Ответ к практическому заданию 22.10.2020. Алексей Степанов




1. Урок истории невозможно представить без исторических дат. Велико значение хронологии в исторической науке, т.к. даты это то, что устанавливает ход и картину событий, их причины и последствия. Лишь выяснив время свершения события можно определить его связь с предшествующими и последующими событиями.

Педагогическая наука определила роль хронологии так, «это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари разных народов и государств». Можно дополнить эту характеристику, следующими выводами, без хронологии невозможно выявить длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников, в целом создать общую картину развития той или иной страны, народа.

Цель изучения хронологии в школе - показать последовательность исторических событий и явлений, протяженность их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени, научить определять место конкретного исторического события на «линии времени».

Цель определяет задачи:

1.обеспечить в сознании учеников правильное отражение исторического времени

2.способствовать развитию их временных представлений

3.помочь осознать формулировку «без даты – нет истории»

4.помочь научиться осваивать и запоминать важнейшие даты, а также временные категории – год, век, тысячелетие, эра.

В исторической науке даты условно подразделяются на основные и опорные. Основные даты – это те, которые определяют место исторического события в исторической периодизации. Например: Эпоха Тюркского каганата- 552-603гг; Правление хана Тауке 1680-1715гг; Восстание Сырыма Датова – 1783-1797гг; Реформа в Казахстане- 1867-1868гг; НЭП – 1921-1928гг и др.

Опорные даты способствую более четкому пониманию конкретного исторического события, помогают определить характер, значимость изучаемого исторического события, раскрывают сложное и объемное его содержание, иногда одна дата может заменить целый рассказ, для учащихся с высокой учебной мотивацией.

Приведу примеры опорных дат: 552г – каган Бумынь совершил поход против Жужанского каганата, 1785г – Сырым Датов организовал съезд старшин и отстранил Нуралы от власти, 1865г - организована «Степная комиссия», без работы которой не было бы реформы 1867-1868гг.

Подытоживая напомню, что в обучении истории заучивание дат не может быть само­целью. Задача хронологии — установление временных отно­шений между изучаемыми фактами, что, в свою очередь, служит опорой для сознательного усвоения школьниками системы исторических знаний, для лучшего уяснения пос­ледовательности исторических фактов.

 

2. Работая с хронологией, учитель может использовать сле­дующие приемы и виды деятельности.

1. При изучении нового материала учитель должен фиксировать внимание на называемых датах. В речи следует выделять даты (как и новые имена и термины) интонацией, четко записать дату на доске, а если изучаемая дата важна для запоминания, то стоит вернуться к ней во время повторения и закрепления в конце урока.

2. Необходимо познакомить учащихся со структурой хронологической таблицы, указать, в какой колонке записаны даты, а в какой — относящиеся к ним события, и, убедившись, что ученики это поняли, дать задание найти дату определен­ного события в хронологической таблице (или обратное задание: отыскать, к какому событию относится та или иная дата).

3. Новую изученную дату иногда стоит увязать с имею­щимися хронологическими знаниями школьников. Это лег­ко осуществить с помощью заданий следующего рода: «Сколько времени прошло с такого-то до такого-то события?», «Сколько лет продолжалась война?», «Сколько лет жил (правил) тот или иной исторический деятель?» и т. п.

4. Далее можно научить школьников самих датировать факт, отталкиваясь от известной даты. Когда учитель говорит, например: «Прошло 2 года после разорения Козельска», уча­щиеся вполне могут определить, о каком времени идет речь. В учебнике М.Т. Студеникина «История России. 2 класс» на с. 90 есть такая фраза: «На том месте, где Ярослав Мудрый одержал победу над печенегами, был построен Софийский собор. В 1997 году ему исполнилось 960 лет». Само собой напрашивается задание: рассчитать, в каком году был построен этот храм.

5. После того как учащиеся овладели понятием «век», следует давать им задания на соотнесение сообщаемых дат с веком или его частью (при этом учащиеся должны научиться опери­ровать понятиями «начало», «конец», «серединавека», «первая половина века» и т. д.). При этом следует помнить, что эмоциональный рассказ нецелесообразно перебивать хронологическими расчетами, и задания такого рода стоит относить к заключительной части урока — к закреплению изученного.

6. Образно-символическое обозначение даты — один из пло­дотворных приемов работы с хронологией, позволяющий уче­никам связать дату с ярким образом, что значительно упрощает ее запоминание. Когда изучается какое-то событие, учитель дает ученикам задание — изобразить на альбомном листе рису­нок, достаточно простой, но содержащий яркий образ, который сразу напомнит об этом событии (например, после изучения темы «Куликовская битва» учащиеся могут нарисовать двух сражающихся всадников, что будет символизировать поединок Пересвета с Челубеем, и т. п.). Подписью к такому рисунку слу­жит дата. В сознании школьников историческое событие и его дата останутся прочно связанными с символическим образом, который они сами создали. Лучшие из рисунков могут быть ото­браны учителем для классного исторического календаря.

7. Работа с образно-символическими обозначениями дат поможет собрать материал для исторического календаря, который сделают сами школьники по типу знакомых им пере­кидных или отрывных календарей (но большего формата). Такой импровизированный календарь состоит из рисунков учащихся и хронологических подписей к ним. Он размещается в кабинете, и после того как пополнится определенным числом рисунков-дат, учитель может обращаться к нему в связи с наступлением годовщины той или иной даты, освежая в памяти школьников события прошлого. Обращение к ка­лендарю может стать традиционной частью урока, открыва­ющей или завершающей его.

8. Соотнесение даты с событием — достаточно распрост­раненное задание для учащихся, встречающееся во многих методических разработках, рабочих тетрадях и т.п. Но в на­чальной школе этот вид работы может быть использовантолько после ознакомления учащихся с достаточным объе­мом хронологического материала.

9. Если учащиеся запомнили значительное число дат, то им могут быть под силу задания на составление логических цепочек дат. Школьники должны для этого уметь не только сопоставлять даты и события, но и классифицировать эти со­бытия, выявлять существенно общее между ними. Тогда бу­дет возможно составить из событий и дат логические цепочки. После этого учитель может предложить ученикам продолжить логическую цепочку. Например, цепочку — 1223, 1238, 1380 (символизирующую для учащихся борьбу Руси с монгольски­ми и ордынскими завоевателями) следует завершить датой из того же логического ряда — 1480. Умение составлять логи­ческие цепочки с самым разнообразным материалом (вклю­чая и хронологический) учащиеся могут развить с помощью игры «Я знаю пять...».

10. Овладение умением составлять логические цепочки дат позволит ученикам принять участие в игре «Четвертый лишний» на хронологическом материа­ле. Учащимся следует выявить внутреннюю связь между тремя из четырех представленных дат и указать на ту, кото­рая выбивается из логического ряда.

11. Когда у школьников будет накоплен определенный «багаж» хронологических фактов, им целесообразно давать задания на восстановление последовательности историчес­ких событий. Допустим, учащиеся записывают диктуемые вразнобой события, а затем, вспомнив их даты, расставляют их в хронологическом порядке. Например Куликовская бит­ва, первое упоминание о Москве, Ледовое побоище, Крещение Руси, поход Батыя на Русь.

12. Работа с лентой времени. Лента времени — это наглядное изображение течения времени. Время представлено в фор­ме луча или прямой, правый конец которой обращен в будущее, а левый — выходит из прошлого. На линии, символизирую­щей время, отмечаются точки, означающие даты тех или иных событий, а также отрезки, отражающие периоды длительной протяженности (Средние века, Новое время и пр.). Учащихся можно попросить нарисовать подобную ленту времени в тетра­дях и отмечать на ней условными символами изучаемые собы­тия. Лента времени дает наглядное представление о том, что было раньше, что было позже, облегчает расчеты, связанные с опре­делением времени, отделяющего события друг от друга, и т. п.

13. Одновременно с овладением умением работы с лентой времени учащиеся могут попрактиковаться в составлении соб­ственной хронологической таблицы в тетради по образцам, помещенным в учебниках и иных пособиях. То есть когда уча­щиеся усваивают новую дату, они вносят ее в хронологичес­кую таблицу, которая ведется в течение года в конце тетради.

14. Очень эффективный способ работы по запоминанию хро­нологического материала — использование карточек. На карточках в четверть альбомного листа фломастерами разных цветов ученики пишут даты (каждую дату определенным цве­том или набором цветов, это упрощает проверку правильности выполнения учащимися заданий учителя). Учитель просит учащихся поднять карточку с датой названного им события (например, первое упоминание о Москве, Ледовое побоище, Крещение Руси, поход Батыя на Русь, основание Петербур­га...). Такая работа может проводиться на уроках с опреде­ленной периодичностью, стать хорошей разминкой для детей в ходе урока.

Приемы изучения хронологии. В младших классах – личный пример, жизнь самого ученика, его родителей, братьев. Вектор времени начертить. Ставится цифра 0. До нуля – до нашей эры, после 0 – наша эра. 0 – рождение Иисуса Христа.

 

Навыки работы с хронологией отрабатываются в начальной школе. Надо объяснить, что до нашей эры был другой порядок. Чем ближе к новой эре – тем меньше цифра. Чем дальше – тем цифра больше. Цифровая нумерация веков согласно римскому исчислению. Отработать римские цифры.

Отработать что такое начало века, середина, вторая половина.

Хронология хорошо отрабатывается путем составления хронологических таблиц. Например, эра или год в левой колонке. Далее в каждой графе различные страны, и что в этот год произошло. Т.о. можно сопоставлять и сравнивать различные события, произошедшие в одно время, и делать выводы о равномерности или неравномерности развития стран.

Хорошо сравнивать различные системы летоисчисления. Например, в Китае - царствования императоров. В Риме – основание Рима. В Греции – первые олимпийские игры. Говорить об относительно хронологии.

Синхронистические таблицы можно строить на основании сравнения событий из внешней политики и культуры. Это позволяет сравнивать разные явления. Т.е. не обязательно сравнивать события в разных странах. А можно сравнивать события в одной и той же стране, но в разных областях, например внешняя политика и культура.

Можно дать на дом продолжение таблицы.

Методисты рекомендуют увязывать новую дату с хронологическими данными учащихся по предшествующим периодам. Например, сколько лет прошло со времени какого-то события? Или сколько веков прошло? Чтобы виден был временной разрыв между явлениями.

3. Существуют различные приемы запоминания. Это глубоко индивидуально. Все запоминают даты по-разному. Некоторые зубрят. Кто-то запоминает зрительно, хорошо развита фотографическая память. Можно выписывать на карточку, в тетрадочку.

Есть приемы. Например, запоминание, основанное на смысловых связях. Проще сего дату соотносить со столетием. Потом хорошо вспомнить царя, императора, князя, который тогда находился на престоле, чтобы потом соотнести дату со временем его правления. Рекомендуют вспоминать время года: зима, лето, весна, осень. Летом все цвело и пахло. Зимой – холодно. Весной – все тает, слякоть. Попытаться перенестись в это время.

Можно запоминать даты на основании соотнесения с другими событиями.

Можно соотносить события мировой истории.

Можно запоминать путем ассоциаций.

Можно в стихотворной форме.

Хорошо даты выписывать в отдельный словарик. Нужно иметь словарь для терминов и тетрадь для записи важнейших дат. Хорошо иметь тетрадь записи основных событий.

4. Эффективными для запоминания дат являются задания-игры по хронологии.

Простое задание: Указать дату события. Или перечислить последовательность событий – а напротив ученики должны поставить даты. Или определить события по дате. Дать даты, а ученики должны соотнести с событиями.

Задания: соотнести событие и дату. В одном столбике события, в другом даты в перемешанном порядке. Нужно поставить стрелочки. Иногда появляется 3й столбик, куда попадают личности, полководцы. Нужно соотнести события, даты с именами личностей.

Можно составлять хронологические ряды. Выстраивать события в правильной хронологической последовательности. Эти задания попадаются на вступительных экзаменах.

Задание: назвать лишнюю дату. Например, несколько дат связаны с внешней политикой, а одна – с внутренней. Ее надо найти и убрать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: