Основные виды педагогической деятельности




Тема 2. Профессиональная деятельность и личность педагога

1. Сущность педагогической деятельности.

Смысл педагогической профессии. Цели и задачи педагогической деятельности.

2. Основные виды педагогической деятельности

Воспитательная работа. Преподавание.

3. Структура педагогической деятельности

Конструктивная деятельность. Организаторская деятельность. Коммуникативная деятельность. Гностическая деятельность.

4. Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально обусловленные требования к личности педагога

Профессиональная готовность к педагогической деятельности. Аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения. Мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные и умения педагогического общения. Компетенции педагогической техники. Профессиограмма как модель личности учителя.

 

 

Сущность педагогической деятельности

Что такое деятельность?

Доктор пед.наук Иван Подласый определяет понятие «деятельность», как многообразие занятий человека – все то, что он делает.

Смысл пед.профессии выявляется в деятельности, которую осуществляет ее представители и которая называется педагогической.

Пед.деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития и п одготовку к выполнению соц.ролей в обществе.

Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере СМИ.

Однако, в первом случае эта деятельность является профессиональной, а во втором – общепедагогической, которую вольно и невольно осуществляет каждый человек по отношению к окружающим людям и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Пед. Деятельность как профессия имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, училищах, средних и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.

Пед.деятельность – это профессиональная деятельность, осуществляемая в ОУ.

Системообразующей характеристикой деятельности, в т.ч. и педагогической является цель (А.Н.Леонтьев).

Цель пед.деятельности связана с реализацией цели воспитания – это создание условий для гармонического развития личности, подготовки подрастающего поколения к труду и жизни в обществе.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создать личностно-развивающую среду

2. Организовать разнообразные виды деятельности учащихся: учебную, трудовую, игровую

3. Организовать упражнения видами деятельности учащихся и развитие познавательного процесса

Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства пед.деятельности, является пед.действие как единство целей и содержания.

Понятие о пед.действии выражает то общее, что присуще всем формам пед.деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. Деятельность учителя-воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчисляемого множества задач различных типов, классов и уровней. Специфической особенностью пед.задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Решение взаимосвязанного ряда пед.задач очень трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм все же существует, то применение его разными педагогами может привести к различным результатам.

Таким образом, для проникновения в сущность пед.деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий, результата.

 

Основные виды педагогической деятельности

Традиционно основными видами деятельности пед.професии является преподавание и воспитательная работа.

Критерии Преподавание Воспитательная работа
Понятие Это такой вид пед.деятельности, который преимущественно направлен на познавательную деятельность школьников Это такой вид пед.деятельности, который направлен на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности
Основная форма осуществления Урок Нет жестких рамок
Время Жесткие временные ограничения Нет жестких рамок
Подготовительный период Нет взаимодействия Подготовительный период более длительный, чем основной
Результаты Практически однозначно определяются деятельностью учителя Воспитатель должен считаться с другими влияниями на воспитанника
Критерий эффективности Достижение поставленной цели. Позитивные изменения в сознании воспитанника, которые проявляются в поведении и поступках
Содержание Проходит согласно программе Нет возможности полностью и однозначно определить содержание

 

Таким образом, профессиональная подготовка учителей имеет целью формирование их готовности к управлению целостным пед.процессом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: