Теория Карла Густава Юнга.




План-конспект

Лекционного занятия по дисциплине

«Технология практической деятельности психолога»

Тема: «Юнгианская психотерапия»

 

Цель занятия: формирование у студентов представлений о юнгинианской психотерапии

 

Задачи:

1. Способствовать усвоению студентами знаний о о юнгинианской психотерапии

2. Стимулировать запоминание у студентов материала через мыслительную деятельность;

3. Развивать мышление, внимание и память студентов.

 

Вид лекции: Лекция общего курса (учебная лекция по программе курса).

 

Ключевые слова: Анима, анимус, самость, индивидуация, терапия, песочная терапия, мандала.

План занятия

I. Вводная часть

II. Основная часть

1. Теория К. Г. Юнга.

2. Песочная психотерапия.

3. Мандала.

 

III. Заключительная часть

1. Подведение итогов занятия

 

Список использованных источников

1. Жуковская Н. Л. Мандала // Буддизм: Словарь. М., 1992, с. 174—175

2. Топоров В. Н. Мандала // Мифы народов мира. Т.2. М., 1992, с.100-102

3. Подосинов А. Ex oriente Lux! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999, с. 106—111

Ход занятия

I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

 

Приветствие

Студент-практикант приветствует студентов.

Организационное начало занятия

Сообщение темы, цели и плана занятия.

Мотивация студентов к деятельности на лекционном занятии

(Студентам предлагается самостоятельно обозначить для чего в профессиональной деятельности им могут быть полезны знания и умения, которыми они овладеют на данном занятии).

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Теория Карла Густава Юнга.

Личность, с точки зрения К.Г. Юнга, дихотомична. Самыми Важными составляющими личностной структуры он так же, как и Фрейд, считает две противоположные субстанции: сознание и бессознательное, причем в этой паре более важное значение он придает бессознательному. Он полагал, что личность детерминирована не ее опытом, обучением или воздействием среды, а появляется на свет с уже заданным целостным жизненным эскизом, окружающая среда вовсе не дарует личности возможность ею стать но лишь выявляет то, что было в ней заложено.

 

Функция сознания, по мнению К.Г. Юнга, эфимерна, оно только поддерживает взаимоотношение психических содержаний эго и осуществляет «все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу можно сравнить с ориентировкой в пространстве».

 

Бессознательное, согласно теории К.Г. Юнга, - это совокупность всех психических явлений, не обладающих свойством сознательности. Он определил его как предельное психологическое понятие, покрывающее все те психические содержания или процессы, которые не осознаются, т.е. которые не отнесены воспринимаемым образом к нашему эго.

 

Психическая деятельность человека, по мнению К.Г. Юнга, протекает следующим образом. Состояние сознания, обусловленное взаимодействием человека с конкретной действительностью, вызывает активизацию бессознательного, сублимирующего в сознание материал, необходимый для адаптации к этой действительности. Таким образом, бессознательное по отношению к сознанию обладает компенсаторной функцией и для этого оно содержит все необходимые элементы для психического здоровья своего носителя, для саморегуляции психического как целого. Однако в личном психическом опыте человека эта компенсаторная функция обычно не осознается, а проявляется через нераспознаваемые человеком его собственные мотивы и побуждения, сновидения, подавленные аффекты и т.п.

Бессознательное человека расслаивается на две составляющие: индивидуальное, или личное бессознательное, и коллективное бессознательное. Среди них коллективное бессознательное является базовым элементом не только в структуре бессознательного, но и личности в целом.

 

Содержание индивидуального бессознательного обусловлено личным опытом индивида. Оно охватывает все приобретения личного существования, в том числе забытое, вытесненное, воспринятое под порогом сознания, подуманное и почувствованное. Это та часть бессознательного, которая может быть осознана.

 

Коллективное бессознательное - структурный уровень человеческой психики, содержащий наследственные элементы. Это базовый внеличностный компонент личности или трансперсональная психика. По выражению К.Г. Юнга, оно содержит все духовное наследие человеческой эволюции, рождаемое каждый раз заново в мозговой структуре бтдельного человека. Он полагал, что ребенок - не чистая доска, на которой жизнь записывает свои письмена. На этой доске с момента зачатия отмечены некоторые мировые общечеловеческие свойства в виде автономно функционирующих систем, которые он обозначил как архетипы.

 

Архетипы, или «архаические остатки», согласно теории К.Г. Юнга, которая в свою очередь опирается на мнение историков культуры, можно обнаружить в мифологических мотивах. Он полагал, что как строение тела восходит к общей анатомической структуре млекопитающих, так же и основой психики является «безмерно древнее психическое начало». К.Г. Юнг сравнивал архетип с инстинктом, который определяет поведение на биологическом уровне, и считал его регулятором психической жизни, организующим и направляющим психические процессы. Архетипы могут проявить себя в сознании в качестве архетипических образов и идей. В связи с этим реальным выразителем архетипов могут выступать символы и мифы, а вся мифология может рассматриваться как проекция бессознательного. Теоретически возможно любое число архетипов. К архетипам К.Г. Юнг относил и все части личности: сознание и бессознательное, а также их составляющие.

 

Составляющими элементами сознания являются эго и персона. Эго - это центральный комплекс сознания, но в целом оно переживает себя как центр психического и в связи с этим играет основную роль в сознательной жизни. Персона (persona - лат. «актерская маска») - социальное «Я» или роль человека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения. К.Г. Юнгом она связывается также с идеальными аспектами личности. Это визитная карточка «Я»: манера говорить, мыслить, одеваться, социальная роль, способность самовыражаться в обществе. Обычно свое «Я» или эго человек отождествляет со своей персоной. Однако К.Г. Юнг считает это ошибкой, т.к. персона - это всего лишь во многом случайная роль, которую человек играет в своей жизни благодаря сложившимся обстоятельствам. Однако персона может иметь и положительное значение, т.к. она отвечает за адаптацию человека, за выбор приспособительных действий при взаимодействии его с различными сторонами социальной жизни. Негативная сторона персоны проявляется в возможности потери индивидуальности при отождествлении эго с персоной и отвержении внутренней жизни, и тогда поведение и вся жизнь человека предопределяется только коллективными ожиданиями.

 

Наиболее значимыми составляющими индивидуального бессознательного являются тень, анима (анимус) и самость.

 

Тень - один из личностных архетипов. Ее содержание - это вытесненные при формировании персоны желания, тенденции, переживания, которые отрицаются сознательным эго как несовместимые с ней.

 

Архетипическими образами тени являются те, которые вызывают неприятие, страх и отвращение. Тень как психическая субстанция требует от эго своей реализации, однако этой реализации препятствует персона. Тень и персона антагонистичны, находятся в компенсаторной взаимосвязи. Выраженная конфронтация между ними может перерасти в невротическую вспышку. Эту ситуацию конфронтации эго может также переживать как укоры совести, моральную проблему выбора.

 

Анима - бессознательная, женская сторона личности мужчины.

Анимус - бессознательная, мужская сторона личности женщины. Архетипическая анима проявляется в четырех главных мифологизированных образах: мать, соблазнительница, девственница и София. Архетипический анимус проявляется в виде следующих образов: мужчина-атлет, инициативный мужчина, умный мужчина, мудрец.

 

По мнению К.Г. Юнга, у женщины также есть и анима, которая обусловлена ее взаимоотношениями с собственной матерью, а у мужчины - анимус, содержание которого определяется его отцом.

 

Самость - архетип целостности, основной регулирующий центр личности. Это объединяющий сознание и бессознательное принцип. В ней заключена индивидуальная неповторимость человека и поэтому она является высшей властью в судьбе индивида. К.Г. Юнг писал, что самость - это наша жизненная цель, потому что это наиболее полное выражение того судьбоносного сочетания, которое мы называем индивидуальностью.

 

Архетипическими мифическими образами самости являются «сверхординарные личности», такие, как король, спаситель, пророк и сам Бог. Она символически отражена и в целостных символах: круг, квадрат, крест, монада, квадратура круга, дао и т.п.

 

Поскольку центральным звеном в личности является самость, которая определяет действия человека и его судьбу в целом, то основным психическим процессом, направляющим любую его деятельность, согласно теории К.Г. Юнга, выступает индивидуация (индивидуализация).

 

Индивидуация - это процесс становления, «путь к себе» или «самореализация», это основное стремление души, это потребность ее быть индивидуальной, обособленной от общего коллективного сознания. Она есть реализация самости. Она является естественно необходимой для личности, поскольку проявляется и физиологически. Существенная задержка индивидуации, по мнению К.Г. Юнга, может привести к психическому расстройству. Архетипическими отражениями процесса индивидуации К.Г. Юнг считал путь героя в символизме мифа и сказки и добычу философского камня, золота или панацеи в символизме алхимии.

 

Песочная психотерапия.

Какие ассоциации вызывает у Вас слово "песок"? Что Вы вспоминаете, услышав его? Возможно, некоторые сразу же представили себе песчаный карьер, огромные самосвалы, везущие песок для какой-то стройки, но большинство все же вспомнит песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых...

Вспомните, как Вы однажды ступали по мягкому песочному ковру, солнечные лучи ласкали Ваше тело. Вы гладили пушистый песок руками, и он дарил Вашему телу тепло, здоровье и покой.

Золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, легкий бриз... Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Вы с удовольствием водите ладонями по песку, строите из него волшебные замки и ощущаете покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Игра человека с песком известна с древних времен. Попадая на пляж, каждый ребенок с большим энтузиазмом принимается строить песочные замки, мосты, дороги и целые города. Но почему же взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают «рисовать» картины из песка, или строить песочные замки?

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира. При этом он выступает как Творец или создатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок строит замок из песка, какое-то время любуется им, а потом сам, морская волна или кто-то другой, разрушает этот замок, и он с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему-то новому. И так происходит бесконечно. И именно в этом можно увидеть уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, старое уступает место чему-то новому. Проживая эту Тайну многократно, играя с послушными песчинками, человек достигает состояния равновесия, успокаивается - в его внутреннем пространстве снижается доля суеты, обыденности и переживаний. Таким образом, процесс игры с песком может оказать реальное действенное врачевание человеческой души.(Диалог с аудиторией)

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному Я.

 

Для многих из нас бывает затруднительно увидеть и осознать причины того, что с нами происходит. Мы часто не можем найти правильное решение возникшей проблемы.

 

Песочная терапия образно дает возможность человеку увидеть то, что реально происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, позволяющим сообщить некоторый бессознательный материал о человеке ему самому и консультирующему психологу.

 

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Она во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного, как источником внутреннего роста и развития.

 

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе», писал Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.

 

Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии.

 

Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

В настоящее время «песочная терапия» получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Метод игры с песком в равной степени используется как при работе с детьми, так и со взрослыми. Профессиональный психолог не только может правильно оценить и проанализировать картины и образы, созданные из песка клиентом, но и увидеть существующую проблему, корректно направить человека на путь к ее решению. Знание источников и особенностей своих переживаний позволяет человеку чувствовать себя уверенней - когда человек может найти объяснение своим переживаниям, он успокаивается, ощущение паники сменяется чувством определенности и уверенности.

 

Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от других форм арт-терапии простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе с песком вид своеобразного ритуала.

 

 

Мандала.

Ма́ндала - сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках.

Тибетский перевод санскритского слова «мандала» (dkyil-‘khor) буквально означает «то, что окружает центр». «Центр» несет в себе значение, а то, что его окружает, – мандала, является представленным в форме круга символом, который выражает это значение. Хотя не все мандалы имеют круглую форму.

 

Мандала символизирует сферу обитания божеств, чистые земли будд. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса». Типичная форма — внешний круг, вписанный в него квадрат, в который вписан внутренний круг, который часто сегментирован или имеет форму лотоса. Внешний круг — Вселенная, внутренний круг — измерение божеств, бодхисаттв, будд. Квадрат между ними ориентирован по сторонам света.

 

Мандалы могут быть как двумерными, изображёнными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева. Её даже могут вырезать из масла, которое окрашивают в соответствующие ритуальные цвета. Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов. Мандала является настолько священной на Востоке, что рисуется под аккомпанемент особых ритуалов и сама может считаться объектом поклонения.

 

Некоторые из мандал выполняют из цветных порошков для проведения определённой ритуальной практики (например, в посвящении Калачакры). К концу ритуала сделанную мандалу разрушают.

 

Карл Густав Юнг идентифицировал мандалу как архетипический символ человеческого совершенства — ныне она используется в психотерапии в качестве средства достижения полноты понимания собственного «я». В Индии сохраняется сходное искусство — ранголи, или альпона.

 

Мандалы бывают разных типов, они используются в буддизме для различных целей, как в практиках уровня сутры, так и в тантрических практиках. Давайте рассмотрим некоторые из типов мандалы.

Это символическая диаграмма, обычно представляющая собой ограниченный квадратом круг с центральным символом в центре, который может быть также рисунком. Отображает способ существования и систему, на которой основывается медитативная визуализация. Мандала — это также imago mundi, ограничение сакрального пространства и проникновение в сакральный центр, полнота, микрокосм, космический разум, интеграция. Качественно мандала олицетворяет дух, количественно — бытие Чередующиеся квадраты символизируют дуалистические и, в то же время, комплементарные принципы вселенной, а в целом — вновь проигрываемую космическую драму и странствия души. Это также символ вселенского духа и ритуальная диаграмматическая форма Пуруши Кроме того, мандала символизирует центр силы, область, огражденную от вражеских влияний. Центр мадалы — это Солнце или Небесная Дверь и символизирует вход на Небеса. Индуистский храм строится по форме мандалы, что символизирует разные уровни вселенной, каждый из которых имеет свои ворота, или двери, к четырем кардинальным точкам. Группы из пяти образов представляют четыре точки, располагающиеся вокруг центра, — «эго окружает

 

само себя в пространстве и времени». Эти пять точек символизируют пять элементов человеческой личности, пять Будд, пять «родов», которые отражены в пяти лицах Шивы запад — белый, Садьоджата, север -желтый, Вамедева; юг — черный, Агхора; восток — красный, Татпуруша; центр — зеленый, лик Исана (творческая сила) Это также пять духовных знаний, которые символизируют пять Татхагата. Вайрочана (Блестящий) — знание, отражающее как в зеркале архетипы, центр, колесо, белый; Акшобхья (Невозмутимый) — изначальное сознание, единица, ваджра, восток, синий; Ратнасамбхава (Драгоценнорожденный)

 

— знание фундаментального единства вещей, драгоценность, юг, желтый, Амитабха (Безграничный Свет)

 

— знание Единого Бытия, лотос, запад, красный; Амогхасиддхи (Непогрешимый Успех) — знание как силы, так и действия, меч, север, зеленый Демоны (Вагхна) в мандале символизируют враждебный, угрожающий аспект психических и страстных сил, препятствующих продвижению человека к свету Мандала, построенная как 8x8 квадратов, означает небесный мир, построенный на земле; как 9x9 квадратов — расширяющуюся и убывающую вселенную

 

Медитационный образ мандалы, который должен облегчить сосредоточение на недоступной сознанию божественной сущности души.

 

путешествие в Я

 

Мандала (в переводе с санскрита священный — это космограмма, геометрическая проекция Вселенной. Она представляет Вселенную не только как инертное космическое пространство, но также и как вращение во времени; и динамика и статика рассмат-

Мана — сверхъестественная тайная сила.

 

риваются здесь как жизненный процесс" развивающийся из основного принципа (начала)" вращаясь вокруг центральной оси, горы Сумеру, axis mundi, на вершине которой отдыхает солнце, а основание уходит в мис-тиче-ские подземные глубины.

 

Мы обнаруживаем здесь символику вавилонского зик-курата*, китайского императорского, а также иранского города, образы мира, в центре которого человек сливается со вселенскими силами, психическую энергию которых он усваивает.

 

О Мандала служит наглядной опорой для медитации, необходимой при посвящении в различные тантрические циклы. Нанесенная на землю с помощью рисового порошка или разноцветного песка, либо на шелковую ткань,— её конструкция подчиняется неизменным правилам. Каждая деталь имеет символическое значение и помогает медитирующему в его усилии сконцентрироваться, направляя эмоциональный и ментальный потоки к духовной перспективе, все более приближая их к центру индивида, к его истинному Я.

 

О Мандала состоит из квадрата, который вписан в круг, разделенный на три части. Внешний, огненный круг мандалы (или огненная гора), состоящий из пяти цветов, является барьером для непосвященного, символизируя элементы и знание, которое должно сжечь неведение и привести медитирующего к искомому знанию.

 

Второй круг — это бриллиантовый пояс, или вайра, символ высшего знания, бодхи — состояние просветления, которое,— испытанное однажды,— остается неизменным, словно бриллиант.

 

Третий круг представлен поясом из лепестков лотоса и символизирует состояние чистоты, благоприятствующее гармоническому течению медитации. Внутри него нарисована мандала, — или дворец, квадрат, разделенный на четыре треугольника, на каждой стороне которого — выступ, изображающий дверь, ведущую к одной из сто-

Зшскурат — гигантская башня в халдейских и вавилонских храмах.— Примеч. персе.

 

рон света, охраняемую четырьмя космическими стражами и украшенную половинкой жемчужины.

 

Периметр квадрата, представляющий собой стену, раскрашен в пять основных цветов.

 

Центр мандалы отождествляется с горой Меру — осью мира. Он окружен кругом вайры и похож на цветок лотоса с восемью лепестками, в центре которого находится предмет почитания — божество, его атрибут или символ. Бутон рассеивает лучезарные эманации будд или их символов, происходящих от лучей Пустоты.

 

Медитирующий должен уловить мистическую связь между элементами земного мира и божественного, постепенно освоить части мандалы. Перейдя к центральной фигуре, символу абсолюта, он отождествляется с божественным зрелищем и обретает целостность сознания. О Индусы наделяют жизнью эти диаграммы (как и статуи божеств), прежде чем совершить перед ними культовый обряд Пранапртиштха, целью которого является трансляция энергии адепта неодушевленному предмету посредством психических флюидов.

 

К. Г. Юнг подчёркивал универсальный характер М. как психокосмической системы, задающей особый вселенский ритм, объединяющий макро- и микрокосм и указывающий на то, что идея М. и сама её форма независимо была выработана не только самыми разными религиозными системами, но и творчески одарёнными людьми (прежде всего художниками; ср. также сочетание «круглых» и «квадратных» танцев, образующее «мандалический» танец с соответствующим переключением ритмов) или больными, страдающими разными формами душевных болезней, которые настраивают себя на выведение из собственного подсознания тех или иных архетипических (см. Архетипы) комплексов и/или на собственную «космизацию», то есть на выработку единого ритма человека и вселенной, на улавливание, восприятие и преобразование космической энергии. Эта идея лежит в основе некоторых современных теорий в медицине (психотерапия юнгиан-ского толка), искусстве и искусствоведении. См. также Круг, Квадрат.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: