Специфика древнерусской литературы. Поэтика. Периодизация литературного процесса.(2ч.)




Содержание программы

1. Пояснительная записка

2. Содержание дидактических единиц раздела

3. Тематический план

4. Календарно-тематический план курса

5. Содержание раздела

а) содержание лекционных занятий

б) содержание практических занятий

6. Самостоятельная работа

7. Тематика курсовых работ

8. Материалы к промежуточной аттестации

9. Список художественной литературы

10. Список учебной и научной литературы

11. Приложение (тесты, задания)

 

Пояснительная записка

Раздел “История русской литературы X-XVII вв.”- первый среди курсов русской литературы - открывает общую историко-литературную дисциплину “История русской литературы”. В этой системе раздел занимает особое место, являясь одним из самых сложных. Во-первых, он приходится на первый курс - вчерашних школьников, еще не адаптированных к специфике обучения в высшей школе, не владеющих литературоведческой терминологией. Во-вторых, он сложен по своему содержанию, насыщенности, объему. Древняя русская литература отличается своеобразием, “непохожестью” на привычную для школьников литературу. У средневекового человека была совершенно иная психология, мировосприятие, система оценок, поэтому древнерусская литература, имея сложный для современного читателя язык, представляет огромную трудность для восприятия. Курс требует для своего усвоения основательных знаний по истории, без чего невозможно уяснить смысл древних текстов. Древнерусская литература носит религиозный характер, а язык церкви специфичен - необходимо знание евангельских текстов, церковной литературы. Раздел имеет историко-литературную направленность и в то же время связан с теоретическим курсом «Введение в литературоведение». Он изобилует такими теоретико-литературными понятиями, как апокриф, агиография, житие, литературный этикет - новых литературоведческих понятий. У многих начинающих студентов нет представления о древнерусской литературе (несмотря на то, что в среднем звене школьной программы изучается ряд произведений), практически изучение ее начинается с нуля. В идеале студент должен читать текст на древнерусском языке (а курсы “История русского языка” и “Старославянский язык” читается позже), трудна и древнерусская графика, необычна система жанров, здесь требуются совершенно другие критерии оценки произведений. Все эти вышеперечисленные трудности надо преодолеть в короткое время, чтобы полноценно усвоить курс. Студенты должны понять, что без знания древнерусской литературы невозможно глубокое прочтение новой литературы, имеющей свои корни в древней, что именно в древней литературе сформировалась специфика всей русской литературы, система этических ориентаций русского человека. Раздел “История древнерусской литературы” глубоко воспитателен. Наконец, древнерусская литература – тот этап, когда сформировалась национальная специфика всей русской литературы, система эстетических и нравственных ориентаций, явно или скрыто сохраняющихся в новой литературе.

Цель курса – ввести студентов в мир русского средневековья и дать представление о специфике литературного процесса X-XVII веков, постичь особую психологию средневекового человека, приобрести навыки грамотного и осмысленного чтения и анализа древнерусского текста с учетом специфики жанра и общего характера ДРЛ, а также навыки работы с исследовательской литературой.

Реализация цели потребует выполнения следующих задач: проработки текстов-первоисточников и исследовательских работ по предмету, овладения теоретическими понятиями, связанных со спецификой и историей создания средневековых текстов, эстетическими представлениями эпохи, тщательной подготовкой к практическим заданиям.

Автор лекции пытается вычленить проблемы и процессы, которые будут развиваться в новой литературе, апеллирует к иллюстративному материалу новой литературы, сюжетам христианской литературы, устанавливая преемственную связь между ними. Рассмотрение литературного процесса Древней Руси осуществляется по жанрово-хронологическому принципу. В лекционном материале внимание уделяется принципиальным вопросам курса: особенностям средневекового художественного мышления, характеристике историко-культурных эпох и событий, анализу ключевых произведений и их жанровой специфике. Практические занятия не повторяют, а дополняют лекционный материал, по существу, представляют собой форму самостоятельного изучения темы (так как в ходе лекционного курса даются общие представления о тех или иных реалиях литературы), посвящены в основном анализу жанров древнерусской литературы: летописанию, агиографии, воинской повести. Вопросы, помеченные звездочкой, предлагают приготовить индивидуальное минисообщение по теме. В целом как лекционный, так и практический курс посвящен формированию навыков анализа, научному осмыслению явлений и фактов литературы изучаемого периода.

Курс рассчитан на 45 часа, из них 30 - лекционных, 15 - практических. На самостоятельную работу выделяется 14 часов. Самостоятельная работа студента включает в себя также обяза­тельное знакомство с классическими исследованиями Д.С. Лихачева, а так­же знакомство с исследовательской литературой, рекомендуемой для подготовки к практическим занятиям.

В ходе изучения курса студенты должны

- овладеть рядом теоретических понятий, связанных со спецификой и историей создания древних текстов, мировоззрением эстетическими представлениями эпохи системой жанров и событиями времени;

- приобрести навык чтения древних текстов;

- знать содержание программных текстов, своеобразие эпохи их создания, жанровой специфики, места в историко-литературном процессе;

- иметь представление о закономерностях и особенностях развития древнерусской литературы и уметь ориентироваться в контексте эпохи;

- уметь проводить типологические связи между произведениями, рассматривать отдельные произведения в контексте темы; а также устанавливать связи с фольклором и произведениями других народов;

- уметь анализировать произведения целостно, с учетом его эстетических достоинств и проблем;

- уметь самостоятельно подготовиться к отдельным темам;

- приобрести навыки работы с исследовательской литературой (уметь составлять тезисы, делать выписки, аннотировать, составлять планы ответов).

Формы контроля:

- практические занятия;

- письменная работа;

- тестирование;

- доклады;

- зачет.

Программа составлена в соответствии с Гостом образца 2002 года.

 

Содержание дидактических единиц раздела

 

Основные дидактические единицы раздела: периодизация, основные жанры ДРЛ, поэтика, барокко.

 

3. Тематический план

Наименование темы Всего часов Лекцион-ные занятия Практи-ческие занятия Самосто-ятельная работа
1. Специфика древнерусской литературы. Периодизация ДРЛ. Поэтика. Основные исследования ДРЛ.          
2. Система жанров ДРЛ. Общая характеристика.          
3. Летопись и ее поэтика.        
4. Эпоха монументального исто-ризма. Литература Киевской Руси: жанровое мышление (X-XII век).        
5. «Слово о полку Игореве» и его поэтика.        
6. Литература эпохи ига и русского Предвозрождения (XIII-XIV век).        
7. Литературный процесс XV-XVI веков. Основные жанры эпохи «второго монументализма».        
8. Воинская повесть и ее поэтика.        
9. Русская агиография и ее поэтика.        
10. Литературный процесс XVII века. Переход к литературе нового времени (сатира, барокко, стихо-творство, театр, повествование)        
11. Оригинальная повесть XV-XVII веков и ее поэтика.          
12. Наследие ДРЛ и ее традиции.        
13. Зачетный урок.        
         

 

 

4. Календарно-тематическое планирование

 

Лекционная часть Практическая часть Сроки
1. Своеобразие ДРЛ. Периодизация. ДРЛ. Поэтика.     04.09 Л
2.Возникновение ДРЛ. Система Жан-ров ДРЛ и общая их характеристика. 1. Древняя книга и ее особенности. Поэтика ДРЛ 14.09 Л 13.09 П
3. Русское летописание. “Повесть временных лет” как выдающийся памятник ДРЛ. История изучения памятника.   18.09 Л
4. Литература Киевской Руси. “Слово о полку Игореве”, его феномен. История изучения “Слова». 2. Русское летописание и его поэтика   28.09 Л 27.09 П
5. «Слово о полку Игореве»: поэтика.     02.10 Л  
6. Литература эпохи монголо-татарского ига. Литература Русского Предвозрождения. Творчество Епи-фания Премудрого. 3. Литература Киевской Руси. Жанровая система литературы Киевской Руси. 16.10 Л 25.10 П
7. Литературный процесс в XV-XVI веках. Политическая и историософ-ская теория Московского госу-дарства и ее отражение в литерату-ре. Церковные и антицерковные на-правления в литературе 2 п. XV века.   26.10 Л
8. Повествование в XV-XVI веках. 4.“Слово о полку Игореве”: целостный анализ 30.10 Л 25.10 П
9. Публицистика XVI века. Сочинения И. Грозного.   09.11. Л  
10. Обобщающие произведения XVI века. “Домострой”. 5. Воинская повесть и ее поэтика. 13.11 Л 08.11 П
11. Литературный процесс в XVII веке. Литература Смутного времени. Демократическая сатира.   23.11 Л
12. Раскол русской церкви. Старообрядческая литература. “Житие» протопопа Аввакума. 6. Русская агиография и ее поэтика. 27.11. л 22.11 П
13. Повествование в XVII веке.   07.12 П
14. Барокко. Русское стихотворство. Творчество С. Полоцкого. Русский театр. 7. Оригинальная повесть XV-XVII веков и ее поэтика 11.12 Л 06.12 П
15. Художественное наследие ДРЛ и новая литература. 8. Зачетный урок 18.12 Л 20.12 П

 

Содержание дисциплины

 

Содержание лекционных занятий

Специфика древнерусской литературы. Поэтика. Периодизация литературного процесса.(2ч.)

Две точки зрения на ДРЛ. Характер тематики древнерусской литературы. Прикладной характер литературы. Религиозно-церковный статус литературы. Рукописный, коллективный и анонимный характер. Публицистичность и дидактизм ДРЛ. Вымысел и правда. Единство нравственного и эстетического. Своеобразие художественного метода и представлений о красоте. Характер историзма ДРЛ (прикрепленность к конкретному историческому событию или лицу). Создание и функционирование текстов. Традиционализм как черта древнерусской ментальности и литературы. Канон. Стиль исторического монументализма. Отношение к книге. Научные дисциплины, связанные с изучением древнерусской литературы: археография, текстология, палеография. Понятие списка, редакции, протографа, типы древнерусских почерков, филиграни. Проблема сохранности древнерусских тек­стов. Периодизация древнерусской литературы, периоды исторические и литературные. а) монументальный историзм; б) предвозрождение; в) «второй монументализм»; г) переход к литературе нового времени.Историография: основные труды.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: