Литературный процесс XVII века (6ч)




Русь в XVII веке. Эпоха Смуты. Цикл повестей о Смуте и их своеобразие. Образ Шуйского, Дмитрия Самозванца, Бориса Годунова. Тема защиты Руси. Стремление найти реальные причины событий. Жанр видений, плача. Новые черты

Филарет, Алексей Михайлович и их политика. Основные пути литературного развития в XVII в. Переводная повесть XVII века Повествование в XVII веке (трансформация жанровой системы; демократизация; усиление секулярных тенденций, освобождение от этикета, усиление сюжетности, развлекательности, обмирщение, установка на авторское начало, новый герой и новые представления о человеке, интерес к простому человеку, влияние западной традиции). Демократическая литература. Появление пародийно-сатирической традиции. Трагические интонации в смеховой культуре XVII в. Развитие вымысла: обобщенный герой в Повести о Горе-Злочастии. Трагическое осмысление человеческой судьбы, проблема выбора и индивидуализма. Плутовская и авантюрная сюжетика XVII века. Повесть о Карпе Сутулове. Повесть о Фроле Скобееве. Повесть о Савве Грудцыне. Конфликт старого и нового. Образ человека вне морали. Агиография XVII в. Житие Юлиании Лазаревской. Новизна подвига, реально-биографическое начало, элементы бытовизма. Воинская повесть в XVII в. Цикл повестей об Азовском осадном сидении донских казаков. Специфика казачьей литературы.

Древнерусское отношение к слову и проблема книжной «справы». Попытки упорядочить церковное благочестие в сер. XVII в. Кружок боголюбцев. Никон и его притязания. «Новизны» Никона. Возникновение старообрядчества. Социальный состав движения раскольников и его размах. Эсхатологическая концепцияистории. Протопоп Аввакум. Биография, обзор творчества. Отношение Аввакума к современности. Оценки Никона, царя Алексея Михайловича, русской церкви, России. Идея мученичества. Связь Аввакума с идеями публицистов XV-XVII вв. Проблема автобиографизма и ее освещение в науке. Новое мышление Аввакума. Рефлексия Аввакума о жанре, его авторская позиция. Со­знательное нарушение канона и фрагменты традиционной композиции. Самосакрализация. «Вяканье» и «ворчанье» как стилистические доминанты, прозаизмы и вульгаризмы в языке Аввакума. Языковая установка Аввакума на устную естественную речь. Роль похвалы природному русскому языку. Эмоциональность стиля. Аввакум как русский человек. Тема патриотизма. Натурализм, пейзаж, бытовые детали, частная жизнь, романное начало. Образ жены. Роль Аввакума в исто­рии русской литературы. «Житие боярыни Морозовой».

Возникновение театра и силлаби­ческой поэзии. Барокко (торжественность, контрастность, аффектация, слияние искусств, напряженность, украшение). Специфика русского барокко. Возникновение поэтической традиции в России в первой пол. XVII века. Силлабические вирши. Система силлабического стихосложения, ее заимствованный статус. Просветительство Симеона Полоцкого. Симеон Полоцкий и его ученики (Сильвестр Медведев, Карион Истомин). Творчество Симеона Полоцкого. «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный». Кунсткамера вещей и явлений. Панегирическо-дидактический характер сборников. Поэтический стиль Симеона Полоцкого, орнаментальность, скрещения искусств, элементы трюкачества.

Наследие ДРЛ и ее традиции (2ч).

Итоги развития литературы, ее связь с новой литературой. Традиции древнерусской литературы (воспитательный, гражданский, патриотический, моральный и т.д. характер). Сюжеты и жанры ДРЛ в новой литературе.

 

Содержание практических занятий

Практическое занятие № 1

Древняя книга и ее особенности

План

1. Русь в XX-XVII веках (путешествие в историю Руси).

2. Искусство Древней Руси. Иконопись.

3. Основные этапы изучения ДРЛ (основные исследования, основные хранилища рукописей, научные центры изучения)

4. Древняя книга. Особенности древнерусской книги. Типы письма, оформление рукописей. Понятия списка, редакции, протографа, извода. Проблема сохранности древнерусских тек­стов. Эволюция литературной «технологии»: от «харатейных» книг к книго­печатанию.

5. Своеобразие ДРЛ (историко-религиозный характер, своеобразие жанровой системы, ансамблевый характер, литературный этикет, анонимность, коллективный характер)

6. Поэтика древней русской литературы (озвучивание 2-3 глав работы Д.С.Лихачева «Поэтика древнерусской литературы»).

Литература

Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2001.

Лихачев Д.С. «Русская литература от древности до авангарда». М., 1996.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1987.

Осетров Е.Н. Живая древняя Русь. М., 1985.

Творогов О.В. Рядом с историей. ЛШ, 1991, № 2, 3, 5.

Творогов О.В. Литература Древней Руси в сегодняшней школе. ЛШ, 1990, № 2.

Практическое занятие № 2

Русское летописание и его поэтика

План

1. Летописание и его особенности.

2. Идеи и темы “ПВЛ” /Идея истории в движении, идея равенства русской земли, идея братолюбия, идея нравственного перевоспитания князей, идея служения родной земле, уважительное отношение к славе предков) Идейная, историософская и политическая позиция летописца: а) происхождение Руси; б) взаимоотношения князей друг с другом; проблема, зла; в) взаимоотношения князей со степью; проблема возмездия

3. Симпатии и антипатии летописцев. Нравственно-этический идеал летописца. Основные герои “ПВЛ”. Основные сюжеты. Образ автора.

4. Жанровая универсальность ПВЛ:

а) воинская и историческая повесть;

б) житие;

в) поучение в летописи;

г) “ПВЛ” и фольклор /классификация фольклорных сюжетов: предания, легенды, сказания, плачи, дружинная поэзия, славы/;

г) письменные источники “ПВЛ”.

5. Принципы изложения событий / Свободный характер повествования, пестрота изложения как результат смешения жанров, фрагментарная природа повествования. Типы летописного повествования: погодная запись, летописное сказание, летописный рассказ, летописная повесть

6. Язык и поэтические средства “ПВЛ”. Стиль исторического монументализма в «ПВЛ».

7. Авторы “ПВЛ”. История летописного свода. Концепции академиков А.А. Шахматова, Д.С. Лихачева, Б.А. Рыбакова, В.М. Истрина. Задание: графически изобразить схемы развития русского летописания Х1-ХП вв., принадлежащие указанным специалистам.

8. Летописание эпохи ига. Галицко-Волынская летопись. Отражение половецкого эпоса в летописи. Идеал князя-воина и князя-строителя. Своеобразие летописи (портретные элементы, специфика архитектурных описаний, экспрессия языка, отсутствие дат).

9. Летописание в XII-XVII вв. Никоновский летописный свод и «Степенная книга» XVI века (сообщение-доклад).

Литература

Тексты: “ПВЛ” (любое издание, желательно полное).

Памятники ЛДР (ПЛДР), Х1 в. М., 1978, Х11 в. М.,1980, Х111 в. М.,1981.

Галицко-Волынская летопись (ПЛДР 13 в., любое издание).

История русской литературы АН СССР /любое издание, соответствующий раздел, статья/.

Кусков В.В. История древнерусской литературы, М., 1977, с. 38-58 с. 106-109, 119-12

Гудзий Н.К. История русской литературы М., 1966, с. 50-85, 208-216, 255-257.

Лихачев Д.С. История русской литературы X-XVII вв. М., 1980, с. 59-83, 83-96, 185-190, 144-154.

Водовозов Н.В. История древнерусской литературы. М., 19611, с. 25-31, 37-52.

Еремин И.П. Лекции статья по истории древнерусской литературы. Л., 1987, с. 38-64, 164-184.

Лихачев Д.С. Великое наследие М., 1975, с. 22-111.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979, с. 59-62.

История русской литературы АН СССР, в 3 т., в 9 т., т. 1 (любое издание, см. соответствующий раздел).

Шибакова И.П. «Повесть временных лет». ЛШ 2001 № 4.

 

Практическое занятие № 3

Литература Киевской Руси: жанровое мышление

План

1. Переводная литература XX-XI веков и ее роль в становлении оригинальной русской литературы. (Естественнонаучная литература: Шестодневы и Физиолог. Переводная аги­ография: Житие Алексия человека Божия. Тип подвига, сюжетность. Житие Евстафия Плакиды. Мученическая святость. Беллетристическая литература: «Александрия»: редакции — хронографическая и сер­бская. Проблематика, специфика оценки героя, фантастика. Апокифры. Бытование, тематика (эсхатология, ереси и т.д.), поэти­ка, связь с духовными стихами. Хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола. Повесть о Варлааме и Иоасафе. Повесть об Акире Премудром). (доклад).

2. Жанр слова. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Личность и судьба писателя. Датировка памятника. Композиция. Проти­вопоставление Ветхого Завета Новому. Политическая и религиозная тенденциозность. Стиль. Литературное значение «Слова о Законе…». Публицистика Климентия Смолятича, Кирилла Туровского. Слова Серапиона Владимирского: поэтическое отражение событий ига.

3. «Поучение» Владимира Мономаха. Учение Владимира Мономаха. Политические инициативы Владимира на рубеже XI-XII вв. Любеческий съезд 1097г., его влияние. Композиция произведения: «учительная» (Мономах как этик), «автобиографическая» (Мономах – воин) и «эпистолярная» (Мономах – мудрый политик) части текста. Образ идеального князя. Милосердие и этичность героя, проповедь прощения. Художественные достоинства памятника. Эмоционально-лирическое начало. Язык. Традиции жанра поучения в памятнике XVI века «Домострой».

4. «Моление» Даниила Заточника. Черты владимирско-суздальской литературы. Две редакции памятника. Идеология и конфликт. Тема власти, бояр и «злых жен». Сатирические элементы, озорство, скоморошество. Представление о власти. Русский быт в «Молении». Образ автора. Стилистика, красота слога, афористичность (найдите образцы). Связь с устной традицией.

5. Жанр хождения. Популярность жанра, его эволюция: от паломничества к дорожникам, путейным скаскам и статейным спискам. Осмысление паломничества, авторская позиция. Традиция странничества. Модель мира в древнерусских хождениях. Земли «святые» и «поганые». Послание Василия Калики Феодору Тверскому о рае. «Хождение» игумена Даниила. История и цель написания. Описания Святой земли Личность повествователя. Композиция, поэтика пейзажных и архитектурных описаний. Язык произведения.

6. Эволюция данных жанров в последующие эпохи.

Литература

Учебники

Григорьева Т.Т. Жизненный подвиг Владимира Мономаха. ЛШ № 6 2000.

Крупина Н.Л. «Поучение» Владимира Мономаха. ЛШ № 6 2000.

Лихачев Д. С. Великое наследие. М., 1982.

Маркарян С.Э. О «Поучении» Владимира Мономаха. ЛШ № 8 2005.

Ужанков А.Н. Из лекций по истории русской литературы II-XIII вв. М., 1999.

Практическое занятие № 4

«Слово о полку Игореве»

План

Задание:

1. Прочитать текст в подлиннике, в прозаическом переводе – Д.С.Лихачева, Л.А.Дмитриева или В.И. Стеллецкого, в поэтическом переводе – Н.А.Заболоцкого, В.А. Жуковского, И.И.Шкляревского.

2. Прочитать примечания к тексту (Стеллецкий, Л.А.Дмитриев).

3. Прочитать летописный рассказ о походе Игоря в Ипатьевской летописи.

4. Составить словарь собственных имен «Слова»

5. Найти поэтизмы в «Слове».

План

1. Русь в эпоху «Слова». Историческая основа текста. Исторический фон «Слова». Идея «Слова».

2. Композиция «Слова».

3. Образная система «Слова» (образы русских князей, женские образы, образ русской земли, образ автора, образ певца-сказителя Бояна).

4. Жанровая природа «Слова». «Слово» и фольклор. Мифологическая основа произведения. Христианский элемент «Слова».

5. Летописные рассказы о походе Игоря и «Слово»: сравнительный анализ.

6. «Слово» как поэтический памятник. Поэтика «Слова». Символика текста.

7. Поэтические переводы «Слова». «Слово» в музыке, живописи, в поэзии.

8. История изучения «Слова». Дискуссия вокруг «Слова». Гипотезы об авторе.

9. «Слово» в исследовательской литературе. Прокомментировать одну из работ, посвященных «Слову».

10. Письменная работа по «Слову» (Д.З.).

Литература

«Слово о полку Игореве». Серия «Сокровища Древней русской литературы». М., 1978.

ТОДРЛ Т.14 М.,1958.

Адрианова-Перетц В.П. «Слово» и памятники русской литературы II-XIII века. М., 1968.

Гаспаров Б.М. «Поэтика «Слова о полку Игореве». М., 2000.

Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве». Историко-литературный очерк. М., 1976.

Лихачев Д.С. “Великое наследие”. М., 1988.

Лихачев Д.С. “Героический пролог русской литературы”. Л., 1967.

Лихачев Д.С. “Слово о полку Игореве” Историко-литературный очерк. М., 1967.

Минов Л.А. Петр Бориславович – вероятный автор «Слова». ЛШ 1993 № 5.

Осетров В.А. «По следам Игоревой песни». М., 1974.

Прийма Ф.Я. «Слово о полку Игореве» в русском литературном процессе первой трети XIX века. Л., 1980/

Рыбаков Б.А. “По следам “Слова”. М., 1974.

Рыбаков Б.А. «Слово» и его современники. М., 1971.

Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве и его время. М., 1976.

Слово о полку Игореве Исследования М., 1984.

Шкляревский И.И. “Я читаю “Слово”. М., 1982.

Федотов Г.П. «Слово о полку Игореве». Журнал «Русская литература», 1993, № 3, №1.

 

Практическое занятие № 5

Русская агиография и ее поэтика

План

1. Агиографические жанры: патристика, апокрифы, патерики, жития Житийная литература Древней Руси. Возникновение и эволюция жанра. Этапы формирования жанра. Житийный канон. Мотив испытания героя. Герой жития как образец нравственности, христианского смирения и подвижничества. Сочетание занимательности, назидательности и пафоса. Виды жития и их структура. Основные памятники житийной литературы (с указанием датировки и авторства). Типы житийных канонов, типы подвига. Композиция житийного текста. Поэтика житий.

2. Преподобническое житие, его структура. («Житие Алексея, человека божьего», «Житие Феодосия Печерского», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Стефана Пермского» и др.) «Житие Сергия Радонежского» и его особенности. Национальная тема в «Житии». Традиционное и новое в композиции. Стилистика текста. Основные художественные приемы. Отражение исторической жизни Руси в «Житии». Сергий Радонежский как величайшая слава России, национальный герой, «путеводитель по нравственности».

3. Житие-мартирий. «Житие Евстафия Плакиды». Цикл произведений о князьях Борисе и Глебе. Состав цикла (неизвестный автор, Нестор). Тема княжеских междоусобиц, их причины. Историческая ситуация на Руси в 1015г. Уникальность подвига Бориса и Глеба. Мученичество и страстотерпчество. Композиционная оригинальность. Сказание о Борисе и Глебе. Конфликт. Биография Святополка. Образы Бориса и Глеба. Психологические характеристики и приемы их введения в текст, элементы литературного портрета, эмоциональность повествования. Значение повествований о Борисе и Глебе для древнерусской литературы. «Борисоглебские» мотивы в «Повести об Андрее Боголюбском». Агиография эпохи ига: «Житие Михаила Черниговского», «Житие Михаила Тверского», воинский элемент.

4. Княжеское житие («Житие Александра Невского», «Повесть о Довмонте», «Слово о житии великого князя Дмитрия Донского»). Особенности «Жития Александра Невского» (образ князя-воина, поэтика)

5. Киево-Печерский патерик. Своеобразие патерикового жития, внутрижанровый состав. Отражение русской жизни, бытовых деталей, наличие чудес и божественной помощи, борьба добра и зла за души людей, образы благочестивых праведников, стилистика.

6. Житие и фольклор: «Повесть о Петре и Февронии», «Житие Михаила Клопского». «Повесть о Петре и Февронии» - сказочные мотивы (борьба со змеем, встреча с мудрой девой. Легенда о граде Китеже. Особенности бытования сюжета с ХШ в. по XVIII вв. Интернациональный мотив тонуще­го города. Композиция. Эсхатология и утопизм.

7. Общая характеристика свода «Великие Четьи Минеи».

8. «Житие о великом князе Московском» Андрея Курбского как антижитие (специфика мученического конфликта, «Избранная рада» и «ласкатели», образы мучеников, образ Ивана Грозного, национально-историческая проблематика, полемика об управлении государством, композиция и жанровыйсостав).

9. «Житие Юлиании Лазаревской» как житие-биография. Его особенности (лиризм, реализм, бытовые элементы, частная, домашняя жизнь, индивидуальное начало, стилистика). Образ женщины-труженицы и подвижницы церкви.

10. Житие протопопа Аввакума (уникальность жанра, биографическое начало, эсхатологические мотивы, осмысление человеческой и национальной судьбы, особенности «природного русского языка» и др. черты)

*11. Русские святые XVIII-XX веков.

12. Традиция житийной литературы в новой литературе. Рассказ И.С.Тургенева «Живые мощи»: элементы жития.

Литература.

Грачева И.В. Женщина XVII столетия в «Житии протопопа Аввакума». ЛШ, 2006, №3.

Демкова Н.С. «Житие протопопа Аввакума». Л.,1974.

Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Л., 1987 С.15-88.

Екишева Е.А. Сказание о Борисе и Глебе. ЛШ, 2005, № 2.

Ключевский В.О. Древнерусские жития русских святых как исторический источник. М.,1988.

Какшина И.Е. «Житие Александра Невского». ЛШ, 2001, № 4.

Лихачев Д.С. «Человек в литературе Древней Руси» Гл.6 М., 1982

Лихачев Д.С. Стиль произведений Грозного и стиль произведений Кур­бского. // Д.С.Лихачев Великое наследие». М., 1985.

Миронова Л.А. Неистовый протопоп Аввакум. ЛШ, 2004, № 2.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1972 С.183-213. (См. также издания 1981 и 1993 гг.)

Православные святые. СПб., 1996.

Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974.

Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты. М., 1963.

Степанова Т.М. Преподобный Сергий Радонежский. ЛШ, 2001, № 6.

Топоров В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., Т.1 1995, т.2 1998.

Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.,1990.

Яхненко Е.В. «Очарованный странник» и древнерусская традиция. ЛШ 2003 № 2.

 

Практическое занятие № 6

Воинская повесть и ее поэтика.

План

Оборонная тема как одна из главных тем древнерусской литературы. Жанр воинской повести, ее канон. Особенности поэтики воинских повестей: сюжет, война как битва против неверных, идеальный воин, «воинские формулы».

*2. Воинская повесть в составе «Повести временных лет», Галицко-Волынской летописи, в «Поучении» Владимира Мономаха и в «Слове о полку Игореве». Воинская повесть и житие: «Житие Александра Невского» «Слово о житии и преставлении Дмитрия Донского» внимание к человеку как принцип сюжета; житийные черты в образе кн. Александра Невского и Дмитрия Ивановича; образ русского воинства (сообщение- доклад).

*3. Русь в эпоху монголо-татарского нашествия. «Повесть о Калкском побоище”. Эмоциональная сила памятника. Летописные повести о взятии русских городов (сообщение учащегося).

4.“Повесть о разорении Рязани Батыем” (Текстология памятника. Зарайский цикл. Поэтика: конфликт, воздействие житийной тра­диции, плачевые мотивы, «воинские формулы», фольклорное начало; житийные мотивы, натуралистичность и подробность деталей, способы изображения персонажей, идеальные воины, высокие художественные достоинства повести).

*5. Воинская повесть и слово. «Слово о погибели Русской земли». Текстология памятника. Дефектность тек­ста. Русская история в интерпретации автора. Образ Русской земли. Стилистика, плачевая интонация. «Слово о погибели» и «Слово о полку Игореве» (сообщение учащегося).

*6. “Повесть о Шевкале» и «Повесть о Меркурии Смоленском» (тема народной борьбы, фольклорная и фантастическая основа повестей, динамичность и увлекательность сюжета, житийный элемент) – сообщение учащегося.

*7. Эволюция жанра в памятниках Куликовского цикла. Состав цикла: Летописные повести о Куликовской битве. «Сказание о Ма­маевом побоище» (вымысел, риторика стиля) «Слово о житии и преставлении Дмитрия Донского», «Повесть о нашествии Тохтамыша», «Повесть о Темир_Аксаке», «Стояние на реке Угре» (сообщение учащегося).

8. «Задонщина». Поэтика повести. «Задонщина» и «Слово о полку Игореве».

*9. «Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера. Традиционное и новое в повести.

*10. «История о Казанском царстве» (вопрос о жанре, проблема авторства, изображение героев) (сообщение учащегося).

*11. Воинская повесть и ее черты в повестях Смутного времени (сообщение учащегося).

12. Воинская повесть в XVII в. «Повесть об Азовском осадном сидении дон­ских казаков». Три варианта повести. (Историческая основа, авторство, лиризм в сочетании с деловым стилем, фольклоризм, изображение человека в повести, эмоциональная сила пейзажных зарисовок).

Литература:

Воинские повести Древней Руси. М.; Л., 1949.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.

Лихачев Д.С Великое наследие”. М., 1975.

Лихачев Д.С Человек в литературе Древней Руси. М., 1970. С.25-71

Панченко А.М. Истоки русской беллетристики. М., 1972.

Верич И.В. «Задонщина». ЛШ 2006 № 3.

 

Практическое занятие № 7

Оригинальная повесть XV-XVII века и ее поэтика

План

1. Расцвет повествования в XV веке и его причины». Литература размышления». Особенности русской повести XV-XVI веков (жанровые разновидности повести, широкая тематика повестей, мирской характер содержания, разрушение этикетности, психологизм, развлекательное начало, личностное начало, вторжение вымысла, сюжетность, фольклоризм, усиление элемента сатиры, экспрессивность стиля и др.)

2. Хождение за три моря Афанасия Никитина — вершинный текст жанра хождения. Историческая основа. Уникальность маршрута. «Индийские» мотивы в древнерусской литературе. «Сказание об Индийском царстве», «Слово о рахманах», «Александрия». Индия как земной рай. Историческое и легендарное в повестях. Реальная Индия Афанасия Никитина. Конфликт вер. Путешественник, его взгляды и размышления. Афанасий Никитин как русский человек (пытливый ум, любознательность, патриотизм). Язык и стиль (демократизм языка). Иноязычие Афанасия: способы интерпретации. Точки зрения В.П. Адриановой-Перетц, Н.С. Трубецкого, А.И. Клибанова, А.С. Лурье, Б.А. Успенского. Демократизм Афанасия, жанровые тенденции.

3. Тема власти в русской повести XV-XVI века («Повесть о Дракуле», «Повесть о Магмете Салтане» И. Пересветова, «Повесть о Басарге», «Повесть о царице Динаре»). Своеобразие «Повести о Дракуле» (проблема авторства, занимательность сюжета, фольклоризм, особенности композиции).

4. «Повесть о Петре и Февронии». (Стилистика повести, житийно-бытовой характер, фольклорное начало, язык, проблема авторства). Образ гармонии в лице героини.

*5. Легендарная «Повесть о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим» и «Повесть о посаднике Щиле». Фольклорные и агиографические элементы (доклад)

*6. Русская историческая повесть в эпоху Смуты. Тематика и особенности повествования (Идейная направленность, оценки героев, традиции воинской повести, жанровые особенности повестей, бытовые элементы, демократическое начало, новое изображение человека) (доклад)

7. Повествование в XVII веке. (Новые принципы обрисовки и оценки героя, новый герой, психологизм и конкретика повестей, представление о характере, увеличение объёма характеристики героя, личностная оценка героя автором, социально-бытовой характер, фантастический и приключенческий элемент, секулярный характер, сатирическое начало, демократизм тематики, авторское начало, жанровый синтетизм произведений).

*8. Переводная литература в XV-XVII веках и ее влияние на русскую литературу («Повесть о Троянской войне», «Великое зерцало», «Повесть о Еруслане Лазаревиче», «Повесть о Бове-королевиче») (доклад).

9. Демократическая сатирическая литература (тематика, социальная и этическая проблематика, критицизм и озорство русского ума, особенности стиля и жанра повестей). «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная» «Повесть о бражнике» «Сказание о попе Савве», «Служба кабаку», «Повесть о бражнике» - краткая характеристика повестей.

10. «Повесть о Тверском Отроче монастыре» (Лиризм, любовная тематика, тема земных ценностей, образ судьбы, динамика сюжета, психологизм).

*11. Историко-фантастическая «Повесть о начале Москвы» (вымысел, психологизм, черты авантюрной и куртуазной повести) (доклад).

12. «Повесть о Горе-Злочастии» (стиль, язык, своеобразие стиха, фольклоризм, реализм повести, средневековые и новые традиции; наказание за грехи, смирение перед судьбой и борьба с судьбой, стремление жить по-своему, психологическое начало, тип и оценка героя, связь с библейской притчей, социальный элемент, трактовки сюжета в литературоведении, жалость к герою, образ Горя-судьбы).

13. «Повесть о Фроле Скобееве» (авантюрный характер сюжета, решение проблемы судьбы, оценки героев, стилистика).

14. «Повесть о Карпе Сутулове» (социально-бытовой характер повести, новый тип героя, элементы плутовского романа).

15. «Повесть о Савве Грудцыне» (источники сюжета, романная и философская проблематика, приключенческий житийный и бытовой элемент, традиционное и новое в системе персонажей, любовная тема, мировой сюжет, тема двойников – беса и ангела, вымышленный герой, сказочное начало, неоднозначность оценки героя)

Литература

Тексты: Повести XV-XVI веков: «Казанская история», «Житие Михаила Клопского», «Повесть о Хмеле», «Повесть о взятии Константинополя турками в 1453 году», «История о великом князе Московском» А. Курбского, «Сказание о князьях Владимирских», «Хождение за три моря», «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим», «Повесть о Басарге», «Повесть о Дракуле», «Повесть о Магмете Салтане» И.Пересветова, «Повесть о царице Динаре», «Повесть о Петре и Февронии».

Литература эпохи Смуты: «Повесть 1606 года», «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства», «Повесть о преставлении и погребении князя Михаила Скопина-Шуйского», «Сказание Авраамия Палицына» и др.

Демократическая сатира: «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», Калязинская челобитная», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о попе Савве», «Служба кабаку», «Повесть о бражнике»

Повести XVII века: «Повесть о начале Москвы», «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков», «Житие Юлиании Лазаревской», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Тверском отроче монастыре», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Горе-Злочастии».

Учебники.

Лихачев Д.С. «Великое наследие». М.,1988.

Он же Развитие русской литературы X-XVII веков: эпохи и стили. М., 1986.

Крупина Н.Л. Повесть о Петре и Февронии. ЛШ, 2000, № 5.

 

Самостоятельная работа

 

Наименование темы Форма работы Форма контроля
Специфика ДРЛ. Русь в X-XVIIвеках (путешествие в историю Руси). Искусство Древней Руси (3 часа) проработка материала учебника, план ответа   Устное озвучивание (зачет), проверка планов

Круг вопросов: основные события, памятники культуры.

Литература:

Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 2001.

Лихачев Д.С. «Русская литература от древности до авангарда». М., 1996.

Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1987. Осетров Е.Н. Живая древняя Русь. М., 1985.

Осетров Е.Н. Живая древняя Русь. М., 1985.

Творогов О.В. Рядом с историей. ЛШ, 1991, № 2, 3, 5.

Творогов О.В. Литература Древней Руси в сегодняшней школе. ЛШ, 1990, № 2.

Наименование темы Форма работы Форма контроля
Специфика ДРЛ. Особен-ности оформления древне-русской книги (1 час) проработка материала учебника   Устное озвучивание (практическое занятие № 1, зачет)

Круг вопросов: Особенности древнерусской книги. Типы письма, оформление рукописей. Понятия списка, редакции, протографа, извода. Проблема сохранности древнерусских тек­стов. Эволюция литературной «технологии»: от «харатейных» книг к книго­печатанию

Литература:

См. список учебной литературы в п.10.

Наименование темы Форма работы Форма контроля
Переводная литература X-XVII веков (1 час) проработка материала учебника   Устное озвучивание (практическое занятие № 2, № 7)

Литература:

См. список учебной литературы в п.10

Наименование темы Форма работы Форма контроля
«Слово о полку Игореве»: образы, поэтика (1 час) Письменная работа: ответы на вопросы с иллюст-рациями из текста про-изведения. Проверка работ

 

Наименование темы Форма работы Форма контроля
Исследовательская лите-ратура о “Слове о полку Игореве” (2 часа). Аннотация, выписки из 2-3 работ по “Слову” Устное озвучивание: практическое занятие № 4; зачет  

Литературу см. в списке, прилагаемом к практическому занятию.

 

Наименование темы Форма работы Форма контроля
Изучение ДРЛ. Основные исследования (2 часа). Выписки, план ответа Устное озвучивание, проверка записей

См. список учебной литературы в п.10.

 

Наименование темы Форма работы Форма контроля
Литературный процесс XVII века: демократиче-ская сатира (2 часа) Чтение текстов, план ответа Устное озвучивание (зачет), проверка планов

Литературу см. в списке, прилагаемом к практическому занятию

 

Наименование темы Форма работы Форма контроля
Жанровое многообразие ДРЛ (1 час) Доклады, план ответа Устное озвучивание на практических занятиях

Доклад по выбору:

1. Публицистика XI-XII веков. Слова Климентия Смолятича, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского.

2. «Житие Михаила Клопского».

3. Русские святые XVIII-XX веков

3. Русь в эпоху монголо-татарского нашествия. «Повесть о Калкском побоище”. Эмоциональная сила памятника. Летописные повести о взятии русских городов.

4. Воинская повесть и слово. «Слово о погибели Русской земли». Текстология памятника. Дефектность тек­ста. Русская история в интерпретации автора. Образ Русской земли. Стилистика, плачевая интонация. «Слово о погибели» и «Слово о полку Игореве»

5. “Повесть о Шевкале» и «Повесть о Меркурии Смоленском» (тема народной борьбы, фольклорная и фантастическая основа повестей, динамичность и увлекательность сюжета, житийный элемент) – сообщение учащегося.

6. Эволюция жанра в памятниках Куликовского цикла. Состав цикла: Летописные повести о Куликовской битве. «Сказание о Ма­маевом побоище» (вымысел, риторика стиля) «Слово о житии и преставлении Дмитрия Донского», «Повесть о нашествии Тохтамыша», «Повесть о Темир_Аксаке», «Стояние на реке Угре».

7. «Повесть о взятии Царьграда» Нестора-Искандера. Традиционное и новое в повести.

8. «История о Казанском царстве» (вопрос о жанре, проблема авторства, изображение героев).

9. «Степенная книга» XVI века

Образ властителя в литературе: «Повесть о Магмете Салтане» И. Пересветова, «Повесть о Басарге», «Повесть о царице Динаре».

10. Воинская повесть и ее черты в повестях Смутного времени.

Легендарная «Повесть о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим» и «Повесть о посаднике Щиле». Фольклорные и агиографические элементы (доклад).

11. Русская историческая повесть в эпоху Смуты. Тематика и особенности повествования (Идейная направленность, оценки героев, традиции воинской повести, жанровые особенности повестей, бытовые элементы, демократическое начало, новое изображение человека).

12. Историко-фантастическая «Повесть о начале Москвы» (вымысел, психологизм).

Литературу см. в списках к практическим занятиям.

 

Наименование темы Форма работы Форма контроля
Литературный процесс XVII века: русский театр XVII века (1 час) проработка материала учебника, план ответа   Устное озвучивание (зачет), проверка планов

Круг вопросов: Интерес к театру при дворе Алексея Михайловича. Школьный театр. Переводные пьесы. Пьесы Симеона Полоцкого.

Литература:

См. список учебной литературы в п.10

Тематика курсовых работ

1. Развитие традиции воинской повести в повествованиях о Смутном времени.

2. Элементы барокко в “Житии” Аввакума.

3. Символика цвета и света в литературе и живописи средневековья.

4. Сюжеты Пролога в творчестве писателей третьей трети XIX века (Н.С.Лесков, В.М.Гаршин, Л.Н.Толстой).

5. Стилистика Епифания Премудрого.

6. Синтаксическая организация речи в текстах XI-XVII века.

7. Русская агиография XIX и XX веков.

8. Традиции фольклора и древнерусской литературы в творчестве В. Высоцкого.

9. Типология и эволюция пейзажа в древнерусской литературе.

10. Композиция образа героя в древнерусской литературе.

11.Образ идеального князя в житийной литературе.

12.Стиль барокко в литературе и искусстве XVII века.

13.Традиции древнерусской литературы и «Усвятские шлемоносцы» Е.Носова.

14.Западноевропейская и древнерусская литература: общее и отличное.

15.Древнерусская литература и фольклор: общее и отличное.

16.Древнерусское Возрождение.

17.Житийные традиции в произведениях А.И.Солженицына.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: