вопрос «Передние» (эфферентная моторная и динамическая) формы афазии и их характеристика.




Э фферентная моторная афазиясимптомы и синдромы 3 блока, очаг в глубине примоторной области. Распадается грамотный строй речи. В тяжелых случаях остаются только существительные в именительном падеже (телеграфный стиль). Нарушено ударение, интонация. Скандированный или монотонный характер речи, слоговая структура слова.

(задняя часть 3-ей лобной извилины 44, 45 поля, зона Брока) Нарушение кинетической (двигательной) организации речи чёткой временной последовательности, трудности переключения с одного артик. движения к другому, В норме она обеспечивает плавную смену одного орального или артикуляционного акта другим, что необходимо для слияния артикуляций в сукцессивно последовательно организованные ряды — «кинетические двигательные мелодии». При очаговых поражениях премоторной зоны возникает патологическая инертность артикуляторных актов, появляются персеверации, препятствующие свободному переключению с одной артикуляционной позы на другую. В результате речь больных становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Эти дефекты произносительной стороны речи вызывают системные расстройства и других сторон речевой функции: чтения, письма, а частично и понимания речи. Таким образом, в отличие от афферентной моторной афазии, где артикуляционная апраксия относится к единичным позам, при эфферентной она относится к их сериям. Больные относительно легко произносят отдельные звуки, но испытывают существенные затруднения при произнесении слов и фраз.

Д инамическая афазияочаги в префронтальной коре слева. Нет желания говорить, нет речевой интенции, нет речевого замысла.

(10, 46. частично 45) Обусловлена поражением мозга в заднелобных отделах левого полушария, расположенных впереди от зоны Брока. Основным речевым дефектом при этой форме афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания. При динамической афазии правильно произносятся отдельные звуки, повторяются без артикуляторных трудностей слова и короткие предложения, однако коммуникативная функция речи все же оказывается нарушенной. При грубой выраженности расстройства отмечается не только речевая, но и общая аспонтанность, безынициативность, возникает выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда как бы механически повторяются за собеседником не только произнесенные им слова, вопросы, но и движения.

Нарушение экспрессивной речи. Существует несколько вариантов динамической афазии, характеризующихся разной степенью нарушения коммуникативной функции, от полного отсутствия экспрессивной речи до некоторой степени нарушения речевой коммуникации. В основе динамической афазии лежит нарушение внутреннего программирования высказывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз. Больные нуждаются в постоянной стимуляции речи. Их речь отличается примитивностью синтаксической структуры, наличием речевых шаблонов, при этом не наблюдается аграмматизма.

Центральным звеном при динамической афазии является нарушение спонтанного развернутого высказывания. При пересказе по сюжетной картинке произносятся отдельные, не связанные между собой фрагменты, не выделяются основные смысловые звенья; например; «Вот... у хозяина была курица... и золотые яйца... и он ее убил,., вот!»

В настоящее время выделены два варианта динамической афазии. Вариант I характеризуется преимущественным нарушением функции речевого программирования, в связи с чем больные пользуются в основном готовыми речевыми штампами, не требующими специальной «деятельности программирования». Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге При варианте II преобладают нарушения функции грамматического структурирования: в речи больных данной группы выражен экспрессивный аграмматизм, который проявляется в виде ошибок «согласования», а также явлений «телеграфного стиля».

 

 

12 вопрос: Задние формы афазии (афферентная моторная, акустико-гностическая, акустико-мнестическая, семантическая) и их характеристика.

 

Афферентная моторная афазия – в основе оральная апраксия (очаг слева), симптомы – грубо нарушено звукопроизношение, нарушение носит стойкий хар-р. Один и тот же звук по разному, в тяжелых случаях речь пропадает. В легких случаях многочисленные литеральные ошибки. Нарушено письмо и чтение.

А фферентная моторная афазия (7,40, частично 5) Обусловлена поражением нижних отделов постцентральной зоны мозга. Это одно из самых тяжелых речевых расстройств. Центральным расстройством является нарушение кинестетической афферентации произвольных оральных движений. Больные теряют способность совершать по заданию те или иные движения языком, губами и другими органами артикуляции. Непроизвольно эти движения могут быть легко выполнены ими, поскольку не имеется парезов(снижение мышечной силы, полная неспособность к выполнению движений), ограничивающих объем оральных движений. Это носит название оральной апраксии. существуют два варианта афферентной моторной афазии. Первый характеризуется нарушением пространственного, симультанного синтеза движений различных органов артикуляционного аппарата и полным отсутствием ситуативной речи при грубой выраженности расстройства.

Второй вариант, носящий в клинике название «проводниковой афазии», отличается значительной сохранностью ситуативной, клишеобразной речи при грубом распаде повторения, называния и других произвольных видов речи. Этот вариант афферентной моторной афазии характеризуется преимущественно нарушением дифференцированного выбора способов артикуляции и симультанным синтезом звуковых и

слоговых комплексов, входящих в слово. (Афферентная - не может осуществить движение органами речи по инструкции)

 

Акустико-гностическая (Сенсорная афазия, Вернике) – очаг в задней 3-ей височной извилине, левого полушария. Грубо нарушен фонематический слух, плохо понимают речь. Признаки: нарушение слуха, контроль за собственной речью, много в речи материальных парафозий (звуковых замен). Типичны поиски слов, нарушено письмо, особенно под диктовку. Вторично страдает вербальное мышление, общение при этом активное, сохранна интонация, живая мимика и жестя.

(22поле –з.Вернике. 41-42 поля - задняя треть верхней височной извилины левого полушария) нарушение понимания речи. механизм: нарушение фонематического восприятия. Не критичны к своему состоянию. Нарушение предметной отнесенности слова из-за распада звуковой структуры. Нарушение значения слова, которое часто замещается сохранным смыслом. Снижение уровня вербального обобщения.

Акустико-мнестическаяОчаг в средней височной извилине, сужение слуховой памяти. Повышенная подвижности следов интерференции (одна информационная накладка на др.) Нарушается понимание обращенной речи – понимаются последние 2—3 слова. Трудности коминативной функции речи т.е. больной затрудняется при назывании предметов. В речи много вербальных парафозий т.е. замена слов по сходству ассоциаций (стол=стул)

афазии (21, 37- средние и задние отделы височной доли левого полушария)- — снижение слухоречевой памяти, которое вызвано повышенной тормозимостью слуховых следов и сужением объема памяти. При восприятии каждого нового слова и его осознании больной утрачивает предыдущее слово: новый слухоречевой материал будто «затирает» в памяти след предыдущего. Центральный симптом – нарушение понимания речи. Страдает различения ритмов.

Трудности актуализации слова (мучительно ищет слово), аграмматизмы в роде, числе, падежном окончании), отчуждение смысла слов, нарушение понимания слов, много глаголов, мало сушествительных, на письме путает буквы по звонкости-глухости (б-п,д-т), твердости-мягкости (л-ль,т-ть), счёт (переход через 10). Дефицит словесных средств общения замещают мимикой, жестикуляцией, сохранной интонацией.

Семантическая афазия Данная форма афазии возникает при поражении теменно-затылочного отделов доминантного левого полушария у правшей. Первичный дефект, который лежит в основе данного синдрома — трудности в восприятии логико-грамматических структур, страдает одновременный симультанный анализ и синтез явлений.

У больных с семантической афазией наблюдаются затруднения в выполнении заданий, которые содержат сложные синтаксические структуры.[1][2] Страдает симультанный анализ и синтез, или возможность оценки пространственных или «квазипространственных» отношений. При восприятии простых предложений не нарушены восприятие и понимание предложений, однако при введении сложных синтаксических структур больные не могут понять смысл предложения[1][2][3]. Речь как автоматизированная деятельность у больных сохранена. Письмо и чтение замедляются ввиду непонимания больным квазипространственных отношений.

Как пишет А. Р. Лурия[3], «это нарушение заключается в том, что непосредственный образ, скрывающийся за словом, или его непосредственная предметная отнесённость остается сохранным, вся же кроющаяся за словом система связей и отношений оказывается глубоко нарушенной».

 

(39-зона перекрытия) характеризуется нарушением работы теменно-височно-затылочной области. Утрачивается способность воспринимать сложные словосочетания, связанные между собой предлогами или союзами, парафазии (замены звуков, слов, мармер-парикмахер), трудности понимания личных местоимений, речь может отсутствовать, аграмматизмы. Хорошо понимают значение отдельных предлогов (кладут карандаш под ложку, ложку справа от вилки), но затрудняются в расположении 3 предметов по инструкции. Еще большие трудности испытывают при расположении геометрических фигур, не в состоянии решить логико-грамматическую задачу (нарисуй крест под кругом и над квадратом), не ориентируются в сравнительных словосочетаниях (кто выше, ниже, кто самый высокий). Наибольшие трудности возникают в решении логико-грамматических словосочетаний, передающих «коммуникацию отношений» типа «брат отца» — «отец брата», которые можно решить, лишь соотнося с определенными смысловыми категориями: дядя —брат —отец. Утрачивается понимание метафор, пословиц, поговорок, крылатых слов, не обнаруживается в них переносный смысл. Экспрессивная речь отличается сохранностью артикуляторной стороны речи. Однако могут отмечаться выраженные амнестические трудности, подсказка первого слога или звука слова помогает больному. Слова заменяются описанием функции предмета: «Ну, это то, через что смотрят на улицу» или «Это то, что показывает время». Письменная речь отличается бедностью, стереотипностью синтаксических форм, в ней малосложносочиненных и сложноподчиненных предложений, сокращается употребление прилагательных. Наблюдаются грубые нарушения счетных операций. Больные смешивают направление действий при решении арифметических примеров, испытывают трудности при действии с переходом через десяток, с трудом записывают со слуха многозначные числа. Например, вместо числа 1081 человек записывает 1801, 1108, так как затрудняется в определении разрядности числа. Нарушения счета проявляются в трудностях понимания текста задач, так как они включают те же логические элементы больше —меньше, дальше —ближе, на столько, во сколько раз и т. д

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: