Федеральное казначейство РФ




Принципы и основные этапы исполнения бюджетов

В основу исполнения бюджета положены принципы:

· единства бюджетного счета (кассы), предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех расходов с единого бюджетного счета;

· обеспечение расходов в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.

Исполнение бюджета начинается с момента принятия органом законодательной или представительной власти закона о бюджете. Финансовые органы на основе закона о бюджете готовят организационный план, в котором расписываются все задачи подразделений финансовых органов по обеспечению выполнения бюджета.

Кроме того, в финансовых органах на основе данных бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.

Бюджетная роспись представляет собой документ, в котором детально отражаются показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с бюджетной классификацией по срокам финансового года в плане распорядителей и получателей бюджетных средств.

Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Роспись составляется на основе балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей.

Кассовое исполнение бюджета или операции по бюджетным счетам по зачислению доходов в бюджет и по платежам из средств бюджета осуществляется органом федерального казначейства или уполномоченным банком, в котором открыт счет на получение средств из бюджета.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает:

* перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

* распределение средств по разделам, подразделам и статьям в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

* возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

* учет доходов бюджета и составление отчетов о доходности соответствующего бюджета.

Сводная бюджетная роспись федерального бюджета составляется Минфином России и утверждается министром в течение 15 дней со дня принятия федерального закона о федеральном бюджете. Утвержденная сводная роспись передается на исполнение Федерального казначейства РФ и направляется для сведения в Федеральное Собрание РФ и Счетную палату РФ.

Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов.

Исполнение бюджета имеет ряд этапов.

1. Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств.

2. Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями, которое представляет собой оформленное бюджетное обязательство на получение из бюджета денежных средств. На основании бюджетного обязательства бюджетополучатели приобретают право на осуществление расходов бюджетных средств в пределах установленных лимитов. По бюджетному обязательству бюджетополучатели на основании заключенных договоров осуществляют расчеты с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.

3. Подтверждение и проверка исполнения бюджетных обязательств.

4. Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам.

Органы, исполняющие бюджет, их задачи, функции, порядок взаимодействия

Бюджет федеральный исполнение

Финансовые органы.

В исполнении бюджетов в той или иной мере принимают участие абсолютно все государственные и муниципальные органы представительной и исполнительной властей, включая министерства, ведомства, отраслевые органы управления, предприятия, учреждения и иные организации.

Однако в большой мере непосредственное исполнение бюджетов осуществляется органами налоговой службы, соответствующими финансовыми органами и кредитными учреждениями. Так, органы налоговой службы обеспечивают исполнение бюджетов по их доходной части. Налоговые инспекции осуществляют контроль за правильностью исчисления налоговых и неналоговых платежей, полнотой и своевременностью их перечисления в соответствующий бюджет. Для осуществление контрольных функций органы налоговой службы наделены соответствующими правами и обязанностями.

Важная роль в исполнении бюджетов принадлежит финансовым органам, которые осуществляют практическую работу по составлению и исполнению бюджетов. Так, Министерство финансов РФ обеспечивает в установленном порядке исполнение федерального бюджета; осуществляет в соответствии с законодательством РФ корректировку бюджетных показателей; осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета и целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых предприятиями и иными организациями; составляет отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ и представляет его Правительству РФ. При осуществлении своих функций Министерство финансов РФ имеет право получать от федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, иных федеральных органов материалы для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, бухгалтерские отчеты и балансы, а также другие документы, необходимые для осуществления финансирования расходов из федерального бюджета.

Министерство финансов РФ имеет право получать от предприятий, учреждений и других организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности материалы, связанные с использованием средств федерального бюджета. При нарушении ими финансовой дисциплины по использованию средств федерального бюджета Министерство финансов РФ может ограничивать, а при необходимости и приостанавливать финансирование из федерального бюджета таких организаций.

Аналогичные функции осуществляют финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления в отношении подведомственных бюджетов.

Федеральное казначейство РФ

В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств в соответствии с Указом Президента РФ (от 8 декабря 1992 года № 1556) в Российской Федерации была образована система органов федерального казначейства.

Единая централизованная система органов федерального казначейства состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербург, городам (за исключение городов районного подчинения), районам и районам в городах. Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций. Казначейство подчиняется Министру финансов РФ. В своей деятельности казначейство руководствуется Конституцией и Законами РФ; Указами и Распоряжениями Президента РФ; Постановлениями и Распоряжениями Правительства РФ; Положением о федеральном казначействе РФ; Приказами и Распоряжениями Министра финансов РФ. Органы казначейства взаимодействуют с органами государственного управления республик в составе РФ, краев, областей. Автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга в процессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, а также координации работ по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы РФ.

Одним из важных направлений совершенствования бюджетного процесса является перевод на казначейскую систему исполнения бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Такая работа проводится и, как показывает практика целого ряда территорий, дает положительные результаты.

Главными задачами органов казначейства являются:

1. организация, осуществление республиканского бюджета РФ и контроль за его исполнением, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках исходя из принципа единства кассы.

2. регулирование финансовых отношений между республиканским бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

3. осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах, установленных на соответствующий период государственных расходов;

4. сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, предоставление высшим законодательными и исполнительными органами государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по республиканскому бюджету РФ, о государственных (федеральных) внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ;

5. управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

6. разработка методологических и инструктивных материалов, порядок ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов; ведение операций по учету государственной казны РФ.

В соответствии с задачами, возложенными на казначейство, Главное управление федерального казначейства министерства финансов РФ выполняет следующие функции:

1. организует бюджетное и финансовое исполнение республиканского бюджета РФ и финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов исходя из принципа единства кассы;

2. руководит работой территориальных органов федерального казначейства;

3. доводит до территориальных органов федерального казначейства размеры ассигнования из республиканского бюджета РФ по обслуживаемым этими органами территориям РФ;

4. ведет сводный реестр распорядителей средств республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

5. организует распределение в размерах, установленных налоговым и бюджетным законодательством, доходов между республиканским бюджетом РФ и бюджетами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также передачу в местные бюджеты отчислений от поступлений по государственным налогам и доходам. Нормативы отчислений по уровням бюджетов и сведения о предоставленных налогоплательщиком льготах органы Федерального казначейства получают от соответствующих законодательных (представительных) и исполнительных органах власти. Финансовые органы сообщают органам Федерального казначейства реквизиты счетов по доходам бюджетов субъектов РФ и бюджетов нижестоящих уровней, на которые должно производиться зачисление причитающихся им части регулирующих налогов, а также сведения о предоставленных отсрочках по платежам и бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, о произведенных взаимозачетах между предприятиями и указанными бюджетами;

6. организует осуществление взаимных расчетов между республиканским бюджетом РФ и бюджетами республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

7. регулирует финансовые отношения между республиканским бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, организует контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств;

8. организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование средств республиканского бюджета РФ, иных централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств и направлений их использования;

9. осуществляет сводный систематический стандартизированный учет операций по движению средств республиканского бюджета РФ, государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств на счетах казначейства;

10. осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии республиканского бюджета РФ, бюджетов республик в составе РФ, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также государственных (федеральных) внебюджетных фондов и внебюджетных (федеральных) средств;

11. представляет высшим органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы РФ, а руководящим органам государственных (федеральных) внебюджетных фондов - о результатах финансового исполнения соответствующих фондов;

12. осуществляет по поручениям Правительства РФ и Министра финансов РФ иные операции со средствами республиканского бюджета РФ, другими средствами, находящимися в ведении Правительства РФ;

13. осуществляет в установленном порядке подготовку проектов законодательных и иных нормативных актов по вопросам, относящимся к компетенции казначейства.

Кроме того, Федеральное казначейство:

· проводит непосредственно и организует работу территориальных органов казначейства по контролю за соблюдением действующего законодательства РФ в части исполнения республиканского бюджета РФ; финансового исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов, поступления и использования внебюджетных (федеральных) средств;

· разрабатывает и утверждает методологические и инструктивные материалы; устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательные для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

· совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками обеспечивает управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга РФ, а также организует и осуществляет в установленном порядке размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;

· организует и осуществляет ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации;

· совместно с Центральным банком РФ принимает участие в разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики;

· осуществляет связи с органами, исполняющими бюджеты в Содружестве Независимых Государств, иностранных государствах, а также с международными финансово-банковскими организациями.

Органы казначейства по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербурга, городам с районным делением, имеющим в своем подчинении нижестоящие органы казначейства, осуществляют на соответствующей территории функции, предусмотренные Положением о федеральном казначействе РФ, применительно к компетенции власти соответствующего уровня.

Центральный банк РФ

Бюджетное законодательство закрепляет, что Центральный банк РФ, его учреждения на местах, а при их отсутствии по согласованию с соответствующим органом представительной власти - любые другие банки ведут счета и являются кассирами соответствующих органов исполнительной власти. Однако помимо банков в кассовом исполнении бюджетов принимают участие и другие кредитные учреждения, входящие в банковскую систему, а также органы федерального казначейства.

Законом РФ «О Центральном банке» в редакции Закона от 26 апреля 1995 года определены взаимоотношения Банка России с органами государственной власти и органами местного самоуправления, в том числе по вопросам, связанным с исполнением бюджетов. Так, Законом предусмотрено, что Банк России не вправе предоставлять Правительству РФ кредиты на покрытие бюджетного дефицита, а также покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, если это не предусмотрено Законом о федеральном бюджете.

Что касается этих же отношений с субъектами РФ и органами местного самоуправления, то Закон содержит прямой запрет на предоставление кредитов указанным субъектам для покрытия бюджетного дефицита по их бюджетам.

В банке России хранятся средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено федеральным законодательством.

Все операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами Банк России осуществляет без взимания комиссионного вознаграждения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: