Назначение, область использования и особенности проведения различных видов активных методов обучения




  Группа активных методов обучения Назначение (цель использования) Побочный результат Позиция и действия ведущего Особенности организации и проведения
1.Дискуссионные методы: свободные дискуссии, направленные дискуссии, обсуждение профессиональных и жизненных казусов, совещание специалистов и др. Развитие коммуникативной компетентности участников: умения доказывать, аппелировать, дебатировать, выражать свою или групповую точку зрения, слушать оппонентов, формулировать и задавать вопросы, оценивать и критиковать Обострение негативных отношений внутри группы и между группами участников, развитие мышления и наблюдательности, формирование критической позиции Организует обсуждение, управляет его ходом, не вмешиваясь в его протекание, резюмирует, следит за развитием ситуации, при необходимости предотвращает конфликт Имеет характер живого общения, активность и настроение участников существенно варьируют
2.Игровые методы:психодрама, ролевые и ситуационные игры, деловые игры, ОДИ, инновационные игры, учебные игры и др. Освоение участниками нового опыта, формирование необходимых умений и навыков, освоение новых ролей и ситуаций, ``примеривание'' новых позиций Появление несерьезного отношения к происходящему, ``застревание'' в роли Специализированы и дифференцированы в группе игротехников Ротационный характер взаимодействия участников, наличие сценарных разработок, ``накладываемых'' на реальную группу
3. Рейтинговые методы:рейтинги эффективности, рейтинги популярности Повышение мотивации участников, повышение эффективности деятельности группы/индивида, повышение ответственности Обострение конкурентных отношений, развитие гибкости, креативности Разработка системы заданий и/или критериев, подведение промежуточных итогов, подбор экспертов, выработка с каждым из участников образа-цели Индивидуальность траекторий достижения цели, варьирование темпа и содержания работы
4. Тренинговые методы:тренинги профессиональной компетентности, тренинги эффективного родительства, тренинги поло-ролевого взаимодействия, тренинги продаж, коммуникативные тренинги, тренинги сензитивности, тренинги личностного роста и др. Корректировка мнений, позиций, планов, ролевых сценариев участников, формирование конструктивного отношения к прошлому, настоящему и будущему, расширение сознания участников, принятие себя и окружающих, самопознание Динамика отношений участников и ведущего, провоцирующая конфликты между ними, повышение открытости и сплоченности в группе, невротизация и соматизация, эмоциональные срывы Подбор и комплектование групп, инструктирование, оказание экстренной психологической помощи, сбор информации о группе и участниках, информирование Изменение содержания и характера упражнений и процедур в соответствии с логикой проведения тренинговых занятий и динамикой группы, ответственность за происходящее внутри и за рамками тренинга

 


[1] Педагогика. Под редакцией Ю.К. Бабанского // Просвещение. − М., 1983.

[2] Дороднева Н.В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс. Дис. канд. пед. Наук. −Тобольск, 2005.

[3] Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ОПЦ «Интор», 1996.

[4] Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контек- стный подход [Текст]: метод. пособие / А.А. Вербицкий. – М.: Высш. шк., 1991. – 207 с.: ил.

[5] Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.: ил.

[6] Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989.

[7] Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ОПЦ «Интор», 1996.

 

[8] Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2004. – 384 с.

[9] Якиманская И. С. Педагогическая психология. Основные проблемы МПСИ, МОДЭК 2008

[10] Вилькеев Д.В. Технология обучения и воспитания – Казань, 1994.

[11] Скарбич С.Н. Формирование исследовательских компетенций учащихся в процессе обучения решению планиметрических задач в условиях личностно-ориентированного подхода. Дис…канд. пед. наук. − Омск, 2006.

[12] Андреев, В.И. Условия эвристического программирования учебно-исследовательской деятельности школьников / В.И. Андреев // Советская педагогика. - 1979. - № 3. - С. 74-78.

 

[13] Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.

 

[14] Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политическая литература, 1975. - 304 с.

 

[15] Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

 

[16] Хозяинов Г.И. Определение уровня профессионализма преподавателя // Труды ученых ГЦОЛИФКа, 1993, − С. 149-156.

 

[17] Белич В.В. Комплексный анализ учебно-познавательной деятельности / В.В. Белич. – Челябинск: Изд-во ЧелГУ, 1986. 10 с.

 

[18] Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. − М.: Знание, 1983. – 96 с.

 

[19] Свищев И.Д. Гуманистические аспекты совершенствования учебно-познавательной деятельности студентов ИФК, специализирующихся по спортивной борьбе // Теория и практика физической культуры. Научно-теоретический журнал. − №1, 1997.

 

[20] Шамова Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельности учащихся / Т.И. Шамова // Советская педагогика. - 1974. - № 1. - С. 40-50.

[21] Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

[22] Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.

 

[23] Сенько Ю. В. Стиль педагогического мышления в вопросах Дрофа. 2009.

[24] Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б.Первина. М.: Педагогика, 1985.

[25] Хабиб, Р. А. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся Издательство: Педагогика, 1979

[26] Епишева, О.Б. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учеб. деятельности: Книга для учителя/О.Б. Епишева, В.И. Крупич. 2011.

[27] Габай, Т.В. Педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т.В. Габай. – М.: Академия, 2003. – 240 с.

[28] Беликов, В.А. Уровневый характер мотивации учебной деятельности старших школьников / В.А. Беликов // Педагогическая наука и школа. - Магнитогорск: МГПИ, 1995. - С. 19-22.

 

[29] Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/06/17/analitiko-sopostavitelnaya-tablitsa-fgos-1-i-fgos-vtorogo

 

[30] Изергин Э.Т. Развитие познавательных возможностей школьника в ходе овладения методом физического эксперимента: дис.... канд. пед. наук / Э.Т. Изергин. − Куйбышев, 1975. – 148 с.

[31] Усова А.В. Формирование у учащихся учебно-познавательных умений / А.В. Усова. − Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1994.

 

[32] Зверева, Н.М. Методологическое знание в Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. – 2011. – № 3 (5) 8 содержании образования / Н.М. Зверева, А.А. Касьян // Педагогика. – 1993. – № 1. – С. 9-12.

 

[33] Дороднева Н.В. Учебно-познавательная деятельность студента как творческий процесс. Дис. канд. пед. Наук. −Тобольск, 2005.

 

[34] Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

 

[35] Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., Педагогика, 1983.

 

[36] Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., Педагогика, 1983.

 

[37] Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М., Педагогика, 1983.

 

[38] Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. – М: Просвещение,1986.

 

[39] Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. Книга для учителя. – М: Просвещение,1979.

 

[40] Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1985..

[41] Петрушин С. В. Большая контактная группа. Речь 2010.

[42] Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие / под ред. М. М. Новик.

[43] Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб.-метод. пособие под ред., М. М. Новик.

[44] Аналитико – сопоставительная таблица ФГОС 1 и ФГОС второго поколения, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/06/17/analitiko-sopostavitelnaya-tablitsa-fgos-1-i-fgos-vtorogo

 

[45] Буравлева В.П., Трегубова О.Г.Перспективы развития научно-исследовательской деятельности учащихся. Пермь, 2005.-44с.

[46] Косенко Т.С. Взгляд на современное состояние воспитания. //Философия образования № 1, 2007, C. 191-195

[47] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. уч. М., 1998

[48] Асмус, В.Ф., ФилософияИ.Канта: научная литература / В.Ф. Асмус, М., «Наука», 1973 г. – 531 с

[49] Гальперин П. Я.,Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. 2013 г С. 12-16

[50] Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996, с. 429-464..



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: