ВАРИАНТ 2
1. Кого называли «отцом философии»:
| а) | Сократ |
| б) | Аристотель |
| в) | Пифагор |
| г) | Фалес |
2. Мировоззрение – это:
| а) | совокупность знаний, которыми обладает человек |
| б) | совокупность взглядов, оценок, эмоций, характеризующих отношение человека к миру и к самому себе |
| в) | отражение человеческим сознанием тех общественных отношений, которые объективно существуют в обществе |
| г) | система адекватных предпочтений зрелой личности |
3. Гносеология – это:
| а) | учение о развитии и функционировании науки |
| б) | учение о природе, сущности познания |
| в) | учение о логических формах и законах мышления |
| г) | учение о сущности мира, его устройстве |
4. Для дуализма характерен тезис:
| а) | первично сознание, материя независимо от сознания не существует |
| б) | материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга |
| в) | это строгая непротиворечивая система суждений о природе |
| г) | первично сознание, материя не существует |
5. Агностицизм – это:
| а) | направление в теории познания, полагающее, что адекватное познание мира невозможно |
| б) | недоверие чувственному опыту |
| в) | философская позиция, рассматривающая все явления мира в их взаимной связи и развитии |
| г) | отрицание рациональных путей познания мира |
6. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:
| а) | проблема познаваемости мира |
| б) | проблема первичности материи или духа |
| в) | проблема первоначала |
| г) | проблема природы человеческой души |
7. Положение: «Число есть сущность и смысл всего, что есть в мире», принадлежит:
| а) | Пифагору |
| б) | Протагору |
| в) | Евклиду |
Кто из античных философов учил, что первопричина мира и его первооснова – это огонь?
| а) | Фалес |
| б) | Гераклит |
| в) | Платон |
| г) | Демокрит |
Какой путь ведет, по словам Парменида, к представлению о единстве и неподвижности бытия?
| а) | путь наблюдения |
| б) | путь самопознания |
| в) | путь убеждения |
| г) | путь фантазии |
10. Согласно апории Зенона «Ахиллес»...
| а) | Ахиллес быстро догонит черепаху |
| б) | Ахиллес будет долго гнаться за черепахой |
| в) | Ахиллес никогда не догонит черепаху |
| г) | Ахиллес вообще не сдвинется с места |
11. Кто среди названных – представитель софистики?
| а) | Зенон |
| б) | Парменид |
| в) | Демокрит |
| г) | Протагор |
12. В античности заслуга открытия сверхчувственного мира идей принадлежит:
| а) | Пифагору |
| б) | Сократу |
| в) | Платону |
| г) | Аристотелю |
Какое знание Демокрит называл «подлинным» в отличие от «темного»?
| а) | интуитивное |
| б) | мистическое |
| в) | чувственное |
| г) | рациональное |
14. Первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрождения:
| а) | Н. Кузанский |
| б) | Дж. Бруно |
| в) | Л. да Винчи |
| г) | Пико делла Мирандола |
15. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
| а) | Бога |
| б) | Человека |
| в) | Природы |
| г) | Космоса |
16. Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:
| а) | Креационизм |
| б) | Диалектика |
| в) | Дуализм |
| г) | Монотеизм |
17. Средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского богословия и логики Аристотеля:
| а) | Апологетика |
| б) | Патристика |
| в) | Схоластика |
| г) | Экзегетика |
Кто автор изречения «достоверно, ибо нелепо» (в искаженной передаче: «верую, ибо абсурдно»)?
| а) | Августин |
| б) | Боэций |
| в) | Ориген |
| г) | Тертуллиан |
19. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:
| а) | Антропоцентризм |
| б) | Природоцентризм |
| в) | Теоцентризм |
| г) | Космоцентризм |
20. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
| а) | Гуманизм |
| б) | Природоцентризм |
| в) | теоцентризм |
| г) | идеализм |
21. Философ, говоривший об особом статусе человека в мироздании и место его в иерархии сущностей – результат его собственного, а значит ответственного выбора:
| а) | Н. Кузанский |
| б) | Дж. Пико дела Мирандола |
| в) | Р. Декарт |
| г) | Ф. Бэкон |
22. Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:
| а) | Фр. Петрарка |
| б) | Фома Аквинский |
| в) | Дж. Бруно |
| г) | К. Птолемей |
23. Основное утверждение рационализма заключается в том, что:
| а) | разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека |
| б) | главенствующую роль в науке играет эксперимент |
| в) | познание мира возможно благодаря божественному откровению |
| г) | суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком |
В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался
| а) | материалистического монизма |
| б) | дуализма |
| в) | плюрализма |
| г) | агностицизма |
Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать
| а) | диалектика |
| б) | индукция |
| в) | дедукция |
| г) | эвристика |
26. Кому принадлежит высказывание «знание – сила (власть)»:
| а) | Дж. Беркли |
| б) | Дж. Локк |
| в) | Т. Гоббс |
| г) | Ф. Бэкон |
Разделил действительность на «мир вещей в себе» и «мир явлений»
| а) | Гегель |
| б) | Шеллинг |
| в) | Кант |
| г) | Декарт |
28. И. Кант считает, что пространство и время:
| а) | существуют независимо от нашего сознания |
| б) | являются формами бытия вещей |
| в) | это категории материи |
| г) | есть врожденные, доопытные формы чувственности |
29. Философ, утверждавший: развитие мира происходит поступательно – от низших форм к высшим; источник развития коренится в противоречиях:
| а) | Гегель |
| б) | Шеллинг |
| в) | Кант |
| г) | Декарт |