Пояснительная записка
Игра – естественный спутник жизни ребенка, обладающий большой воспитательной силой, является источником положительных эмоций для каждого человека. Играть любят все дети от дошкольника, младшего школьника до старшеклассника.
Игра – это очень важный элемент в развитии психики ребёнка. С помощью игры можно научить ребёнка правилам и нормам, вовремя скорректировать его поведение, привить жизненно важные ценности, воспитать полноценного члена общества.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Играя, познаем мир» - социально-педагогическая.
Программа разработана на основе дополнительной образовательной программы объединения «Игротека», автор – составитель Баннова О.Ю., МБОУ ДО «Центр детского творчества» с. Чехов, Самарская область, 2002 год.
Актуальность программы.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности - всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности. В летний период приоритет отдается игре.
|
Цель программы: создание условий для развивающего отдыха через игровую деятельность.
. Задачи:
1. Сохранить и укрепить здоровье детей.
2. Развивать интеллектуальную сферу, творческий потенциал дошкольников.
3. Создать условия для самореализации и саморазвития ребенка.
4. Воспитывать чувство ответственности и умения работать в команде.
Для выполнения этой цели и задач программа предусматривает использование подвижных, народных, интеллектуально-развлекательных, экологических, сюжетно-ролевых игр.
Условия реализации программы.
Программа «Играя, познаем мир», рассчитана на 18 часов, предназначена для детей в возрасте от 6 до 7 лет.
Форма обучения – очная. В группу принимаются дети дошкольного возраста, не занятые во время летних каникул до 20 человек.
Реализация программы «Играя, познаем мир» предусматривает проведение занятий 4 раза в неделю по часу (полчаса).
Формы проведения занятий:
- викторина;
-игра-путешествие;
- игра-заочная экскурсия;
- игра-соревнование;
- игра-конкурс;
- игра-наблюдение;
- игра по станциям.
Формы работы с детьми: групповая, подгрупповая.
Планируемые результаты обучения по программе
Личностные
-способен к самооценке на основе критерия успешной деятельности;
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательной деятельности, конструировании, театральной деятельности;
|
-обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
-обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах игровой деятельности;
-владеет разными формами и видами игры;
-проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам;
-активно включается в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-ребенок осваивает правила здорового образ жизни.
Метапредметные
- имеет представление об истории возникновения игр и игровых атрибутов;
– знает названия и правила игр, считалки, роль ведущего или водящего, отведенную в игре;
– умеет самостоятельно выбрать необходимый реквизит, атрибуты для проведения
игры;
– умеет самостоятельно изготовить простейшие атрибуты для разученных игр;
– умеет объяснить правила и ход игры, самостоятельно провести, организовать
каждую из разученных игр;
– умеет самостоятельно выбрать игру, подходящую для определенных условий,
ситуации и интересов.
-умеет планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
-может распределят функции и роли в совместной игровой деятельности;
-планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
-организовывает и проводит со сверстниками подвижные игры;
-взаимодействует со сверстниками по правилам проведения различных видов игр и соревнований;
-применяет жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
|
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Предметные
иметь представления:
В результате обучений дети должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
знать:
-общепринятые нормы и правила поведения в обществе в соответствии с ситуацией;
-правила игр, используемых на занятии;
-основные представления о здоровом образе жизни;
-основы экологической культуры;
-разнообразие профессий и качества личности, представителей изучаемых профессий (пожарный, учитель, повар, полицейский, лесник, врач);
-основы истории развития игр в России;
-свои права и обязанности;
-правила игр, используемых на занятии;
-негативные факторы, влияющие на здоровье;
-составляющие части окружающей природы.
уметь:
-правильно вести себя в обществе;
-применять имеющиеся знания для решения творческих заданий (головоломок, ребусов и т.д.) и игровой деятельности;
-применять знания о личной гигиене, заботиться о своём здоровье;
-видеть прекрасное в природе и бережно относиться ко всему живому;
-соотносить профессию с требованиями к ней;
-отстаивать свои права и выполнять обязанности;
-самостоятельно провести игру;
-применять полученные знания по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности для сохранения и улучшения своего здоровья;
-вносить посильный вклад в сохранение окружающей среды;
-определить сферу своих интересов в направлении профессиональной деятельности.
Календарно – тематический план
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1.Вводное занятие. Что такое игра? 1 час | ||
2.Подвижные игры 8часов | ||
- спортивные игры «Здоровым быть_ это здорово». | ||
-игры народов мира «Народов дружная семья». | ||
-русские народные игры и забавы «Я люблю тебя, Россия». | ||
3.Дидактические игры 8 часов | ||
Викторины, тематические занятия | ||
Игра по станциям «Мастерство тому дается, кто весь делу отдается». | ||
Конкурсная игровая программа «Вкусные истории». | ||
Игры и конкурсы: «Исключи лишнее», «Любимое блюдо», «Загадки». | ||
Итоговое занятие Конкурс рисунков «Моя любимая игра». Выставка рисунков «В мире игр». 1час | ||
Всего 18 часов |
Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Что такое игра? (1час)
Урок1. Знакомство. Правила техники безопасности на занятиях. Как мы можем развиваться с помощью игры
Игры на знакомство, запоминание имени, изучение друг друга. Подвижная игра на сплоченность, формирование группы.. Викторина «Обо всем на свете», выполнение заданий на скорость мышления.