Задание 3 «Расшифруй качества креативного человека»




Ход урока

Урок 1

  1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний: игра «Мозговой штурм ».

Слово преподавателя: Тему урока мы узнаем, когда выполним задание 1.

Задание 1. Угадайте ключевое слово урока.

(На листочках записаны вопросы. Студенты читают и угадывают первую букву слова.)

 

Ключевое слово урока:

Т – автор романа «Война и мир» … (Толстой).

В- картина русского художника И. Айвазовского «Девятый …»(«Девятый вал»).

О - детский писатель, написавший «Городок в табакерке»…(Одоевский).

Р - музыкальный инструмент в произведении Мандельштама…(рояль).

Ч- произведение Л. Кэ́рролл «Приключения Алисы в Стране …» (чудес).

Е- итоговый экзамен в 11 классе …(ЕГЭ).

С- автор стихотворения «Жди меня, и я вернусь» … (Симонов).

Т- высокий певческий мужской голос …(тенор).

В -эта птица всех хитрей, прячется в деревьях, в кронах, а зовут ее … (ворона)

О – роман американской писательницы Э.Войнич …(«Овод»)

Студенты: Творчество.

Студенты: правильно. Молодцы!

 

Изучение темы урока.

Преподаватель: Вся история человечества – это история изобретательства. Опираясь на подсказки природы, люди изобрели и стали совершенствовать орудия труда, научились делать одежду, предметы быта. По мере развития науки, техники, технологии появились задачи, которые трудно стало решать с помощью только методов проб и ошибок или путем простого подражания природе. Новые задачи требовали более глубокого их осмысления и творческого решения. Так появилось понятие «творчество».

Что такое, по вашему мнению, творчество и творческая деятельность?

Студенты: обдумывают вопрос и предлагают различные варианты ответа.

Преподаватель: давайте посмотримна экран. Вы видите определение понятия – творчество известных людей.

Творчество – это успешный полет мысли за пределы известного. Оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее. (Американский ученый
П. Хилл)

Сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций. (Польский исследователь Матейко)

Творчество – очень сложное явление, поэтому с целью изучения ученые стремятся «отступить на маленькие сегменты поведения, являющиеся существенными чертами творчества, которые помимо всего являются измеримыми» (Х. Литтон).

«Творчество – синоним оригинального склада мышления, то есть способность постоянно ломать привычные рамки накопленного опыта. Творческий ум – это ум активный, пытливый, обнаруживающий проблемы там, где другие их не видят, считая, что на все есть готовый ответ; он чувствует себя как рыба в воде в переменчивой ситуации, там, где другим мерещатся одни опасности; он способен принимать свои, ни от кого… не зависящие, самостоятельные решения, он отрицает то, что ему навязывают, по-новому оперирует предметами и понятиями, не давая себя опутать никакими конформистскими соображениями». В этом исчерпывающем определении творчества, данным Дж. Родари, содержатся все важнейшие компоненты творческой личности, признаваемые современной наукой.

Для того чтобы понять, что такое художественное творчество, выясним что такое творчество вообще. Для этого я обратилась к Большому энциклопедическому словарю. Где сказано:

«Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно - исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта (производителя, носителя) творческой деятельности» (слайд 5)

Вывод:

Творчество — это:

- деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

- создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

- процесс создания субъективных ценностей.

 

Преподаватель: Как часто в жизни мы прибегаем к творчеству?

Студенты: Размышляют и озвучивают примеры творческого подхода в различных жизненных ситуациях.

Преподаватель: Творчество может проявляться в самых разных профессиональных областях. Какие же существуют виды творчества?

Виды творчества.

Преподаватель: Проявление творчества в любой сфере человеческой деятельности позволило выделить три основных вида.

На столах лежат карточки с их описанием. Ваша задача определить вид творчества.

 

Преподаватель: Отдельным явлением в рамках технического творчества является изобретательство.

Изобретательство - творческая деятельность, в результате которой на основе научных знаний, технических достижений и решения изобретательских задач создается нечто принципиально новое.

Процесс творчества – весьма сложное явление, чрезвычайно трудно поддающееся описанию, поскольку «внутренняя сущностьявления недоступна непосредственному исследованию». Тем не менее эта одна из самых важных и интересных областей человеческой деятельности издавна привлекает внимание ученых.

Рассмотрим рисунок

Так, попытка обозначить основные стадии творческого процесса была предпринята в 1926 году американским психологом Г. Уоллессом

Этапы творчества

По сути, ни один человек творческий никогда не задумывался, каким образом ему удается достичь того или иного результата. Что приходилось пережить в это порой очень долгий период создания? Какие этапы нужно было преодолеть?

Грэм Уоллес выделил несколько последовательных этапов, которые являются типичными для творческого процесса:

- подготовка;

- инкубация;

- озарение;

- проверка.

Первый пункт – это один из самых длительных этапов. Он включает в себя весь период обучения. Человек, ранее не имевший никакого опыта в конкретной области, не может создать нечто уникальное и ценное. Для начала приходится учиться. Это может быть математика, письмо, рисование, конструирование. Весь предшествующий опыт становится основой. После чего появляется идея, цель или задача, которую необходимо решить, полагаясь на полученные ранее знания.

Второй пункт – это момент отрешения. Когда длительная работа или поиски не дают положительного результата, приходится все отбросить в сторону, забыть. Но это не означает, что наше сознание также обо всем забывает. Можно сказать, что идея остается жить и развиваться в глубинах нашей души или разума.

И вот однажды приходит озарение. Открываются все возможности творческих людей, и истина выходит наружу. К сожалению, не всегда можно достичь поставленной цели. Не каждая задача нам под силу. Последний пункт включает в себя диагностирование и анализ результата.

Преподаватель: Каждый ли человек способен к творческой деятельности?

Человека, который обладает творческими способностями называют творческим или на современном языке (дети подсказывают) креативным.

Креативный человек – это тот, кто обладает особым видом мышления – дивергентным.

Дивергентное (творческое мышление) – противоположность конвергентного

(традиционного, нетворческого) мышления.

Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы – путем интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным.

В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, чего не замечают другие.

Учитель задает вопрос учащимся:

Каждый ли человек способен к творческой деятельности?

Как вы думаете, что отличает творческого человека от обычных людей?

(ответы студентов)

Преподаватель: У креативной личности замечательно развито несколько качеств. А какие это качества мы с вами точно узнаем из данного задания.

(Учащимся предлагаются карточки с заданием.)

Задание 3 «Расшифруй качества креативного человека»

1.Гниоораьлсьтн 2.юзьостьнлбноалет

3.Оожеиенарбв 4. цияиутин

5.Шлееимны 6. льстьонциэомано

7.морю

(Правильные ответы: ключ – все буквы перепутаны в произвольном порядке.

Качества: 1-оригинальность, 2-любознательность, 3-воображение, 4-интуиция, 5-мышление, 6-юмор) (слайд 10)

Преподаватель: Все ребята справились с заданием. Теперь мы с вами знаем какими качествами должен обладать креативный (творческий человек). У каждого человека, конечно же, есть эти качества, но какое-то развито больше, а какое - то меньше.

Ни один поэт или писатель не смог бы создавать свои произведения, не имея развитое воображение. Фантастика всегда поражала воображение в том, что она позволяла заглянуть с помощью литературы в будущее. Некоторые идеи стали темами серьезных научных и технических исследований. Многое, что придумано в фантастике, о чем мечтали люди, рассказывали сказки, уже воплощено в жизнь. Теперь многие удивительные вещи стали обычными, привычными, ими перестали восхищаться. Проследим путь нескольких изобретений от мечты до реальности.

Вопрос: кто может привести примеры изобретений, которые были мечтой, а в настоящее время стали реальностью?

Студенты: вспоминают произведения литературы (сказки,фантастику) и приводят примеры

Тест 1. «Определение уровня воображения»

В творческой деятельности всегда проявляется работа воображения. Они тесно связаны между собой. Проверьте уровень развития воображения учащихся.

Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

1. Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).

2. Часто ли вы скучаете? (1, 2).

3. Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).

4. Инициативны ли вы на работе? (2, 1).

5. "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).

6. Руководствуетесь ли вы в выборе одежды собственным вкусом, а не законами моды? (2, 1).

7. Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (0, 1).

8. Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

9. Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).

10. Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).

11. Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).

12. Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Результаты.

Подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его.

5-8 очков: вы реалист в полном смысле этого слова. В облаках не витаете. Однако немного фантазии еще никому не вредило. Поэтому задумайтесь о себе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: