Система стандартов охраны природы




• обеспечение сохранности природных комплексов;

• содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;

• содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью ОПС;

• совершенствование управления качеством ОПС в интересах человечества.

Значительные изменения в системе стандартизации в РФ произошли с введением федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В ст. 2 этого закона впервые введено определение «технический регламент» – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Действие технических регламентов распространяется и на защиту жизни или здоровья граждан, охрану окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений (ст. 7). Сами нормативы как технические нормы не входят непосредственно в содержание закона (поскольку не относятся к правовым нормам), а публикуются в специальных изданиях. Все эти условия не распространяются на технические регламенты, условия разработки, принятия и отмены которых носят комплексный характер (ратифицированные международные договоры, правовые акты Государственной Думы, Президента и Правительства РФ).

Технический регламент, принимаемый федеральным законом или постановлением Правительства РФ, вступает в силу не ранее чем через шесть месяцев со дня его официального опубликования (согласно п. 10 ст. 7 ФЗ «О техническом регулировании»). Принятию регламента предшествует процедура обсуждения его проекта с учетом информирования и доступа всех заинтересованных лиц в установленные законом сроки.

При регулировании отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования можно выделить технические регламенты прямого и опосредованного действия. Распоряжением Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 1421-р была утверждена Программа разработки технических регламентов на 2004–2006 гг., которая предполагала, в частности, разработку технических регламентов «экологической тематики», однако эти документы до настоящего времени существуют лишь в виде проектов.

Экологическая стандартизация. ФЗ «Об охране окружающей среды» стандартизации отводится одно из ведущих мест в системе управления природоохранной деятельностью и регулировании природопользования. Действующая в настоящее время система государственных стандартов и иных нормативных документов в области ООС устанавливает:

• требования, нормы и правила в области охраны ОС к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;

• ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на ОС;

• порядок организации деятельности в области ООС и управления такой деятельностью.

В п. 3 ст. 29 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено требование соблюдения требований, норм и правил в области ООС в государственных стандартах (национальных согласно ФЗ «О техническом регулировании») на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, технологические процессы, хранение, транспортировку, использование такой продукции (в том числе после перехода ее в категорию отходов производства и потребления). Законом юридически закреплены: основные требования к нормативам качества, виды нормативов качества, органы, их утверждающие, обязанности их выполнения и соблюдения, последствия за невыполнение.

Общегосударственные стандарты (ГОСТ), регулирующие вопросы охраны природы, появились в СССР в 70-х годах ХХ в. Это документы серии 17 согласно действующему классификатору.

Первый документ (ГОСТ 17.0.0.01-76. Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения) стал основополагающим документом для всех последующих стандартов данного направления. В нем было сформулировано определение охраны природы как системы мер, направленной на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и ОПС, обеспечивающей сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающей прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности общества на природу и здоровье человека. Были сформулированы назначение и основные задачи системы стандартов охраны природы; система стандартов разрабатывалась в таких целях, как:

• обеспечение сохранности природных комплексов;

• содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;

• содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью ОПС;

• совершенствование управления качеством ОПС в интересах человечества.

С момента появления первых документов по экологической стандартизации произошли значительные преобразования в системе стандартизации в целом. Это не могло не отразиться и на документах по охране природы. Так, в настоящее время ГОСТы носят рекомендательный характер. Появились новые направления деятельности, которые ранее были достаточно слабо представлены в системе стандартов охраны природы (в первую очередь – управление природопользованием). Значительное влияние на развитие экологической стандартизации в целом оказывает международное сотрудничество. Это выражается как в появлении абсолютно новых ГОСТов, так и в пересмотре (вплоть до приостановления и отмены) действующих.

В ФЗ «Об охране окружающей среды» стандартизации отводится одно из ведущих мест в системе управления природоохранной деятельностью и регулировании природопользования. Действующая в настоящее время система государственных стандартов и иных нормативных документов в области ООС устанавливает:

• требования, нормы и правила в области охраны ОС к продукции, работам, услугам и соответствующим методам контроля;

• ограничения хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения ее негативного воздействия на ОС;

• порядок организации деятельности в области ООС и управления такой деятельностью.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: