5. О.А Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» СПБ «Детство-пресс» 1997 г.
К.Н. Николаева «Мы» программа экологического образования детей» СПБ «Детство-пресс» 2005 г.
Е.А. Алябьева «Познавательное развитие ребёнка. Сказки о природе»
Т.И. Попова «Мир вокруг нас» Москва «Линка-пресс» 1998 г.
Приложение 1.
Беседа с детьми об осени.
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Формировать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи между наблюдаемыми явлениям, между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных, птиц и приспособлением их к зиме. Воспитывать бережное отношение к растениям и животным.
Ход: Загадать детям загадку: Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю. Но не касаюсь елочек и сосен. Кто я, дети? … (осень) - Какое сейчас время года? - Назовите признаки осени. (солнце светит реже, и не греет, день становятся короче, а ночь длиннее, на улице стало холоднее, люди тепло одеваются; часто идут холодные, моросящие дожди, листья становятся разноцветные и опадают; птицы собираются стаями и улетают на юг и др.) - Почему происходят эти изменения в природе? (солнце меньше светит и не греет) - Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь) - Сентябрь - первый осенний месяц. Это бархатный месяц, румянец осени. Как его еще называют в народе? (Златоцветом, рябинником, птичьей стаей.) (дети объясняют, почему так называют.) - Как называют октябрь в народе? (листопадом, грязник) Почему? - Как в народе называют ноябрь? («предзимник», «ворота зимы», месяц молодого звонкого льда) Почему? - Почему деревья сбрасывают листья? (готовятся к зиме. - Что произойдет, если листья с деревьев не опадут? (под тяжестью ветки нагнутся и сломаются). - Что ещё может произойти, как вы думаете? (весной лес будет стоять голый, не будет тени, прохлады, негде будет птицам вить гнёзда, а животным укрыться, спрятаться от палящего солнца и от людей, в воздухе не будет кислорода, который выделяют зеленые листья, людям и животным нечем будет дышать.) - Почему птицы собираются стаями и улетают на юг? (стало холодно, все насекомые попрятались в щели домов, под кору деревьев, в землю, под листочки, нечего есть). - Какие птицы улетают первыми? Почему? (стрижи, ласточки, т.к. они питаются только насекомыми). - Какие улетают чуть попозже? Почему? (журавли, грачи и кукушки, т.к. остался корм: зерна, плоды, ягоды). - Какие птицы улетают последними? Почему? (гуси, утки и лебеди, пока водоемы не замерзли, корма им хватает.) - Как называются птицы, которые улетают на юг? (перелетные) - Как называются птицы, которые зимуют у нас? (зимующие). - Как животные готовятся к зиме? (строят норы, впадают в спячку, делают запасы, меняют шубы). - Какие работы осенью у людей в саду, в поле? (с полей и огородов убирают урожай, заготавливают еду на зиму и для себя, и для домашних животных, поля вспахивают, в сентябре на полях сажают озимые хлеба - рожь и пшеницу.) - Осень бывает разная. Какая? (ранняя, золотая, рыжая, золотистая, багряная, дождливая, хмурая, унылая, разноцветная, красивая, грустная, пёстрая). - Золотую осень очень любил А.С. Пушкин. Он написал много стихов про осень. Педагог читает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье...» - Какие стихи про осень вы знаете? (А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало..») (дети читают знакомые стихи об осени).
|
|
Приложение 2.
Наблюдения.
1. Наблюдение за погодой Цели: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы. Ход наблюдения: Серый день короче ночи, Холодна в реке вода. Частый дождик землю точит, Свищет ветер в проводах. Опадают листья в лужи, Хлеб убрали в закрома. До прихода зимней стужи Утепляются дома Ноябрь - последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, небо почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шар. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзает земля, звенят на ветру ветви деревьев. Играет ноябрь на ледяных струнах. Это пора называется «предзимье». | 2. Наблюдение за деревьями Цели: уточнить строение деревьев; развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы. Ход наблюдения: Растения приготовились к зиме. Деревья стоят без листьев, но почки есть. Рассмотреть почки по форме, величине, цвету. Объяснить, что деревья уже не растут, находятся в покое. Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Осень»: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. |
3. За солнцем Цели: расширить знания о солнце в ноябре. Ход наблюдения: Продолжать наблюдение за солнцем: светит все реже, поднимается невысоко. В ноябре короткие дни и длинные ночи. Ноябрь – сумерки года (обсудить с детьми, почему так говорят). Загадка: Среди поля голубого – Яркий блеск огня большого. Не спеша огонь тут ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну, конечно, это… (солнце) Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?» (упражнять в подборе прилагательных). Что можно сказать про солнышко, какое оно? (ласковое, доброе, лучистое, желтое, красное, яркое, теплое, жаркое, огненное). | 4. Наблюдение за небом и осадками. Цели: продолжать формировать представления о сезонных изменениях; развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы. Ход наблюдения: Поздняя осень – предзимье. Небо серое, темное. Чаще идут дожди со снегом. Понаблюдать за звездным небом. Дуют снеговые ветры (дать понятие «снеговей»). Стихотворение Г.Ладонщикова «Поздняя осень»: У берега несмело Ложится тонкий лед. Печально туча серая По дну пруда плывет. Суровой дышит осенью Прозрачная вода. Деревья листья сбросили, Встречая холода. |
5.Наблюдение за сезонными изменениями Цели: формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи); закреплять знания о солнце (светит, но не греет). Ход наблюдения: Не жаркие, не летние, Встают из-за реки Осенние, последние, Теплые деньки. А. Исаковской Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки-снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. В конце осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными. Воспитатель задает детям вопросы. Как называется предзимье? (Серебряная осень.) Почему? Попробуйте отгадать загадку. И не снег, и не лед, А серебром деревья уберет. (Иней.) Воспитатель предлагает детям придумать загадки о поздней осени. | 6.Наблюдение за изморозью и инеем. Цели: расширить знания о явлениях неживой природы; развивать наблюдательность. Ход наблюдения: Во время заморозков появляется изморозь (это появление ледяных корок на деревьях, на земле и на всех предметах). Иногда она игольчатая. Сравнить изморозь с инеем (иней на земле, и на траве). Иней образуется также как и роса. Он может быть и летом, т.к. это кристаллы воды (роса, когда температура воздуха выше 0 градусов). Сравнить появление изморози с понижением температуры воздуха (наблюдение за термометром). Загадка: В белом бархате деревня – И заборы, и деревья, А как ветер нападает, Этот бархат опадает. (Иней) |
7. Наблюдение за снегом и льдом Цели: закреплять знания о разнообразных состояниях воды; формировать реалистическое понимание неживой природы. Ход наблюдения: Воспитатель задает детям вопросы. Из чего состоит лед? Какие свойства льда (снега) вам знакомы? Как образуются снежинки? Мы — снежинки! Это мы — парашютики зимы. Это мы над вами кружим, Это мы с ветрами дружим. Лед — замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Погладьте поверхность для определения гладкости. Ударьте для обнаружения прочности и хрупкости. Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики соединяются в звездочки-снежинки. Какой снег в теплую погоду? (Липкий, тяжелый, влажны й, сырой.) Какой снег в морозную погоду? (Сухой, пушистый, легкий, рассыпается.) | 8. Наблюдение за птицами. Цели: развивать наблюдательность, закрепить умение анализировать, делать выводы. Ход наблюдения: Уточнить, какие птицы остались зимовать, понаблюдать, кто из них прилетает к кормушке. Обратить внимание детей, что птицам все труднее добывать корм; обсудить, как можно помочь. Стихотворение О.Г.Зыковой «Синицы»: Ох, и хитрые же птицы, Желтогрудые синицы. Только лишь в большую стужу Эти птицы с дятлом дружат. Ну, а летом все синицы Сами могут прокормиться |
9. Наблюдение за ветром (внешние проявления ветра) Цель: показать природное явление – ветер; закрепить умение определять ветряную погоду по внешним проявлениям (качаются деревья, вертушки крутятся); развивать наблюдательность. Ход наблюдения: Основное содержание: Погода ветряная – деревья качаются, ветки и листья нагибаются по направлению ветра. Дует ветер, вертушки крутятся по ветру. Можно определить направление ветра. Шарики воздушные, Ветерку послушные! Ветер дунул и летят. Пусть летят, куда хотят! |
Приложение 3.
|
Дидактические игры
«Чудесный мешочек» Задачи: совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ, правильно называть его цвет, развивать внимание, память, устную речь Атрибуты: мешочек, муляжи овощей и фруктов. Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит: Я-чудесный мешочек, Всем ребятам я — дружочек. Очень хочется мне знать, Как вы любите играть. Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет,на ощупь определяют,что это, называют его, а потом достают. После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
«Узнай по описанию» (попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку об овоще, фрукте или ягоде): «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).
"Отгадай загадку — нарисуй отгадку" Участникам игры предлагают отгадать загадки. Задача усложняется тем, что надо не только назвать, но и нарисовать отгадку.
Приложение 4.
Физкультминутки:
«Клён» — Ветер тихо клён качает, Вправо-влево наклоняет: Раз – наклон И два – наклон, Зашумел листвою клён.
«Листопад» — Мы – листики осенние. На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели! Мы летели, мы летели. И на землю тихо сели….
«Грибы»: — Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли. Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли! На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята! Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери! Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех? Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться! Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили! Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
Пальчиковая гимнастика.
«Листья»
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами) Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы) Полетели, закружились (вращение кистями рук) И на землю опустились (кладут пальцы на стол) Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу) Кап-кап-кап, кап-кап-кап, Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу) Листья все насквозь побил. Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд, назад) Одеялом их накрыл. (крепко прижать ладони к столу).
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики, начиная с большого. Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. «Шагают» пальчиками.
Приложение 5.
Художественно – эстетическое развитие |
Сотворчество детей и родителей |
Развлечение «Осенний винегрет» |