Государственной бюджетной политикой Р.Ф. является система использования бюджетных отношений, принципов и функций для достижения поставленных социально-экономических целей.
Она включает стратегию и тактику формирования и регулирования бюджетных отношений.
Бюджетная стратегия - это набор методов, с помощью которых бюджетные отношения, принципы и функции бюджетов можно реализовать в ходе осуществления бюджетного процесса на практике.
Стратегия, как правило, рассчитана на обоснование перспективных, длительных (от нескольких до 10-15 и более лет) направлений бюджетной политики, исходя из долговременных задач развития экономики.
Она предполагает разработку системы долгосрочных мер мобилизации бюджетных ресурсов в целях успешного достижения перспективных целей. Бюджетная тактика - это система конкретных практических мер по управлению доходами и расходами бюджета в целом или его отдельных частей.
Она используется для решения поставленных задач в достаточно короткие сроки. /13, с. 32-36/.
Тактика развития и совершенствования бюджетных отношений предполагает разработку мер по повышению эффективности бюджетов, их устройства с учетом особенностей существующих условий развития экономики и сложившегося бюджетного федерализма.
Большое значение в реализации тактических мер имеет создание эффективного бюджетного устройства и механизма его функционирования.
Последний призван обеспечивать практическую реализацию намеченных путей экономического развития.
В основе бюджетной политики лежит ряд принципов:
· бюджетная политика является органической частью общей;
· экономической политики государства;
· предполагает сбалансированность экономики;
· обеспечивает стимулирующую роль бюджетных средств, их активное воздействие на развитие производства;
· носит плановый и социальный характер.
Основными направлениями современной бюджетной политики государства является проведение бюджетной реформы которая предусматривает:
1)формирование бюджетной системы на основе равноправия и самостоятельности всех звеньев бюджетной системы;
2) упрочение системы межбюджетных отношений;
3) укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов;
4)государственная поддержка экономики посредством проведения льготной налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований;
5) повышение эффективности использования средств направляемых на социальные нужды.
Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, Центробанка Р.Ф., контрольно-счетной палаты Р.Ф. и субъектов Р.Ф.
Концепция бюджетной политики разрабатывается одновременно с проектом прогноза социально-экономической политики государства, содержит основные задачи бюджета на очередной финансовый год.
Объявляется ежегодно в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ.
В условиях рынка бюджетной политики - главный рычаг определения основных направлений экономии, воздействия государства на общественное производство.
Для обеспечения эффективности бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования.
Главное из них - научный подход к ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и бюджетной системы страны. Бюджетная политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные цели и первоочередные задачи.
При этом обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений должна подкрепляться соответстветствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетная политика во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.
В разработке бюджетной политики участвуют законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней власти различаются в разных странах в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся принципов разграничения полномочий и т.п.
Специфика конституционного строя современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и на перспективу в ежегодных посланиях Федеральному Собранию.
Именно Бюджетное послание Президента РФ задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, которые должны соответствовать общим целям и задачам экономической и социальной политики государства./15, с. 56-68/.
Бюджетный механизм является инструментом реализации бюджетной политики государства.
Под конкретные задачи – конкретные бюджетный механизм. Функционирование государственного бюджета происходит благодаря таким экономическим категориям, как доходы и расходы, которые имеют специфическое общественное назначение. Доходы служат финансовой базой деятельности государства. Расходы – удовлетворению общественных потребностей.
Составными частями бюджетной политики выступают:
1. Фискальная, или налоговая, политика, которая сталкивает интересы госаппарата, собственников, предпринимателей и наемных работников. Это предполагает выбор фискального курса, принципов налоговой политики. Среди последних наибольшую известность получили: максимальное обложение получаемых и имеющихся жизненных ценностей субъектов; обложение экономических субъектов согласно их платежеспособности; обложение согласно взаимной выгоды плательщиков и государства; принцип пожертвования со стороны экономических субъектов.
2. Инвестиционная политика. Она охватывает комплекс про_леем, среди которых соотношение: реализации запросов потребителей и производителей, отражающееся в пропорции текущих инвестиций и инвестиций развития; интересов различных субъектов-потребителей, т. Е. определение пропорций ассигнований на финансовое обеспечение содержания госаппарата, неимущего населения, экономически состоятельных слоев и т.д.; обеспечение прожиточного минимума гражданам страны.
Бюджетная политика охватывает политику в области доходов и расходов бюджета.
Прогноз доходов федерального бюджета, по данным Минфина РФ, в 2008-2009 годы в реальном выражении (с учетом инфляции) представим в таблице 1.1
Таблица 1.1 – Динамика и структура доходов федерального бюджета в Р.Ф.
Показатель | Абсолютный прирост в 2009/2008, % | |||||
млрд. | % | млрд. | % | млрд. | % | |
руб. | доходов | руб. | доходов | руб. | доходов | |
ВСЕГО ДОХОДОВ | 6905,6 | 558,4 | ||||
Налог на прибыль организаций | 7,8 | 560,2 | 7,5 | 21,2 | -0,3 | |
ЕСН | 422,1 | 6,1 | 475,5 | 6,4 | 53,4 | 0,3 |
НДС | 2346,8 | 3019,4 | 40,5 | 672,6 | 6,5 | |
Акцизы | 140,1 | 155,8 | 2,1 | 15,7 | 0,1 | |
НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) | 905,4 | 13,1 | 806,1 | 10,8 | -99,3 | -2,3 |
Вывозные таможенные пошлины | 1681,8 | 24,4 | 1494,1 | -187,7 | -4,4 | |
Ввозные таможенные пошлины | 475,7 | 6,9 | 559,1 | 7,5 | 83,4 | 0,6 |
Прочие доходы | 394,6 | 5,7 | 393,7 | 5,3 | -0,9 | -0,4 |
По данным таблицы 1.1 следует:
Анализ динамики показал, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом планируется рост доходов на 558,4 млрд. рублей; в том числе налога на прибыл на 21,2 млрд. рублей; ЕСН на 53,4 млрд. рублей; НДС на 672,6 млрд. рублей; запланировано снижение НДПИ на 99,3 млрд. рублей за анализируемый период; предполагается снижение вывозных таможенных пошлин на 187,7 млрд. рублей; ввозных таможенных пошлин рост составил 83,4 млрд. рублей.
Предполагается снижение прочих доходов на 0,9 млрд. рублей.
Анализ структуры по таблице показал, что наибольший удельный вес в структуре доходов прогнозируется наибольший удельный вес занимают НДС на 2008 год- 34 %; вывозные таможенные пошлины составляют – 24,4 %; налог на прибыль организаций – 7,8 %. Наименьший удельный вес принадлежит акцизам- 2 %./17, с. 5-18/.
Запланирован рост доли НДС на 6,5 в 2009 году по сравнению с 2008 годом; доля налога на прибыль в общей сумме доходов выросла на 0,3 %; ЕСН запланирован рост на 0,3 %; ввозных таможенных пошли на 0,6 %.
Для наглядности отобразим прогнозный анализ динамики доходов на 2008-2009 годы на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Динамика и структура доходов федерального бюджета в Р.Ф на 2008-2009 годы
Расходы федерального бюджета представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2 – Динамика расходов федерального бюджета Р.Ф за период с 2006 по 2007 год
Показатель | 2006г. | 2007г. | Изменение | |
млрд. руб. | % | |||
Всего | 4324,1 | 5463,5 | 1139,4 | 26,3 |
Общегосударственные вопросы (без процентных расходов) | 444,3 | 664,5 | 219,9 | 49,6 |
Национальная экономика | 346,8 | 495,9 | 149,0 | 43,0 |
Образование | 208,1 | 278,5 | 70,4 | 33,8 |
Здравоохранение и спорт | 156,2 | 206,2 | 50,0 | 32,0 |
Межбюджетные трансферты, в т.ч. -бюджетам др. уровней - государственным внебюджетным фондам | 1443,7 542,1 901,6 | 1841,9 777,2 1064,7 | 398,2 235,1 163,1 | 27,6 43,4 18,1 |
Культура, кинематография, СМИ | 51,2 | 65,1 | 13,9 | 27,1 |
Национальная оборона | 659,3 | 821,2 | 161,9 | 24,6 |
Нацбезопасность и правоохранительная деятельность | 539,5 | 664,8 | 125,3 | 23,2 |
Охрана окружающей среды | 6,4 | 7,8 | 1,4 | 21,9 |
Социальная политика | 217,3 | 210,9 | -6,4 | -2,9 |
ЖКХ | 53,5 | 49,9 | -3,6 | -6,8 |
Процентные расходы | 197,8 | 156,9 | 40,9 | -20,7 |
По данным таблицы 1.2 следует, что всего расходы увеличились на 1139,4 год в 2007 году по сравнению с 2006 годом или на 12,63 %; рост межбюджетных трансфертов составил – 398,2 тысячи рублей или 27,6 %.