Калашникова Р.М., Кировоград




Размышления о статье Е.П,Блаватской ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?

 

Какая бы тема теософского направления не была взята нами для обсуждения, мы всегда обращаемся к девизу «Нет религии выше Истины», который отражает главную тысячелетнюю идею Теософии – идею устремления к Единой Высшей Правде. Именно она полагается в основу Бытия и управляет им. Что же это за Единая Высшая Правда, которая есть идеей Теософии?

Это и есть та Истина, некоторые тайны которой пытались приоткрыть людям Великие Учителя и передать миру часть Знания для их просвещения через своего Вестника – Елену Петровну Блаватскую.

Это и есть та Истина, о которой сказано, как в «Разоблаченной Изиде», «Тайной Доктрине», в «Ключе к Теософии», других трудах Е. П. Блаватской вообще, так и в статье «Что есть Истина?», в частности. Эта и другие статьи входят в одну из книг полного собрания сочинений оккультно-мистических произведений Провозвестницы Света под таким же названием. Они были написаны в 1888 году и опубликованы в журналах, которые издавались теософским обществом в Лондоне, Париже, США. В них Елена Петровна отвечает на вопросы читателей, которые, как она считала, неверно поняли ту или иную информацию, выступала против заведомо ложных публикаций в адрес Теософского Общества в иных изданиях, да и лично против неё.

Она, таким образом, стремилась подвести читателя к размышлениям об Истине, и к тому пути, которым должен двигаться человек, чтобы мог отличить истину от лжи, от иллюзии. Она писала, а лучше сказать говорила: «Наша задача посредством оккультной философии отделить зёрна от плевел, показывать, чем вещь не является и предоставить несведущим людям возможность самим судить и решать что же ЭТО есть на самом деле, то есть научиться распознавать». Елена Петровна подчеркивала: «Способность к распознаванию приходит из подлинного следования альтруизму, как в делах, так и в словах, и в мыслях. Ибо практика альтруизма очищает оболочки души, позволяет свету проникнуть в земной разум». Другими словами можно сказать, что практика альтруизма позволяет нашему сознанию очищаться и расширяться, помогает человеку сонастраивать свой низший ум с Высшим умом.

Альтруизм – это понятие или действие противоположное эгоизму, это бескорыстная забота о благе других, готовность жертвовать для других своими личными интересами. Вот, наверное, почему мы говорим: «Помогая другим, не жди благодарности, помогай ради блага». Путь альтруизма поможет каждому не только лучше видеть и понимать происходящее, но и самому не становиться участником неблаговидных дел и поступков. Каждый сможет научиться отличать подлинное, настоящее от поддельного, то есть отличать истину от лжи.

В своей статье «Что есть Истина?» Е. П. Блаватская стремится раскрыть суть как Абсолютной Истины, так и грани или фрагменты Высшей Истины, исходящие с реального плана Бытия, которые здесь, в проявленном мире, будут также именоваться истинами и иметь свои названия.

Так что же все- таки следует понимать под общим наименованием «истины» и сколько их: одна, две или больше?

Обратившись к различным словарям, находим, что все они дают одно и то же определение этого понятия: «Истина – это то, что существует само по себе вне и независимо от нашего сознания; это предмет, явление, идея, теория, представление, которое может быть отражено адекватно, то есть в том виде, форме, размере, как оно есть в объективной реальности, или на самом деле». Например, наша планета круглая. И мы можем отразить её в виде глобуса, показав на нём те же размеры и те же формы. И это есть истина.

А Елена Петровна пишет: «Истина – это многогранный кристалл, все грани которого нельзя охватить одним взглядом». Мне кажется, что такое определение Истины как раз говорит о том, что Истина, КАК ПОНЯТИЕ, это всегда одно и то же, т. е. это кристалл, это основа, на которой всё строится. И эту основу составляют Знания, Знания Беспредельные. Но, применительно к разным аспектам жизни Истина имеет или несёт определенное содержание и наполненность, и тогда высвечивается та или иная её грань. Поэтому, Истина будет иметь и своё название. Можно привести такой простой пример: женщина вообще – это вид пола, живая сущность, и это Истина, а не ложь. Но, когда мы говорим: женщина – ученый, женщина – поэтесса, космонавт, художник, бизнесмен – это уже конкретные грани одного и того же кристалла. Возьмем другой пример. Перед нами лежит книга. С виду – это сшитые листы. Есть ли это Истина? Да. Вместе с тем, по содержанию книги бывают разные: научные, исторические. художественные, религиозные и т. д. То есть, название дается конкретно по тому факту, что книга в себя вмещает. Эта же суть положена в основу определения и познания любой истины.

Вернёмся к статье Елены Петровны «Что есть Истина?». В ней она говорит, в основном:

об Истине, вообще, как таковой, или конкретной;

об Истине Абсолютной и Относительной, в частности.

В отношении Истины вообще она ставит вопрос конкретно: Истина – это факт или ложь? И критерием для неё всегда был положительный результат. Например, 12 апреля 1961 года первый в мире человек Юрий Гагарин полетел в Космос – что есть факт; издали полное собрание сочинений Е. П. Блаватской – тоже факт; организована теософская группа в Кировограде – достоверный факт. Всё это есть Конкретная Истина.

А что же такое Абсолютная Истина? Как понимать именно это определение? Елена Петровна пишет: «Абсолютная Истина – это понятие Вечности, а Вечность – это Дух, Материя и Движение, это Единый Универсум Единой Жизни, Единого Начала, Беспредельного Принципа, Единого Закона, по которому всё рождается, совершенствуется и разрушается». Другими словами: «Абсолютная Истина есть то, что ЕСТЬ ТО, из которого всё происходит и куда всё возвращается по истечении определённого промежутка времени». Само понятие Бог не есть Истина, но то, что БОГ ЕСТЬ, есть Истина.

Абсолютная Истина – это царство, которое не принадлежит к нашему миру, миру проявленному, миру материальному, тогда, как мы к нему слишком привязаны. Елена Петровна сравнивает Абсолютную Истину с горой Магомета. Говорит, что она так же неподвижна, как эта гора, которая отказалась сдвинуться с места даже ради Пророка. Так что, ему пришлось самому идти к ней. Этим сравнением она подводит нас к тому, что мы не должны ждать, когда же не просто Истина, а Истина Абсолютная или другими словами – Беспредельное Знание хотя бы приблизится к нам, приблизится к человеку. Ему необходимо самому стремиться к этому светилу. Как же надо действовать, чтобы постичь Абсолютную Истину, которая неподвижна, как гора и, «которую так же сложно разглядеть, - пишет Е. П. Блаватская, - как доехать до Луны на велосипеде?».

Из разбросанных комментариев можно сложить такой ответ. Прежде всего, каждому нужно познать себя и приобрести такие внутренние чувства, которые его (человека) никогда не обманут, которые всегда подскажут что есть что, где Истина, где правда, а где ложь. Учителя пишут: «Если ваши усилия научат мир только одной единственной букве алфавита Истины, той Истины, которая однажды наполняла собой весь мир, ваша награда вас не минует». (Письма Махатм. П. 14). Поэтому, каждый должен обрести найвысшее просветление внутри себя, рассчитывать только на свои способности, а не на способности, разум, сознание других, поскольку невозможно найти на свете двух абсолютно одинаковых людей с одинаковым разумом. Каждый будет мыслить, рассуждать и понимать одно и то же, а значит и Истину, по-своему и у каждого будет «своя правда».

Тот объём Абсолютной Истины или Знаний, который мы в состоянии понять, вместить, воспринимается тем, насколько наше сознание приближено к ней. Елена Петровна сравнивает Истину с Солнцем, а наше сознание с Подсолнухом. Она говорит:

«Солнце – одно, но бесчисленны его лучи. (Об Истине она писала, что это Кристалл с множеством граней. Каждая грань может быть воспринята, как солнечный луч). Сознание человека – это только Подсолнух, который вырос на поверхности земли, но нуждаясь в тёплых, солнечных лучах может лишь поворачиваться, следуя за перемещением Солнца по небосводу. Так же наше сознание может в некотором роде достичь Солнца Истины, достичь Знания и тогда человек окажется в сфере воздействия самых тёплых и прямых его лучей даже на этой земле, и потоки знаний польются каждому». Достичь этого состояния, а значит развить и расширить наше сознание, способное постигать Беспредельное Знание, можно двумя путями:

1.На физическом плане мы можем пользоваться нашим ментальным сознанием, и, анализируя свойства каждого луча, или каждой мысли, выбирать для себя самые чистые.

2. На духовном уровне мы должны со всей серьёзностью взяться за совершенствование своей высшей природы. Необходимо постепенно, но настойчиво изживать зло, жадность, эгоизм, зависть, ложь и тогда этот негатив уступит место положительным качествам. «И однажды, - пишет Елена Петровна, - высшие духовные чувства и восприятия начнут выходить из латентного состояния, начнут медленно, но неуклонно, развиваться, пробуждая в нас «божественного человека». Мы вполне осознаем, - подчеркивает она, - насколько труден путь к восприятию истины вообще, и Абсолютной Истины, в частности. Эта чистая Небесная Дева (так красиво ещё она называет Абсолютную Истину) нисходит только на благодатную для неё почву. И эта почва есть беспристрастный, непредубеждённый разум, освещённый чистым Духовным Сознанием», то есть освещённый ясными, светлыми, добрыми, созидательными мыслями.

Как, каким образом готовить эту почву уже сегодня, уже сейчас? Великая Посланница Светлых Сил, которую, как писали Махатмы, «за 100 лет на Земле нашли одну такую», подсказывает нам: «…никто не мешает человеку сидеть у края колодца, имя которому Знание, и всматриваться в его тёмные воды, надеясь, что ему удастся разглядеть в их глубине отражения прекрасного лица Истины. Если пристально, настойчиво всматриваться в изучаемый объект пусть лишь доля Истины, не вся, может иногда отразиться в нём, как в зеркале. И тем самым пытливый исследователь, который стремится познать больше, будет вознаграждён за своё упорство». Так что девиз, на котором выросло мое поколение: «Учиться, учиться и ещё раз учиться», не потерял своей актуальности и сегодня.

В статье «Беседы об оккультизме», помещённой в книге под названием «Что есть Истина?», ученик спрашивает Елену Петровну: «… для тех, кто идёт по пути изучения Истины, следует ли обращать внимание на науку, её открытия или ограничиться лишь изучением оккультных знаний?». Она ответила, что предназначение ученых-материалистов состоят в том, чтобы выявлять новые факты и открывать на их основе новые законы или же давать новые названия старым, уточняя и корректируя их. «Учителя оккультизма ничего не имеют против этих вещей, - говорила она. Напротив, они приветствуют всё новое, прогрессивное. И его надо изучать, его надо знать. Ибо никакое Знание не может быть лишним».

«Изучайте всё, что можете, - пишет Е. П. Блаватская. Критически оценивая выводы всех научных школ, возьмите от них всё, что можно, но в то же время учите, проповедуйте, и, разумеется, собственным примером пропагандируйте ту жизнь, в основе которой лежит подлинное понимание Истины. Вот истинный путь».

Мне кажется, что сегодня мы уже с уверенностью можем сказать, что этот «истинный путь» есть Теософия, как учение жизни и учение сердца. Изучая основы древней мудрости, первоисточники теософской литературы, труды Е. П. Блаватской, других известных авторов теософского направления, мы будем глубже понимать задачи теософской работы в сегодняшнем мире и я уверенна, что тогда уже ничто и никто не сможет заставить нас свернуть с пути Служения Истине. Чем больше мы будем читать, чем больше вопросов, касающихся внутренней и внешней работы, будем выносить на обсуждение в группе, тем больше знаний у нас появится. Мы сможем накапливать опыт и двигаться по пути познания любой Истины, какое бы название она не имела и, конечно же, по пути познания Абсолютной Истины.

Елена Ивановна Рерих писала: «Абсолютная Истина есть такое Знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии понимания. Человечество двигается по пути овладения Абсолютной Истиной, которая в этом смысле складывается из суммы относительных истин». Наверное, здесь можно было бы Абсолютную Истину сравнить с «Безбрежностью, которая, - как образно сказано в книге Эдвина Арнольда «Свет Азии», - складывается из росинок, что в лотосе слёзкой сверкают». Здесь, на Земле мы будем пытаться познавать Высшее, познавать Универсальные Законы Вселенной, раскладывая их на частички, и, затем складывая, чтобы получить Единое Целое.

Заключить сказанное об Абсолютной Истине можно так: - это Беспредельное Знание. И, хотя некоторые авторы, комментируя через интернет понятие Истины, говорят, что достижение человечеством Абсолютной Истины невозможно даже в отдаленном будущем, мы обязательно этого достигнем, только у каждого будет своё время.

А сейчас пока будем познавать, что же такое Относительная Истина. Практически все источники подают, что «Истина, которая отражает объект не полностью, а лишь в некоторых пределах, условиях, отношениях, которые изменяются и развиваются, называется Относительной».

Как это понимать подсказывает Е. П. Блаватская.

Она говорит, что наш проявленный мир, как и сам человек, конечный и обусловленный, т. е. конкретный. Здесь на земном плане нет ничего постоянного. Действительно, всё изменяется и развивается. Поэтому, любой, даже самый достоверный факт, может быть только Относительной Истиной. А каждый земной человек способен разглядеть Истину в свете своих земных восприятий в том объёме, в котором его разум может её воспринять и не более того. И опять это будет лишь Относительная Истина.

«В каждом столетии были мудрецы, - пишет Елена Петровна, - познавшие Абсолют, но, тем не менее, способные передавать другим только относительные истины, потому что никакой конечный разум не в состоянии вместить в себя бесконечность, вместить в себя Абсолютную Истину, другими словами, вместить в себя Беспредельные Знания».

Елена Петровна сама была таким мудрецом. Она говорила о себе: «Я старый буддийский пилигрим (чужеземец, странствующий богомолец, паломник), что путешествует по миру, чтобы преподавать истинную религию, которой является Истина». А что такое религия? Это действия, основанные на вере в существование сверхъестественных сил природы, Высших Сил, которые в различных религиях получили свои названия. Но, она передавала человечеству не просто веру, как таковую, она несла и передавала Знания, она помогала людям найти верную дорогу к Истине через оккультно-мистические произведения, через «Разоблачённую Изиду», «Тайную Доктрину», статьи, которые печатались в различных теософских изданиях.

Помогали ей утвердиться в понимании Истины Великие Учителя, Махатмы в существовании которых она не только не сомневалась, но и к образу которых стремилась. И, когда таинственный Покровитель забрал её в Тибет и на несколько лет стал её Учителем, она знала: Адепты, Учителя – это царство Знания и Света. И это есть Истина. В сборнике под названием «Инструкции для учеников внутренней группы», которую Елена Петровна вела в последние годы жизни, она писала: «Серьёзному ученику Учитель заменяет отца и мать, Ибо, тогда, когда они дают ему тело и способности, жизнь и бренную форму, Учитель являет ему, как развивать внутренние способности, дабы обрести Мудрость Вечную. Учитель наставляет и напитывает ученика жизненным потоком Истины». Впитывая эти потоки, Е. П. Блаватская стала основателем знаменитого Теософского Общества и всего современного теософского движения, что есть факт, то есть Истина, но Относительная.

Резюмируя идею об Абсолютной и Относительной Истине, Елена Петровна в статье «Что есть Истина?», подчеркивает: «Вне определённого высокодуховного и благородного состояния ума, когда Человек един со Вселенским Разумом – он ничего не может получить на земле, кроме Относительной Истины, или истин из любых философий и религий».

Итак, Е. П. Блаватская рассматривала три вида Истины: как Таковую, или Конкретную, Абсолютную и Относительную, каждая из которых имеет свой критерий. Критерием Конкретной и Относительной истин есть конкретный результат, который может быть проверен практикой. Но, практика принадлежит только к нашему материальному или проявленному миру. Она принадлежит к тем законам, которые в нём функционируют.

Однако, есть мир непроявленный, невидимый, непостижимый для ограниченного разума. К этому миру относится Абсолютная Истина, которую нельзя проверить практикой. Потому что, практикой невозможно доказать истинность или ложность научных открытий о происхождении жизни и человека на Земле. Критерием здесь могут служить:

- непротиворечивость, т. е. соответствие, законам логического мышления;

- соответствие известным научным фактам, научным достижениям, истинность которых не подвергается сомнению;

- наше сознание, насколько оно приближено к Абсолютной Истине или Абсолютному Божественному Знанию.

В заключение хочется сказать, что под каким бы углом мы не рассматривали понятие Истины – Конкретная, Абсолютная или Относительная, с наименованием или без него – нам необходимо усвоить, что Истина – это Знание и получаем его мы здесь, на Земле. Так что, давайте последуем совету Елены Петровны Блаватской и «сядем у края колодца, имя которому Знание» с тем, чтобы стать примером самоотверженного и непреклонного Служения Истине, открытой нам Высшими Существами – Иерархией Света.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: