Тема 2. Профессиональная деятельность и личность педагога
1. Сущность педагогической деятельности.
Смысл педагогической профессии. Цели и задачи педагогической деятельности.
2. Основные виды педагогической деятельности
Воспитательная работа. Преподавание.
3. Структура педагогической деятельности
Конструктивная деятельность. Организаторская деятельность. Коммуникативная деятельность. Гностическая деятельность.
4. Учитель как субъект педагогической деятельности и профессионально обусловленные требования к личности педагога
Профессиональная готовность к педагогической деятельности. Аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения. Мобилизационные, информационные, развивающие, ориентационные, перцептивные и умения педагогического общения. Компетенции педагогической техники. Профессиограмма как модель личности учителя.
Сущность педагогической деятельности
Что такое деятельность?
Доктор пед.наук Иван Подласый определяет понятие «деятельность», как многообразие занятий человека – все то, что он делает.
Смысл пед.профессии выявляется в деятельности, которую осуществляет ее представители и которая называется педагогической.
Пед.деятельность – это особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений к младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для личностного развития и п одготовку к выполнению соц.ролей в обществе.
Очевидно, что эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, руководители предприятий и учреждений, производственные и другие группы, а также в известной мере СМИ.
|
Однако, в первом случае эта деятельность является профессиональной, а во втором – общепедагогической, которую вольно и невольно осуществляет каждый человек по отношению к окружающим людям и по отношению к самому себе, занимаясь самообразованием и самовоспитанием. Пед. Деятельность как профессия имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, училищах, средних и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки.
Пед.деятельность – это профессиональная деятельность, осуществляемая в ОУ.
Системообразующей характеристикой деятельности, в т.ч. и педагогической является цель (А.Н.Леонтьев).
Цель пед.деятельности связана с реализацией цели воспитания – это создание условий для гармонического развития личности, подготовки подрастающего поколения к труду и жизни в обществе.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1. Создать личностно-развивающую среду
2. Организовать разнообразные виды деятельности учащихся: учебную, трудовую, игровую
3. Организовать упражнения видами деятельности учащихся и развитие познавательного процесса
Основной функциональной единицей, с помощью которой проявляются все свойства пед.деятельности, является пед.действие как единство целей и содержания.
Понятие о пед.действии выражает то общее, что присуще всем формам пед.деятельности (уроку, экскурсии, индивидуальной беседе и т.п.), но не сводится ни к одной из них. Деятельность учителя-воспитателя по своей природе есть не что иное, как процесс решения неисчисляемого множества задач различных типов, классов и уровней. Специфической особенностью пед.задач является то, что их решения практически никогда не лежат на поверхности. Кроме того, искомое не представлено в четких формулировках: оно вырабатывается на основе прогноза. Решение взаимосвязанного ряда пед.задач очень трудно поддается алгоритмизации. Если же алгоритм все же существует, то применение его разными педагогами может привести к различным результатам.
|
Таким образом, для проникновения в сущность пед.деятельности необходимо обратиться к анализу ее строения, которое можно представить как единство цели, мотивов, действий, результата.
Основные виды педагогической деятельности
Традиционно основными видами деятельности пед.професии является преподавание и воспитательная работа.
Критерии | Преподавание | Воспитательная работа |
Понятие | Это такой вид пед.деятельности, который преимущественно направлен на познавательную деятельность школьников | Это такой вид пед.деятельности, который направлен на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармонического развития личности |
Основная форма осуществления | Урок | Нет жестких рамок |
Время | Жесткие временные ограничения | Нет жестких рамок |
Подготовительный период | Нет взаимодействия | Подготовительный период более длительный, чем основной |
Результаты | Практически однозначно определяются деятельностью учителя | Воспитатель должен считаться с другими влияниями на воспитанника |
Критерий эффективности | Достижение поставленной цели. | Позитивные изменения в сознании воспитанника, которые проявляются в поведении и поступках |
Содержание | Проходит согласно программе | Нет возможности полностью и однозначно определить содержание |
Таким образом, профессиональная подготовка учителей имеет целью формирование их готовности к управлению целостным пед.процессом.