Основы педиатрии и гигиены
Здоровье – способность организма приспосабливаться (адаптироваться) к постоянно-меняющимся условиям окружающей среды.
Основные разделы медицинской науки:
МЕДИЦИНА
Терапия Акушерство Педиатрия Хирургия
Педиатрия – наука о здоровом и больном ребёнке.
-изучает закономерности развития ребёнка и особенности заболеваний в детском возрасте;
-объект изучения – РЕБЁНОК.
Ребёнок – это не взрослый в миниатюре. Это своеобразный организм, для которого характерен постоянный рост и развитие, и каждому периоду свойственны морфологические и функциональные особенности.
Гигиена – наука, изучающая влияние факторов внешней среды на развитие и здоровье детей.
Гигиена детей и подростков – отрасль профилактической медицины, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, влияния этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей.
Объект изучения гигиены – групповое состояние здоровья.
Здоровье – состояние физического, психического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней (ВОЗ).
Вклад в здоровье:
- Экология – 20-25%
- Наследственность – 15-20%
- Состояние здравоохранения, организации медицинской помощи – 10-15%
Образ жизни – 50%
Вклад в здоровье ребёнка:
- Внутриутробные факторы – 60%
- Ранний возраст – 20%
- Дошкольный и младший школьный возраст – 8%
- Подростковый возраст – 12%
Факторы, влияющие на здоровье.
Факторы окружающей среды:
- психологические (стресс, взаимодействие между людьми и т.д.);
- биологические (вирусы, бактерии, паразиты и т.д.);
- химические (пыль, лекарства и т.д.);
- физические (шум, климат, влажность и т.д.);
- факторы, связанные с несчастными случаями (алкоголь, наркотики и т.д.).
Индивидуальные факторы:
- генетические;
- питание;
- заболевания;
- пол;
- возраст;
-физическое состояние;
- личностные характеристики.
Основной принцип медицины – профилактика (предотвращение)
- Первичная –не допустить болезнь
- Вторичная –профилактика обострений
- Третичная – профилактика осложнений
Диспансеризация – метод активного динамического наблюдения за состоянием здоровья всех групп населения, как здоровых, объединённых общими возрастными, физиологическими признаками или производственно-профессиональными факторами, так и больных, страдающих определёнными заболеваниями.
Диспансеризация является методом внедрения в практику здравоохранения профилактического направления.
Принципы диспансерного наблюдения:
1) раннее выявление
2) систематичность наблюдения
3) своевременно проводимое профилактическое лечение
4) оценка эффективности диспансеризации
Комплексная оценка состояния здоровья.
Критерии комплексной оценки состояния здоровья.
(С.М. Громбах, Г.Н. Сердюковская, 1982 г.)
- Анамнез (социальный, биологический, генеалогический) Наличие или отсутствие отклонений в раннем онтогенезе.
- Физическое развитие и степень его гармоничности
- Нервно-психическое развитие
- Резистентность (устойчивость)
- Уровень функционального состояния основных систем организма
- Наличие или отсутствие хронических заболеваний и пороков развития
Комплексная оценка состояния здоровья (КОЗ):
6 критериев и 5 групп здоровья
I группа) Здоровые, с нормальным морфофункциональным развитием
II группа) Здоровые, с морфофункциональными отклонениями и часто болеющие
III группа) Больные, с хроническими заболеваниями в стадии полной компенсации
IV группа) Больные, с хроническими заболеваниями в стадии неполной компенсации
V группа) Больные, с хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации
Физическое развитие
ФР – совокупность морфологический и функциональных свойств организма, характеризующих процессы роста и созревания, и обусловленных наследственностью и влиянием факторов внешней среды.
Показатели ФР детей изменчивы, т.к. детскому организму свойственны постоянный рост и развитие.
Физическое развитие зависит от:
- Унаследованных свойств (генотип)
- Факторов внешней среды (фенотип)
На ФР оказывают влияние экономические, этнические, социальные факторы, климатогеографические условия, нерациональный уход, недостатки в питании.
Рост – количественное увеличение биомассы организма
Развитие – качественные преобразования
Признаки ФР:
- Морфологические (основной признак ФР – рост)
-Функциональные
-Описательные
-Биологические
Биологические признаки:
- Пропорции тела
- Зубная формула
- Половое развитие
- Костный возраст
Ò Специальная медицинская группа для занятий физической культурой делится на две подгруппы: специальную "А" и специальную "Б".
Ò К специальной подгруппе "А" (III группа) относятся несовершеннолетние:
Ò с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
Ò с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).
При этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности, рекомендуются прогулки на открытом воздухе. Возможны занятия адаптивной физической культурой.
Ò К специальной подгруппе "Б" (IV группа) относятся несовершеннолетние, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.
Отнесенным к этой группе несовершеннолетним рекомендуются в обязательном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятельных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.