Образ жизни студента в реалиях образовательного процесса




Здоровье – качественная предпосылка будущей самореализации молодых людей, их активного долголетия, способности к сложному учебному и профессиональному труду. Годы учебы в вузе совпадают со временем активного становления организма и всех его подсистем, и именно в этот период происходят глубокие перемены в образе жизни, культуре и психологии, предопределяющие формирование профессионального, творческого и социального потенциала будущего специалиста.

Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни показывает существенное различие в структуре ценностей студенток и студентов по составу классифицированных групп, уровням признаков для одних и тех же ценностей, их ранговым местам[6] (табл. 2 и 3). Первая группа включает в себя абсолютные общечеловеческие ценности, получившие у студенток высокую оценку (от 69% до 93%). К ним относятся: удачная семейная жизнь, мужество и честность, здоровье, всестороннее развитие личности, интеллектуальные способности, сила воли и собранность, умение общаться, обладание красотой и выразительностью движений. Вторая группа – «преимущественных ценностей» (от 63% до 65%) включает в себя хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей (от 35,5% до 58,5%) получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения: наличие материальных благ, успехи в работе, удовлетворенность учебой, занятия физическими упражнениями и спортом, хороший уровень развития физических качеств, интересный отдых. Четвертая группа – «частные» ценности, так как ее содержанию студенты придают небольшое значение (от 17% до 28%) – знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

Приведенные данные свидетельствуют о противоречии между абсолютной ценностью общих положений здорового образа жизни и конкретными ценностями поддержания здоровья, в том числе профессионального. Разрешение этого противоречия – одна из главных целей биосоциального развития студентов.

При рассмотрении соотношения общей и физической культуры студентов (табл. 4) на вопрос, можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии, около 22% респондентов ответили, что считают это возможным, 51,0% отрицали такую взаимосвязь, около 28% – затруднились в определении своей позиции.

Оценка окружающими физического здоровья и развития сильно волнует около 32,5% опрошенных, не очень волнует – 57,3% и совсем не тревожит – 10,3%. На стремление подчинить свои привычки интересам здоровья указали 24,3%, жить в свое удовольствие, даже если это повредит здоровью, пожелали 18,5%, за компромиссный вариант высказались 29,7%, затруднились с выбором решения 28,1%, отказались – 28,1%. На вопрос, ведете ли вы здоровый образ жизни, утвердительно ответили 38,7%, отрицательно – 22,9%, затруднились ответить – 38,4%.122

Таблица 2. Ценности здорового образа жизни студенток

  Признаки, % ответов
п/п Качества (ценности) А Б В Г
  Абсолютные        
  Удачная семейная жизнь 93,0 4,0 2,0 1,0
  Мужество, смелость, честность, порядочность 83,0 10.0 2,0 5,0
  Здоровье 82,5 12,5 4,0 1,0
  Всестороннее и гармоничное развитие личности 81,5 13,5 1,0 4,0
  Интеллектуальные способности, память, эрудиция 81,5 15,5 2,0 1,0
  Способность видеть ипонимать красоту 79,5 17,5 2,0 1,0
  Сила воли, дисциплинированность, собранность 76,5 20,5 2,0 1,0
  Красота и выразительность движений, походка, 70,0 19,0 6,0 5,0
  осанка        
  Общительность, коммуникабельность, умение 69,0 25,0 3,0 3,0
  легко вступать в контакт с другими людьми        
  Преимущественные        
  Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура) 65,0 25,0 6,0 4,0
  Авторитет, уважение окружающих 64,5 24,5 4,5 6,5
  Пропорциональное, гармоничное развитие всех 63,0 29,0 3,0 5,0
  показателей своего физического состояния        
  Противоречивые        
  Отдых, развлечение 58,5 37,0 3,5 1,0
  Материальная обеспеченность 57,0 33,0 4,0 6,0
  Высокий уровень развития силы, ловкости, ко- 51,5 44,5 2,0 2,0
  ординации движений и др. физических качеств        
  Занятия физической культурой и спортом 44,0 47,0 4,0 5,0
  Удовлетворенность учебой, работой 44,0 48,0 6,0 2,0
  Успехи в работе 35,5 53,5 2,0 9,0
  Частные        
  Знания о том, как устроен и работает человечес- 28,0 48,0 12,0 12,0
  кий организм, как добиться его более совершен-        
  ной работы        
  Физическая подготовленность к избранной про- 26,0 51,5 12,5 10,0
  фессии        
  Умение разбираться в технике, применять и ре- 20,5 54,0 12,0 13,5
  монтировать ее        
  Общественная активность 18,5 52,0 24,5 5,0
  Умение играть на музыкальных инструментах 17,0 64,5 8,0 11,0

 

Обозначения: А – огромное значение В - совсем не ценится

Б – небольшое значение Г – ответ затруднен


Таблица 3

    Признаки % ответов
п/п Качества (ценности)        
    А Б В Г
  Абсолютные        
  Мужество, смелость, честность, порядочность 85,6 6,8 2,4 5,2
  Здоровье 71,2 17,2 3,6 2,0
  Удачная семейная жизнь 78,8 8.4 7,2 5,6
  Интеллектуальные способности, память, эру- 76,0 18,0 3,2 2,8
  диция        
  Сила воли, дисциплинированность, собранность 80,0 16,8 2,8 0,4
  Всестороннее и гармоничное развитие личности 71,2 19,6 2,4 6,8
  Преимущественные        
  Авторитет, уважение окружающих 66,0 27,2 2,8 4,0
  Общительность, коммуникабельность, умение 65,2 29,6 2,0 3,2
  легко вступать в контакты с другими людьми        
  Отдых, развлечение 64,0 27,2 3,2 5,2
  Умение разбираться в технике, применять и ре- 61,6 30,0 6,0 2,4
  монтировать ее        
  Пропорциональное, гармоничное развитие всех 61,6 28,8 2,0 7,6
  показателей своего физического состояния        
  Способность видеть и понимать красоту 60,8 28,0 4,0 7,2
  Противоречивые        
  Высокий уровень развития силы, ловкости, коор- 59,2 32,8 4,4 3,6
  динации движений и других физических качеств        
  Занятия физкультурой и спортом 56,0 38,0 2,8 3,2
  Хорошее телосложение (пропорции тела, фигура) 53,2 34,4 6,4 6,0
  Успехи в работе 50,4 35,2 1,2 13,2
  Удовлетворенность учебой, работой 50,0 36,4 2,8 10,8
  Красота и выразительность движений, походка, 45,6 33,2 5,2 10,0
  осанка        
  Физическая подготовленность к избранной про- 42,4 44,0 6,0 7,6
  фессии        
  Материальная обеспеченность 38,4 46,0 6,4 9,2
  Знания о том, как устроен и работает человечес- 35,6 41,2 11,6 11,6
  кий организм, как добиться его более совершен-        
  ной работы        
  Частные        
  Общественная активность 19,2 48,8 19,6 12,4
  Умение играть на музыкальных инструментах 21,6 48,8 18,8 10,8

 

Обозначения: А – огромное значение Б – небольшое значение

В-совсем не ценится Г – ответ затруднен

Таблица 4. Субъективные соотношения общей и физической культуры студентов

№ п/п   Суждения и варианты ответов % ответов
    женщин мужчин
  Можно ли считать культурным человеком того, кто не заботится о своем физическом состоянии? • Конечно, можно • Ответ затруднителен • Нет, нельзя 30,5 17,5 52,0 13,2 36,4 50,0
  Волнует ли Вас та оценка, которую окружающие Вас люди дают Вашему физическому развитию и здоровью? • Нет, не волнует и не беспокоит •Да, но не очень сильно • Да, и очень сильно 5,5 63,5 31.5 15,2 51,2 33,6
  Что Вы предпочитаете в жизни? • Всю жизнь, все свои привычки подчинить интересам здоровья и работоспособности • Жить в свое удовольствие, делать то, что хочется в данный момент (даже если это может повредить здоровью и работоспособности) • Компромиссные решения • Неопределенное суждение 21,0 19,0 26,5 34,5 27,6 18,0 32,8 21,6
  Часто ли Вы совершаете действия (поступки), которые наносят вред здоровью, но зато имеют для Вас важное значение, доставляют удовольствие и т.д.? • Практически никогда • В редких случаях • Очень часто 29,5 60,5 10,0 26,8 56,0 17,2
  Как Вы считаете, лично Вы ведете здоровый образ жизни? •Да •Нет • Затрудняюсь ответить 43,5 21,5 35,0 33,8 24,2 42,0

 

Таким образом, менее половины студентов признают тесную взаимосвязь общей и физической культуры в своем личностном развитии и в соответствии с этим строят свои поведенческие решения.

Для оценки влияния физической культуры на общекультурное развитие личности были выбраны три группы компонентов культуры (табл. 5 и 6). Абсолютные, на которые занятия физическими упражнениями оказывают сильное положительное влияние (от 55,6 до 91,5%): физические качества и двигательные способности, телосложение; волевые качества, всестороннее развитие. Влияние (от 20,5 до 36,5%) занятия оказывают на такие важные компоненты, как успехи в труде, общительность, развитие эстетических способностей, уважение окружающих, уровень общей культуры. Влияние (от 11,2 до 18%) определяется студентами в воздействии на нравственный облик, общественную активность, подготовку к избранной профессии, интеллектуальное развитие.

Таблица 5. Влияние физической культуры на компоненты культуры студенток

    Признаки, % ответов  
  Качества и способности          
п/п   А Б В Г Д
  Абсолютные          
  Физические качества и двигательные спо- 91,5 2,5 1,0 1,0 4,0
  собности          
  Красота и пластика движений 69,0 20,0 1,5 4,0 5,5
  Волевые качества 70,0 17,5 4,0 2,5 6,0
  Телосложение, фигура 70,0 16,5 3,5 5,0 5,0
  Заметные          
  Всестороннее, гармоничное развитие лич- 36,5 36,0 8,0 10,0 9,5
  ности          
  Успехи в труде 26,0 39,0 14,0 12,5 8,5
  Общительность, коммуникабельность 24,5 32,0 10,0 17,0 16,5
  Эстетические способности 20,5 30,0 10,5 22,5 16,5
  Уважение со стороны окружающих 18,0 48,0 11,5 13,0 9,5
  Уровень общей культуры 20,5 34,5 17,0 14,0 14,0
  Спорные          
  Интеллект, умственное развитие 18,0 29,5 14,5 23,0 15,0
  Нравственный облик (честность, порядоч- 14,3 25,0 11,0 28,5 21,0
  ность, скромность)          
  Общественная активность 12,0 34,0 15,0 27,0 12,0
  Подготовленность к избранной профессии 12,0 27,5 16,0 31,5 13,0
                     

 

Обозначения: А – сильное положительное влияние, Б – слабое положительное влияние,

В-отрицательное влияние, Г – отсутствие какого-либо влияния, Д – ответ затруднен.


Таблица 6. Влияние физической культуры на компоненты культуры студентов

    Признаки, % ответов  
п/п Качества и способности А Б В Г Д
  Абсолютные          
  Физические качества и двигательные спо- 75,2 12,0 5,6 0,8 6,4
  собности          
  Волевые качества 60,0 24,0 6,0 3,6 6.4
  Телосложение, фигура 69,2 12,8 9,2 2,8 6,0
  Красота и пластика движений 55,6 24,8 6,4 4,8 8,4
  Всестороннее, гармоничное развитие лич- 35,2 40,4 7,6 8,4 8,4
  ности          
  Заметные          
  Уважение со стороны окружающих 27,6 38,4 11,2 11,2 11,6
  Общительность, коммуникабельность 24,6 36,0 9,6 15,2 12,8
  Интеллект, умственное развитие 24,0 31,2 18,4 12,8 13,6
  Успехи в труде 28,4 39,2 12,8 10,8 8,8
  Спорные          
  Нравственный облик (честность, порядоч- 16,4 38,0 12,0 17,2 16,4
  ность, скромность)          
  Подготовленность к избранной профессии 16,4 35,6 12,4 20,0 15,6
  Эстетические способности 16,8 30,4 15,2 20,0 17,6
  Уровень общей культуры 17,6 42,4 17,2 14,4 8,4
  Общественная активность 11,2 32,0 17,2 22,4 17,2
                 

 

Обозначения: А – сильное положительное влияние, Б – слабое положительное влияние,

В-отрицательное влияние, Г – отсутствие какого-либо влияния, Д – ответ затруднен.


Таким образом, суждения студентов о влиянии физической культуры на общекультурное развитие личности относительно заужены и больше связаны с ее телесным выражением. Это обусловлено издержками физического воспитания в вузе, недостаточной полнотой реализации его гуманитарного содержания, негативным опытом предшествующих занятий, воздействием ближайшего окружения и другими причинами.

Многообразие сочетаний индивидуального использования оздоровительных средств студентами позволяет условно выделить среди них следующие типы. Наиболее многочисленную группу студентов можно отнести к индифферентному типу отношения к собственному здоровью. У них отсутствует целенаправленное регулирование двигательной активности, физические упражнения выполняются от случая к случаю; столь же редко используются закаливание, самомассаж, аутогенная тренировка. Эти студенты часто обращаются к обычным лекарствам при ухудшении самочувствия. Наряду с этимдля них нехарактерно использование негативных средств. Однако напряженный характер учебной деятельности, неорганизованность в питании, сне, неправильное поведение в коллективе, неудовлетворенность учебой и жизнью в целом может преобразовать индифферентный стиль поддержания здоровья в фактор риска.

Таблица 7. Средства поддержания физического состояния студентами

№ п/п Средства Признаки, %ответов
    А Б В
  Встречающиеся Физические упражнения   32,0   61,2   6,8
  Редкие Закаливание Парная баня, сауна Занятия на тренажерах Массаж Курение Обычные лекарства Алкоголь   16,0 12,8 11,2 5,6 18,8 3,6 5,6   35,2 33,6 31,6 31,6 14,4 29,2 21,6   47,8 53,6 57,2 62,8 66,8 67,2 72,8
  Очень редкие Психотерапия, аутогенная тренировка Нетрадиционные медицинские средства (гомеопатические, народной медицины, иглотерапия) Разгрузочная диета, голодание Наркотики   4,4 1,6   3,6 0,4   13,6 15,6   14,4 0,4   82,0 82,8   82,0 99,2

 

Примечание: А – систематически используются Б – от случая к случаю

В-практически не используются.

 

Для другой группы характерен избирательный тип использования компонентов здорового образа жизни – 10% – 30% студентов. У них преобладает двигательная деятельность (систематически – 28% женщин и 32% мужчин), регулярное питание (13,5% женщин и 3,6% мужчин), закаливание (7% женщин и 16% мужчин). Другие компоненты здорового образа жизни ими почти не используются.

Третья группа ориентирована лишь на использование регулируемого питания и прием лекарств – пассивно-ограниченный тип. Как правило, у студентов этой группы отсутствуют целенаправленная двигательная активность и другие важнейшие средства организации здорового образа жизни.

Четвертая группа охватывает студентов, избравших комплексный тип использования элементов здорового образа жизни. Содержание его весьма подвижно, так как студенты опробуют в нем многообразные сочетания различных компонентов оздоровительной деятельности.

Первые три типа оздоровительной жизнедеятельности не вполне гармоничны и в силу ограниченного содержания и влияния на здоровье малоэффективны.

Самооценка студентами своего физического состояния показала, что 70,3% оценивают его как хорошее, 23,9% – как удовлетворительное и лишь 5,8% – как плохое. Наиболее частыми симптомами, характеризующими плохое состояние, студенты определили раздражительность, плохое настроение, сонливость, вялое состояние. Для женщин хотя бы один из этих признаков отмечается у 33% – 47% обследованных, для мужчин – у 22% –26%; одновременное беспокойство из-за трех признаков – у 13% – 14% обследованных.

Вместе с тем по собственной инициативе лишь 14,8% женщин и 23,4% мужчин проходят в вузе медицинское обследование. Около 22% студентов избегает медицинских осмотров, поскольку считают себя здоровыми, а 9% – так как не верят в возможности медицины. В случаях ухудшения здоровья лишь 13,1% женщин и 18,3% мужчин сразу обращаются к врачу; соответственно 31% и 19,2% студентов вначале пробуют заняться самолечением, а затем уже прибегают к помощи медицины; более половины студентов обращаются к врачу только в крайнем случае.

Во внеучебной деятельности физкультурно-спортивная активность студентов низка – не занимаются физкультурой 60% женщин и 46% мужчин. В мероприятиях внутри курса и факультета задействовано лишь 36,5% женщин и 45,6% мужчин, а за сборные команды вуза выступают соответственно 3,5% и 8,4%. Поэтому при оценке эффективности оздоровительной и спортивной работы в вузе неоправданно из поля зрения выпадает большинство студентов.

Женщины чаще предпочитают недлительные по времени (менее часа), недостаточно частые занятия. Мужчинам нравятся более длительные, но проводимые реже. К сожалению, для оценки двигательной деятельности в самостоятельных занятиях и ее регулирования 57,5% женщин и 33,6% мужчин не могут использовать каких-либо показателей – не хватает необходимых знаний; от 24% до 37% ориентируется лишь на самочувствие. Такой физиологический показатель, как частота пульса, практически не используется.

Самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом – одно из основных условий их продолжения после окончания вуза. Среди тех, кто занимается спортом, большинство планируют занятия на будущее – 60% – 83%; среди не занимающихся такую позицию выбрали не более 30%, но 23% не сожалеют, что не занимались в вузе.

Преобладают те формы двигательной активности, которые связаны с бытовой деятельностью: передвижение пешком, пешие прогулки, посещение магазинов, физический труд дома, танцы и др. Характерно использование разнообразных видов спорта, предпочтительность которых часто определяется не желанием, а возможностями, предоставляемыми вузом. Путь к общекультурному развитию и от него – к здоровью начинается с овладения знаниями. Они опережают практику, указывая путь ее преобразования; знания превращаются в элементы сознания, а затем в убеждения. Убеждения строятся не столько на логике знаний, сколько на их практическом смысле.

Основным источником информации для студентов являются занятия по физическому воспитанию – теоретические и практические (38% – 51%). Заметно влияние средств массовой информации: газет, теле- и радиорепортажей (25% –44%). Редко используется информация, полученная из специальной литературы, посещения спортивных зрелищ (14%–23%). Большинство студентов игнорирует лекции по тематике, связанной с физической культурой. Вместе с тем потребность студентов в информации о средствах оптимизации своего образа жизни достаточно четко выражена. В качестве ценной ими рассматривается информация о рациональном питании, методике оздоровительного бега и ходьбы, контроле и самоконтроле в процессе занятий физическими упражнениями, методике использования гимнастических и дыхательных упражнений, закаливании, о вопросах регулирования половой жизни (от 60% до 87%). Последнее отражает актуализацию одной из важных социально-биологических функций молодежи – репродуктивной.

Несколько ниже потребность в информации, связанной с использованием сауны, аутогенной тренировки, нетрадиционных систем физических упражнений (йога, ушу и др.), с вопросами применения лекарств, витаминов, гомеопатических препаратов (от 36% до 59%).

Широкий спектр необходимой информации должен определять содержание теоретических, методико-практических и учебно-тренировочных занятий по физическому воспитанию. Индивидуальной, тактичной и доверительной формы требует донесение необходимых знаний о взаимоотношениях с представителями противоположного пола, взаимосвязи уровня физического состояния и репродуктивной функции человека, профилактики факторов риска, связанных с деторождением, подготовкой к материнству.

Недостаточные знания о здоровом образе жизни существенно отражаются на реальной жизни. Так, к доступным для использования в практике студенты относят умение составить комплекс упражнений утренней гимнастики (85% – 89%); к труднодоступным – самоконтроль во время занятий физическими упражнениями, оказание первой медицинской помощи (35% – 48%); к практически недоступным – проведение бесед о значимости физической культуры в жизни человека; рекомендации по режиму питания, закаливания; определение физической подготовленности; выполнение массажа; проведение учебно-тренировочного занятия по конкретному виду спорта (менее 30%).

Приведенные сведения характеризуют мозаичность структуры знаний студентов, их недостаточную упорядоченность и взаимосвязь. Сами знания не обладают необходимым функциональным характером для использования в повседневной жизнедеятельности, а студентам не хватает поисково-познавательной активности для их пополнения.

 

Режим труда и отдыха

 

Важность хорошо организованного режима труда и отдыха определяется закономерностями биологических процессов в организме. Все явления во Вселенной происходят ритмично, влияя на жизнь животного и растительного мира. Суточные и сезонные колебания освещенности, температуры, влажности воздуха, атмосферного давления известны, с ними рождается и существует все живое. В процессе многовековой эволюции живые организмы выработали тончайшие механизмы эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних) ритмов, с помощью которых они приспосабливают к меняющейся внешней среде деятельность своих систем, органов, клеток и внутренних структур. Это, например, ритм бодрствования и сна, ритм дыхания и сердечных сокращений. Температура тела человека к вечеру повышается, а утром – снижается; сила мышц увеличивается днем, а утром и вечером уменьшается.

Ритмичные процессы в организме могут быть разделены на три группы: ритмы высокой частоты с периодом до 0,5 часа (ритмы дыхания, сердцебиения, электрических явлений в мозге, периодические колебания в системах биохимических реакций и др.); ритмы средней частоты с периодом колебания от 0,5 часа до 6 дней (смена сна и бодрствования, активности и покоя, околосуточные изменения обмена веществ, содержание в крови и моче биологически активных веществ и др.); низкочастотные ритмы с периодом от 6 дней до одного года (недельный, лунный и годичный ритмы, менструальные циклы, циклы экскреции гормонов и др.).

В последние годы привлекли внимание такие многодневные биологические ритмы человека, как 23-дневный – физический, 28-дневный – эмоциональный и 33-дневный – интеллектуальный. Основной признак ритмичных процессов – их повторяемость. Они имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называется циклом. Каждый цикл состоит из двух фаз: в одной из них процессы достигают своего максимума, в другой – минимума. День, когда синусоида какого-либо биоритма проходит через нуль, называется критическим днем.

Физический биоритм отражает состояние мышечной системы. Согласно ему изменяется способность выполнять физическую работу, выносливость, уверенность в своих силах, сопротивляемость организма. В течение первой половины цикла человек испытывает общий подъем, легко справляется с физической нагрузкой. Во второй половине цикла наблюдается быстрая утомляемость, меньшая выносливость. Критические дни приходятся на 1-й и 12-й день.

Эмоциональный биоритм отражает состояние нейрогуморальной системы. В первую половину цикла наблюдается жизнерадостное настроение, повышенная чувствительность, общительность. Во второй половине преобладает раздражительность, низкая скорость реакции на внешний стимул. Критические дни 1-й и 14-й.

Интеллектуальный биоритм порождается деятельностью головного мозга. Первая половина биоритма характеризуется повышенной способностью к запоминанию, усвоению нового материала, активизацией творческого и аналитического мышления. Во вторую половину эти показатели снижаются. Критические дни 1-й и 17-й.

Дни, когда одновременно две синусоиды проходят через нуль, называются двойными, а когда три – тройными критическими днями. Это дни наибольшей нестабильности организма.

В зависимости от характера, темперамента, возраста, пола рассмотренные циклы протекают различно. У холериков наиболее выражен эмоциональный ритм; у меланхоликов в этом цикле чрезвычайно сильно проявляется смена настроений. К ритмам особенно чувствительны женщины. Для физически недостаточно здоровых людей чрезвычайно важен физический ритм. Считается, что совместимость двух людей тем лучше, чем меньше различаются фазы их биоритмов и, в частности, в критические дни. Установлено, что у спортсменов наиболее эффективны тренировки в положительные фазы ритма. Вместе с тем мобилизационные возможности у них настолько велики, что высокий результат, может быть, достигнут независимо от фазы биологического цикла, но обходится это организму

более дорого[7].

Итак, человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, способен в известных пределах регулировать свой «хронометр», лучше приспосабливать к нему течение важнейших физиологических процессов. Только тогда, когда резервы нашей адаптации исчерпываются, мы начинаем испытывать дискомфорт, утомляемость, ослабеваем, а то и заболеваем. Поэтому необходимо вести четко организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим учебного труда, отдыха, питания, ежедневно в одни и те же часы ложиться спать, вставать, принимать пищу, заниматься физическими упражнениями. При повторении изо дня в день обычного уклада жизни между этими процессами довольно быстро устанавливается связь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому предыдущая деятельность служит как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, обеспечивая ее лучшее выполнение.

Режим дня как нормативная основа жизнедеятельности является общим для всех студентов. В то же время он должен соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента, т.е. быть индивидуальным. Важно обеспечить постоянство того или иного вида деятельности в пределах суток, не допуская отклонений от заданной нормы. Режим будет реальным и выполнимым, если он гибок, учитывает непредвиденные обстоятельства. Главное – научиться быстро и правильно перестраиваться, стараясь выполнить все наиболее важное, не терпящее отлагательств, а второстепенное перенести на другой день, менее загруженный. Не исключено при этом, что некоторыми, менее важными, делами придется поступиться.

Режим приучает жить и работать не по жесткому приказу со стороны, а по законам мудрой соразмерности, внутренней необходимости. Такая необходимость обязывает студента быть предельно собранным и точным в своих действиях и решениях.

Что необходимо для того, чтобы сформировать научно обоснованный режим дня? Прежде всего привести затраты учебного, вне-учебного и свободного времени в соответствие с гигиенически допустимыми нормами. Согласно этим нормам суточный бюджет времени студента состоит из двух половин: 12 часов учебных занятий (6 часов аудиторных и 4–6 часов самостоятельных) и 12 часов, употребляемых на восстановление (сон, отдых, самообслуживание) и личностное развитие (занятия по интересам, общественная деятельность, бытовое и дружеское общение, физическая культура и спорт). Воскресные дни содержат 12 резервных часов (вместо времени, затрачиваемого в будни на учебную деятельность). Затем следует распределить разные виды деятельности в пределах конкретного дня, установить последовательность и правильное чередование труда и отдыха. В итоге составляется общий распорядок дня. Например:

6.50–7.00 – подъем, проветривание комнаты;

7.00–8.30 – утренняя гимнастика, туалет, завтрак, дорога в вуз;

8.30–13.45 – учебные занятия по расписанию;

13.45–16.00 – возвращение с занятий, обед, послеобеденный отдых;

16.00–22.00 – самостоятельная учебная работа, занятия по интересам и др., ужин;

22.00–22.30 – прогулка перед сном;

23.00–6.50 – сон.

После 6-часовых аудиторных занятий не следует приступать к самостоятельной учебной работе раньше, чем через 2–2,5 часа. Нецелесообразно в процессе учебной работы делать частые и длительные перерывы для отдыха. В качестве схемы можно использовать следующий режим: 1 – 1,5 часа работа – 5–10 минут перерыв на отдых, 4–6 часов работа – 1 – 1,5 часа отдых.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: