишь по той причине, что человек сам ничего не может создать, он может сделаться достойным судьей созданного другим.

 

* * *

 

Я согласен отнюдь не со всем, что я изложил в данном эссе. Со многим я решительно не согласен. Эссе просто развивает определенную художественную точку зрения, а в художественной критике позиция – все. Потому что в искусстве не существует универсальной правды. Правда в искусстве – это Правда, противоположность которой тоже истинна.

 

* * *

 

Много ли значит тема для художника столь творческого, каким является критик? Не меньше, но и не больше, чем она значит для романиста или для живописца. Он схож с ними в том, что умеет находить свои мотивы повсюду.

 

* * *

 

Творчество всегда тащится за своим веком. А направляет этот век Критика. Дух Критики и Всемирный Дух суть единство.

 

* * *

 

Творчество суживает пределы видения, созерцание же их раздвигает.

 

* * *

 

Только ведущий аукциона способен одинаково и беспристрастно восхищаться всеми школами искусства.

 

* * *

 

Существуют два способа не любить искусство. Один из них заключается в том, чтобы его просто не любить. Другой в том, чтобы любить его рационально.

 

* * *

 

Бедные рецензенты оказываются в положении репортеров при полицейском участке, расположившемся в стане литературы, и вынуждены информировать о новых преступлениях рецидивистов от искусства.

 

* * *

 

В книжках общедоступных серий принято излагать общедоступные взгляды, и дешевая критика извинительна в дешевых изданиях.

 

* * *

 

Судя по их виду, большинство критиков продаются за недорогую цену.

 

* * *

 

Карикатура – это дань, которую посредственность платит гению.

 

* * *

 

Единственная форма вымысла, в которой реальные характеры не кажутся неуместными, это история. В романе они отвратительны.

 

* * *

 

Возможно более точное описание того, что никогда не случилось, – неотъемлемая привилегия и специальность историка.

 

* * *

 

Столетия живут в истории благодаря своим анахронизмам.

 

* * *

 

О Геродоте, «отце истории»:

Геродот, вопреки мелким и низким посягательствам современных педантов, ищущих подтверждения фактам, излагаемым в его истории, может быть по праву назван Отцом Лжи.

 

* * *

 

«Французская революция» Карлейля представляет собой один из самых очаровательных исторических романов из всех, когда-либо написанных.

 

* * *

 

Вы только и делаете, что ставите историю с ног на голову.

В том и состоит наша единственная обязанность перед историей.

 

* * *

 

Ни в коем случае искусство не воспроизводит свой век. Великая ошибка всех историков заключается в том, что они по искусству эпохи судят о самой эпохе.

 

* * *

 

Даже самые благородные мужчины до чрезвычайности подвержены женским чарам. Новая история, как и древняя, дает тому множество плачевных примеров. Если бы это было иначе, то историю было бы невозможно читать.

 

* * *

 

Все великие личности рано или поздно обречены оказаться на уровне их биографов.

 

* * *

 

Каждый может творить историю, но лишь великие люди способны ее писать.

 

* * *

 

Сегодня у каждого великого человека есть ученики, а его биографию обычно пишет Иуда.

 

* * *

 

Современные мемуары обыкновенно пишутся людьми, совершенно утратившими память и не совершившими ничего, достойного быть записанным.

 

* * *

 

Если бы пещерные люди умели смеяться, история пошла бы по другому пути.

 

 

Об истине

 

Дорога к истине вымощена парадоксами. Чтобы постигнуть Действительность, надо видеть, как она балансирует на канате.

 

* * *

 

Правда редко бывает чистой и никогда не бывает простой.

 

* * *

 

Истина полностью и абсолютно создается стилем.

 

* * *

 

Язык – не сын, а отец мысли.

 

* * *

 

Истина никогда не зависит от фактов, отбирая и создавая их по своему усмотрению.

 

* * *

 

Я еще могу примириться с грубой силой, но грубая, тупая рассудочность совершенно невыносима. Руководствоваться рассудком – в этом есть что-то неблагородное. Это значит – предавать интеллект.

 

* * *

 

– Вы совершенно в этом уверены?

– Совершенно уверен.

– Ну, в таком случае это только иллюзия. Как раз того, во что твердо веришь, в действительности не существует. Такова фатальная участь веры, и этому же учит нас любовь.

 

* * *

 

Как легко обратить в свою веру других и как трудно обратить самого себя.

 

* * *

 

Истина перестает быть истиной, как только в нее уверует больше, чем один человек.

 

* * *

 

Вера не становится истиной только потому, что кто-то за нее умирает.

 

* * *

 

Всякая мысль безнравственна. Ее суть в разрушении. Ничто не может перенести воздействия мысли.

 

* * *

 

Действительно беспристрастное мнение мы высказываем лишь о том, что не представляет для нас никакого интереса, и именно поэтому беспристрастное мнение в свою очередь не представляет решительно никакой ценности.

 

* * *

 

Мысль, которую нельзя назвать опасной, вообще не заслуживает названия мысли.

 

* * *

 

Человек менее всего оказывается самим собой, говоря о собственной персоне. Позвольте ему надеть маску, и вы услышите от него истину.

 

* * *

 

По внешности не судят только самые непроницательные люди.

 

* * *

 

Ложь – это правда других людей.

 

* * *

 

Человек может поверить в невозможное, но никогда не поверит в неправдоподобное.

 

 

О религии и морали

 

Религия – распространенный суррогат веры.

 

* * *

 

Религии умирают тогда, когда бывает доказана заключенная в них истина. Наука – это летопись умерших религий.

 

* * *

 

Скептицизм – начало веры.

 

* * *

 

Что есть Истина? Если дело идет о религии, это не более чем известное мнение, которое сумело продержаться века.

 

* * *

 

Святость создается любовью. Святые – это люди, которые сильнее всего любили.

 

* * *

 

Христос умер не для того, чтобы спасти людей, а для того, чтобы научить их спасать друг друга.

 

* * *

 

Прошлое, настоящее и будущее – всего одно мгновение в глазах Бога, и мы должны стараться жить у него на глазах.

 

* * *

 

Пути богам проторяет лишь тот, чьи суждения звучат гласом паломника в пустыне.

 

* * *

 

Молитва должна оставаться без ответа, иначе это уже не молитва, а переписка.

 

* * *

 

Чудеса! Я не верю в чудеса. Я слишком много видела чудес.

Иродиада в драме Уайльда «Саломея».

 

 

* * *

 

В истины веры верят не потому, что они разумны, а потому, что их часто повторяют.

 

* * *

 

Господь, создавая человека, несколько переоценил свои силы.

 

* * *

 

Единственный апостол, который не заслуживал, чтобы ему представили доказательства существования божьего, был святой Фома, но получил их он один.

 

* * *

 

Атеизм нуждается в религии ничуть не меньше, чем вера.

 

* * *

 

Епископ в восемьдесят продолжает твердить то, что ему внушали, когда он был восемнадцатилетним юнцом, – естественно, что лицо его сохраняет красоту и благообразие.

 

* * *

 

Как теория, так и практика церкви первых веков христианства высказывалась против брака. Поэтому церковь первых веков христианства и не дожила до нашего времени.

 

* * *

 

Как только каннибалам начинает угрожать смерть от истощения, Господь, в своем бесконечном милосердии, посылает им жирного миссионера.

 

* * *

 

Милосердие порождает множество грехов.

 

* * *

 

Лучше уж сотня противоестественных грехов, чем одна противоестественная добродетель.

 

* * *

 

Лучше быть красивым, чем добродетельным. Но, с другой стороны, лучше уж быть добродетельным, чем безобразным.

 

* * *

 

Орхидея, прекрасная, как семь смертных грехов.

 

* * *

 

Трагедия бедняков – в том, что только самоотречение им по средствам. Красивые грехи, как и красивые вещи, – привилегия богатых.

 

* * *

 

Скука – единственный грех, которому нет прощения.

 

* * *

 

Ничто так не льстит нашему самолюбию, как репутация грешника.

 

* * *

 

Не грешник, а глупец – вот наибольшее из наших зол. Нет греха, кроме глупости.

 

* * *

 

У всякого святого есть прошлое, у всякого грешника – будущее.

 

* * *

 

Порочность – это миф, придуманный добродетельными людьми для того, чтобы объяснить странную привлекательность некоторых людей.

 

* * *

 

В деревне всякий может быть праведником. Там нет никаких соблазнов. Приобщиться к цивилизации – дело весьма нелегкое. Для этого есть два пути: культура или так называемый разврат. А деревенским жителям то и другое недоступно. Вот они и закоснели в добродетели.

 

* * *

 

Эстетика выше этики. Она принадлежит сфере более высокой духовности. В становлении личности даже обретенное ею чувство цвета важнее обретенного понимания добра и зла.

 

* * *

 

Нет книг нравственных или безнравственных. Есть книги хорошо написанные или написанные плохо. Вот и все.

 

* * *

 

Нравственность всегда была последним прибежищем людей, равнодушных к искусству.

 

* * *

 

Мужчина, читающий мораль, обычно лицемер, а женщина, читающая мораль, непременно дурнушка.

 

* * *

 

Нескромным поведением легче всего симулировать невинность.

 

* * *

 

Ханжа – преинтересный предмет для психологов, и хотя из всех видов позерства моральное всего отвратительнее, умение встать в позу уже чего-то стоит.

 

* * *

 

Мы приписываем нашим ближним те добродетели, из которых можем извлечь выгоду для себя, и воображаем, что делаем это из великодушия.

 

* * *

 

Нет ничего огорчительнее, чем обнаружить добродетель у человека, которого ты никогда бы в этом не заподозрил. Это все равно, что наткнуться на иголку в стогу сена. Это колет. Если у вас есть добродетель, следует предупреждать о ней заранее.

 

* * *

 

Мне кажется, хорошие люди приносят много вреда в жизни... И главный вред в том, что они придают такое огромное значение дурному. Бессмысленно делить людей на хороших и дурных. Люди бывают либо очаровательны, либо скучны. Я предпочитаю очаровательных.

 

* * *

 

Испорченного человека из меня не вышло. Многие даже утверждают, что я за всю жизнь не совершил ни одного по-настоящему дурного проступка. Разумеется, они говорят это только за моей спиной.

 

* * *

 

Мои дурные качества просто чудовищны. Когда я ночью вспоминаю о них, я сейчас же опять засыпаю.

 

* * *

 

Вы в самом деле думаете, что только слабые люди поддаются соблазну? Уверяю вас, есть такие страшные соблазны, что для того, чтобы им поддаться, нужна сила, сила и мужество.

 

* * *

 

Единственный способ отделаться от искушения – уступить ему.

 

* * *

 

Я могу устоять против всего, кроме соблазна.

 

* * *

 

Даже с самыми дурными привычками трудно бывает расстаться. Пожалуй, труднее всего именно с дурными. Они – такая существенная часть нашего «я».

 

* * *

 

Интеллектуальные абстракции всегда интересны, но моральные абстракции не значат абсолютно ничего.

 

* * *

 

«Совесть» – официальное название трусости, вот и все.

 

* * *

 

Совесть делает нас всех эгоистами.

 

* * *

 

Эгоизм не в том, что человек живет как хочет, а в том, что он заставляет других жить по своим принципам.

 

* * *

 

Думать о себе не есть эгоизм. Тот, кто не думает о себе, вообще не способен мыслить. Но крайне эгоистично требовать от ближнего мыслей и суждений, подобных своим. Зачем? Если тот способен мыслить, скорее всего он мыслит иначе. Если не способен, недопустимо требовать от него проблеска мысли.

 

* * *

 

Главный вред брака в том, что он вытравливает из человека эгоизм. А люди неэгоистичные бесцветны, они утрачивают свою индивидуальность.

 

* * *

 

Тех, кто притворяется хорошим, свет принимает всерьез. Тех, кто притворяется плохим, – нет. Такова безграничная глупость оптимистов.

 

* * *

 

Самые нелепые поступки человек совершает всегда из благороднейших побуждений.

 

* * *

 

Любить всех – значит не любить никого.

 

* * *

 

Самопожертвование – это остаток дикарского ритуала членовредительства, напоминание о том преклонении перед болью, которое в истории принесло столько зла да и сейчас каждый день требует новых жертв, воздвигнув свои алтари.

 

* * *

 

Самопожертвование следовало бы запретить законом. Оно развращает тех, кому приносят жертву. Они всегда сбиваются с пути.

 

* * *

 

Прощайте врагов ваших – это лучший способ вывести их из себя.

 

* * *

 

Чувство долга – это как раз то, что мы хотим видеть в других.

 

* * *

 

Мой долг – это то, чего я не делаю из принципа.

 

* * *

 

Благие намерения – это чеки, которые люди выписывают на банк, где у них нет текущего счета.

 

* * *

 

Великодушие не заразно.

 

* * *

 

Философия учит нас стойко переносить несчастья других людей.

 

* * *

 

Филантропы, увлекаясь благотворительностью, теряют всякое человеколюбие.

 

* * *

 

Питать симпатии к обездоленным куда как просто. Питать симпатии к мысли намного труднее.

 

* * *

 

Не говорите мне о страданиях бедняков. Они неизбежны. Говорите о страданиях гениев, и я буду плакать кровавыми слезами.

 

* * *

 

Во всеобщем сочувствии к страданиям есть нечто в высшей степени нездоровое. Сочувствовать надо красоте, ярким краскам и радостям жизни. Девятнадцатый век пришел к банкротству из-за того, что слишком щедро расточал сострадание.

 

* * *

 

Быть хорошим человеком значит быть в согласии с самим собой. Разлад – необходимость быть в согласии с другими.

 

* * *

 

Всякое влияние вредно, но благотворное влияние хуже всего на свете.

 

* * *

 

Всякое преступление вульгарно, точно так же как всякая вульгарность – преступление.

 

* * *

 

Убийство – всегда ошибка. Никогда не следует делать того, о чем нельзя поболтать с людьми после обеда.

 

* * *

 

Любой суд есть суд над чьей-либо жизнью, и любой приговор – это смертный приговор.

 

* * *

 

Можно снести любые невзгоды – они приходят извне, они случайны. Но страдать за собственные ошибки – это самое горькое, что может быть в жизни.

 

* * *

 

Что такое циник? Человек, знающий всему цену, но не знающий ценности.

 

* * *

 

Хуже Несправедливости лишь одно – Справедливость, из чьих рук вынули меч. Когда Правда не есть к тому же и Сила, она есть Зло.

 

* * *

 

До тех пор, пока в войне видят зло, она всегда будет обладать известной привлекательностью. Когда в ней научатся видеть вульгарность, она не привлечет никого.

 

 

О людях и человеке

 

Единственное, что нам доподлинно известно о человеческой Натуре, – это что она меняется. Изменчивость – единственное предсказуемое ее свойство.

 

* * *

 

Унизительно сознавать, что все мы вылеплены из одного теста, но куда же от этого деться? В Фальстафе есть нечто от Гамлета, а в Гамлете немало от Фальстафа.

 

* * *

 

Весь мир – театр, но труппа никуда не годится.

 

* * *

 

Человечество преувеличивает свою роль на земле. Это – его первородный грех.

 

* * *

 

Избранные существуют, чтобы не делать ничего. Действие и ограниченно, и относительно. Безграничны и абсолютны видения того, кто бездеятелен и наблюдателен, кто мечтателен и одинок.

 

* * *

 

Действуя, человек уподобляется марионетке. Описывая, он становится поэтом.

 

* * *

 

Только у людей действия больше иллюзий, чем у мечтателей. Они не представляют себе, ни почему они что-то делают, ни что из этого выйдет.

 

* * *

 

Недовольство – первый шаг к прогрессу как у отдельного человека, так и у народа.

 

* * *

 

Все мы барахтаемся в грязи, но иные из нас глядят на звезды.

 

* * *

 

В наш век люди слишком много читают, чтобы быть мудрыми, и слишком много думают, чтобы быть красивыми.

 

* * *

 

Величайшие события в мире – это те, которые происходят в мозгу у человека.

 

* * *

 

Истинное совершенство заключается не в том, что человек имеет, а в том, что он из себя представляет.

 

* * *

 

Истинная личность не должна быть созвучной бунтарству, она созвучна покою.

 

* * *

 

Когда человек счастлив, он всегда хорош. Но не всегда хорошие люди бывают счастливы.

 

* * *

 

Все мы готовы верить в других по той простой причине, что боимся за себя. В основе оптимизма лежит чистейший страх.

 

* * *

 

Все обаятельные люди испорченны. В этом и кроется секрет их привлекательности.

 

* * *

 

Люди интересуют меня больше, чем их принципы, а интереснее всего – люди без принципов.

 

* * *

 

Дешевые издания великих книг всегда кстати, но дешевые версии великих людей достойны презрения.

 

* * *

 

Только два сорта людей по-настоящему интересны – те, кто знает о жизни все решительно, и те, кто ничего о ней не знает.

 

* * *

 

Люди в своем большинстве живо интересуются всем на свете, за исключением того, что действительно стоит знать.

 

* * *

 

Люди стали столь трудолюбивы, что сделались безмерно глупы.

 

* * *

 

Именно те страсти, природу которых мы неверно понимаем, сильнее всего властвуют над нами. А слабее всего бывают чувства, происхождение которых нам понятно.

 

* * *

 

Зеркала отражают одни лишь маски.

 

* * *

 

Маска говорит нам больше, чем лицо.

 

* * *

 

Чувства людей гораздо интереснее их мыслей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: