Урок № 81-82.
Рабочий лист.
Предмет | Математика |
Группа | № 6 2 курс |
Тема урока | Исследование функции с помощью производной. |
ФИО преподавателя | Тимиршина Алия Мунзиловна |
Где находится задание: | |
Учебник | Математика: учебник для учреждений нач.и сред. проф.образования/ М.И. Башмаков, Математика: задачник для учреждений нач.и сред. проф.образования/ М.И. Башмаков Алгебра и начала анализа: А.Н. Колмогоров |
Ссылка | 1. https://may.alleng.org/d/math-stud/math-st876.htm 2. https://www.belgtis.ru/images/obuch/pm/MatematikaZadachnikBashmakov.pdf 3. https://lib.maupfib.kg/wp-content/uploads/2015/12/Algebra_i_nachala_mat_analiz.pdf |
Сроки выполнения задания | 15.05.2021 до 17:00 часов |
Как выполнять задание | Написать конспект, выполнить самостоятельную работу. |
Домашняя работа | Задачник М.И. Башмакова стр.241 № 9.44 (5,6) |
Обратная связь | Выполненные работы отправить личным сообщением ВК, при просмотре работы ставим лайки, чтобы знать кто присутствовал на уроке. |
Как узнать отметку о выполненном задании | Оценки будут выставлены в личный журнал преподавателя и отправлены в беседу ВК. |
Тема урока: Исследование функции с помощью производной.
Для чего нужно это исследование, спросите вы, если есть множество сервисов, которые построят график онлайн для самых замудренных функций? Для того, чтобы узнать свойства и особенности данной функции: как ведет себя на бесконечности, насколько быстро меняет знак, как плавно или резко возрастает или убывает, куда направлены "горбы" выпуклости, где не определены значения и т.п.
А уже на основании этих "особенностей" и строится макет графика - картинка, которая на самом-то деле вторична (хотя в учебных целях важна и подтверждает правильность вашего решения).
Начнем, конечно же, с плана. Исследование функции - объемная задача (пожалуй, самая объемная из традиционного курса высшей математики, обычно от 2 до 4 страниц с учетом чертежа), поэтому, чтобы не забыть, что в каком порядке делать, следуем пунктам, описанным ниже.
Алгоритм
1. Найти область определения. Выделить особые точки (точки разрыва).
2. Проверить наличие вертикальных асимптот в точках разрыва и на границах области определения.
3. Найти точки пересечения с осями координат.
4. Установить, является ли функция чётной или нечётной.
5. Определить, является ли функция периодической или нет (только для тригонометрических функций).
6. Найти точки экстремума и интервалы монотонности.
7. Найти точки перегиба и интервалы выпуклости-вогнутости.
8. Найти наклонные асимптоты. Исследовать поведение на бесконечности.
9. Выбрать дополнительные точки и вычислить их координаты.
10. Построить график и асимптоты.
Достаточное условие возрастания функции
Если в каждой точке интервала (a, b) f'(x)>0, то функция f(x) возрастает на этом интервале.
Достаточное условие убывания функции.
Если в каждой точке интервала (a, b) f'(x)<0, то функция f(x) убывает на этом интервале.
Определение:
x0 называется критической точкой функции f(x), если
1) x0 – внутренняя точка области определения f(x);
2) f'(x0)=0 или f'(x0) не существует.
Необходимое условие экстремума:
Если x0– точка экстремума функции f(x), то эта точка является критической точкой данной функции.
Достаточное условие экстремума:
Если при переходе через точку x0 производная функции меняет знак, то x0 – точка экстремума функции f(x).
Примеры экстремумов:
Пример 1.
Исследовать функцию средствами дифференциального исчисления и построить ее график
1.Область определения:
Функция существует при любом значении х.
2.Ни четная, ни нечетная.
3.Нули функции:
Имеем три точки пересечения с осью Ох.
4. Промежутки знакопостоянства:
5. Промежутки возрастания функции:
Получили промежутки возрастания функции:
Промежутки убывания:
6. Выпуклость, вогнутость.
Нашли точку перегиба.
7.Наклонные асимптоты:
Наклонных асимптот нет.
Пример 2. Исследовать функцию у = и построить ее график.
Решение. 1) Функция у = определена всюду, кроме точки x=1. Отсюда область определения её: (–¥,1) È(1,+¥).
2) x=1 – точка разрыва функции.
Исследуем поведение функции в граничных точках области определения:
f (x) =
= +¥,
f (x) =
= +¥, так как при х®1 знаменатель дроби является положительной бесконечно малой.
=
=
=+¥;
=
=
=–¥.
3) Найдем точки пересечения графика функции с осями координат. При х = 0 получаем у = 0, т.е. график функции пересекает координатные оси в точке O(0,0).
4) Прямая х = 1 является вертикальной асимптотой графика функции.
Найдем наклонные асимптоты:
k=
=
=
=
= 1, т.е. k =1;
b = (f (x)– kx) =
=
= =
=
=
= =
=
=2,
т.е. b=2. Имеем уравнение правой наклонной асимптоты y = x +2.
Легко убедиться, что при x ®–¥ k и b имеют те же значения, т.е. уравнение левой наклонной асимптоты такое же y = x +2.
5) Найдем производную функции: y' = =
= =
=
.
Приравнивая y' к нулю, получим x 3–3 x 2=0, откуда имеем критические точки x 1=0, x 2=3. Для исследования знака производной в интервале (–¥;0), (0;3) и (3; +¥) на числовой оси отметим точки x =0, x =3 и х =1.
Определим знаки y' =
в указанных интервалах.
Таким образом, в интервале (–¥;1) функция возрастает, в интервале (1,3) – убывает, в интервале (3,+ ¥) она возрастает. В точке x =3 функция имеет минимум: f (3) = =
= 6,75.
6) Найдем вторую производную:
y''= =
= =
=
= =
, y''=0 при x =0. Так как знаменатель дроби (x –1)4>0 всегда (кроме x =1), то знак второй производной зависит лишь от числителя. При x <0 y''<0, при x >0 y''>0.
Точка x =0 является точкой перегиба. При x <0 кривая направлена выпуклостью вверх, так как y''<0, а при x >0 – выпуклостью вниз. В точке перегиба f (x) имеет значение f (0)=0.
Результаты наших исследований объединим в таблицу.
x | (–¥,0) | (0,1) | (1,3) | (3,+¥) | |||
y' | + | + | – | + | |||
y'' | – | + | + | + | |||
y | Ç | точка перегиба | È | не суще– ствует | È | min | È |
Строим график функции, предварительно построив асимптоты и отметив точки минимума, перегиба и пересечения графика с осями координат.
Задания для самостоятельного решения:
1. Провести полное исследование функции и построить её график
2. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график
3. Исследуйте функцию с помощью производной и постройте ее график
Домашнее задание: Задачник М.И. Башмакова стр.241 № 9.44 (5,6)