Кто такие истинные патриоты?




Согласно пониманию Льва Толстого, это люди, которые ощущают духовное единение с народом и видят войну величайшим бедствием в мире. В решающую для Родины минуту они готовы подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа, пожертвовать своим имуществом и жизнью ради общей победы.

«Должны совпасть интересы отдельно взятых людей, составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчёл, когда из движения отдельных величин рождается общее движение», ‒ пишет Толстой о природе патриотизма.По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен.

В главе V третьей части тома III Толстой авторской характеристикой подводит итог поведению мирных жителей: «Начиная от Смоленска, во всех городах и деревнях русской земли, без участия графа Растопчина и его афиш, происходило то же самое, что произошло в Москве. Народ с беспечностью ждал неприятеля, не бунтовал, не волновался, никого не раздирал на куски, а спокойно ждал своей судьбы, чувствуя в себе силы в самую трудную минуту найти то, что должно было сделать. И как только неприятель подходил, богатейшие элементы населения уходили, оставляя своё имущество; беднейшие оставались и зажигали, и истребляли то, что оставалось… Они ехали потому, что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве. Под управлением французов нельзя было быть: это было хуже всего … они уезжали каждый для себя, а вместе с тем, только вследствие того, что они уехали, и совершилось то величественное событие, которое навсегда останется лучшею славой русского народа». В этом, по Толстому, и проявилась «скрытая теплота патриотизма» с его естественной, от души идущей силой.

Надо заметить, что у Льва Толстого истинный патриотизм – чувство стихийное, неподвластное разуму. Оно управляет «движением человеческого роя» и способно объединять людей.

Стихийное чувство патриотизма способно захватить самое чёрствое сердце. Это мы видим на примере купца Ферапонтова. Одержимый жаждой наживы скупой Ферапонтов не хотел покидать Смоленск и оставлять нажитое добро. Он даже побил свою жену, которая умоляла его уехать. Ферапонтов готов спорить из-за каждой копейки. «Мужики по три рубля с подводы просят ‒ креста на них нет!», ‒ возмущается купец. Он завидует своему конкуренту Селиванову, сумевшему выгодно продать муку для армии.

Но начинается обстрел Смоленска и звучат слова о сдаче города. Ферапонтов видит в своей лавке солдат, он сам вытаскивает товары на улицу, чтобы отдать им. Купец, который трясся над каждым рублём, отдал все свои товары солдатам и поджёг своё имущество, чтобы оно не досталось французам. Мысли об имуществе исчезают, купца захватывает ненависть к врагу и жажда борьбы. Личное отступает перед общим.

Мужики Карп и Влас отказываются продавать французам «за хорошие деньги, которые им предлагали, сено», тем самым подрывая силы неприятеля.

Истинных патриотов в эпопее «Война и мир» много. Толстой убеждает нас, что истинными патриотами могут быть только те дворяне, которые постигают дух народа, для которых не может быть счастья вне покоя и благоденствия их страны.

Прежде всего это семья Ростовых. В то время, когда дворяне спешно покидают Москву, стараясь спасти своё имущество, Ростовы отдают подводы, чтобы вывезти из города раненых солдат. Они готовы жертвовать не только имуществом, но и жизнью. Юный Петя Ростов рвётся на войну. И родители вынуждены отступить перед его упорством. «Только вы меня пустите в самую... в главную... Мне не нужно наград... А мне хочется...», говорит Петя Денисову. И Петя погибает в этой войне.

Истинный патриотизм проявляют и Болконские. Марья Болконская преображается и неизменно вырастает в наших глазах, проявляя свой патриотизм. Это происходит в тот момент, когда Марья гневно отвергает предложение француженки Бурьен остаться во власти Наполеона, покориться ему. Старый князь, посвятивший всю жизнь служению Отечеству, и перед смертью говорит о Родине.

Князь Андрей чувствует небывалый подъём перед Бородинским сражением. Андрей Болконский на войне познаёт истинную суть патриотизма. То самое «тёплое чувство», которое объединяет всех солдат на поле боя и даёт силы победить. Болконский рассказывает Пьеру Безухову, что победа зависит не от количества солдат и их расположения на поле боя, а от того, с каким настроением они идут в бой. Высшая похвала, которой удостаивается Болконский, — прозвище «наш князь», данное ему солдатами.

Истинный патриотизм Пьера Безухова проявляется в стремлении любой ценой помочь родине. Как гражданское лицо, он не может воевать подобно своему другу Андрею Болконскому. Но все мысли Пьера направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков. На свои средства он снаряжает тысячу ополченцев, разрабатывает план убийства Наполеона, а во время Бородинского боя находится на батарее Раевского.

Так все любимые герои проходят свой путь единения с народом, что для Толстого и является высшим мерилом настоящей личности.

Описывая ночь перед Бородинским сражением, Толстой обращает внимание на серьезность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощным противником. Их чувство любви к Родине не допускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями. Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к Родине нет ничего показного.

Особое место в понимании «скрытой теплоты» русского патриотизма занимает Бородинское сражение, в котором русское войско одержало нравственную победу над численно превосходящим противником. Русские солдаты понимали, что за ними Москва, знали, что от предстоящего сражения зависит будущее Родины. Не случайно французские генералы сообщали Наполеону, что «русские держатся на своих местах и производят адский огонь, от которого тает французское войско», «наш же огонь рядами вырывает их, а они стоят». Сражаясь за Москву, город-символ России, русские войны готовы были держать свои позиции до конца – только лишь одержать победу. И это наиболее четко показывается автором на примере батареи Раевского, от которой «шли, ползли и неслись на носилках толпы раненых с изуродованными страданием лицами».

Михаил Кутузов в романе выразитель идеи патриотизма. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма. Важен эпизод в Филях. Кутузов берет на себя тягчайшую ответственность и приказывает отступить. В этом приказе подлинный патриотизм Кутузова. Отступая из Москвы, Кутузов сохранил армию, которая пока не могла сравниться по численности с наполеоновской. Защищать Москву значило бы потерять армию, а это привело бы к потере и Москвы, и России.

Народный характер войны 1812 года особенно широко отразился в стихийном росте партизанских отрядов, которые стали образовываться уже после вступления неприятеля в Смоленск; именно они, по словам Толстого, «уничтожали великую армию по частям». Как о выдающихся героях говорит автор и о партизане Денисове, и о крестьянине Тихоне Щербатом, «самом полезном и храбром человеке» в отряде Василия Дмитриевича.

Таким образом, истинный патриотизм в понимании Толстого, есть высшее проявление нравственной силы и духа народа. Народный патриотизм является непобедимой силой в борьбе с врагами.

Истинному патриотизму основной массы русских людей Толстой противопоставляет ложный патриотизм высшего дворянского света, отталкивающий своей фальшью, эгоизмом и лицемерием.

А кто же такие ложные патриоты?

Это люди фальшивые, патриотические слова и дела которых становятся средством достижения низменных целей. Это люди, для которых важны только собственные удовольствия, возможность удовлетворить свои амбиции и повысить свой статус. На войну они смотрят как на средство достижения личных выгод и способны извлечь пользу для себя как из военных побед, так и из поражений.

Беспощадно срывает Толстой маску патриотизма с немецких и полунемецких генералов на русской службе, «золотой молодежи» типа Анатоля Курагина, карьеристов вроде Бориса Друбецкого. Толстой гневно обличает ту часть высшего штабного офицерства, которая не принимала участия в боях, а старалась устроиться при штабах и просто так получать награды.

Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах высшего света: «…спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения». Действительно, этот круг людей был далек от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды и нужды народа в эту войну. Свет продолжал жить своими интересами, и даже в минуту всенародного бедствия здесь царят корыстолюбие, выдвиженчество, службизм. Как ничтожны представители высшей знати, высокопарно разглагольствующие о том, что Отечество в опасности, и назначающие штрафы за французские слова.

В то время как русские солдаты не словом, а делом вносили свой вклад в общую победу в войне, завсегдатаи же петербургских и московских салонов были способны только лишь на ложнопатриотические призывы и речи, тем самым не проявляя интереса к судьбе Родины. Им не дано было «сознавать опасность» и то трудное положение, в котором находился русский народ.

Толстой резко осуждает такой «патриотизм», показывает пустоту и никчемность этих людей. В салоне Анны Шерер «выражалась патриотическая мысль о том, что не надо ездить во французский театр». В то время, когда войска Наполеона уже захватили Смоленск и шли на Москву «все дело войны представлялось в салоне Элен пустыми демонстрациями, которые весьма скоро кончатся миром».

Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы. Московский генерал-губернатор озабочен тем, как бы ему удержать свою власть. Его приказы были абсурдными и зачастую взаимоисключающими.

Опасаясь народных волнений, Растопчин, который знал о том, что Москва будет сдана, не сделал главного. Он не вывез из города московские святыни, оружие, патроны, порох и запасы хлеба. Тысячи жителей были им обмануты. Толстой обвиняет генерал-губернатора в том, что тот «не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять».

Чтобы отвести от себя народный гнев, Растопчин сознательно отправил на смерть невиновного человека, сына купца Верещагина. И пользуясь моментом, сбежал из разорённого города.

Подлость и предательство сочетаются в графе с самомнением, надутостью: «Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху».

Ложным патриотизмом заражён не только высший свет. Ему подвержены и русские офицеры. Ещё во время европейской кампании Андрей Болконский замечает, что многие офицеры стараются выслуживаться, а не служить. Их цель не победа над врагом, а очередной орден или звание.

Лев Николаевич Толстой подчёркивает, что офицерский состав русской армии, особенно штаб, заражён ложным патриотизмом.

Таков Борис Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Наверное, не случайно накануне Бородинской битвы Пьер замечает на лицах это жадное возбуждение, он мысленно сравнивает его с «другим выражением возбуждения», «которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти».

Ложный патриотизм Альфонса (Адольфа) Берга во всей красе проявляется в сцене разговора с Ростовыми. Берг приезжает к Ростовым в то время, когда все жители спешно покидают Москву. В городе беспорядки, люди в панике и растерянности. И тут такая деталь: чистенький холёный Берг приезжает в Москву «в своих аккуратных дрожечках на паре сытых саврасеньких ». Приезжает он без цели, только потому, что все остальные в армии отпрашивались туда по семейным делам.

Рассказывая о настроениях в русской армии, Берг говорит громко и пафосно. Его фразы искусственны и фальшивы. Например, он говорит о солдатах: «мы насилу могли удерживать эти, эти... да, мужественные и древние подвиги». Толстой акцентирует внимание читателей и на том, что даже жесты Берга были им подсмотрены у кого-то из генералов. Но жесты его неискренни, а поэтому неуместны, неловки и выдают его фальшь. Гораздо естественнее звучат его восторги «шифоньерочкой с аглицким секретом», которую он договорился купить в одном из разорённых домов. Пользуясь ситуацией, Берг скупал мебель за бесценок.

Берг пытается произвести впечатление на Ростовых, но попытки его тщетны. Старый князь не выдерживает и прогоняет его: «Ах, убирайтесь вы все к черту, к черту, к черту и к черту!..»

 

А как вы думаете, в период заграничных походов князь Андрей Болконский был ложным патриотом или истинным? Ведь на войну он шёл, чтобы удовлетворить своё честолюбие. Найти свой Тулон. Напомним, что блестящая операция по взятию Тулона принесла молодому и никому неизвестному Бонапарту славу. Победа в Тулоне стала началом его блестящей карьеры и началом пути к императорскому трону. А само слово Тулон стало метафорическим.

Болконский поехал на войну искать свой Тулон. Так можно ли назвать его ложным патриотом в этот период? Нет. Андрей Болконский не гоняется за наградами и чинами, а служит общему делу с полной самоотдачей. В отличие от Берга, который даже в Отечественную войну стремился усидеть на безопасной должности в штабе, Болконский и в заграничную кампанию рвётся на передовую в корпус князя Багратиона.

Неуместная шутка Жеркова приводит Болконского в ярость. Как можно шутить, когда 40 тысяч человек погибло, а союзная армия разгромлена? «Мы – или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела», ‒ говорит князь Андрей.

Похожее понимание истинного патриотизма можно встретить у Алексея Николаевича Толстого.

«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней её счастливых и её несчастных дней».

Волю к победе писатель изображает и в массовых сценах (сдача Смоленска, подготовка к Бородинскому сражению и другие), и в ярких отдельных образах настоящих народных героев: капитанов Тушина и Тимохина, партизана Тихона Щербатого. С их именами связывается в романе понятие истинного героизма, скромного, незаметного, лишенного торжественности и крикливости. Эти «маленькие герои» большой войны — важнейшие персонажи романа для Толстого.

Капитан Тушин отличился своим подвигом в Шенграбенском сражении, где батарея капитана Тушина практически одна удерживала оборону. Позже князь Андрей заметил и оценил героический поступок Тушина и защитил его на военном совете, доказав, что именно правильные действия Тушина принесли успех в этом сражении.

В условиях растерянности и отступления русских войск рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов...» Тихий, до боя казавшийся несобранным, «...Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одною шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали...» Благодаря атаке Тимохина русским удается оттеснить французов: «...Бегущие возвратились, батальоны собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены. Резервные части успели соединиться, и беглецы остановились...»

Тихон Щербатый по своей инициативе, из чувства пробудившегося патриотизма, а не потому что его заставили, начал совершать нападения на отбившихся французов, а затем попросился в партизанский отряд. Именно таким Толстой описывает русский народ – самоотверженным, готовым на смерть ради справедливости и защиты Родины.

«...Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов...»

Он не имеет военной подготовки и своим успехом при захвате «языков» и выполнении других заданий обязан всецело не военному образованию или полученной в армии подготовке, а своим талантам, которыми богат простой народ.

Автор подчеркивает значимость на войне Тушина, Тимохина, Щербатого, ведь они всегда готовы помочь другим и поддержать их, проявить героизм, смелость и отвагу в нужный момент, а самое главное — стоять за свою родину до самого конца, несмотря ни на что. Настоящие герои, как правило, всегда остаются в тени, потому что они не выпячивают и не раздувают свои заслуги, молчат о своих подвигах.

Как неприятны по сравнению с ними представители высшего офицерского звена, особо привилегированные и приближенные в той или иной мере ко двору армейские чины, такие как полковой командир Богданыч, адъютант Жерков, полковник Берг, адъютант начальника штаба (Бенигсена), Борис Друбецкой и другие штабные офицеры, стремящиеся только к тому, чтоб «получить крестик или ленточку», добиться наград, похвалы, отличиться. Это и есть ложный героизм.

Для них всегда цель ясна, главное — любой ценой, из любой ситуации извлечь только личную выгоду, пусть даже «на чужой крови» сделать карьеру, получить очередную награду — крестик, звание, должность или чин. Так, Богданыч посылает в никому не нужную атаку (в которой участвует и Николай Ростов) целый гусарский эскадрон на хорошо простреливаемый и охраняемый мост. «Двух человек послать, а нам-то кто же Владимира с бантом даст? А так-то, хоть и поколотят, да можно эскадрон представить и самому бантик получить. Наш Богданыч порядки знает », — говорит о своем командире Жерков. Таков он и сам, — по большому счету, бездарность, трус и карьерист. Вместо того чтобы поехать с важным донесением Багратиона на батарею капитана Тушина и передать тому пакет с приказом о срочной дислокации артиллерийских орудий, — едет специально в противоположную от того места сторону, где не слышатся выстрелы и где, следовательно, нет никакой опасности для его жизни. На военном совещании он бессовестно лжет, искажает и перевирает действительные факты, перекладывая свою вину и трусость на Тушина, которому сам же не передал приказ об отводе батареи.

Законченные карьеристы, люди без стыда и чести, такие как Жерков, говорят всем о своих мнимых заслугах, выпячивают их на каждом шагу.

Ещё более показательным является пример Берга. Получив ранение, Берг назойливо демонстрировал всем раненую руку до тех пор, пока его не представили к награде. А после Берг постоянно рассказывал о полученных под Аустерлицем наградах, чтобы вызвать восхищение окружающих.

Во время Шенграбенского сражения разжалованный Фёдор Долохов проявляет себя по-геройски в составе роты Тимохина и получает ранение, но действует в корыстных целях – ему необходимо вернуть свое офицерское звание, поэтому он активно акцентирует внимание на том, что было им сделано положительного во время боя: «Ваше превосходительство, вот два трофея, – сказал Долохов, указывая на французскую шпагу и сумку. – Мною взят в плен офицер. Я остановил роту. – Долохов тяжело дышал от усталости; он говорил с остановками. – Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство! …Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство...»

Долохов — единственный из роты Тимохина, кто хвалится своими заслугами и ранением, желая обратить на себя внимание. В его действиях больше тщеславия, чем отваги. Подвиг он совершает не ради общего дела, не ради победы русского оружия, а ради своей выгоды. Всё его геройство в большей степени показное, демонстративное, направленное на самоутверждение. Он обязательно потом напомнит о своих успехах начальству. Автор осуждает в нём ложное геройство и личный эгоизм.

Война 1812 года во многом изменила отношение Долоховак жизни, заставила его по-новому посмотреть на себя и на окружающих его людей. Он просит прощения у Пьера накануне Бородинского сражения. Мы видим, что он возглавил партизанский отряд и умело руководит им. «Наружность Долохова странно поразила Петю своей простотой».

Смелый авантюрист Долохов, переодевшись во французский мундир, рискуя жизнью, отправляется с целью разведки во французский лагерь вместе с Петей Ростовым, потому как «надо знать, какие и сколько войск». Это о Долохове Петя говорит с восхищением: «…вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично!» Долохов готов совершить подвиг, слухи и рассказы «про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами» были распространены в армии и вызывали восхищение у многих, «таких, как он, храбрецов и сынов отечества не много».

Разница между ложным и истинным героизмом заключается в цели, которую человек преследует: в одном случае он гонится за чинами и наградами, в другом — думает о долге перед Родиной и о любви к Отечеству. Подвиг не совершается напоказ, иначе он перестает быть подвигом.

Итак, в романе-эпопее «Война и мир» Толстой показал, что большинство русских людей действовали на основании одного и того же чувства, которое лежало в душе каждого из них, — «скрытой теплоты патриотизма». Идея единства, которая чётко просматривается на всех уровнях гениального творения, и явилась решающим фактором в столь масштабном историческом свершении — победе русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Основные выводы:

Содержание и потребность войны, по мысли Толстого, – разобщение людей, народов, разрушение, смерть и горе.

«…война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания».

В уста Пьера Безухова писатель вкладывает мысль о том, что люди должны опомниться, понять всю преступность, всю невозможность войны. Так же думаем и мы, читатели, живущие в ХХI веке.

В романе «Война и мир» Толстой, с одной стороны, показывает бессмысленность войны, показывает, сколько горя и несчастий приносит война людям, рушит жизни тысяч и тысяч людей, с другой, показывает высокий патриотический дух русского народа, показывает читателю, что именно настоящий патриотизм, истинный, а не показной героизм явились той решающей нравственной и духовной силой, которая помогла выстоять и в конечном итоге победить.

До встречи на занятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: