Текст 5 Тема: Человек как результат биологической и социокультурной эволюции




Тема 1: Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Часть 1

ИНДИВИД

1. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

1) индивида

2) индивидуальность

3) организм

4) личность

 

2. Человек представляет собой единство биологической и социальной составляющих. Что из перечисленного относится к биологической составляющей?

1) наличие органовчувств

2) свобода выборацелей

3) мировоззренческаякартина

4) преобразовательнаядеятельность

 

3. Какой признак отражает качества человека как личности?

1) принадлежность к человеческомуроду

2) генетическинаследуемыекачества

3) проявлениячувств иэмоций

4) ориентациянаопределённыеценности

4. Индивидуальность – это

1) специфические черты, присущие человеку как биологическомуорганизму

2) темперамент человека, егохарактер

3) неповторимое своеобразие как природного, так и общественного вчеловеке

4) совокупностьчеловеческихпотребностей испособностей

 

5. Какой термин используется для того, чтобы обозначить неповторимое своеобразие, специфические черты, присущие конкретному человеку?

1) индивид

2) деятель

3) творец

4) индивидуальность

6. Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите циф р ы, подкоторымиониуказаны.

1) инстинктивныереакциинавоздействиесреды

2) поисксмыслажизни

3) генетически обусловленные модели поведения в некоторыхситуациях

4) осознаннаяпостановкацели

5) стремление понять закономерности развития природы иобщества

6) использованиепредметов, данныхприродой

7. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Признаки, отражающие специфику социальной природы человека». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите циф р ы, под которыми указаны эти признаки.

1) способность кцелеполаганию

2) стремление понять окружающиймир

3) использованиепредметов, данныхприродой

4) приспособление к условиямокружающейсреды

5) общение с помощьюсловеснойречи

6) забота опотомстве

 

8. Выберите верные суждения о человеке и запишите циф р ы, под которыми они указаны.

1) Индивид становится личностью в процессесоциализации.

2) К естественным (биологическим) потребностям человека традиционноотносят потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, общественномпризнании.

3) Свобода человека включает в себя возможность выбора междудобром излом.

4) Духовные потребности всегда связаны с потребностьючеловека в самосохранении как биологическоговида.

5) Понятие«индивид»используетсядляобозначенияотдельновзятогопредставителя всего человеческогорода.

9. Одарённый мальчик, родившийся в рабочей семье, стал известным учёным благодаря не только своим математическим способностям, но и целеустремлённости, силе воли, стремлению к знаниям. В этом в первую очередь проявились его качества как

1) личности

2) индивида

3) гражданина

4) общественногодеятеля

 

10. Игорь учится в 8 классе, он увлекается физикой и математикой, помогает родителям в воспитании младшего брата. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. ЭтикачествахарактеризуютИгоря, преждевсего, как

1) гражданина

2) личность

3) индивида

4) ученика

 

11. Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Мотив это то, чтопобуждаетк(А), ради удовлетворениячегоона осуществляется. Эта форма связи живых организмов с внешним миром необходимадля существования(Б), социальной группы, общества вцелом.

(В) обусловлены биологической природой человека. Это потребностилюдейво всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. Потребности, связанные с принадлежностьючеловека

к обществу, участием человека в трудовойдеятельности,в(Г)

с другимилюдьми,называют(Д). Потребности впознаниичеловеком окружающего мира и своего места в нём, познании смысла своего существования относятк

(Е)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово

(словосочетание) может быть использовано только о д ин раз.

 

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Списоктерминов:

1) естественныепотребности

2) подлинные (разумные)потребности

3) индивидуальность

4) идеальные (духовные) потребности

4) общение

5) деятельность

6) природа

7) социальныепотребности

8) индивид

 

 

ПОНЯТИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Индивид Отдельно взятый представитель человеческого рода
... Человек как субъект социальных отношений

 

ПОНЯТИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Отдельно взятый представитель человеческого рода
Личность Особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении

Часть 2

Текст 5 Тема: Человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Человек принадлежит к животному царству и подчиняется биологическим законам; более того, как телесно-материальное образование он – как любой вид материи – подвержен вещественным и энергетическим воздействиям. Но человек обладает мышлением, речью и сложной структурой мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ценностных установок. В поведении человека присутствуют биологические инстинкты, но они контролируются законами сообщества людей. Поведение же животных жёстко запрограммировано системой условных и безусловных рефлексов, не дающей им возможности выйти за рамки своего биологического естества. Каким бы сложным ни казалось нам поведение животного, оно остаётся поведением инстинктивно-биологическим.

Обратимся в подтверждение к примеру жизни человека, имеющего большой авторитет в философской антропологии. Мы имеем в виду Иммануила Канта. От рождения он был таким слабым и болезненным, что его жизнеспособность вызывала у окружающих большие сомнения. Кант же смог так организовать свою жизнь, так неукоснительно следовать им самим сформулированным принципам, что не только прожил восемьдесят лет, но и явил пример преданнейшего служения науке.

С другой стороны, природные задатки способствуют интеллектуальному развитию людей, во многом определяют их склонность к творческим формам деятельности. Таким образом, в понимании человека важно избегать двух крайностей: «биологизации» и «социализации» человеческой природы.

И всё же нельзя утверждать, что человек обладает двумя самостоятельными сущностями. Сущность человека едина, и её образует совокупность надприродных свойств, благодаря которым мы преодолеваем свою биологическую определённость. Свобода воли, проявляющаяся в способности выбирать свою судьбу, пути своей жизни, – главное и основное из этих свойств человека. Смысл жизни человека как раз и заключается в том, чтобы самостоятельно, усилием своей воли преодолевать или пытаться преодолеть все сопротивления и обстоятельства, реализуя свою жизненную программу. В этом случаечеловек становится действительно свободным, поскольку способен властвовать над внешними обстоятельствами иусловиями.(В. Кузнецов, К. Момджян и др.)

 

1) Авторы пишут о том, что сближает человека с животным миром и чем человек от животного отличается. Приведите любые два признака сходства и любые два отличительных признака, указанных в тексте.

 

 

2) Какой смысл авторы вкладывают в понятие «свобода человека»? Можно ли приведённый ими пример из жизни И. Канта рассматривать как проявление свободы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст.

 

 

3) Авторы считают, что смысл жизни человека заключается в реализации своей жизненной программы, зачастую вопреки существующим обстоятельствам. Опираясь на обществоведческие знания и факты социальной жизни, приведите три примера преодоления людьми негативных обстоятельств на пути реализации ими своих жизненных целей.

 

 

4) Каких двух крайностей, согласно мнению авторов, важно избегать в понимании человека? Укажите любые три негативных последствия, к которым может привести и та и другая крайности.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мышление»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных операциях (приёмах) мышления, и одно предложение, раскрывающее творческий характер мышления.

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Приведите три примера проявления человека как личности.

 

К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих от­ношений с помощью трех примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: