Пути формирования интереса к математике у старших дошкольников




 

Сложившаяся система обучения в дошкольных образовательных учреждениях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста направлена, в первую очередь, на получение прочных знаний, умений и навыков, однако в меньшей степени ориентирована на развитие познавательной активности, познавательных процессов и интеллектуальных умений детей, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на дальнейшее обучение в школе, в целом, на весь ход развития личности.

В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях не всегда проводится целенаправленная работа по формированию у детей интереса к математике, не уделяется должного внимания формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей, связи математического образования с духовной жизнью детей и практическим опытом, что не соответствует социальному заказу современной школы.

Мы считаем, что именно познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т.д), а, следовательно, и успешного обучения в школе.

Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Г.И. Щукина отмечала, что только деятельность, вызывающая активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведет к развитию познавательного интереса. По содержанию эта деятельность должна носить проблемный характер. Однако многие исследователи подчеркивали, что важно не только поставить перед ребенком проблему, но и научить ее решать, сформировав необходимые способы познавательной деятельности (И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин и др.) [1].

Как показали исследования (А.П. Архипова, Н.А. Беляева, Л.И. Божович и др.), подлинный познавательный интерес является основой учебной деятельности, так как:

• интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний;

• развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей;

• создает более благоприятный эмоциональный фон для протекания всех психических процессов.

Н.Г. Белоус, Р.Л. Березина, Л.Н. Вахрушева, Е.П. Гуменникова, Т.И. Ерофеева, З.А. Михайлова, Е.В. Соловьева и др. отмечали, что успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью. Как известно, эмоции являются движущей силой, которая может активизировать или тормозить процесс познания [1].

Непременным условием развития познавательного интереса у дошкольников к математике является предметно-развивающая среда.

Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рацио­нально организованную в пространстве и времени, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познава­тельно-творческую деятельность всех детей группы.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок иг­рает, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению; занимается не по воле взрослого, а по собст­венному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявление детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно- ориентированного взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми.

Причем разнообразные игры и упражнения можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей.

Развитие познавательных процессов ребенка средствами развивающей среды видится нам, во-первых, в том, что каждому ребенку предоставляется возможность для его самовыражения и саморазвития, и, во-вторых, ему оказывается помощь в реализации своих замыслов, подсказанных предметным материалом без навязывания ему учебных задач.

Использование педагогами в работе с дошкольниками нетрадиционных методов по математическому развитию способствуют так же развитию познавательного интереса.

К данной группе методов относятся: моделирование (например, предложить детям использовать модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предме­тов (купить в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировать фишками, так как поставлено условие - кукол в магазин брать нельзя), элементарные опыты (Детям можно предложить, например, перелить воду из бутылочек раз­ной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить: объем воды одинаков), занимательные проблемные ситуации (Например, формируя у дошкольников временные представления, мы можем предложить следующую проблемную ситуацию: «Золушке вовремя нужно вернуться с балла домой, а дворцовые часы вдруг остановились!»), математические сказки, проектная деятельность и т.д.

Они побуждают детей к активной мыслительной и практической деятельности; мотивируют активность в самовыражении, поиске и нахождении ответа, проявлении догадки.

Немаловажную роль в развитии познавательного интереса играют нетрадиционные занятия:

Занятия-соревнования. (Выстраиваются на основе соревнования между детьми: кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

Занятия КВН. (Предполагают разделение детей на 2подгруппы и проводятся как математическая викторина);

Театрализованые занятия. (Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию);

Занятия - сюжетно-ролевые игры. (Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения);

Занятие-консультации. (Когда ребёнок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребёнка);

Занятия-аукционы. (Проводятся как настольная игра «менеджер»);

Занятия-сомнения (поиска истины) (Исследовательская деятельность детей типа тает-не тает, летает-не летает);

Занятия-путешествия;

Занятия-сказки;

Занятия-концерты. (Отдельные концертные номера несущие познавательную информацию);

Занятия-диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной);

Занятия типа «Следствие ведут знатоки». (Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией);

Занятия типа «Поле чудес». (Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей);

Занятие «Интеллектуальное казино». (Проводится как игра «Интеллектуальное казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда).

Таким образом, важной задачей педагога является развитие познавательного интереса дошкольников к математике, которая достигается за счет:

· использования нетрадиционных методов работы по математическому развитию детей;

· использования нетрадиционных занятий;

· создания предметно-развивающей среды в ДОУ;

· использования разнообразных игр и упражнений математического содержания как в совместной деятельности взрослого с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.

Наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении; на общем интеллектуальное развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.

Под влиянием правильно организованной самостоятельной познавательной деятельности у детей развиваются умственные операции и процессы, творческое воображение, воспитываются интерес, волевые черты личности, желание учиться, сосредоточенность, привычка к умственному напряжению и труду.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: