Здоровье – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к сложному учебному и профессиональному труду. Годы учебы в вузе совпадают со временем активного становления организма и всех его подсистем, и именно в этот период происходят глубокие перемены в образе жизни, культуре и психологии, предопределяющие формирование профессионального, творческого и социального потенциала будущего специалиста.
Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни показывает существенное различие в структуре ценностей студенток и студентов по составу классифицированных групп, уровням признаков для одних и тех же ценностей, их ранговым местам[6] (табл. 2 и 3). Первая группа включает в себя абсолютные общечеловеческие ценности, получившие у студенток высокую оценку (от 69% до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа – «преимущественных ценностей» (от 63% до 65%) включает в себя хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей (от 35,5% до 58,5%) получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения: наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа – «частные» ценности, так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17% до 28%) – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.
|
Приведенные данные свидетельствуют о противоречии между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями поддержания здоровья, в том числе профессионального. Разрешение этого противоречия – одна из главных целей биосоциального развития студентов.
При рассмотрении соотношения общей и физической культуры студентов (табл. 4) на вопрос, можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии, около 22% респондентов ответили, что считают это возможным, 51,0% отрицали такую взаимосвязь, около 28% – затруднились в определении своей позиции.
Оценка окружающими физического здоровья и развития сильно волнует около 32,5% опрошенных, не очень волнует – 57,3% и совсем не тревожит – 10,3%. На стремление подчинить свои привычки интересам здоровья указали 24,3%, жить в свое удовольствие, даже если это повредит здоровью, пожелали 18,5%, за компромиссный вариант высказались 29,7%, затруднились с выбором решения 28,1%, отказались – 28,1%. На вопрос, ведете ли вы здоровый образ жизни, утвердительно ответили 38,7%, отрицательно – 22,9%, затруднились ответить – 38,4%.122
Таблица 2. Ценности здорового образа жизни студенток
№ | Признаки, | % ответов | |||
п/п | Качества (ценности) | А | Б | В | Г |
Абсолютные | |||||
Удачная семейная жизнь | 93,0 | 4,0 | 2,0 | 1,0 | |
Мужество, смелость, честность, порядочность | 83,0 | 10.0 | 2,0 | 5,0 | |
Здоровье | 82,5 | 12,5 | 4,0 | 1,0 | |
Всестороннее и гармоничное развитие личности | 81,5 | 13,5 | 1,0 | 4,0 | |
Интеллектуальные способности, память, эрудиция | 81,5 | 15,5 | 2,0 | 1,0 | |
Способность видеть ипонимать красоту | 79,5 | 17,5 | 2,0 | 1,0 | |
Сила воли, дисциплинированность, собранность | 76,5 | 20,5 | 2,0 | 1,0 | |
Красота и выразительность движений, походка, | 70,0 | 19,0 | 6,0 | 5,0 | |
осанка | |||||
Общительность, коммуникабельность, умение | 69,0 | 25,0 | 3,0 | 3,0 | |
легко вступать в контакт с другими людьми | |||||
Преимущественные | |||||
Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура) | 65,0 | 25,0 | 6,0 | 4,0 | |
Авторитет, уважение окружающих | 64,5 | 24,5 | 4,5 | 6,5 | |
Пропорциональное, гармоничное развитие всех | 63,0 | 29,0 | 3,0 | 5,0 | |
показателей своего физического состояния | |||||
Противоречивые | |||||
Отдых, развлечение | 58,5 | 37,0 | 3,5 | 1,0 | |
Материальная обеспеченность | 57,0 | 33,0 | 4,0 | 6,0 | |
Высокий уровень развития силы, ловкости, ко- | 51,5 | 44,5 | 2,0 | 2,0 | |
ординации движений и др. физических качеств | |||||
Занятия физической культурой и спортом | 44,0 | 47,0 | 4,0 | 5,0 | |
Удовлетворенность учебой, работой | 44,0 | 48,0 | 6,0 | 2,0 | |
Успехи в работе | 35,5 | 53,5 | 2,0 | 9,0 | |
Частные | |||||
Знания о том, как устроен и работает человечес- | 28,0 | 48,0 | 12,0 | 12,0 | |
кий организм, как добиться его более совершен- | |||||
ной работы | |||||
Физическая подготовленность к избранной про- | 26,0 | 51,5 | 12,5 | 10,0 | |
фессии | |||||
Умение разбираться в технике, применять и ре- | 20,5 | 54,0 | 12,0 | 13,5 | |
монтировать ее | |||||
Общественная активность | 18,5 | 52,0 | 24,5 | 5,0 | |
Умение играть на музыкальных инструментах | 17,0 | 64,5 | 8,0 | 11,0 |
|
|
Обозначения: А – огромное значение В - совсем не ценится
Б – небольшое значение Г – ответ затруднен
Таблица 3
Признаки | % ответов | ||||
п/п | Качества (ценности) | ||||
А | Б | В | Г | ||
Абсолютные | |||||
Мужество, смелость, честность, порядочность | 85,6 | 6,8 | 2,4 | 5,2 | |
Здоровье | 71,2 | 17,2 | 3,6 | 2,0 | |
Удачная семейная жизнь | 78,8 | 8.4 | 7,2 | 5,6 | |
Интеллектуальные способности, память, эру- | 76,0 | 18,0 | 3,2 | 2,8 | |
диция | |||||
Сила воли, дисциплинированность, собранность | 80,0 | 16,8 | 2,8 | 0,4 | |
Всестороннее и гармоничное развитие личности | 71,2 | 19,6 | 2,4 | 6,8 | |
Преимущественные | |||||
Авторитет, уважение окружающих | 66,0 | 27,2 | 2,8 | 4,0 | |
Общительность, коммуникабельность, умение | 65,2 | 29,6 | 2,0 | 3,2 | |
легко вступать в контакты с другими людьми | |||||
Отдых, развлечение | 64,0 | 27,2 | 3,2 | 5,2 | |
Умение разбираться в технике, применять и ре- | 61,6 | 30,0 | 6,0 | 2,4 | |
монтировать ее | |||||
Пропорциональное, гармоничное развитие всех | 61,6 | 28,8 | 2,0 | 7,6 | |
показателей своего физического состояния | |||||
Способность видеть и понимать красоту | 60,8 | 28,0 | 4,0 | 7,2 | |
Противоречивые | |||||
Высокий уровень развития силы, ловкости, коор- | 59,2 | 32,8 | 4,4 | 3,6 | |
динации движений и других физических качеств | |||||
Занятия физкультурой и спортом | 56,0 | 38,0 | 2,8 | 3,2 | |
Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура) | 53,2 | 34,4 | 6,4 | 6,0 | |
Успехи в работе | 50,4 | 35,2 | 1,2 | 13,2 | |
Удовлетворенность учебой, работой | 50,0 | 36,4 | 2,8 | 10,8 | |
Красота и выразительность движений, походка, | 45,6 | 33,2 | 5,2 | 10,0 | |
осанка | |||||
Физическая подготовленность к избранной про- | 42,4 | 44,0 | 6,0 | 7,6 | |
фессии | |||||
Материальная обеспеченность | 38,4 | 46,0 | 6,4 | 9,2 | |
Знания о том, как устроен и работает человечес- | 35,6 | 41,2 | 11,6 | 11,6 | |
кий организм, как добиться его более совершен- | |||||
ной работы | |||||
Частные | |||||
Общественная активность | 19,2 | 48,8 | 19,6 | 12,4 | |
Умение играть на музыкальных инструментах | 21,6 | 48,8 | 18,8 | 10,8 |
Обозначения: А – огромное значение Б – небольшое значение
В-совсем не ценится Г – ответ затруднен
Таблица 4. Субъективные соотношения общей и физической культуры студентов
№ п/п | Суждения и варианты ответов | % ответов | |
женщин | мужчин | ||
Можно ли считать культурным человеком того, кто не заботится о своем физическом состоянии? • Конечно, можно • Ответ затруднителен • Нет, нельзя | 30,5 17,5 52,0 | 13,2 36,4 50,0 | |
Волнует ли Вас та оценка, которую окружающие Вас люди дают Вашему физическому развитию и здоровью? • Нет, не волнует и не беспокоит •Да, но не очень сильно • Да, и очень сильно | 5,5 63,5 31.5 | 15,2 51,2 33,6 | |
Что Вы предпочитаете в жизни? • Всю жизнь, все свои привычки подчинить интересам здоровья и работоспособности • Жить в свое удовольствие, делать то, что хочется в данный момент (даже если это может повредить здоровью и работоспособности) • Компромиссные решения • Неопределенное суждение | 21,0 19,0 26,5 34,5 | 27,6 18,0 32,8 21,6 | |
Часто ли Вы совершаете действия (поступки), которые наносят вред здоровью, но зато имеют для Вас важное значение, доставляют удовольствие и т.д.? • Практически никогда • В редких случаях • Очень часто | 29,5 60,5 10,0 | 26,8 56,0 17,2 | |
Как Вы считаете, лично Вы ведете здоровый образ жизни? •Да •Нет • Затрудняюсь ответить | 43,5 21,5 35,0 | 33,8 24,2 42,0 |
Таким образом, менее половины студентов признают тесную взаимосвязь общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим строят свои поведенческие решения.
Для оценки влияния физической культуры на общекультурное развитие личности были выбраны три группы компонентов культуры (табл. 5 и 6). Абсолютные, на которые занятия физическими упражнениями оказывают сильное положительное влияние (от 55,6 до 91,5%): физические качества и двигательные способности, телосложение; волевые качества, всестороннее развитие. Влияние (от 20,5 до 36,5%) занятия оказывают на такие важные компоненты, как успехи в труде, общительность, развитие эстетических способностей, уважение окружающих, уровень общей культуры. Влияние (от 11,2 до 18%) определяется студентами в воздействии на нравственный облик, общественную активность, подготовку к избранной профессии, интеллектуальное развитие.
Таблица 5. Влияние физической культуры на компоненты культуры студенток
№ | Признаки, % ответов | |||||||||
Качества и способности | ||||||||||
п/п | А | Б | В | Г | Д | |||||
Абсолютные | ||||||||||
Физические качества и двигательные спо- | 91,5 | 2,5 | 1,0 | 1,0 | 4,0 | |||||
собности | ||||||||||
Красота и пластика движений | 69,0 | 20,0 | 1,5 | 4,0 | 5,5 | |||||
Волевые качества | 70,0 | 17,5 | 4,0 | 2,5 | 6,0 | |||||
Телосложение, фигура | 70,0 | 16,5 | 3,5 | 5,0 | 5,0 | |||||
Заметные | ||||||||||
Всестороннее, гармоничное развитие лич- | 36,5 | 36,0 | 8,0 | 10,0 | 9,5 | |||||
ности | ||||||||||
Успехи в труде | 26,0 | 39,0 | 14,0 | 12,5 | 8,5 | |||||
Общительность, коммуникабельность | 24,5 | 32,0 | 10,0 | 17,0 | 16,5 | |||||
Эстетические способности | 20,5 | 30,0 | 10,5 | 22,5 | 16,5 | |||||
Уважение со стороны окружающих | 18,0 | 48,0 | 11,5 | 13,0 | 9,5 | |||||
Уровень общей культуры | 20,5 | 34,5 | 17,0 | 14,0 | 14,0 | |||||
Спорные | ||||||||||
Интеллект, умственное развитие | 18,0 | 29,5 | 14,5 | 23,0 | 15,0 | |||||
Нравственный облик (честность, порядоч- | 14,3 | 25,0 | 11,0 | 28,5 | 21,0 | |||||
ность, скромность) | ||||||||||
Общественная активность | 12,0 | 34,0 | 15,0 | 27,0 | 12,0 | |||||
Подготовленность к избранной профессии | 12,0 | 27,5 | 16,0 | 31,5 | 13,0 | |||||
Обозначения: А – сильное положительное влияние, Б – слабое положительное влияние,
В-отрицательное влияние, Г – отсутствие какого-либо влияния, Д – ответ затруднен.
Таблица 6. Влияние физической культуры на компоненты культуры студентов
№ | Признаки, % ответов | |||||||
п/п | Качества и способности | А | Б | В | Г | Д | ||
Абсолютные | ||||||||
Физические качества и двигательные спо- | 75,2 | 12,0 | 5,6 | 0,8 | 6,4 | |||
собности | ||||||||
Волевые качества | 60,0 | 24,0 | 6,0 | 3,6 | 6.4 | |||
Телосложение, фигура | 69,2 | 12,8 | 9,2 | 2,8 | 6,0 | |||
Красота и пластика движений | 55,6 | 24,8 | 6,4 | 4,8 | 8,4 | |||
Всестороннее, гармоничное развитие лич- | 35,2 | 40,4 | 7,6 | 8,4 | 8,4 | |||
ности | ||||||||
Заметные | ||||||||
Уважение со стороны окружающих | 27,6 | 38,4 | 11,2 | 11,2 | 11,6 | |||
Общительность, коммуникабельность | 24,6 | 36,0 | 9,6 | 15,2 | 12,8 | |||
Интеллект, умственное развитие | 24,0 | 31,2 | 18,4 | 12,8 | 13,6 | |||
Успехи в труде | 28,4 | 39,2 | 12,8 | 10,8 | 8,8 | |||
Спорные | ||||||||
Нравственный облик (честность, порядоч- | 16,4 | 38,0 | 12,0 | 17,2 | 16,4 | |||
ность, скромность) | ||||||||
Подготовленность к избранной профессии | 16,4 | 35,6 | 12,4 | 20,0 | 15,6 | |||
Эстетические способности | 16,8 | 30,4 | 15,2 | 20,0 | 17,6 | |||
Уровень общей культуры | 17,6 | 42,4 | 17,2 | 14,4 | 8,4 | |||
Общественная активность | 11,2 | 32,0 | 17,2 | 22,4 | 17,2 | |||
Обозначения: А – сильное положительное влияние, Б – слабое положительное влияние,
В-отрицательное влияние, Г – отсутствие какого-либо влияния, Д – ответ затруднен.
Таким образом, суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности относительно заужены и больше связаны с ее телесным выражением. Это обусловлено издержками физического воспитания в вузе, недостаточной полнотой реализации его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и другими причинами.
Многообразие сочетаний индивидуального использования оздоровительных средств студентами позволяет условно выделить среди них следующие типы. Наиболее многочисленную группу студентов можно отнести к индифферентному типу отношения к собственному здоровью. У них отсутствует целенаправленное регулирование двигательной активности, физические упражнения выполняются от случая к случаю; столь же редко используются закаливание, самомассаж, аутогенная тренировка. Эти студенты часто обращаются к обычным лекарствам при ухудшении самочувствия. Наряду с этимдля них нехарактерно использование негативных средств. Однако напряженный характер учебной деятельности, неорганизованность в питании, сне, неправильное поведение в коллективе, неудовлетворенность учебой и жизнью в целом может преобразовать индифферентный стиль поддержания здоровья в фактор риска.
Таблица 7. Средства поддержания физического состояния студентами
№ п/п | Средства | Признаки, %ответов | ||
А | Б | В | ||
Встречающиеся Физические упражнения | 32,0 | 61,2 | 6,8 | |
Редкие Закаливание Парная баня, сауна Занятия на тренажерах Массаж Курение Обычные лекарства Алкоголь | 16,0 12,8 11,2 5,6 18,8 3,6 5,6 | 35,2 33,6 31,6 31,6 14,4 29,2 21,6 | 47,8 53,6 57,2 62,8 66,8 67,2 72,8 | |
Очень редкие Психотерапия, аутогенная тренировка Нетрадиционные медицинские средства (гомеопатические, народной медицины, иглотерапия) Разгрузочная диета, голодание Наркотики | 4,4 1,6 3,6 0,4 | 13,6 15,6 14,4 0,4 | 82,0 82,8 82,0 99,2 |
Примечание: А – систематически используются Б – от случая к случаю
В-практически не используются.
Для другой группы характерен избирательный тип использования компонентов здорового образа жизни – 10% – 30% студентов. У них преобладает двигательная деятельность (систематически – 28% женщин и 32% мужчин), регулярное питание (13,5% женщин и 3,6% мужчин), закаливание (7% женщин и 16% мужчин). Другие компоненты здорового образа жизни ими почти не используются.
Третья группа ориентирована лишь на использование регулируемого питания и прием лекарств – пассивно-ограниченный тип. Как правило, у студентов этой группы отсутствуют целенаправленная двигательная активность и другие важнейшие средства организации здорового образа жизни.
Четвертая группа охватывает студентов, избравших комплексный тип использования элементов здорового образа жизни. Содержание его весьма подвижно, так как студенты опробуют в нем многообразные сочетания различных компонентов оздоровительной деятельности.
Первые три типа оздоровительной жизнедеятельности не вполне гармоничны и в силу ограниченного содержания и влияния на здоровье малоэффективны.
Самооценка студентами своего физического состояния показала, что 70,3% оценивают его как хорошее, 23,9% – как удовлетворительное и лишь 5,8% – как плохое. Наиболее частыми симптомами, характеризующими плохое состояние, студенты определили раздражительность, плохое настроение, сонливость, вялое состояние. Для женщин хотя бы один из этих признаков отмечается у 33% – 47% обследованных, для мужчин – у 22% –26%; одновременное беспокойство из-за трех признаков – у 13% – 14% обследованных.
Вместе с тем по собственной инициативе лишь 14,8% женщин и 23,4% мужчин проходят в вузе медицинское обследование. Около 22% студентов избегает медицинских осмотров, поскольку считают себя здоровыми, а 9% – так как не верят в возможности медицины. В случаях ухудшения здоровья лишь 13,1% женщин и 18,3% мужчин сразу обращаются к врачу; соответственно 31% и 19,2% студентов вначале пробуют заняться самолечением, а затем уже прибегают к помощи медицины; более половины студентов обращаются к врачу только в крайнем случае.
Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка – не занимаются физкультурой 60% женщин и 46% мужчин. В мероприятиях внутри курса и факультета задействовано лишь 36,5% женщин и 45,6% мужчин, а за сборные команды вуза выступают соответственно 3,5% и 8,4%. Поэтому при оценке эффективности оздоровительной и спортивной работы в вузе неоправданно из поля зрения выпадает большинство студентов.
Женщины чаще предпочитают недлительные по времени (менее часа), недостаточно частые занятия. Мужчинам нравятся более длительные, но проводимые реже. К сожалению, для оценки двигательной деятельности в самостоятельных занятиях и ее регулирования 57,5% женщин и 33,6% мужчин не могут использовать каких-либо показателей – не хватает необходимых знаний; от 24% до 37% ориентируется лишь на самочувствие. Такой физиологический показатель, как частота пульса, практически не используется.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом – одно из основных условий их продолжения после окончания вуза. Среди тех, кто занимается спортом, большинство планируют занятия на будущее – 60% – 83%; среди не занимающихся такую позицию выбрали не более 30%, но 23% не сожалеют, что не занимались в вузе.
Преобладают те формы двигательной активности, которые связаны с бытовой деятельностью: передвижение пешком, пешие прогулки, посещение магазинов, физический труд дома, танцы и др. Характерно использование разнообразных видов спорта, предпочтительность которых часто определяется не желанием, а возможностями, предоставляемыми вузом. Путь к общекультурному развитию и от него – к здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указывая путь ее преобразования; знания превращаются в элементы сознания, а затем в убеждения. Убеждения строятся не столько на логике знаний, сколько на их практическом смысле.
Основным источником информации для студентов являются занятия по физическому воспитанию – теоретические и практические (38% – 51%). Заметно влияние средств массовой информации: газет, теле- и радиорепортажей (25% –44%). Редко используется информация, полученная из специальной литературы, посещения спортивных зрелищ (14%–23%). Большинство студентов игнорирует лекции по тематике, связанной с физической культурой. Вместе с тем потребность студентов в информации о средствах оптимизации своего образа жизни достаточно четко выражена. В качестве ценной ими рассматривается информация о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, контроле и самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании, о вопросах регулирования половой жизни (от 60% до 87%). Последнее отражает актуализацию одной из важных социально-биологических функций молодежи – репродуктивной.
Несколько ниже потребность в информации, связанной с использованием сауны, аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, ушу и др.), с вопросами применения лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 36% до 59%).
Широкий спектр необходимой информации должен определять содержание теоретических, методико-практических и учебно-тренировочных занятий по физическому воспитанию. Индивидуальной, тактичной и доверительной формы требует донесение необходимых знаний о взаимоотношениях с представителями противоположного пола, взаимосвязи уровня физического состояния и репродуктивной функции человека, профилактики факторов риска, связанных с деторождением, подготовкой к материнству.
Недостаточные знания о здоровом образе жизни существенно отражаются на реальной жизни. Так, к доступным для использования в практике студенты относят умение составить комплекс упражнений утренней гимнастики (85% – 89%); к труднодоступным – самоконтроль во время занятий физическими упражнениями, оказание первой медицинской помощи (35% – 48%); к практически недоступным – проведение бесед о значимости физической культуры в жизни человека; рекомендации по режиму питания, закаливания; определение физической подготовленности; выполнение массажа; проведение учебно-тренировочного занятия по конкретному виду спорта (менее 30%).
Приведенные сведения характеризуют мозаичность структуры знаний студентов, их недостаточную упорядоченность и взаимосвязь. Сами знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в повседневной жизнедеятельности, а студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения.
Режим труда и отдыха
Важность хорошо организованного режима труда и отдыха определяется закономерностями биологических процессов в организме. Все явления во Вселенной происходят ритмично, влияя на жизнь животного и растительного мира. Суточные и сезонные колебания освещенности, температуры, влажности воздуха, атмосферного давления известны, с ними рождается и существует все живое. В процессе многовековой эволюции живые организмы выработали тончайшие механизмы эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) ритмов, с помощью которых они приспосабливают к меняющейся внешней среде деятельность своих систем, органов, клеток и внутренних структур. Это, например, ритм бодрствования и сна, ритм дыхания и сердечных сокращений. Температура тела человека к вечеру повышается, а утром – снижается; сила мышц увеличивается днем, а утром и вечером уменьшается.
Ритмичные процессы в организме могут быть разделены на три группы: ритмы высокой частоты с периодом до 0,5 часа (ритмы дыхания, сердцебиения, электрических явлений в мозге, периодические колебания в системах биохимических реакций и др.); ритмы средней частоты с периодом колебания от 0,5 часа до 6 дней (смена сна и бодрствования, активности и покоя, околосуточные изменения обмена веществ, содержание в крови и моче биологически активных веществ и др.); низкочастотные ритмы с периодом от 6 дней до одного года (недельный, лунный и годичный ритмы, менструальные циклы, циклы экскреции гормонов и др.).
В последние годы привлекли внимание такие многодневные биологические ритмы человека, как 23-дневный – физический, 28-дневный – эмоциональный и 33-дневный – интеллектуальный. Основной признак ритмичных процессов – их повторяемость. Они имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называется циклом. Каждый цикл состоит из двух фаз: в одной из них процессы достигают своего максимума, в другой – минимума. День, когда синусоида какого-либо биоритма проходит через нуль, называется критическим днем.
Физический биоритм отражает состояние мышечной системы. Согласно ему изменяется способность выполнять физическую работу, выносливость, уверенность в своих силах, сопротивляемость организма. В течение первой половины цикла человек испытывает общий подъем, легко справляется с физической нагрузкой. Во второй половине цикла наблюдается быстрая утомляемость, меньшая выносливость. Критические дни приходятся на 1-й и 12-й день.
Эмоциональный биоритм отражает состояние нейрогуморальной системы. В первую половину цикла наблюдается жизнерадостное настроение, повышенная чувствительность, общительность. Во второй половине преобладает раздражительность, низкая скорость реакции на внешний стимул. Критические дни 1-й и 14-й.
Интеллектуальный биоритм порождается деятельностью головного мозга. Первая половина биоритма характеризуется повышенной способностью к запоминанию, усвоению нового материала, активизацией творческого и аналитического мышления. Во вторую половину эти показатели снижаются. Критические дни 1-й и 17-й.
Дни, когда одновременно две синусоиды проходят через нуль, называются двойными, а когда три – тройными критическими днями. Это дни наибольшей нестабильности организма.
В зависимости от характера, темперамента, возраста, пола рассмотренные циклы протекают различно. У холериков наиболее выражен эмоциональный ритм; у меланхоликов в этом цикле чрезвычайно сильно проявляется смена настроений. К ритмам особенно чувствительны женщины. Для физически недостаточно здоровых людей чрезвычайно важен физический ритм. Считается, что совместимость двух людей тем лучше, чем меньше различаются фазы их биоритмов и, в частности, в критические дни. Установлено, что у спортсменов наиболее эффективны тренировки в положительные фазы ритма. Вместе с тем мобилизационные возможности у них настолько велики, что высокий результат, может быть, достигнут независимо от фазы биологического цикла, но обходится это организму
более дорого[7].
Итак, человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, способен в известных пределах регулировать свой «хронометр», лучше приспосабливать к нему течение важнейших физиологических процессов. Только тогда, когда резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, ослабеваем, а то и заболеваем. Поэтому необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим учебного труда, отдыха, питания, ежедневно в одни и те же часы ложиться спать, вставать, принимать пищу, заниматься физическими упражнениями. При повторении изо дня в день обычного уклада жизни между этими процессами довольно быстро устанавливается связь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому предыдущая деятельность служит как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, обеспечивая ее лучшее выполнение.
Режим дня как нормативная основа жизнедеятельности является общим для всех студентов. В то же время он должен соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента, т.е. быть индивидуальным. Важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он гибок, учитывает непредвиденные обстоятельства. Главное – научиться быстро и правильно перестраиваться, стараясь выполнить все наиболее важное, не терпящее отлагательств, а второстепенное перенести на другой день, менее загруженный. Не исключено при этом, что некоторыми, менее важными, делами придется поступиться.
Режим приучает жить и работать не по жесткому приказу со стороны, а по законам мудрой соразмерности, внутренней необходимости. Такая необходимость обязывает студента быть предельно собранным и точным в своих действиях и решениях.
Что необходимо для того, чтобы сформировать научно обоснованный режим дня? Прежде всего привести затраты учебного, вне-учебного и свободного времени в соответствие с гигиенически допустимыми нормами. Согласно этим нормам суточный бюджет времени студента состоит из двух половин: 12 часов учебных занятий (6 часов аудиторных и 4–6 часов самостоятельных) и 12 часов, употребляемых на восстановление (сон, отдых, самообслуживание) и личностное развитие (занятия по интересам, общественная деятельность, бытовое и дружеское общение, физическая культура и спорт). Воскресные дни содержат 12 резервных часов (вместо времени, затрачиваемого в будни на учебную деятельность). Затем следует распределить разные виды деятельности в пределах конкретного дня, установить последовательность и правильное чередование труда и отдыха. В итоге составляется общий распорядок дня. Например:
6.50–7.00 – подъем, проветривание комнаты;
7.00–8.30 – утренняя гимнастика, туалет, завтрак, дорога в вуз;
8.30–13.45 – учебные занятия по расписанию;
13.45–16.00 – возвращение с занятий, обед, послеобеденный отдых;
16.00–22.00 – самостоятельная учебная работа, занятия по интересам и др., ужин;
22.00–22.30 – прогулка перед сном;
23.00–6.50 – сон.
После 6-часовых аудиторных занятий не следует приступать к самостоятельной учебной работе раньше, чем через 2–2,5 часа. Нецелесообразно в процессе учебной работы делать частые и длительные перерывы для отдыха. В качестве схемы можно использовать следующий режим: 1 – 1,5 часа работа – 5–10 минут перерыв на отдых, 4–6 часов работа – 1 – 1,5 часа отдых.