Средства обучения. Учебники, УМК по русскому языку




Средства обучения:

-Учебники (учебные пособия);

-Сборники упражнений;

- Рабочие тетради;

-Словари и справочники;

- Наглядные пособия, раздаточный материал (карточки);

- ТСО (в т.ч. ППС, компьютер).

Основное (ведущее) средство обучения - учебник. (Проблемный вопрос: А возможно ли обучение без учебника?)

1а. Школьный учебник - это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для достижения учебных целей. Основными функциями учебника являются: информационная, трансформационная, систематизирующая, воспитательная (можно и о развивающем, социализирующем).

В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей жизни (воспитательная функция).

Учебник и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их изучения. Но в учебнике в отличие от программы дается трактовка языковых явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются упражнения на закрепление знаний, формирование языковых, правописных и речевых умений. Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание языковых понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных упражнений, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них мировоззрения, воспитанию нравственных качеств.

Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические сведения о языке в виде текстов, внетекстовые компоненты, примеры; аппарат организации работы (вопросы, задания); образцы и алгоритмы, упражнения, иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, заголовки и т.п.). Большинство учебников снабжено справочными материалами, словарями.

Тексты о языке составляют основное содержание учебников по русскому языку. Они делятся на основные и дополнительные. В основных текстах описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т.п. В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т.п. Аппарат организации работы включает прежде всего те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями языка, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков. Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические обозначения и т.п.) способствует более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте. Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т.п.

Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя это источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

1б. Основные этапы в истории создания программ и учебников.

Стабильные учебники по русскому языку начали создаваться после Постановления ЦК ВКП (б) от 13 февраля 1933 г. "Об учебниках для начальной и средней школы". До этого времени согласно теории "отмирания учебника" в школьной практике широко применялись пособия, не содержащие систематического изложения теоретических сведений. Это так называемые подвижные, "рассыпные" учебники, составлявшиеся из отдельных заданий, "тетрадей", брошюр, выпусков и т.п. Само слово "учебник" было в то время заменено названием "рабочая книга".

После указанного постановления начиная с 1933 г. были созданы следующие стабильные учебники:

• Шапиро А.Б. Грамматика. - Ч. I и II. Учебник выдержал 11 изданий и выходил с 1933 по 1936 г.

• Бархударов С.Г., Досычева Е.И. Грамматика русского языка. - Ч. I и П. С 1944 г. учебник выходил под ред.акад. Л.В.Щербы (без указания авторов). Книга выдержала 14 изданий и издавалась с 1938 по 1952г.

• Бархударов С.Г., Крючков С.Е. Учебник русского языка. - Ч. I и II.

Учебник издавался с 1954 г. и действовал: I часть - до 1969 г., II часть-до 1970г.

Начиная с 1970/71 уч. г. школьный курс русского языка представлен в следующих учебниках для V-IX классов:

• Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И. Русский язык. 5 класс / Науч. редактор Н.М.Шанский. (а также 6 и 7)

• Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. 8, 9 классы.

В настоящее время наряду с названными в общеобразовательной школе используется несколько учебных комплексов, рекомендованных Министерством образования РФ.

1. Разумовская М.М., Львова С.И., Богданова Г.А., Капинос В.И. и др. Русский язык. С 5 по 8 класс / Под ред. М.М. Разумовской, П.А.Леканта.

2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория. 5-9 классы.

Русский язык: Практика. 5 класс: Сборник задач и упражнений / Сост. А.Ю.Купалова; Науч. редактор В.В. Бабайцева.

Русский язык: Практика. 6-7 классы: Сборник задач и упражнений / Сост. Г.К.Лидман-Орлова, С.Н.Пименова; Науч. редактор В.В.Бабайцева.

Русский язык: Практика. 8-9 классы: Сборник задач и упражнений / Сост. Ю.С.Пичугов; Науч. редактор. В. В. Бабайцева.

Никитина Е.И. Русская речь. 5-7 классы; 8-9 классы / Науч. редактор В.В. Бабайцева.

3. Бунеев, Р.Н. Бунеева Е.В. Русский язык: учебник для 5 кл. основ­ной школы

4. 15. Львова, С.И. Львов В.В. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 3 ч. – М.: Мнемозина, 2010.

5. Панов, М.В. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / М.В.Панов, С.М.Кузьмина, И.С. Ильинская, Н.Е. Ильина, Т.А. Рочко; под ред. М.В.Панова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.

6. Шмелёв, А.Д. Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / А.Д. Шмелёв, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я. Шмелёва; под ред. А.Д. Шмелёва. ̶ М.: Вентана-Граф, 2012. – 304 с.

В старших классах (X-XI) для обобщения и повторения учебного материала рекомендуются учебники:

• Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы.

• Греков В.Ф., Чешко Л.А. Пособие по русскому языку в старших классах.

• Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: учебник-практикум для старших классов

• Д.Э.Розенталь; Т.А.Букринская и др.

(введите современные УМК и учебники РЯ)

1в. Изучение курса русского языка (5-9 кл.) по стабильным учебникам.

Учебник Баранова М.Т. и Ладыженской Т.А., (под ред. Н.М. Шанского). Ориентирован на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 80% школ. Развивающий характер комплекса. Обилие упражнений комплексного характера. Свободное владение родным русским языком - стратегическая цель курса, достижение которой определяется успешным решением задач, связанных с реализацией специальных целей (формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся, а также общепредметных задач: воспитание учащихся, развитие их логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и др.).

Учебный комплекс под редакцией Бабайцевой В.В. Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 10% школ. Цель курса - изучение русского языка и обучение связной речи. Основные задачи: изучение основ науки о языке, развитие речи учащихся, формирование орфографических и пунктуационных навыков. Внесены некоторые изменения в понятийно-терминологическую систему, что обусловлено усилением практической направленности обучения русского языка.

Учебный комплекс под редакцией Разумовской М.М. Ориентирована на массовую общеобразовательную школу, требует в 5 кл. 7 ч/нед, в 6 кл. - 6 ч/нед, в 7 кл. - 4 ч/нед, в 8 кл. - 3 ч/нед, в 9 кл. - 2 ч/нед. Используется примерно в 3% школ. В основе программы и учебного комплекса - концентрический принцип подачи материала. Призвана обеспечить речевое развитие учащихся, овладение ими речевой деятельностью. Усилена речевая направленность на основе расширения понятийной базы обучения связной речи, а также на основе усиления функционально-семантического аспекта в изучении фактов и явлений языка. Структура курса: 5 кл. - переходный от начального этапа обучения к основному; 6-7 кл имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; в 8-9 кл. предусмотрено освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Программа по русскому языку для средней школы - под ред. Панова М.В. Предназначена для школ и классов с углубленным изучением русского языка, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. Используется примерно в 3% школ. Изучение русского языка строится на основе системного подхода.

Характеристика еще одного комплекса!!

Создаются и используются в школьной практике учебные пособия, предназначенные для углубленного изучения русского языка и самообразования, например: В.В. Бабайцева Русский язык: Теория. 5-11 классы. Для учебных заведений с углубленным изучением русского языка.

2. Другие средства обучения.

Получили распространение и другие средства: рабочие тетради; тетради с печатной основой.

Сейчас – дополняющие учебники пособия «Готовимся к экзаменам», КИМы.

Широко используются словари и справочники (справочные материалы):

а) дополняющие учебники (включенные в учебник); б) учебные словари: орфографические, орфоэпические, толковый, синонимов, антонимов, словообразовательный и др. (перечислить школьные словари – есть в некоторых программах)

Наглядные пособия.

Наглядность – один из главных принципов обучения: «Дитя мыслит красками, образами…» (К.Д. Ушинский).

Широко и узко понимаемая наглядность. Широко понимаемая наглядность - это + аудиосредства (магнитофон, музык. центр), таблицы, условные обозначения в учебниках, таблицы, карточки.

Таблицы (лингвистические, языковые, словарные), плакаты, опорные конспекты (ОК), репродукции картин для уроков и заданий по развитию речи; развивающий раздаточный материал, цветные карточки, фотоматериалы, распечатки.

Самостоятельно разработанный раздаточный и дидактический материал (карточки, перфокарты, тексты).

Программированные учебники и программированные учебные средства предварили появление информационных и телекоммуникационных средств.

Особое значение приобретает использование информационных и телекоммуникационных технологий и современных ТСО (в т.ч. ППС, компьютера). Это мультимедийные обучающие программы, интерактивные школьные доски, электронные учебники (один из первых электронных учебников был создан в 2005 г. коллективом авторов под. ред. Г.И. Пашковой), электронные тренинговые и контролирующие программы, учебно-игровые компьютерные программы, электронные библиотеки и базы данных (Укажите, назовите, дайте краткие характеристики).

 

Задания по лекции №2:

1. Составить список литературы.

2. Дополнить перечни и списки понятий, ввести краткие характеристики комплексов и средств обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: