Релятивистская концепция психической деятельности человека.




(фрагмент из книги А.В. Клюева «Хождение в вечность).

В свете этой концепции человек рассматривается не как некий биологический робот, механически реализующий рефлексы, инстинкты, двигательные навыки, личностные стереотипы поведения и рассудочные штампы, а как целостная пластично функционирующая психическая система взаимопроникающих планов сознания (физического, витального, менатального и супраментального), действующая внешне в реальном пространстве-времени, но по своим внутренним законам и в собственном психическом времени, не всегда совпадающем с реальным (физическим) временем.

Все психические процессы происходят в ядре психической системы, которое представляет собой функциональное объединение морфологических структур центральной нервной системы, где происходит трансформация информационного потока, поступающего в интегративную формацию ядра психической системы от внешних, внутренних и полевых рецепторов человеческого организма.

Морфологически интегративную формацию ядра психической системы образуют клетки центральной нервной системы и их объединения, способные воспринимать любую информацию внутреннего и внешнего генеза (происхождения).

В интегративной формации этот поток преобразуется в поток исключительно вибрационной природы, который посредством ретикулярной формации трансформируется в образ восприятия реальной факторной ситуации.

Ретикулярная формация выполняет роль связующего звена между клеточными структурами тела и вибрациями общего психо-вибрационного поля.

Информация, поступающая в ядро психической системы от рецепторов тела (зрительных, слуховых, вкусовых, осязательных, обонятельных и проприоцептивных) воспринимается с неизбежными искажениями вследствие ограниченных физиологических возможностей перечисленных рецепторов мембранного типа.

Дальнейшая трансформация вибрационного потока идет через банк опорно-значимых образов, хранящихся в памяти, в образ действия. Банк опорно-значимых образов включает в себя весь предшествующий теоретический и практический опыт, наработанный индивидом в течение жизни. Именно там вибрационный поток, формирующий образ восприятия, ищет знакомые образы и ситуации, чтобы дать на них соответствующий отклик.

Путь трансформации вибрационного потока в образ действия определяется индивидуальным содержанием и развитием так называемой лимбической системы.

Лимбическая система представляет собой сеть нейронов ядра психической системы, которая постоянно развивается и совершенствуется в плане настройки организма человека на изменение факторной ситуации (в эволюционном аспекте - на изменение условий существования) и для решения текущих задач.

Лимбическая система определяет, в каком соотношении и взаимодействии находятся элементы ядра психической системы в процессе переработки информации.

Процесс переработки информации в ядре психической системы на полевом уровне - есть ядерное мышление.

Тело (а точнее, его нервно-мышечная система) является инструментом, посредством которого реализуется образ действия или проявленная деятельность человека. Тело может быть как непосредственным, так и промежуточным инструментом для реализации образа действия. В частности, в качестве инструмента-посредника выступает тело водителя или пилота, а основным исполнительным инструментом является автомобиль или самолет. При этом человек управляет не автомобилем или самолетом, а факторной ситуацией, в которой находится вся антропная система (сам человек, «машина», факторы внешней среды и пр.).

По механизму ядерного мышления можно выделить пять режимов функционирования психики человека, каждому из которых присущи свои особенности ядерного мышления в части восприятия и переработки информации и формирования образа действия.

Выделяются: интуитивная подсознательная психическая деятельность, рассудочная психическая деятельность, эмоциональная психическая деятельность, рефлекторная психическая деятельность и интуитивная сверхсознательная психическая деятельность.

Интуитивная подсознательная психическая деятельность по сути есть механическая реакция человека на изменение текущей факторной ситуации, которая обеспечивается реализацией заложенных в памяти субъекта стереотипов восприятия и действия, наработанных предшествующим опытом.

Проявленная деятельность при этом носит субъективный спонтанный характер и характеризуется относительно небольшим (в пределах 0,5-1,5 с) рассогласованием во времени между реальным течением факторной ситуации и ее субъективным психическим отражением в сознании индивида, то есть реальные процессы и их отражение в сознании - относительно синхронны.

Интуитивная подсознательная психическая деятельность является хорошо отлаженной механистической основой как повседневной жизни человека, так и его профессиональной деятельности. Процесс трансформации образа восприятия в образ действия в ядре психической системы происходит без заминок. Факторная ситуация как таковая воспринимается практически бессознательно и целиком, то есть без фрагментации.

Так, например, летчик, пилотирующий самолет по приборам, считывает и оценивает приборную информацию (о высоте, скорости, курсе, крене и т.д.) не в цифровом виде с анализом каждого показателя в отдельности, а объемно, по положению стрелок и указателей («не видя ничего конкретного, - видит все сразу»).

Субъективная спонтанность обеспечивает надежность функционирования психики человека в факторных ситуациях, память о которых заложена в ядре психической системы в форме опорно-значимых образов, наработанных предшествующим опытом.

Однако в ряде случаев этот хорошо отлаженный механизм функционирования психики дает сбой, например, при попадании в незнакомую факторную ситуацию, в процессе азартного удовлетворения желаний, при кратковременном выпадении активного сознания из текущей ситуации, при высоком темпе изменения ситуации (пусть даже хорошо знакомой).

Что же при этом происходит? Согласно релятивистской концепции нарушается синхронность психического и реального процессов и имеет место переход к десинхронизированным видам психической деятельности - к рассудочной или эмоциональной.

При этих видах деятельности не обеспечивается (полностью или частично) адекватность реакций и действий человека в реально сложившейся ситуации в плане их своевременности и правильности. Все человеческие ошибки, в основном, являются следствием функционирования психики в десинхронизированных режимах, когда происходит замедление или ускорение психологического течения времени. Изменение течение времени обусловлено скоростью обработки информационного потока физиологическими структурами ядра психической системы.

Рассудочная психическая деятельность характеризуется активным включением в процесс восприятия и обработки информационного потока механизма памяти по причине недостатка готовой информации в банке хранения опорно-значимых образов. В результате образ восприятия индивидом текущей факторной ситуации отстает от ее реального изменения, как минимум, на 2 секунды. При этом образ восприятия распадается на отдельные фрагменты и деформируется, что естественно не позволяет индивиду интегрально оценивать ситуацию и принимать правильное решение.

Проявленная деятельность при этом реализуется с естественным запаздыванием относительно реального течения факторной ситуации более чем на 2 секунды.

При функционировании психики в режиме рассудочной деятельности вследствие фрагментации и деформации образа восприятия человек не способен не только интегрально воспринимать ситуацию, но и равнозначно оценивать наблюдаемые им фрагменты реального образа. Он обращает внимание лишь на приоритетные (по его мнению или ощущению) фрагменты, при кажущемся нежелании (а на самом деле - невозможности) видеть и оценивать другие, не менее значимые.

Так, в практике расследования авиационных происшествий встречаются ситуации, в которых пилотирующий летчик, находясь в режиме рассудочной психической деятельности, с завидным упорством, последовательно реализует управление воздушным судном по двум-трем каналам (например, по курсу, по крену и по скорости), совершенно «забывая» о высоте полета или о вертикальной скорости снижения, что приводит к неожиданному (для экипажа) катастрофическому столкновению с землей или к грубой посадке. При функционировании психики в рассудочном режиме изменяются и двигательные реакции, которые не только запаздывают во времени, но и реализуются с значительно меньшей интенсивностью, чем при спонтанности.

При логическом и абстрактном мышлении, при включении речемыслительных процессов психика человека функционирует в рассудочном режиме.

Эмоциональная психическая деятельность характеризуется быстрым запуском и ускоренной реализацией извлеченных из памяти стереотипов поведения и действия. Это фактически, очень ускоренный вариант интуитивной подсознательной психической деятельности. В результате возникает парадоксальное явление: субъективный образ восприятия ситуации отстает во времени от реализуемого образа действия, то есть то, что должно быть «причиной», отстает от «следствия». При этом реальная факторная ситуация формируется как бы «за спиной» индивида, что означает фактическую потерю связи сознания индивида с реальностью и полный разрыв образа восприятия с образом действия. Естественно, что в таком случае невозможно осознанно контролировать ситуацию, более того, в сознании человека непроизвольно рождается императивное (повелительное) стремление выполнить желаемое, задуманное или начатое во что бы то ни стало.

Проявленная деятельность при эмоциональном режиме функционирования психики реализуется с фактическим опережением реального времени или «в темпе спешки».

При управлении транспортными средствами этот вид деятельности представляет особую опасность, поскольку водитель или пилот не имеют возможности предвидеть развитие реальной ситуации или своевременно обнаружить в ней значимые текущие изменения, требующие обязательной коррекции.

Выход сознания из эмоционального режима функционирования и переход к оптимальной деятельности крайне затруднителен и практически невозможен вплоть до момента грубого рассогласования между реальным образом и реализуемыми действиями. В момент проявления рассогласования происходит мгновенный переход к импульсивной деятельности (см. ниже), после которой, как правило, психика начинает функционировать в рассудочном режиме, и лишь после этого, если позволяют обстоятельства, возможен переход к оптимальному режиму функционирования психики.

В практике расследования авиационных происшествий встречаются ситуации, когда пилотирующий летчик, психика которого функционирует в эмоциональном режиме, выполняя заход на посадку в сложных погодных условиях, не видит и не слышит сигналов, предупреждающих об опасности создавшегося положения, а пытается, действуя «в темпе спешки», выполнить посадку во что бы то ни стало. Даже когда ситуация становится катастрофической, пилот либо вообще не предпринимает активных действий по ее парированию, либо его действия безнадежно запаздывают и носят импульсивный характер.

Следует сказать, что при функционировании психики в десинхронизированных режимах, то есть в состояниях, отличных от психологически комфортных, неизбежно наблюдается рост психоэмоционального напряжения. Это вызывает дополнительные трудности, связанные с восприятием ситуации, в частности, имеет место сужение объема внимания и снижение его концентрации.

Подмечена закономерность, что в ряде сложных и экстремальных ситуаций имеет место «маятникообразное» чередование десинхронизированных видов деятельности (рассудочной и эмоциональной), что в практике летной деятельности является весьма неблагоприятным прогностическим признаком, особенно в условиях дефицита времени. В какой-то период времени пилот отстает от реальной ситуации, затем форсированно пытается ее догнать, затем, обогнав, вновь отстает и т.д. В таких случаях имеет место полная дестабилизация образа восприятия реальности: он то отстает от реально текущей ситуации во времени, подвергаясь при этом фрагментации и деформации, то вовсе теряет с нею связь и формируется как бы «за спиной» пилота.

Эмоциональная психическая деятельность служит также инструментом для реализации разного рода желаний. Кроме того, в эмоциональном режиме психика функционирует при реакциях гнева, раздражения, восторга и прочих бурных проявлениях чувств и эмоций.

Рефлекторная психическая деятельность является результатом либо крайне быстрого изменения факторной ситуации, либо результатом ее неожиданного предъявления. При этом имеет место узко фрагментированный или быстро «набегающий» образ восприятия, мгновенная реакция на который сопровождается «взрывным» действием (или периодом «взрывных» действий), или же, при отсутствии в памяти знакомого отклика на возникшую ситуацию, - ступором (полным бездействием).

Проявленная деятельность при этом реализуется в импульсивном (вневременном) режиме.

Рефлекторная деятельность способна проявиться на фоне любого вида психической деятельности, исключая интуитивную сверхсознательную (см. ниже).

В практике расследования авиационных происшествий имели место случаи, когда пилот, действуя импульсивно, размашистыми энергичными движениями «раскачивал» воздушное судно вплоть до катастрофического сваливания в «штопор». В основе подобного явления лежит закономерный физиологический эффект запаздывания образа восприятия относительно самих двигательных действий, как это имеет место при эмоциональной психической деятельности, только в гораздо большей степени.

Как уже отмечалось, мышление, двигательные действия и речь для каждого вида психической деятельности имеют свои характерные особенности.

Если принять за норму проявленную деятельность в спонтанном режиме, то при функционировании психики в рассудочном режиме процесс мышления растянут во времени, включается внутренняя речь (речемыслительная деятельность), фразы и предложения обстоятельно конструируются, двигательные действия относительно вялые и осторожные.

При функционировании психики в эмоциональном режиме мышление, скачущее и хаотичное, речь громкая, многословная и отрывистая, двигательные действия быстрые и размашистые.

При функционировании психики в рефлекторном режиме мышление, неосознанное и отрывистое, речь очень громкая и односложная (выкрики и междометия), движения импульсивные и крайне размашистые.

Для иллюстрации функционирования психики в различных режимах деятельности можно использовать варианты поведения человека в метро, когда он собирается сесть в стоящий на перроне поезд и слышит объявление «Осторожно, двери закрываются».

Один из вариантов поведения внешне выражается в следующем: услышав объявление, человек после кратковременной паузы, стремглав бросается к открытым дверям, сталкиваясь с неожиданно (только для него!) возникшими на пути пассажирами, и практически стукается лбом о закрывающиеся двери вагона, застыв от неожиданности и удивления, либо вбегает в вагон, буквально «прищемив хвост». В процессе движения человек не способен ни слышать, ни видеть ничего вокруг, и остановить его практически невозможно. Этот пример хорошо иллюстрирует деятельность психики в эмоциональном режиме. Каждый, имеющий маломальское воображение может внутренне прочувствовать, а при случае и проиграть эту ситуацию. Внутренне эта деятельность строится по следующему сценарию: «Двери открыты - бегу!».

Другой вариант поведения: услышав объявление, человек, внешне не спеша, несколько ускоряет ход, ловко лавируя между попадающимися на его пути пассажирами, и входит в вагон до закрытия дверей. Внутренне происходит следующее: «Я знаю, что успею. Иду». Ситуация находится под интуитивным контролем, и если человек успел - он доволен; если все-таки не успел и двери закрылись, он не стукнется лбом о дверь и не расстроится («Поеду следующим поездом»). Это классический вариант «моделирования» интуитивной спонтанной деятельности.

Третий вариант поведения: услышав объявление, человек некоторое время раздумывает, затем начинает медленное движение, пропуская и обходя встречающихся на пути пассажиров, и подходит к вагону, когда двери уже закрылись. Внутренне по одному из сценариев происходит следующее: «Видимо не успею, но попробую. Много людей навстречу - как бы не столкнуться... Так и знал, - не успел». По другому сценарию: «Я должен успеть, только надо быть внимательнее - кругом много народа. Надо же - не успел». Описанное поведение характерно для рассудочной психической деятельности.

Теперь один из вариантов, характеризующих чередование десинхронизированных видов психической деятельности: услышав объявление, человек после некоторого раздумья начинает быстрое движение в направлении стоящего поезда, однако столкнувшись с другим пассажиром, некоторое время двигается осторожно, потом переходит на бег и вновь сталкивается с пассажиром или с закрывающейся дверью. Внутренний сценарий: «Успею ли? Успею, только надо побыстрее. Надо же, откуда он (человек) взялся? Надо быть внимательнее. Ой, не успеваю. Успею! Не успел!..».

Вариант импульсивной психической деятельности можно проиллюстрировать следующим образом: пассажир мгновенно бросается к закрывающимся дверям вагона, больно ударяясь о другого пассажира или о закрытые двери. Внутреннего сценария не существует, есть лишь импульсивное движение тела в направлении еще не закрывшихся полностью дверей.

Подведем итог сказанному.

В поведении и деятельности человека выявляются следующие психофизические закономерности:

- проявленная деятельность, поддерживаемая и управляемая ядром психической системы, имеет свойство изменяться в физическом пространстве регистрируемого времени;

- качество функционирования антропных систем определяется соотношением внутреннего (психического) процесса и внешнего (физического) процесса;

- по качеству функционирования психики выделяются пять видов психической деятельности (интуитивная подсознательная, рассудочная, эмоциональная, рефлекторная, интуитивная сверхсознательная) и соответствующие им пять видов проявленной деятельности (субъективная спонтанная, с запаздыванием относительно реального времени, с опережением реального времени, импульсивная, истинно спонтанная);

- вид психической деятельности определяется режимом функционирования ядра психической (антропной) системы.

Законы психической деятельности можно сформулировать следующим образом:

- активизация режимов функционирования ядра психической системы происходит под действием возмущений (как внутренних, так и внешних) как по «воле» самого субъекта, так и независимо от него;

- смена видов психической деятельности в каждом конкретном случае определяется формой, содержанием, интенсивностью, последовательностью и соотношением возмущающих факторов, а также интенсивностью информационных потоков, протекающих в ядре психической системы;

- каждому виду психической деятельности соответствуют конкретные закономерности формирования образа восприятия, а, следовательно, и образа действия;

- при переходе от спонтанной деятельности к десинхронизированным видам психической деятельности (эмоциональной и рассудочной) имеет место их «маятникообразное» чередование;

- возврат к спонтанной (оптимальной) проявленной деятельности непосредственно из эмоциональной психической деятельности - невозможен;

- возврат к спонтанной проявленной деятельности возможен только из режима рассудочной психической деятельности;

- возврат к спонтанной проявленной деятельности из режима эмоциональной психической деятельности возможен только через фазу импульсивной деятельности, вслед за которой закономерно следует этап рассудочной психической деятельности с последующим переходом к спонтанности;

- импульсивная проявленная деятельность (как вневременной феномен) способна проявиться при любом виде психической деятельности, исключая интуитивную сверхсознательную (см. ниже).

Все наше существование в период бодрствования есть не что иное, как функционирование нашей психики в указанных режимах. В тот или иной отрезок или момент времени, в зависимости от реальной факторной ситуации реализуется конкретный вид психической деятельности.

При реализации рассмотренных выше видов психической деятельности (интуитивной подсознательной, рассудочной, эмоциональной и рефлекторной) всегда задействован механизм памяти (механизм сравнения) как посредник между реальностью и ее психическим отражением в сознании индивида. Любой процесс восприятия с участием памяти неизбежно влечет за собой временной сдвиг (десинхронизацию) между реальностью и ее отражением, что неизбежно (с чисто физических позиций) лишает нас возможности прямого контакта с реальностью. В силу этого мы всегда воспринимаем реальность неполно, с ограничениями и искажениями - фактически иллюзорно.

В связи с этим возникает вопрос, - существует ли принципиально иной способ контакта человеческого сознания с реальностью? Если существует, то каким образом он может быть реализован? Для этого рассмотрим эту проблему в эволюционном аспекте.

Виды психической деятельности и законы их формирования проявляются Природой в ходе эволюции для обеспечения устойчивого существования ее иерархических структур (планов сознания).

Первые живые одноклеточные существа, проявившиеся на нашей планете много миллионов лет тому назад, вынуждены были существовать в крайне агрессивной внешней среде. Поначалу в основу острой конкурентной борьбы за выживание и территорию обитания, в основу защиты от неблагоприятных природных факторов и т.п. была положена, в буквальном смысле, спасительная импульсивность поведения. Мгновенная реакция на все происходящее позволяла наиболее продвинутым клеточным особям сохранить жизнь и передать наработанный опыт существования в агрессивной среде обитания потомству.

Однако частое функционирование психики в импульсивном режиме приводит к быстрому истощению энергоресурсов организма, а потому, по мере накопления опыта, простейшие одноклеточные и многоклеточные живые организмы наработали в памяти адекватные, энергетически экономные ответы на стандартные внешние раздражители. У живых организмов постепенно формировалась интуитивная подсознательная психическая деятельность. Импульсивная деятельность проявлялась лишь в тех случаях, когда возникшая ситуация действительно требовала немедленных нестандартных действий.

Появление на Земле высокоорганизованных животных положило начало активному проявлению витального плана сознания, для которого в целом характерна высокая жизненная активность. Эта активность в полной мере обеспечивается эмоциональной психической деятельностью. Таким образом, в психическом арсенале животных имелось уже три вида деятельности (помимо эмоциональной - интуитивная, подсознательная и импульсивная). Со временем животные, нарабатывая сложные инстинкты и рефлексы поведения, переходили преимущественно на интуитивный подсознательный режим функционирования психики, что в эволюционном плане не имело уже никакой перспективы. Все, что отработано до автоматизмов, не подлежит дальнейшему развитию и становится неинтересным и абсолютно бесперспективным в эволюционном плане.

У высших животных, появившихся на Земле, уже имелись зачатки рассудочной деятельности. Так началось проявление ментального плана сознания, но расцвет ментальности на планете наступил с появлением человека.

Рассудочная психическая деятельность дополнила арсенал психических средств, которыми к тому времени располагали высшие живые существа на планете. Человек стал ментализировать все и вся. Это привело к тому, что в сознании стали быстро нарабатываться ментальные (рассудочные) стереотипы восприятия и действия. В настоящее время человек настолько ментализировался, что превратился в биологического робота, при этом, совершенно не осознавая механистичности своего поведения.

Смешение ментальных и витальных стереотипов поведения, смешение десинхронизированных видов психической деятельности приводит к тому, что человек не в состоянии адекватно (интегрально и в реальном времени) воспринимать окружающий мир и, соответственно, адекватно реагировать на изменение текущей факторной ситуации. Таким образом, человеческое несовершенство (а против этого трудно возражать!) есть закономерно проявившийся результат предшествующего эволюционного пути. Человек не может считаться «венцом эволюции», как утверждают ортодоксальные дарвинисты. Он является всего лишь переходным существом (так определил его Шри Ауробиндо) от думающего животного к сверхсознательному творению. Человечество должно стать полем проявления на Земле интуитивной сверхсознательной психической деятельности. В настоящее время у отдельных представителей человечества начинает формироваться механизм проявления принципиально нового режима функционирования психики.

Интуитивная сверхсознательная психическая деятельность характеризуется мгновенной и абсолютно адекватной реакцией психической системы человека на любое изменение текущей факторной ситуации.

Реализация данного вида психической деятельности происходит на тонком вибрационном (полевом) уровне. Текущая факторная ситуация отображается в виде интегрального информационного (вибрационного) потока, который, минуя рецепторы физиологических органов чувств непосредственно взаимодействует с воспринимающими структурами ядра психической системы, которые трансформируют воспринятый информационный поток в образ действия без обращения к памяти.

Проявленная деятельность при этом носит истинно спонтанный характер (спонтанное мышление, спонтанные двигательные действия, спонтанная речь, спонтанные эмоции). Это означает строгую синхронизацию во времени реальной факторной ситуации, образа ее восприятия индивидом и проявленной деятельности индивида.

Истинная спонтанность - это выработка такого уровня регуляции психической деятельности, при котором «квант» (масштаб) субъективного (психического) времени строго совпадает со значимым «квантом» (масштабом) реальной факторной ситуации. Это означает, что активное сознание функционирует в реальном (абсолютном) времени, то есть «здесь и сейчас».

Человек, психика которого функционирует в реальном времени, по сути сам формирует благоприятную для себя ситуацию и фактически не зависит от случайностей и внешних обстоятельств, что имеет место при десинхронизированных видах психической деятельности.

В качестве иллюстрации к сказанному приведу пример из практики расследования авиационных происшествий, который до сих пор вызывает у меня чувство нереальности случившегося, но факт остается фактом.

Командир авиалайнера Ту-154 готовился к своему первому самостоятельному вылету в качестве командира корабля. Рейс был челночный: полет от базового аэропорта к пункту назначения и тут же обратно. Дома на земле тоже готовились к вечернему банкету по поводу успешного введения в строй новоиспеченного командира. Все, казалось, благоприятствовало успеху, но только казалось...

В этот злополучный рейс в состав экипажа был включен проверяющий бортинженер, в задачу которого входила проверка качества работы штатного бортинженера. Как оказалось, эта проверка закончилась плачевно...

Самолет, вылетев из пункта базирования, занял нужный эшелон и летел над тверскими лесами на десятикилометровой высоте со ста тридцатью тремя пассажирами на борту. До момента времени Х полет проходил нормально. А дальше происходит то, во что трудно поверить даже людям, искушенным в практике расследования авиационных происшествий. Разом смолкают все три двигателя. Наступила трагическая тишина...

Представьте себе, что вы летите на борту самолета на приличной высоте, и вдруг размеренный гул работы двигателей сменяется гробовой тишиной. Состояние не из приятных. Однако паники в салоне удалось избежать, благодаря усилиям бортпроводников, сумевших убедить пассажиров, что ничего страшного не происходит, и совсем скоро двигатели вновь заработают.

Экипаж в это время не впал в панику, благодаря четким действиям командира воздушного судна. Тот, понимая, что ситуация крайне сложная, мгновенно отключает автопилот и переходит на ручное управление. Что прежде всего необходимо для того, чтобы самолет не сорвался в «штопор»? Сохранить скорость. А как ее сохранить, если все двигатели стоят? Остается один выход: бросить самолет, весящий около ста тонн, камнем вниз и на «горке» набрать скорость, необходимую для безопасного планирования, но не превышающую критическую, при которой самолет может попросту развалиться в воздухе из-за действия нерасчетных перегрузок. При достижении максимальной критической скорости самолет нужно перевести в горизонтальное планирование и до момента, когда скорость становится критически малой, на которой самолет сваливается вниз, строго выдерживать горизонтальное планирование.

Лишь выполняя подобные маневры, требующие ювелирной точности пилотирования и колоссальной психологической устойчивости от командира воздушного судна, можно выиграть время, необходимое для запуска двигателей в воздухе. Именно этим экипаж и начал заниматься, однако все многочисленные попытки запустить хоть один из двигателей не увенчались успехом. С каждым новым маневром самолет кругами все ближе и ближе подходил к земле...

Командир, понимая, что ситуация становится катастрофической, делал все, чтобы как можно дольше продержать самолет в воздухе, и не только продержать, но и подобрать среди дремучих лесов сносную площадку для выполнения аварийной посадки стотонной махины на землю. С потерей высоты обзор земли все сокращался...

Наконец площадка была подобрана. Это было недавно убранное рыхлое картофельное поле. Командир дал команду бортинженеру на выпуск шасси и, в последний раз снижаясь, буквально притер машину к поверхности земли.

Самолет бежал по рыхлой земле целехонький, подпрыгивая на кочках, и быстро тормозился, но незадолго до остановки задел правым крылом стоявший в поле телеграфный столб. Из поврежденного крыла, в котором находились топливные баки, хлынул керосин, и начался пожар.

Энергичными и самоотверженными действиями экипаж эвакуировал из горящего самолета практически всех пассажиров, которые получили при аварийной посадке легкие телесные повреждения. Четырех человек, получивших более тяжелые травмы, спасти из зоны пожара не удалось...

К тому времени я успел повидать многое, и мне было с чем сравнивать, но этот случай долгое время был для меня загадкой. Командир самолета в течение шестнадцати минут (а именно такое время находился в воздухе стотонный самолет с неработающими двигателями) действовал в поразительном режиме функционирования психики, не допустив в крайне экстремальной ситуации ни единой ошибки, - все его действия были выверены до абсолюта.

Теперь-то мне очевидно, что пилот в незнакомой ему критической ситуации действовал в режиме интуитивной сверхсознательной психической деятельности, не допуская перехода в десинхроноз. Это был пилот от Бога. Ему бы летать и летать, но судьба распорядилась иначе...

Расследование выявило причину происшествия: бортинженер-инструктор и штатный бортинженер потеряли в полете контроль за подачей топлива в расходный бак. Экипаж - команда неделимая, а командир отвечает за все. В суде вина экипажа была доказана. Все были приговорены к разным срокам заключения. Летная карьера пилота от Бога закончилась...

Можно привести много примеров, когда у людей, попавших в экстремальные ситуации, психика начинала функционировать в сверхсознательном режиме, и ситуация «чудесным» образом благополучно разрешалась.

Проходит испытательный полет нового высокоманевренного военного самолета - в кабине один их лучших российских летчиков-испытателей. В какой-то момент самолет попадает в такой режим полета, что на пилота начинают действовать запредельные перегрузки в направлении «голова-таз», вызывающие резкий отток крови от головного мозга, при этом пилот неминуемо теряет сознание. По записи «черных ящиков» пилот действительно какое-то время не управлял самолетом и не выходил на связь с землею. Однако в дальнейшем, когда по всем объективным показателям состояние пилота могло только ухудшиться, он вдруг начинает действовать, и как действовать, - с ювелирной точностью выводит самолет из критического положения. Затем ситуация вновь повторяется, и опять пилот в «бессознательном» состоянии выводит самолет на нормальный режим полета. Записи бортового самописца бесстрастно зафиксировали этот факт. Полет закончился нормально, однако летчик, которому потом показали расшифрованные записи полета, никак не мог объяснить свои действия, да и вообще не помнил, что в полете произошло что-то серьезное.

На Всемирном авиационном салоне в Париже известный российский летчик-испытатель демонстрировал пилотажные возможности нового боевого самолета. На предельно малой высоте возникла ситуация неминуемого столкновения самолета с землей, и буквально за секунду до столкновения пилот катапультировался. С момента отделения катапультного кресла от самолета субъективное психологическое время замедлило свое течение, и пилот со стороны последовательно описывает этапы разрушения своей машины: «Вначале носовая часть самолета касается земли и медленно собирается в гармошку, затем она полностью разрушается, появляется пламя от взрыва, и части разрушенного самолета плавно поднимаются в воздух». Вся описанная летчиком ситуация в реальном времени продолжалась доли секунды. Пилот же, психика которого функционировала в режиме сверхсознательной спонтанности, воспринимал ситуацию, как в ускоренной (рапидной) киносъемке при нормальной скорости воспроизведения.

В моей жизни неоднократно возникали ситуации, в которых разительно менялось субъективное течение времени. Например, потянувшись за чашкой, стоявшей на верхней полке шкафа, я неловким движением руки сбиваю ее с полки. С этого мгновенья я вижу замедленное падение чашки, и этой же рукой, которая ее сбила, ловлю чашку на полпути к полу, и не просто ловлю, а успеваю даже вставить большой палец руки в дужку, причем в момент этой операции чашка как бы остановилась и зависла в воздухе.

В настоящее время периодической способностью к сверхсознательной психической деятельности в обычной жизни обладают редкие индивиды. При этом человека посещают вибрационные озарения Свыше. В такие мгновенья или периоды он делает фундаментальные открытия, получает новые знания, видит новые музыкальные и художественные образы и т.п.

Наступила эра сознательной эволюции. На сегодняшнем отрезке времени Всеобщая Природа сделала все, что могла - в процессе стадной (бессознательной) эволюции выделила человека из животного мира и предоставила ему возможность эволю



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: